"Квадрат"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Дажыкпан Ирена Кызыл-ооловна

Цели:

  • образовательная: ввести понятие квадрата; упражнения в построении квадрата при помощи линейки и модели прямого угла;
  • развивающая: развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление; обогащать кругозор обучающихся;
  • воспитательная: совершенствовать организованность, рассудительность, внимательное отношение к мнению других людей, стремление к познанию нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvadrat_2_klass.docx20.82 КБ
Office presentation icon kvadrat_2_klass.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики. 2 класс.

Тема: «Квадрат»

Тип урока: урок-путешествие

Цели:

  • образовательная: ввести понятие квадрата; упражнения в построении квадрата при помощи линейки и модели прямого угла;
  • развивающая: развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление; обогащать кругозор обучающихся;
  • воспитательная: совершенствовать организованность, рассудительность, внимательное отношение к мнению других людей, стремление к познанию нового.

Оборудование: демонстрационные геометрические фигуры; модель прямого угла; линейки; бланки с заданиями, мультимедийная презентация.

Ход урока

I.Психологический настрой. Организационная часть.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по математическому океану. Дети, улыбнитесь друг другу, ведь удача нам сегодня очень пригодиться! Вы постарайтесь производить все расчёты точно, работать быстро и, самое главное, дружно! А сейчас мы запишем в наши бортовые журналы дату нашего путешествия.

Запись обучающимися числа в тетради.

II. Устный счёт

На уроке интересно,
Дети все решают вместе.
Чтоб нам умнее стать,
Мы готовы посчитать.

Мы вдалеке видим остров. Чтобы доплыть до него, нам необходимо решить числовые выражения. Будьте внимательны при вычислениях!

Решение числовых выражений

На экране появляются буквы е, м, г, е, о, я, т, р, и

Учитель: На экране появились буквы. Попробуйте из них составить название нашего острова. Что получилось?    (Геометрия)

Мы попали на остров Геометрия. В словаре Ожегова даётся следующее понятие, геометрии – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.

Актуализация знаний

Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов.  

 Мы спускаемся на берег, чтобы совершить исследование данного острова. Впереди нас ждет покорение высокой горы. Какие геометрические фигуры вы видите?

III. Работа над темой урока

1. Работа с геометрическим материалом    

А) Чтобы покорить гору нам необходимо подумать, что лишнее.

(Лишний круг) (Треугольник)

Б) Посмотрите на геометрические фигуры, которые остались. Чем они похожи?

Какая фигура называется прямоугольником?

Убери лишнюю фигуру (Прямоугольник) Какие фигуры остались?

2. Объявление темы и целей урока

А) Определите тему нашего урока. (Квадрат)

Б) Сегодня на уроке вы узнаете основные отличия квадрата от других четырёхугольников. Научитесь строить квадрат, используя линейку и модель прямого угла, а также закрепите материал прошлых уроков.

В) Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. А вы знаете слова с данной частью? Ответы детей.

Г) Давайте сейчас посетим долину знаний, где мы узнаем много нового и интересного.

Не случайно четырёх музыкантов, вступающих на сцене, называют квартет.

Квадрига - греческая колесница, запряженная четверкой лошадей.

Квадрацикл – мотоцикл на четырех колесах.

Квартал – часть города, образованная пересечением четырех улиц; четвертая часть года (три месяца).

Учитель: Ребята, а где в повседневной жизни мы встречаемся с квадратами. Ответы детей.

Обратите внимание на экран. Вы видите одно из семи чудес света – пирамид Хеопса. Это крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. В основании пирамиды – квадрат. Вы узнаете о ней много интересного на уроках истории в старших классах.

3. Практическая работа

А сейчас мы отправляемся на рыбалку. У каждого из вас на парте лежат конверты с фигурами. Надо соединить свои фигуры с фигурами соседа так, чтобы получились новые геометрические фигуры. Кто справится, тихо встанет возле своей парты. Работа в парах «Соедини квадрат»

Физминутка Привал, нам нужно немного отдохнуть Весёлая перемена

Мы шагаем, мы шагаем. (Ходьба с подниманием рук.)
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста (Наклоны вперёд, руками коснуться 
Выпал птенчик из гнезда. пола, выпрямиться, поднять руки 
Тихо птенчика берём 
вверх.)
И назад в гнездо кладём.

Впереди из-за куста (Бег на носках.)
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.

На поляну мы заходим, (Наклоны вперёд в движении.)
Много ягод мы находим.
Земляника так душиста, 
Что не лень нам наклониться.

Учитель: А какой формы получились наши необычные рыбки? Давайте определим основные свойства данной фигуры. Ответы детей.

Внимание!! Проверим с помощью модели прямого угла, что все эти четырехугольники являются прямоугольниками. Дети выполняют работу.

Учитель: Используя линейку, измерьте стороны прямоугольников. Ответы детей.

Учитель: А теперь продолжаем своё путешествие. Но что это? Нам лисёнок приготовил ловушки. Мы с ними обязательно справимся

1 ловушка: У каждого из вас карточки с фигурами. Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. А теперь обведите квадраты.

Что замечаете? Можно ли назвать квадрат прямоугольником?

