Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ (1 класс).
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Индивидуальная адаптированная программа по математике А. Л. Чекина (1 класс) для детей с ограниченными возможностями - 7.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.2-matematika-bardina_a._m.doc | 407.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по математике рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373), примерной программы начального общего образования (стандарты второго поколения, М., «Просвещение», 2009), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2), авторской программы Чекина А.Л., рекомендательного письма МО РМ от 12.04.2010 №1718 и Приказа МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях РМ» №904 от 16.08.2011.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету «Математика».
Учебно-методический комплект представлен пособиями:
Чекин А.Л. Математика. 1 класс. Учебник. Часть 1, 2— М.: Академкнига/Учебник, 2015
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. — М.: Академкнига/Учебник. 2018
Содержание данного УМК оответствует ФГОС НОО. Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, № 1.1.2.1.8.1. (перечень утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 31 » марта 2014 г. № 253) и имеет гриф «Рекомендовано» Министерством образования и науки РФ.
Предмет «Математика» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Программа по математике отражают специфику обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, наличием тяжелой речевой патологии, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности.
В структуре дефекта детей с задержкой психического развития обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Для них характерна познавательная пассивность, повышенная утомляемость при интеллектуальной деятельности, замедленный темп формирования обобщенных знаний и представлений об окружающем мире, бедность словаря и недостаточный уровень развития связной речи. Нарушения в речи отрицательно влияют прежде всего на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с ЗПР страдают не только вербальный интеллект, вербально-логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции, в частности зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие и др., особенно более высокие эволюционные уровни гнозиса - обобщённое, абстрактное восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее.
Обучение математике в 1 классе связано с формированием словесной речи учащихся. Поэтому, обучая математике, нужно развивать устную и письменную речь учащихся. От учащихся необходимо требовать (по возможности) правильного произношения математических терминов, правильной грамматической структуры предложений. Весь речевой материал учащиеся должны понимать и по возможности проговаривать. Обучающиеся с ЗПР нуждаются в специальной работе, направленной на расширение их кругозора, развитие познавательных интересов, активизацию мыслительной деятельности, формирование всех сторон устной речи. С этой целью данная рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность.
Данная программа разработана с учётом:
- речевого онтогенеза;
- структуры речевого дефекта;
- основных общедидактических принципов обучения (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данных психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия.
2. Сравнение основной и адаптированной образовательных программ
1. Рабочая программа по курсу «Математика» рассчитана на учащихся 1 класса. 2. Цель программы: 1) математическое развитие младших школьников. 2) формирование системы начальных математических знаний. 3) воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. 3. Задачи: - развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; - развитие пространственного воображения; - развитие математической речи; - формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; - формирование умения вести поиск информации и работать с ней; - формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; - развитие познавательных способностей; - воспитание стремления к расширению математических знаний; - формирование критичности мышления; - развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. | 1. Адаптированная рабочая программа по курсу «Математика» рассчитана на учащихся 1 класса с задержкой психического развития (ЗПР). 2. Цель программы: 1) обучение детей с ТЗПР в соответствии с образовательными стандартами начального общего образования на доступном для них уровне и материале. 2) математическое развитие младших школьников. 3) формирование системы начальных математических знаний. 4) воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. 3. Задачи: - развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; - развитие пространственного воображения; - развитие математической речи; - формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; - формирование умения вести поиск информации и работать с ней; - формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; - развитие познавательных способностей; - воспитание стремления к расширению математических знаний; - формирование критичности мышления; - развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. 4. Коррекционно-развивающие задачи: - расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки; - восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; -обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности; - систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; - уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи; -улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности; - активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов изближайшего окружения ученика); - создание эмоционального комфорта, доброжелательной, доверительной атмосферы в классе 5.Основные направления коррекционной работы: - активизация познавательной деятельности и усвоенных ранее знаний и умений детей; - развитие активного и пассивного словаря, лексико-грамматического строя и связной речи учащихся; - усиление практической направленности изучаемого материала, опора на жизненный опыт ребенка: - создание эмоционального комфорта, доброжелательной, доверительной атмосферы в классе 6.Ведущие принципы: - гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ребенка, учет его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении и общении со сверстниками и взрослыми; - коррекционно-развивающей направленности: ориентация на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - деятельности: овладение обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами учебной деятельности; - дифференциации и индивидуализации; - системности: системный подход к оценке предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания - психологической комфортности. |
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Рабочая программа по математике составлена на основе на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
4. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план МОУ «Лицей № 7» отводит 132 часа для обязательного изучения учебного предмета «Математика» в 1 классе, из расчета 4 учебных часа в неделю.
5. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Одним из результатов обучения математике является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
6. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Основная образовательная программа | Адаптированная образовательная программа |
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать- решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач. | На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать- решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач. |
7. ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЗПР
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: здоровьесберегающей, игровой и технологии создания ситуации успеха на уроке, ИКТ, проблемного диалога, технология продуктивного чтения и оценивания. Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: коллективные, фронтальные, парные, групповые и индивидуальные.
Организация работы на уроках строится с учетом следующих требований:
- систематическая работа над развитием психических процессов и речи: преодоление нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связной речи;
- новый материал строится и преподается предельно доступно и развернуто, логически и грамматически связно и эмоционально окрашено;
- материал подается небольшими дозами, с постепенно нарастающим усложнением;
- применяются частые повторения и закрепление материала;
- чередование видов деятельности, способствующее сохранению достаточного уровня работоспособности;
- используется большое количество раздаточного материала, наглядности;
- практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
- используются упражнений на развитие и совершенствование статической, динамической координации движений, в том числе и артикуляционного аппарата.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению предмета в школе.
Уроки проводятся с применением таких современных образовательных технологий, как:
- Здоровьесберегающие технологии: равномерное распределение во время урока различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутка – физкультура для мышц тела), определение времени подачи сложного учебного материала, нормативное применение ТСО.
- Игровые технологии (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности). Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Учащиеся лучше усваивают материал в игре. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
- Обучение в сотрудничестве (командная работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Требования к проведению контрольных работ:
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ТНР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
8. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа и величины (34 ч)
Числа и цифры.
Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Числа и цифры от 1 до 9. Первый, второй, третий и т.д. счет предметов. Число и цифра 0. Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел: знаки > , <, =. Однозначные числа. Десяток. Число 10. Счет десятками. Десяток и единицы. Двузначные числа. Разрядные слагаемые. Числа от 11 до 20, их запись и названия.
Величины.
Сравнение предметов по некоторой величине без ее измерения: выше -ниже, шире - уже, длиннее - короче, старше - моложе, тяжелее - легче. Отношение «дороже - дешевле» как обобщение сравнений предметов по разным величинам.
Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше – позже, продолжительность (длиннее - короче по времени). Понятие о суточной и годовой цикличности: аналогия с движением по кругу.
Арифметические действия (41ч)
Сложение и вычитание.
Сложение чисел. Знак «плюс» (+). Слагаемые, сумма и ее значение. Прибавление числа 1 и по 1. Аддитивный состав числа 3, 4 и 5. Прибавление 3, 4, 5 на основе их состава. Вычитание чисел. Знак «минус» (-). Уменьшаемое, вычитаемое, разность и ее значение. Вычитание числа 1 и по 1. Переместительное свойство сложения. Взаимосвязь сложения и вычитания. Табличные случаи сложения и вычитания. Случаи сложения и вычитания с 0. Группировка слагаемых. Скобки. Прибавление числа к сумме. Поразрядное сложение единиц. Прибавление суммы к числу. Способ сложения по частям на основе удобных слагаемых. Вычитание разрядного слагаемого. Вычитание суммы из числа. Поразрядное вычитание единиц без заимствования десятка. Увеличение (уменьшение) числа на некоторое число. Разностное сравнение чисел. Вычитание суммы из числа. Способ вычитания по частям на основе удобных слагаемых.
Сложение и вычитание длин.
Текстовые задачи (11 ч)
Знакомство с формулировкой арифметической текстовой (сюжетной) задачи: условие и вопрос (требование). Распознавание и составление сюжетных арифметических задач. Нахождение и запись решения задачи в виде числового выражения. Вычисление и запись ответа задачи в виде значения выражения с соответствующим наименованием.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры (30ч)
Признаки предметов. Расположение предметов.
Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего-либо, между одним и другим. Спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют).
Геометрические фигуры и их свойства.
Первичные представления об отличии плоских и искривленных поверхностей. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, треугольником, прямоугольником. Распознавание формы данных геометрических фигур в реальных предметах. Прямые и кривые линии. Точка. Отрезок. Дуга. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Замкнутая линия как граница области. Внутренняя и внешняя области по отношения к границе. Замкнутая ломаная линия. Многоугольник. Четырехугольник. Симметричные фигуры.
Геометрические величины (8 ч)
Первичные представления о длине и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше - ближе» и «длиннее - короче».
Длина отрезка. Измерение длины. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины. Соотношение между дециметром и сантиметром (1дм=10см). Сравнение длин на основе их измерения.
Работа с данными (8 ч)
Таблица сложения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Таблица сложения как инструмент выполнения действия сложения над однозначными числами.
9. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основная образовательная программа | Адаптированная образовательная программа |
Числа и величины (28 ч) | Числа и величины (28 ч) |
Арифметические действия (48ч) | Арифметические действия (48ч) |
Текстовые задачи (12 ч) | Текстовые задачи (12 ч) |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры (28ч) | Пространственные отношения. Геометрические фигуры (28ч) |
Геометрические величины (8 ч) | Геометрические величины (8 ч) |
Работа с данными (8 ч) | Работа с данными (8 ч) |
10. Разделы, темы и количество часов в адаптированной программе по курсу «Математика», 1 класс остаются без изменений.
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечания | |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методический комплект: 1. Чекин А.Л. Математика. 1 класс. Учебник. Часть 1, 2— М.: Академкнига/Учебник, 2014 2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. — М.: Академкнига/Учебник. 2015 | К К К К Д | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ | |
2. | Печатные пособия | ||
Таблицы по математике (1класс) Наглядно-дидактический материал по математике. 1 класс Таблица классов и разрядов Карточки с математическими заданиями. 1-3 классы Раздаточный дидактический материал по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» Наглядный дидактический материал по математике. 1-2 классы Набор счетного материала | Д Д Д Д К Д Д | Многоразового использования | |
3. | Технические средства обучения (ТСО) | ||
Классная доска с набором магнитов для крепления карт и таблиц Персональный компьютер Проектор | Д Д Д | ||
4. | Демонстрационные пособия | ||
Набор игрушек для счета Набор объемных геометрических фигур Электронное приложение к учебнику «Математика». 1 класс Презентации к урокам курса | Д Д Д Д |
| |
5. | Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. | Ф П | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К — полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П — комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).
Приложение 1
12. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основная образовательная программа | Адаптированная образовательная программа |
Личностные результаты. Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться: - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; - владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений: а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.); б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно; в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий; - проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; - выполнять действия по заданному алгоритму; - строить логическую цепь рассуждений; Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа: Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач. Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений: читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
по предмету «Математика» к концу 1-го года обучения: Учащиеся научатся: читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;
Обучающиеся получат возможность научиться:
| Личностные результаты. Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться: - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; - владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений: а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.); б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно; в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий; - проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; - выполнять действия по заданному алгоритму; - строить логическую цепь рассуждений; Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа: Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач. Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений: читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 1-го года обучения: Учащиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
представлять информацию в таблице. |
Приложение 2
13. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
