Задачи на встречное движение 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Задачи на встречное движение. 4 класс.Открытый урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задачи на встречное движение 4 класс | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок - семинар по математике 4 класс
Тема урока «Задачи на встречное движение»
Девиз урока: «Формулы-язык математиков.»
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.
Образовательные задачи:
-закрепить умение решать задачи на встречное движение, учить использовать рациональные способы устных вычислений.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к математическим знаниям;
-воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.
Развивающие задачи (УУД).
Регулятивные УУД:
- уметь организовывать свою деятельность;
-принимать и ставить учебно-познавательную задачу;
-строить логические рассуждения;
-планировать свои действия.
Познавательные УУД:
-учиться использовать схемы при решении задач.
Коммуникативные УУД:
-уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.
Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2007.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, карточки –формулы .
Ход урока:
1.Мотивация на учебную деятельность
Прозвенел уже звонок,
начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Ребята , у нас на уроке сегодня много гостей. Поприветствуйте, пожалуйста, их. ( поприветствовали )
А сейчас: проверим, как мы сидим:
-Руки (на месте)
-Ноги (на месте)
-Локти (у края)
-Спина (прямая)
Ну, конечно, не забывайте о настроении.
Оно должно быть у нас доброжелательным.
- А работать мы будем по следующему плану:
1. Сначала мы будем восхищаться вашим умением вычислять устно.
2.Настроиться на нужный лад нам поможет блиц – турнир (проверим теоретические знания)
3.Вытащим из тайников памяти кое-что ценное, используя математические формулы.
4.Продемонстрируем умение логически мыслить при решении задач.
5. Докажем старинную поговорку «Тише едешь, дальше будешь »
2. Актуализация знаний. Математическая разминка.
А) Слайд №1 Работа в парах.
- Произведите вычислительные действия и ответы запишите в порядке убывания. Угадайте слово.
95:19 (е) 57:3 (ж) 91:7 (Н) 78:13 (и) 19*4 (в) 25 *3 (и)
12*7 (д) 64:4 (е)
- Прочитайте, что у вас получилось?
84,76,75,19,16,13,6,5
Слайд №2 ДВИЖЕНИЕ
Всё в мире движется.
Цветок растёт, капля воды то поднимается вверх в виде пара, то падает вниз в виде снежинки.
Земля вращается вокруг своей оси, вокруг Солнца. Живое и неживое совершает движения.
Движение – это жизнь.
А мы продолжаем математическую разминку, так как это - движение мысли.
Б) Слайд № 3
-Какая величина лишняя? Объясните почему?
18009м, 6027 дм,4078кг, 5407 км, 3080см
Все ли единицы длины мы вспомнили? (мм)
- Как ещё в математике называют единицы длины? (Расстояние)
- Что такое расстояние ? (Расстояние-это пространство, разделяющее два пункта ; промежуток между чем-либо. )
-Как найти расстояние? (Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время)
В) Распределить по группам: Дети работают за партами с карточками, один у доски.
км/ час ,м, с, км, м/с, сут, ч, км/с, см, дм ( S, V, t)
-Проверяем, исправляем ошибки.(Какие единицы относятся к расстоянию? Скорости? Времени?)
-Послушайте такую задачку.
-Двое детей начали есть кашу. Через некоторое время первый ребенок кашу съел ,а второй нет, хотя порции были одинаковые. Почему так вышло? (Скорость первого ребенка больше, чем второго)
-Это задача на движение?
-Нет.
-Почему, ведь там присутствует такая величина, как скорость?
-Нет расстояния.
-Правильно, ребята. В задачах на движение обязательно должно говориться о трех величинах: времени, скорости, расстоянии.
-А сейчас вспомним, как мы владеем этими понятиями.
Г) Блицтурнир (к каждой задаче указывается номер формулы и проговаривается сама формула)
1.Мотоциклист за х ч проехал 210 км. Найди его скорость.
2 Велосипедист ехал со скоростью 200м/мин и был на дистанции 10мин. Какое расстояние он преодолел?
3.За какое время охотник, двигаясь на лыжах со скоростью 7 км/ч, пройдёт 42 км?
3.Снегоход за 3 часа проехал с км. С какой скоростью он двигался?
5.Самолет летит со скоростью 15 км/мин. Какое расстояние он пролетит за 10 мин?
3.Целеполагание. Постановка проблемы.
Слайд №4 У- Рассмотрите схему к задаче№6.
-Попробуйте по данной схеме составить задачу.