(Квадрат является прямоугольником)

Подведём итоги. Какими свойствами обладает квадрат? (У каждой из этих фигур по 4 прямых угла и стороны равны)

Слышны весною птичек песни звонкие,
И с гор течёт холодная вода.
Прямоугольник с равными сторонками
Квадратом называется всегда.

2 ловушка

4. Работа над правилом

Сформулируйте правило: что такое квадрат?  Прочитайте правило о квадрате. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

3 ловушка

 Сколько квадратов вы видите? Ответы детей.

Учитель: Молодцы! Мы прошли все ловушки. А впереди у нас новое испытание «Умелый строитель».

6. Упражнение в черчении квадрата

Как правильно начертить квадрат? – Какие инструменты вам потребуются?

(Линейка, модель прямого угла, простой карандаш).

Работа с мультимедиапродуктом.

Учитель: Обратите внимание, на чертеже указана длина одной сторон квадрата. Почему?

(Стороны квадрата одинаковы).

Учитель: Как найти периметр этого квадрата?

(Периметр – это сумма всех сторон. Поэтому, чтоб найти периметр этого квадрата, мы должны сложить длины четырёх сторон: 9+9+9+9=36 см.)

Учитель: Обратите внимание на числовое выражение. Мы видим, что повторяется одно и то же слагаемое четыре раза. Как по-другому можно записать данное выражение.

Ответы детей.

Учитель: Сложение одинаковых слагаемых заменяется умножением. Так как у квадрата все стороны равны, то периметр квадрата находят по формуле Р=4а, где 4 – это количество сторон, а – это длина стороны. А сейчас самостоятельно выполните задание: Постройте квадрат со стороной 2 см.

Способ проверки:

  1. Правильность выполнения чертежа - в парах.
  2. Нахождения периметра – запись на доске.

IV. Проверка знаний

Учитель: Ой, а это что за запутанные дорожкиСейчас вам нужно будет ответить на вопросы теста. Вы будете зарисовывать ту фигуру, которой соответствует правильный ответ.

  • Квадрат – это…
  • В какой группе перечислены только прямоугольники?
  • Определи верную запись формулы нахождения периметра.

Учитель: У вас получился узор из геометрических фигур. Проверьте его.

Геометрические фигуры весьма разнообразны. Разнообразие форм геометрических фигур издавна использовалось многими народами для составления орнаментов, которыми украшали одежду, домашнюю утварь. Посмотрите на экран. Здесь вы видите геометрические орнаменты разных народов.

V. Рефлексия.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое квадрат?

Был ли интересным вам урок? Ответить на этот вопрос вы сможете при помощи нашего друга - квадрата (красный – очень, жёлтый - было интересно, зелёный - не понравился). Выберите квадрат, соответствующий по цвету вашему состоянию и поднимите над головой

На уроке вы все были внимательны, активны. Молодцы! Сегодня у нас был необычный урок и оценка ваших знаний будет также необычной. Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всём на свете, и тогда каждый урок будет для вас занимательным и не скучным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

14+7 100-8 29+7 72-5 18+5 24-6 44-20 34+6 50-3 И Р Т Я О Е Г М Е

Слайд 2

Г Е О М Е Т Р И Я

Слайд 3

Покорение горы

Слайд 4

Квадрат Карта

Слайд 5

Равнина знаний квартет квадрига квартал квадрацикл

Слайд 6

Карта

Слайд 7

Рыбалка Карта

Слайд 8

Лисьи ловушки 1 2 3 Карта

Слайд 9

1 ловушка 1

Слайд 10

2 ловушка 2 Что такое квадрат? Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Слайд 11

Сколько квадратов изображено на рисунке? 9 квадратов 3 ловушка 3

Слайд 12

9 + 9 + 9 + 9 = 36 (см) Р = ? Начертить квадрат со стороной 9 см. Найти его периметр. 9 см Умелый строитель Карта

Слайд 13

Запутанные дорожки

Слайд 14

Квадрат – это… фигура, у которой четыре угла прямоугольник, у которого все стороны равны четырёхугольник, у которого все углы прямые

Слайд 15

В какой группе перечислены только прямоугольники 2 и 3 1 и 4 4 и 5 1 4 2 3 5

Слайд 16

Определи верную запись формулы нахождения периметра квадрата Р=4 а • Р=3 а • Р=2 а •

Слайд 17

Проверь!

Слайд 18

Орнамент

Слайд 19

Счастливого пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике для 2 класса по теме "Квадрат"

Разработка урока по математике для 2 класса по теме "Квадрат" по учебнику М.И. Моро, М.А.Бантовой и др. УМК "Школа России" с презентацией к уроку...

Презентация "Прямоугольник, квадрат"

презентация для введения нового материала...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Квадрат. Периметр квадрата» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Квадрат. Периметр квадрата»Цели деятельности учителя: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о су...

Конспект урока по математике "Квадрат.Построение квадрата" 2 класс УМК Школа России

Данный конспект будет полезен учителям начальных классов...

Конспект урока математики во 2 классе по теме: "Квадрат. Построение прямого угла (квадрата) на клетчатой бумаге".

Конспект урока разработан на основе УМК "Школа России" для обучения детей с ОВЗ (вариант2.2)....

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...