Начала геометрии | |||||
1. | Здравствуй, школа! | 1 | Выполнение заданий с использованием материальных объектов (указателей, фишек и др.). Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Сравнение и классификация объектов по цвету, форме, размеру. Выполнение действий по инструкции учителя. Установление направления движения по горизонтали и вертикали (налево, направо, вверх, вниз). Определение очередности элементов при заданном порядке их расположения. Выполнение геометрических построений (отрезки, дуги, прямые, кривые). | 03.09-07.09 | |
2. | Этот разноцветный мир. | 1 | |||
3. | Одинаковые и разные по форме. | 1 | |||
4. | Слева, справа, вверху, внизу. | 1 | |||
5. | Над, под, левее, правее, между. | 1 | 10.09-14.09 | ||
6. | Плоские геометрические фигуры. | 1 | |||
7. | Прямые и кривые. | 1 | |||
8. | Впереди и позади. | 1 | |||
9. | Точки. | 1 | 17.09-21.09 | ||
10. | Отрезки и дуги. | 1 | |||
11. | Направления. Налево и направо. | 1 | |||
12. | Вверх, вниз. | 1 | |||
13. | Больше, меньше, одинаковые. | 1 | 24.09-28.09 | ||
14. | Первый и последний. Следующий и предшествующий. Самостоятельная работа. | 1 | |||
Числа 0, 1 и 2 | |||||
15. | Один и несколько. | 1 | Выполнение заданий с использованием материальных объектов (кубиков, указателей, фишек и др.). Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Выполнение геометрических построений (пересекающиеся и непересекающиеся линии). Сравнение и классификация объектов по цвету, форме, размеру. Составление математических записей на основе рисунков. Установление отношений: больше, меньше, поровну. Графическое начертание цифр 0, 1, 2. | ||
16. | Число и цифра 1. | 1 | |||
17. | Пересекающиеся линии и точка пересечения. | 1 | 01.10-05.10 | ||
18. | Один лишний. Один и ни одного. | 1 | |||
19. | Число и цифра 0. | 1 | |||
20. | Непересекающиеся линии. | 1 | |||
21. | Пара предметов. | 1 | 08.10-12.10 | ||
22. | Число и цифра 2. Самостоятельная работа. | 1 | |||
23. | Больше, меньше, поровну. | 1 | |||
24. | Знаки >, <, =. | 1 | |||
Числа 3, 4 и 5 | |||||
25. | Число и цифра 3. | 1 | Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (кубиков, указателей, фишек и др.). Выполнение геометрических построений (ломаная, треугольник, многоугольник). Сравнение геометрических фигур на основе выделения существенных признаков. Выполнение действий по образцу. Графическое начертание цифр 3, 4, 5. Установление временных отношений (части суток, времена года). Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности (последовательность смены событий). Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах. | 15.10-19.10 | |
26. | Пересекающиеся и непересекающиеся линии. | 1 | |||
27. | Замкнутые и незамкнутые линии. | 1 | |||
28. | Ломаная линия. Замкнутая ломаная линия. | 1 | |||
29. | Внутри, вне, на границе. Замкнутая ломаная и многоугольник. | 1 | 22.10-26.10 | ||
30. | Треугольники. | 1 | |||
31. | Число и цифра 4. | 1 | |||
32. | Раньше и позже. Части суток и времена года. | 1 | |||
33. | Число и цифра 5. Самостоятельная работа. | 1 | 06.11-09.11 | ||
Сложение | |||||
34. | Сложение и знак «+». | 1 | Моделирование ситуации арифметическими и геометрическими средствами. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (кубиков, указателей, фишек и др.). Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Выполнение действий по образцу. Графическое начертание цифр 6, 7, 8, 9. Выполнение арифметических вычислений (прибавление числа 2, 3, 4). Составление рассказа по рисунку и математической записи. Самоконтроль правильности выполнения арифметических действий с помощью схем и рисунков. Визуальное сравнение объектов по высоте и длине. | ||
35. | Сложение и знак «+». | 1 | |||
36. | Слагаемые и сумма. | 1 | 12.11-16.11 | ||
37. | Слагаемые и значение суммы. | 1 | |||
38. | Выше и ниже. | 1 | |||
39. | Прибавление числа 1. | 1 | |||
40. | Прибавление числа 1. | 1 | 19.11-23.11 | ||
41. | Число и цифра 6. | 1 | |||
42. | Число и цифра 6. | 1 | |||
43. | Шире и уже. | 1 | |||
44. | Прибавление числа 2. | 1 | 26.11-30.11 | ||
45. | Прибавление числа 2. | 1 | |||
46. | Число и цифра 7. | 1 | |||
47. | Число и цифра 7. | 1 | |||
48. | Дальше, ближе. | 1 | 03.12-07.12 | ||
49. | Прибавление числа 3. | 1 | |||
50. | Прибавление числа 3. Проверочная работа № 1. | 1 | |||
51. | Число и цифра 8. | 1 | |||
52. | Число и цифра 8. | 1 | 10.12-14.12 | ||
53. | Длиннее и короче. | 1 | |||
54. | Прибавление числа 4. | 1 | |||
55. | Прибавление числа 4. | 1 | |||
56. | Число и цифра 9. | 1 | 17.12-21.12 | ||
57. | Число и цифра 9. Самостоятельная работа. | 1 | |||
Однозначные числа | |||||
58. | Все цифры. Однозначные числа. | 1 | Определение состава однозначных чисел, запись изученных чисел в виде суммы двух слагаемых. Распознавание цифр (0 – 9). Выполнение заданий на основе рисунков и схем. | ||
Вычитание и сложение | |||||
59. | Итоговая работа за 1 полугодие. | 1 | Моделирование ситуации арифметическими и геометрическими средствами. Составление рассказа по рисунку и математической записи. Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (кубиков, указателей, фишек и др.). Выполнение арифметических вычислений (сложение и вычитание). Прогнозирование результатов вычислений. Описание взаимосвязи действий сложения и вычитания. Установление зависимости между компонентами арифметических действий. Самоконтроль правильности выполнения арифметических действий с помощью схем и рисунков. Визуальное сравнение объектов по высоте и длине. Измерение длины объекта путём последовательного откладывания мерки с соответствующей их фиксацией и подсчётом числа таких откладываний. Измерение длины предметов в сантиметрах с использованием линейки. | ||
60. | Прибавление числа 5. | 1 | 24.12-26.12 | ||
61. | Прибавление числа 5. | 1 | |||
62. | Число 10 и один десяток. Счёт до 10. | 1 | 09.01-11.01 | ||
63. | Счёт десятками. | 1 | |||
64. | Вычитание. Знак «-». | 1 | 14.01-18.01 | ||
65. | Разность и её значение. | 1 | |||
66. | Разность и её значение. | 1 | |||
67. | Уменьшаемое и вычитаемое. | 1 | |||
68. | Сложение и вычитание. | 1 | 21.01-25.01 | ||
69. | Сложение и вычитание. | 1 | |||
70. | Старше и моложе. | 1 | |||
71. | Вычитание числа 1. | 1 | |||
72. | Вычитание предшествующего числа. | 1 | 28.01-01.02 | ||
73. | Измеряй и сравнивай. | 1 | |||
74. | Измерение длины отрезка. Сантиметр. Самостоятельная работа. | 1 | |||
Двузначные числа | |||||
75. | Десяток и единица. | 1 | Моделирование ситуации арифметическими и геометрическими средствами. Составление рассказа по рисунку и математической записи. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (счётных палочек, фишек и др.). Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Определение числа разряда десятков и числа разряда единиц в записи двузначных чисел. Выполнение арифметических вычислений на основе переместительного свойства сложения. Прогнозирование результатов вычислений. Установление зависимости между значением второго слагаемого и номером строки в «Таблице сложения». Самоконтроль правильности выполнения арифметических действий с помощью «Таблицы сложения». | ||
76. | Разряд единиц и разряд десятков. | 1 | 04.02-08.02 | ||
77. | Сложение с числом 10. | 1 | |||
78. | Разрядные слагаемые. | 1 | |||
79. | Перестановка слагаемых. | 1 | |||
80. | Сложение числа 1 с однозначными числами. | 1 | |||
81. | Сложение числа 2 с однозначными числами. | 1 | 11.02-15.02 | ||
82. | Сложение числа 3 с однозначными числами. | 1 | |||
83. | Сложение числа 4 с однозначными числами. | 1 | |||
Задачи | |||||
84. | Задача. Условие и требование. | 1 | Сравнение текстов с целью выявления задачи. Выделение условия и требования в тексте задачи. Составление текста задачи по предложенному решению и по рисунку. Нахождение и запись решения задачи. Составление сумм, используя группировку слагаемых. Моделирование ситуаций, иллюстрирующих арифметическое действие и ход его выполнения. Выполнение арифметических действий по алгоритму (прибавление числа к сумме). Выполнение поразрядного сложения по алгоритму. Исследование ситуаций, требующих сравнения по продолжительности. | ||
85. | Задача. Условие и требование. | 1 | 25.02-01.03 | ||
86. | Задача и загадки. | 1 | |||
87. | Группировка слагаемых. Скобки. | 1 | |||
88. | Прибавление числа к сумме. | 1 | |||
89. | Продолжительность. Самостоятельная работа. | 1 | 04.03-07.03 | ||
90. | Поразрядное сложение единиц. | 1 | |||
91. | Задача. Нахождение и запись решения. | 1 | |||
92. | Задача. Нахождение и запись решения. | 1 | |||
93. | Задача. Вычисление и запись ответа. | 1 | 11.03-15.03 | ||
94. | Задача. Вычисление и запись ответа. Самостоятельная работа. | 1 | |||
«Таблица сложения» | |||||
95. | Прибавление суммы к числу. | 1 | Установление зависимости между значением второго слагаемого и номером строки в «Таблице сложения». Моделирование ситуаций, иллюстрирующих зависимости арифметических действий. Выполнение арифметических действий по алгоритму (прибавление по частям, прибавление суммы к сумме). Выполнение вычитания числа из суммы по алгоритму. Сравнение разных способов вычислений, выбор удобного способа. Прогнозирование результатов вычислений. Запоминание табличных случаем сложения. Установление закономерностей случаев сложения в «Таблице сложения» со случаями вычитания, выбор строки при вычислении разности. Самоконтроль правильности выполнения арифметических действий с помощью «Таблицы сложения». Сравнение геометрических фигур на основе выделения существенных признаков (четырёхугольник). Составление задач по рисунку с последующим её решением. | ||