( Автобус и автомобиль выехали навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость автобуса – 60 км\ч, а скорость автомобиля – 70 км\ч. Найди расстояние между городами.)
-Какая формула подойдет для решения этой задачи? (Ее нет)
(Алгоритм решения) Что вызвало затруднение? Что встретилось, чего ранее на уроках не изучали?(Даны сразу 2 скорости ,вместо одной)
- Как двигались машины? ( навстречу друг другу)
- Значит, речь сегодня пойдёт о каком движении? ( о встречном )
Слайд №5 - Тема урока « Задачи на встречное движение»
- Как вы думаете, чему вы должны научиться сегодня на уроке? (Решать задачи на встречное движение, применяя к ним нужные формулы.)
4.Поиск путей решения проблем. Слайд№4
Вернемся к нашей задаче. ( Решение задачи №6 с комментированием.)
- Как движутся транспортные средства? (Навстречу друг другу);
- Что происходит с расстоянием? (Оно между ними сокращается)
- Сделаем чертёж к нашей задаче.
- Что обозначают на чертеже отрезком? (расстояние, его нужно найти)
- Записываем под отрезком вопросительный знак
- Как двигаются автомобили ? (навстречу друг другу)
- Покажем это на чертеже стрелками и запишем скорости движения, данные в условии задачи.
- Что произойдёт с машинами, когда они приблизятся друг к другу? (они встретятся)
- Как отметим место встречи машин? (флажком)
- Какое транспортное средство двигается быстрее? (автомобиль, т.к. его скорость больше, значит он проедет большее расстояние)
- Итак, если автомобиль двигался быстрее автобуса, то флажок где мы нарисуем? (Он будет находиться ближе к тому месту, откуда выехал автобус)
- Какое время движения автомобилей? (3 часа, поэтому расстояние каждого нужно поделить на 3 равные части)
- Что будет обозначать каждая часть? (каждая такая часть будет обозначать расстояние ,пройденное за 1 час)
- Заметим, что части слева и справа от флажка получились разными, т.к. разная скорость движения.
- Что обозначает каждая часть справа и слева от флажка? Или от точки отсчета движения каждого транспорта? (расстояние автобуса и расстояние автомобиля ,пройденное до встречи)
- Из чего складывается расстояние между двумя пунктами А и В? (из расстояния, которое проехал автобус и расстояния, которое проехал автомобиль до их встречи)
-Как найти расстояние автомобиля и автобуса? (это расстояние находится умножением скорости на время, после этого полученные величины надо сложить)
Появляется решение 60х3 + 70х3= 390 (км)
- Эту задачу можно решить другим, более рациональным способом.
Проследим путь автомобиля и автобуса.
- Как они начинали движение? (они начинали путь одновременно)
- В каких точках они оказались после первого часа пути? (ответ учащихся и показ на чертеже)
- Сколько километров проехали за это время автобус и машина? (автобус проехал 60 км, а машина 70 км)
- Насколько они сблизились за 1 час? (на 130 км)
- По другому можно сказать, что скорость сближения машин равна 130 км\ч. Для её нахождения мы сложили скорости автобуса и автомобиля.
- На сколько сблизились транспортные средства за следующий час пути?
(ещё на 130 км и за 3 час пути ещё на 130 км)
- Вывод: до встречи машины сближались 3 раза по 130 км, т.к. они были в пути 3 часа. Значит, чтобы найти расстояние между ними надо скорость сближения умножить на время. Получается 390 км.
Вывешиваются опорные схемы
S = Vсбл х t
V(сбл) = V1+ V2
6 .Решение проблемы
Выполняют задание в тетради и у доски.
7.Физминутка
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
А) Работа по учебнику. Стр.16, №61
-Прочитайте задачу №1.Рассмотрите чертеж.
Прочитайте еще раз вопрос. Что надо найти? (Расстояние)
-Как его находим, какой формулой пользуемся? S = Vсбл х t
-Почему именно эту формулу выбрали? (В задаче сказано о двух скоростях.)
-Смотря на эту формулу, что нам точно известно? ( Точно только время -3 часа)
-Так, значит, скорость сближения нам еще надо найти? Это какая формула сюда подойдет? V(сбл) = V1+ V2
-Что же мы находим первым действием? (Общую скорость или скорость сближения)
-А затем? (Зная скорость сближения и время, находим расстояние) S = Vсбл х t
-Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски .Проверка)
Первый способ: (12+14)*3=78 (км)
Второй способ:12*3+14*3=78(км)
Ответ:78 км расстояние между поселками.
Б) Составление и решение задач на движение с взаимной проверкой
Слайд№6. Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два поезда и встретились через 3 часа. Пассажирский поезд шел со скоростью70 км/ч, а товарный со скоростью50 км/ч. Какое расстояние было между городами? (ПИСЬМЕННО)
Слайд№7 Из двух сел навстречу друг другу выехали трактор и лошадиная повозка с сеном и встретились через 2 часа. Скорость трактора 12км/ч , а скорость лошадиной повозки 7км/ч. Какое расстояние было между селами?(УСТНО)
8.Систематизация знаний
Работа в группе Формулы – язык математиков.
Расшифровать эту запись вам помогут сообразительность и практические навыки.
Слайд №8 ( ДЛЯ ПРИСУТСТВУЮЩИХ) - Вам даны карточки с формулами.
( о ) S = V * t
( л ) P = (a + b) * 2
( д ) S = a* a
( м ) V = S : t
( о ) t = S : v
( ы ) V(сбл) = V1+ V2
( ц ) P = a * 4
Расположите формулы в следующем порядке:
1 Формулу нахождения скорости
2 Формулу нахождения расстояния
3 Формулу нахождения периметра прямоугольника
4 Формулу нахождения времени
5 Формулу нахождения площади квадрата
- Формулу нахождения периметра квадрата
7 Формулу нахождения скорости сближения
Слай№9 - Какое слово получилось? (Получилось слово «Молодцы»)
-Ребята, мы сегодня, если вы подметили, на протяжении всего урока работали с чем? (С карточками, т.е. с формулами)
-Скажите, а могли бы мы молча, не разговаривая, только применяя эти формулы, добывать для себя знания? (Да)
-А формулы можно считать чьим - либо языком? (Да)
-А кто на этом языке у нас в повседневной жизни разговаривает ,т.е. почти постоянно пользуется формулами, обычно это на работе у них происходит, но бывает и дома их мозг не может отключиться от формул?(Люди, которые занимаются математикой, т.е. математики.)
-Значит, формулы – это чей язык?
-Да, ребята, формулы - это язык математиков. Такой вывод сделала Софья Васильевна Ковалевская.
Слайд№10
-Это-русский математик и механик.
-Это-первая в России и Северной Европе женщина-профессор.
-Это-первая в мире женщина- профессор математики.
-Ну , конечно, красивая женщина.
-Прочтите годы ее жизни и ее изречение. Вы с этим согласны?
8.Объяснение домашнего задания. Учебник с.16№ 61 (2),№64
9.Оценивание(самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)
10.Рефлексия
У. Что было самым трудным на уроке? Самым важным? Как вы понимаете смысл пословицы: « Тише едешь, дальше будешь»
Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.
Соблюдая правила как в математике, так и в жизни мы можем достичь результатов.
Пригодятся ли вам знания в жизни? Нужны ли нам умения решать задачи на движение?
- Зачем они нам необходимы? (чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т.д.)
-На этом уроке, вы , ребята, активно работали, радовали своими ответами. СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Формула одновременного движения. Задачи на встречное движение".
Урок математики в 4 классе по УМК "Школа 2000"....
Формула одновременного движения. Задачи на встречное движение.
Презентация к уроку математики в 4 классе по УМК "Школа 2000"....
« Решение задач на встречное движение» урок в 4 классе
Цели: 1. Совершенствовать умение решать задачи на встречное движение, обратные задачи, вычислительные навыки;2. Развивать умение читать и сопоставлять ч...
Темы: «Задачи на встречное движение и движение в противоположном направлении», «Пригороды Петербурга. Петергоф, Стрельна, Ломоносов»)
Темы: «Задачи на встречное движение и движение в противоположном направлении», «Пригороды Петербурга. Петергоф, Стрельна, Ломоносов»Закрепление изученного материала(Урок с использованием ИКТ)Цели: ...
Решение задач на встречное движение 4 класс
Конспект открытого урока по математике в 4 классе с мультимедийной презентацией. (УУД)...
Интерактивный плакат "Задачи на встречное движение (скорость сближения) - математика 4 класс"
Данный интерактивный плакат целесообразно использовать на уроках математики в 4-м классе при изучении темы «Решение задач на встречное движение. Скорость сближения». Так как плакат является многофункц...
Урок математики в 4 классе по теме: Деление на 10, 100, 1000 с остатком. Решение задач на встречное движение.
На уроке обучающиеся осуществляют виртуальную экскурсию по красивейшим местам Республики Башкортостан. Знакомятся со способом деление на 10, 100, 1000 с остатком....