Развитие логического мышления на уроках математики(презентация)
презентация к уроку по математике на тему

Григорьева Любовь Константиновна

В презентацию включены основные задачи логического развития детей. Даётся системная работа по формированию логического мышления с первого по четвёртый классы. Рассматриваются приёмы: Сравнения, анализа и синтеза, обобщения, классификации, закономерности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya_na_urokah_matematiki.pptx73.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие логического мышления на уроках математики Григорьева Любовь Константиновна, у читель начальных классов МОУ СОШ №3

Слайд 2

Основные задачи логического развития детей воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами; строить простые высказывания о сущности выполненного действия; находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем; активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач; свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения .

Слайд 3

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Анализ – логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый объект мысленно (или практически ) расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного целого. Синтез – логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое. Сравнение подготавливает почву для применения аналогии. С помощью аналогии сходство предметов, выявленное в результате их сравнения, распространяется на новое свойство (или новые свойства). Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.

Слайд 4

ОС “Школа 2100” предусмотрена системная работа по формированию логического мышления у младших школьников: В 1-м классе вводится понятие “совокупность” предметов или фигур (обладающих общим признаком) Во 2-м классе учащиеся знакомятся с понятиями “операция” (прямая, обратная), “объект операции”, “результат операции”. При изучении геометрического материала вводится понятие “сети линий”, “пути”. В 3-м классе изучаются элементы математической логики. Знакомство с понятием множества, элементами множества, подмножества (классификация). Операции над множествами, изучение их свойств. Рассматривается диаграмма Венна. