"Решение задач на деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Яикова Ирина Николаевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_na_delenie_s_ostatkom.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики  в 3 классе. УМК  «Школа России». Учебник Моро М.И. 3класс 2 часть.

Урок разработан учителем нач. классов ГБОУ СОШ №302  Яиковой Ириной Николаевной.

Тема: «Решение задач на деление с остатком».

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цель: Продолжить работу по рассмотрению приёма деления чисел в случаях, когда получается остаток.

Задачи:

1.Закркплять приёмы внетабличного умножения и деления.

2.Развитие познавательного интереса учащихся, логического мышления.

3.Воспитывать любовь к природе.

4.Развивать навыки работы в  парах. Предоставить возможность выбора форм работы.

5.Установление меж предметных связей (математика и окружающий мир).

6.Развивать личностные качества учащихся: самостоятельность, способность к самооценке, самоанализу своей деятельности.

Результативность:

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при  нахождении частного и   остатка.

Оборудование и оснащение урока:

Карточки с примерами на деление с остатком.

Ёж с набором яблок разных цветов и числами на них (на магнитной доске)

Корзина  с набором предметов (белка, синица, еловая ветка, шишка, снежинка).

Таблица краткой записи задачи №1 стр.28   (вклеена в каждую тетрадь).

Индивидуальная карточка с набором заданий (разложить  на парты перед началом урока).

Высказывание Д. Пойа (распечатано на листе).

                                   Ход урока

1)Орг. момент.

Ребята, проверьте вашу готовность к уроку. На партах у вас лежат…..

Речёвка:                 Как живёшь? Вот так!

                                 Как идёшь? Вот так!

                                 Как летишь? Вот так!

                                 Ночью спишь? Вот так!

                                 Как  стоишь? Вот так!

                                Как сидишь? Вот так! (Дети показывают движения, в конце последней фразы садятся на свои места).

2)Постановка цели и задач урока, мотивация к учебной деятельности учащихся.

-Ребята, прочитайте  на доске высказывание известного математика Д. Пойа (таблица с высказыванием).

Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения.

-Опираясь на это высказывание, сделайте предположение, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Будем учиться решать задачи и упражняться, тренироваться  в их решении).

-С чего начинается любая тренировка спортсмена? (С разминки).

-Я также предлагаю вам сделать разминку, но урок у нас математики, поэтому разминка тоже будет МАТЕМАТИЧЕСКАЯ.

3)Воспроизведение знаний, умений и навыков, необходимых для учебной деятельности.

а) Стр.28 «Найди лишнее выражение»(40+16).Объясни почему?

б) Набери множителями число 48 (на магнитной доске Ёжик с яблоком на спине с числом 48)

                                                                  C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf48

                                            C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900351164[1].wmf

Зеленые яблоки -                              C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf3 C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf  1C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf   8 C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf 2

Жёлтые яблоки  -                              C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf 4    C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf 2   C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf 6  C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf 3

Красные яблоки  -                             C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf 2    C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf 4   C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf 7  C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\975OGIAT\MC900437671[1].wmf 6

(Учащиеся набирают произведение  48 из  множителей каждой группы).

  • Объясни своё мнение.(3*8*2=48; 3*2*1*8=48;

                                             2*6*4=48;  2*4*6=48;

в)     Найди соответствие записи и рисунка     (на доске  прикреплены карточки с ответами на тему «Деление с остатком» и рисунки с разными геометрическими фигурами, дублирующие эти примеры)  

1.   ***/***/**                          7:3=2(ост.1)              5:2=2(ост.1)         7:2=3(ост.1)

2. ***/***/***/*                      10:3=3(ост.1)           10:4=2(ост.2)         8:3=2(ост.2)  

3. ****/****/**                        (Карточки ставим рядом с соответствующим рисунком,  

4. **/**/**/*                              читаем пример и ответ)

5. **/**/*

6. ***/***/*

- Какие правила при делении с остатком мы сейчас повторили? (При делении с остатком получаем два числа: неполное частное и остаток; остаток всегда меньше делителя).

- Эти правила нам сейчас пригодятся.

4)Актуализация знаний учащихся.

-Ребята, отгадайте загадку.

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зима). Какие признаки зимы помогли отгадать вам эту загадку?

-В моей корзинке лежат предметы, связанные с этим временем года. Как вы думаете, что там могло бы находиться? (ответы детей).

-Давайте проверим, верны ли  ваши предположения. Я буду доставать по одному предмету из корзинки, вам нужно будет объяснить, почему этот предмет оказался в  «зимней» корзине.(белка, снежинка, шишка, синица, еловая ветка)

- А затем, вам предстоит решить задачу про эти предметы. Решение будем записывать в таблицу, которая лежит у вас на партах (рассмотрите её). Что мы должны будем записать в неё? (решение задачи, сравнение  делителя и остатка). Что мы всегда должны помнить про делитель и остаток? (остаток  всегда меньше делителя).

-Первый предмет-белка. Почему она оказалась в корзинке? (Это животное зимой не впадает в спячку.) Учитель читает  первую  задачу про белку. (Самостоятельная запись решения, затем один ученик читает решение, сравнивает остаток и делитель, говорит ответ задачи).

Решение задачи

Сравнение остатка и делителя

Задачи

1.Одна белка нашла  37 грибов и развесила их сушиться  на 8 веток. Сколько грибов на каждой ветке?(37:8=4(ост.5))

2.  22 снежинки, кружась в зимнем вальсе, опустились на 7 еловых веток. Сколько снежинок оказалось на каждой ветке? (22:7=3(ост.1)).Какие остатки могут быть, если делитель 7?(1-6)

3.     - Что, по вашему мнению, страшнее для птиц зимой: голод или холод? Как мы можем помочь им?

28 синичек слетелись на кормушки по 5 птиц на каждую. Сколько синиц обедало  на каждой кормушке?(28:5=5(ост.3))

4.Дети собрали для уроков труда 19 еловых шишек. Из них сделали 6 поделок. Сколько шишек ушло на одну поделку? (19:6=3(ост.1))

5.Какое дерево становиться главным в зимние дни?

Лесник высадил 51 ель по 9 штук в каждый ряд. Сколько рядов елей получилось? (51:9=5(ост.6)).

5)Применение знаний и умений в новой ситуации.

Решение задачи №1стр.28.

Беседа по иллюстрации учебника.

- Как называется профессия человека, изображённого на картинке? Кто из вас хочет стать поваром, кулинаром, когда вырастет? Почему?  Что вы  уже умеете готовить?

Краткая запись записывается в тетрадь в таблицу (вклеена учителем заранее).Дублируем на доске(ученики).

1 порция

Всего блинов

Всего порций

3 блина

18шт.

18:3=

3 блина

19 шт.

19:3=

3 блина

25 шт.

25:3=

5а)  Динамическая пауза.

6)Обобщение и систематизация знаний.

-Давайте вспомним название компонентов деления. (Делимое, делитель, частное) Как они связаны между собой? (Правила нахождения делимого и делителя).

-Эти знания помогут нам выполнить следующее задание  из учебника. Стр.28 №4.

(Выполнение у доски учениками, с проговариванием способа нахождения частного и выполнения проверки деления)

99:33=3             84:7=12                 56:2=28                72:3=24

33*3=99           12*7=84                 28*2=56               24*3=72

7)Контроль усвоения материала

(На индивидуальных листочках , с которыми работали в 4 части  урока, с оборотной стороны напечатаны варианты заданий )

-Я подготовила для вас задания разного уровня сложности. Выберите любое из заданий, с которым, как вы думаете, вы справитесь. Решение запишите в тетрадь.

1 вариант                         Выполни деление с остатком.

9:4                  50:9             48:7

15:6                84:9            50:8

2 вариант                      Выпиши только те выражения, в которых деление выполняется с                     остатком.

56:9        45:8      96:16

60:5       83:40    56:11

На полях тетради закрась кружок соответствующего цвета:

                   ЗЕЛЁНЫЙ       -      БЫЛО ЛЕГКО

                   ЖЁЛТЫЙ          -    БЫЛО ТРУДНО, НО Я СПРАВИЛСЯ

                 КРАСНЫЙ            -  БЫЛО ТРУДНО

8)Рефлексия.

-Какое задание на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось? Почему?

-Чью работу вы бы хотели отметить?

-Что вызвало затруднения?

-Какое правило помогло безошибочно решать задачи на сегодняшнем уроке? (При делении с остатком, остаток должен быть всегда меньше делителя)

-Спасибо всем за совместную работу. Оценить особенно мне хочется….. Эти ребята получают следующие оценки….

Домашнее задание стр.28 №2(комментарии учителя по выполнению Д/з, вопросы учеников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Решение задач на деление с остатком"3 класс (Программа "Школа России")

Урок был проведён после зимней экскурсии в лес. Материалы урока связаны с наблюдениями детей во время экскурсии....

Конспект урока математики в 3 классе на тему "Решение задач на деление с остатком"

Предмет: МатематикаКласс: 3Тема урока: Решение задач на деление с остаткомЦели урока: научить решать задачи на деление с остатком;  закрепление умения деления с остаткомПланируемые результаты:•...