Главные вкладки

    Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

     

    Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение.

     

    Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka._griby_ih_raznoobrazie_i_stroenie.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Грибы, их разнообразие и строение.

    Роль грибов в природе и жизни человека.

    Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов»

    (конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании)

    Автор: Столчнева М.Д., учитель  начальных классов

    Предмет: окружающий мир (3 класс), урок изучение и первичного закрепления новых знаний.

    Тема урока: Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов.

    Продолжительность: 45 мин (1 урок)

    Класс: 3 класс.

    Технологии: ИКТ (презентация).

    Конспект урока.

    Цели урока: сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве живой природы.

    Задачи:

    1. Ознакомить с грибом как с особым организмом; со способом питания шляпочных грибов; с особенностями строения плодовых тел; с их разнообразием.
    2. Расширить и систематизировать знания о грибах.
    3. Формировать представление о роли грибов в жизни растений и животных леса.
    4. Обогащать знания и словарный запас учащихся.
    5. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе и своему здоровью.

    Оборудование: презентация о грибах, корзина с муляжами грибов, карточки с названиями деревьев и грибов, тест.

    План.

    1. Организационный момент.

    2.Актуализация знаний.

    3.Сообщение темы и цели урока.

    4.Изучение нового материала.

    5. Физкультминутка.

    6. Повторение и закрепление изученного материала.

    7. Тест.

    8. Итог урока.

    9. Домашнее задание.

    Ход урока.

    1.Организационный момент.

    - Отгадайте загадку.

    Стоит Антошка
    На одной ножке,

    Сам маленький,
    А шляпа большая. (
    Гриб)

    - Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о Царстве грибов, но вначале вспомним о том, какая бывает природа.

    2. Актуализация знаний.

    - Какая бывает природа? (Живая и неживая)

    - Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце, камни…)

    - Что относится к живой природе? (животные, растения, микроорганизмы и др.)

    - Назовите признаки живых существ. (Питание, движение, дыхание, размножение, рост и развитие, смерть).

    - К какой природе, мы отнесем грибы? Докажите. (Грибы относятся к  живой природе: они растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.)

    3. Сообщение темы и целей урока.

    –Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир Грибного царства. Из этого путешествия вы узнаете, какие грибы встречаются в природе, узнаете строение грибов, познакомитесь с их ролью и значением в природе и в жизни человека, научитесь мероприятиям по охране грибного царства.

    - Представим себя в летнем лесу, в котором много грибов.(Слайд 1.)

    - Что такое гриб? (Слайд 2) (Ответы)  

    Гриб - особый организм не образующий цветов, семян и размножающийся спорами.

    - Можно ли гриб отнести к растению? (Ответы)

    - А что такое растение? (Ответы)

    - Растение - организм, развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из почвы и воздуха, имеющий ствол, корни, листья, цветы, плоды с семенами.

    - Что относится к растениям? (Деревья, кусты, травы)

    2) - Сейчас поиграем в игру «Отгадай». У нас есть царство растений и царство грибов.
    Внимательно слушайте названия данных представителей и определите, куда они относятся,
    Слайд № 3

    Венерин башмачок, груздь, маслёнок, рябина, кувшинка, опёнок, черника, сыроежка. (Ответы учащихся).

    Мы с вами получили такую таблицу.

    Слайд № 4

    Царство      растений    

    Царство грибов 

    Венерин башмачок

    груздь

    рябина

    маслёнок

    кувшинка

    опёнок

    черника

    сыроежка

    4. Изучение нового материала.

    - Назовите представителей царства грибов еще раз, которые мы  поместили в таблицу. (Груздь, масленок, опенок, сыроежка).

    1) Строение гриба. Работа по учебнику. С.118 – 119.

    - Как вы определили, что это грибы?
    ( У грибов есть шляпка и ножка.)

    Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. А теперь послушайте, как правильно в науке говорят про гриб. Слайд № 5 (строение гриба).

    Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве – это подземная часть гриба, состоит он из белых тонких ветвящихся нитей - грибницы, или мицелия.

    Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.

    Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела, а мы их привыкли называть грибами.

    2) Разнообразие грибов.

    - Около 120 тысяч грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, на камнях, на растениях, в домах, на старых кострищах в лесу. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 видов опасны для человека.  Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разнообразный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют шляпочные грибы (белый гриб). (Слайд 6)

    Все грибы делятся на шляпочные и не шляпочные. К шляпочным грибам относятся маслята, боровики, подосиновики. К не шляпочным грибам – относятся гриб трутовик, плесень. У всех грибов шляпочных и не шляпочных имеются плодовые тела и грибницы. Плодовое тело находится на поверхности почвы, а грибница – в почве. (Слайд 7).