96. | Прибавление по частям. | 1 | |||
97. | Сложение числа 5 с однозначными числами. | 1 | 18.03-22.03 | ||
98. | Прибавление суммы к сумме. | 1 | |||
99. | Прибавление суммы к сумме. | 1 | |||
100. | Сложение числа 6 с однозначными числами. | 1 | |||
101. | Сложение числа 6 с однозначными числами. | 1 | 03.04-05.04 | ||
102. | Сложение числа 7 с однозначными числами. | 1 | |||
103. | Сложение числа 7 с однозначными числами. | 1 | 08.04-12.04 | ||
104. | Сложение числа 8 с однозначными числами. | 1 | |||
105. | Сложение числа 9 с однозначными числами. Самостоятельная работа. | 1 | |||
106. | «Таблица сложения однозначных чисел». «Таблица сложения» и вычитание. | 1 | |||
107. | Многоугольники и четырёхугольники. | 1 | 15.04-19.04 | ||
108. | Вычитание однозначных чисел из 10. | 1 | |||
109. | Вычитание числа из суммы. | 1 | |||
110. | Вычитание разрядного слагаемого. | 1 | |||
111. | Поразрядное вычитание единиц. | 1 | 22.04-26.04 | ||
Разностное сравнение | |||||
112. | Больше на некоторое число. | 1 | Установление отношений «на … больше» и «на … меньше». Выполнение разностного сравнения чисел и длин отрезков. Моделирование ситуаций, иллюстрирующих арифметическое действие и ход его выполнения. Выполнение арифметических действий по алгоритму (вычитание суммы из числа, вычитание по частям). Сравнение разных способов вычислений, выбор удобного способа. Прогнозирование результатов вычислений. Самоконтроль правильности выполнения арифметических действий (сложения и вычитания). Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Решение простых задач, прогнозирование результата решения задачи. Измерение длины с использованием линейки. Запись результатов измерения длины в сантиметрах и дециметрах. Исследование ситуаций, требующих сравнения реальных предметов по массе и стоимости (тяжелее и легче, дороже и дешевле). Изображение симметричных фигур. | ||
113. | Меньше на некоторое число. Больше и меньше на некоторое число. | 1 | |||
114. | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | |||
115. 116. | Итоговая комплексная работа. | 2 | 29.04-03.05 | ||
117. | Вычитание суммы из числа. | 1 | |||
118. | Вычитание по частям. | 1 | |||
119. | Вычитание по одному. | 1 | 06.05-10.05 | ||
120. | Сантиметр и дециметр. | 1 | |||
121. | Сложение и вычитание длин. | 1 | |||
122. | Тяжелее и легче. Дороже и дешевле. | 1 | 13.05-17.05 | ||
123. | Симметричные фигуры. | 1 | |||
124. | Годовая проверочная работа. | 1 | |||
125. | От первого до двадцатого и наоборот. Числа от 0 до 20. | 1 | |||
126. | Сравнение, сложение и вычитание чисел. | 1 | 20.05-31.05 | ||
127. | Сравнение, сложение и вычитание чисел. | 1 | |||
128. | Геометрические фигуры. | 1 | |||
129. | Измерение длины. | 1 | |||
130. | Разные задачи. | 1 | |||
131. | Разные задачи. | 1 | |||
132. | Резервный урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс
рабочая программа по математике для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 1 класса на дому (индивидуальное обучение)...
Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ (ЗПР), 4 класс
Рабочая программа по математике для 4 класса, предназначена для обучения детей с огрниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития)....
Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ (1 класс).
Индивидуальная адаптированная программа по математике (1 класс) для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Рабочая программа по математике для детей с РАС (программа 8.2) 3 класс школа России
Рабочая программа по математике для детей с РАС (программа 8.2)...
Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ 2 класс
Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ 2 класс (68 часов)...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с ОВЗ 3 класс
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Математика» для 3 класса составлена на основе:Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;Методиче...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с ОВЗ 4 класс
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Математика» для 4 класса составлена на основе:Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;Методиче...