    Шляпочные грибы имеют шляпку и ножку. Если перевернуть шляпку и посмотреть на нее, то у одних грибов можно увидеть трубочки, у других пластинки. Те грибы, у которых трубочки, называются трубчатыми грибами, а те грибы, у которых пластинки, называются пластинчатыми грибами. (Слайд 8)

    Если снять шляпку и положить на поверхность темного стола, то можно увидеть через сутки белые маленькие палочки – это споры. (Слайд 9) С помощью спор гриб размножается. Споры очень легки, созревая, они высыпаются и разносятся ветром по лесу. Еще помогают  размножаться грибам и животные. Зайцы, белки съели гриб вместе со спорами. Споры не перевариваются в кишечнике животного и выходят наружу вместе с пометом.

    Для прорастания споры необходимы: тепло, почва, влага. И спора начинает прорастать, образуя грибницу. Затем на грибнице появляются маленькие плодовые тела. Вот из них вырастает большой гриб.

    Есть грибы похожие на бокальчики - грибы - чаши (алеврия).

    Среди грибов необычной формы попадаются рогатики.

    Грибы, похожие на вязаные шапочки (сморчок).

    На деревьях в лесу мы часто видим трутовики, напоминающие копытца, раковины, маленькие полочки, подвешенные друг над другом.(Слайд 10).

    Слайды № 11,12

    - Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые, паразиты и хищники. Размеры грибов тоже самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их 1,5 метра (дождевики). А у грибов - малюток всего 1 миллиметр, а некоторые из них можно разглядеть только под микроскопом (дрожжевые грибы, микроскопическая плесень).

    3) Проверка первичного восприятия. Ответы на вопросы

    1.Работа в рабочей тетради (с.54 №1)(рисование схемы строения гриба):

    - Как называется та часть у гриба, которая находится на поверхности почвы? (Плодовое  тело.)

    - Как называется та часть у гриба, которая находится в почве? (Грибница.) Подпишите на рисунке.

    - А плодовое тело у шляпочного гриба что имеет? (Шляпку и ножку.) Подпишите.

    - Как называется гриб, который имеет трубочки на шляпке (Трубчатый.)

    - Как называется гриб, который имеет пластинки на шляпке? (Пластинчатый.)

    Проверка по слайду № 13. Строение гриба.

    2.Фронтальный опрос

    - А в наших лесах растут грибы? (Да).

     - Какие грибы растут в наших лесах? (Ответы)

    Как называют  людей, которые любят и умеют собирать грибы? (Грибник, грибница) Слайд № 14

    Кроме того, что грибница- 1)это белые тонкие ветвящиеся нити (гриб), 2) это ещё любительница собирать грибы, 3) ещё это - теплица для выращивания грибов и 4) грибная похлёбка.

    Прежде, чем идти в лес, сначала нужно узнать правила грибника.

    - Какие правила сбора грибов вы знаете? (Ответы)

    - А теперь послушайте, какие правила надо соблюдать при сборе грибов. (Слайд 15).(Правила в приложении № 1)

    5. Физкультминутка. «Белый гриб».

    - Пора идти за грибами. Проведём физкультминутку.

    Мы шли, шли, шли,

    Белый гриб нашли.

    Раз — грибок, два — грибок -

    Положили в кузовок

     6. Повторение и закрепление изученного материла.

    1. Загадки.

     - Вот мы с вами и насобирали грибов.

    А вот какие именно мы с вами сейчас попробуем отгадать. Слайд № 16. (У учителя корзинка с грибами (муляжи). Загадки, после отгадывания из корзины достаются грибы - отгадки)

    Лета первая примета -
    Под берёзой в холодке,
    Гриб коричневого цвета
    на пятнистом корешке.
    (Подберёзовик)

    Под деревцем, под осинкой
    Стоит мальчик-с-пальчик,
    На нём сер кафтанчик,
    Красна шапочка.
    (Подосиновик)

    Я была в лесу.
    Поймала лису,
    Домой несу.
    Отварю, посолю,
    А зимой похвалю. (Лисичка)

    - Действительно хороши грибочки. В наших лесах растут грузди, белые грибы, рыжики, свинушки, сыроежки, сморчки, подберёзовики, лисички, подосиновики, шампиньоны.

    - Назовите их одним словом. (Съедобные грибы).

     - А про этот гриб забыли!

    Слайд № 17 (загадка открывается, отгадка - мухомор)

    Под зелёной ёлкой
    Спрятался Ермолка.
    На красной одёжке.
    Белые горошки.

    - Что же мы его не сорвали? Посмотрите, какой он красивый и нарядный!

    Гриб с яркой красной шляпкой и с белыми пятнами – один из красивейших лесных жителей, но при этом является и самым ядовитым. Но, если для кого-то этот красавец представляет смертельную опасность, то для оленей и лосей он служит лекарством, которое помогает им избавиться от глистов. При необходимости, эти крупные животные легко находят нужный гриб и с удовольствием его съедают.

    - Какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Ответы детей)

    К несъедобным грибам относятся: мухомор, говорушка белая, бледная поганка.

    2. Связь дерева и гриба (на доске - карточки).

    - Почему грибы называют подосиновик, подберёзовик? (Потому что они растут под осиной, под берёзой.)

    - Многие грибы «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Если вы внимательно слушали, то сейчас должны сказать, какие грибы и деревья «дружат» между собой.

    Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.

    Подосиновик любит сырые осинки. Другие грибы попрятались, не видать. А этот пожалуй, торчит из травы как яркая пуговка.

    Лисичек особенно много в сырое лето. Высыпают они ярко – оранжевыми дорожками среди зеленого мха.

    Подберезовик ищи под березами.

    Сыроежки, как цветы, рассыпаны по всему лесу в изобилии. И шляпки у них бывают всех цветов радуги.

    Груздь – мечта грибника. Он ловко маскируется под бугорки, кочки, опавшую листву. Особенно много груздей там, где березняк сходится с ельником.

    Хвойные молодые посадки – любимое место маслят.

    В сосновых и еловых лесах, растут колониями рыжики.

    Опята – необычные грибы. Все грибы растут на земле, а эти – на пнях и деревьях.

    А самый вкусный и душистый гриб – боровик (белый гриб). Растет он в березовых, сосновых, и дубовых лесах. Ножка у него толстая, шляпка мясистая, темно – бурая.

    Но опасайся несъедобных, ядовитых грибов: бледную поганку, ложных опят, ложных лисичек, ложных груздей!

    Учись у взрослых отличать съедобные грибы от несъедобных.

    - Подберите к каждому дереву грибы.

    На доске рисунки грибов с подписями и деревьев: груздь, белый гриб, рыжик, подберёзовик, маслёнок, подосиновик; берёза, осина, ель, сосна, дуб (Приложение 2).

    3. Питание грибов. Слайд № 18.

    - Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них органические вещества (готовый сахар). Гриб же даёт дереву минеральные вещества, которые он берёт из почвы. Гриб не может существовать без дерева. Например, если грибницу белого гриба пересадить от дерева, то белый гриб погибнет, так как не будет получать питательные органические вещества.

    - В какие цвета окрашены плодовые тела? (Ответы детей)

    - Плодовые тела окрашены в самые разные цвета. Но у них практически отсутствует зелёный цвет. Значит, грибы не могут, подобно растениям, перерабатывать солнечную энергию и углекислый газ в питательные вещества. Грибы не обеспечивают себя продуктом питания. Грибы питаются готовыми органическими веществами от деревьев.

    - Рассмотрите рисунок в учебнике на с.119, назовите грибы, которые там изображены. Почему они занесены в Красную книгу?

    - Зачем нужно охранять грибы? (Грибы нужны растениям, и наоборот)

    - Представьте, что все растения и грибы зелёного цвета. Скучно как-то! То ли дело разнообразие цветов, яркие краски - жёлтые, красные, фиолетовые, оранжевые, синие, розовые, голубые. Красота! Слайд № 19-20 (разноцветные грибы).\

    7. Тест.

    - Ответьте на вопросы теста и я узнаю, как вы поняли материал. Слайд № 21 (Тест)

    Детям раздаются тесты.

    1. Как называется часть гриба, которая находится на поверхности почвы?
    2. Напиши 3 съедобных гриба.
    3. Питаются ли люди сморчками?
    4. Какой гриб можно есть сырым?
    5. Под какими деревьями растёт белый гриб?   (ответы к тесту)

    8. Итог урока.

    - Пора выбираться из леса. Хорошо было в лесу?

    - О чём мы говорили на уроке?

    - Что такое гриб?

    - Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

    Оценивание учащихся за работу на уроке.

    9. Домашнее задание: Рассказ о грибах. Нарисовать дерево и гриб, которые «дружат» между собой.

    Приложение № 1.

    1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
    2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца может высохнуть и погибнуть.
    3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
    4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный яд для человека.
    5. НЕЛЬЗЯ собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий,  в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
    6. Не порть ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что есть среди них лекарство для зверей

    Приложение № 2.

    ГРУЗДЬ

    БЕЛЫЙ ГРИБ

    РЫЖИК

    ПОДБЕРЕЗОВИК

    МАСЛЕНОК

    ПОДОСИНОВИК

    БЕРЕЗА

    ОСИНА

    ЕЛЬ

    СОСНА

    ДУБ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

    На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

    Презентация "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов".

    Презентация к уроку Кубановедения в 3 классе: "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов"....

    Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.

    Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....

    проект "Роль воды в природе и жизни человека. "

    Свойства воды  и три её состояния...

    Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

    Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

    Урок кубановедения по теме: "Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов"

    Урок кубановедения для 3 класса практической направленности. В ходе урока дети учатся различать съедобные и несъедобные грибы и правила их сбора....

    Урок по окружающему миру по теме "Роль леса в природе и жизни человека" в 4 классе

    Открытый урок  по  окружающему  миру  по теме "Роль леса  в  природе и  жизни  человека", в  4 классе  с  применением  сингапурски...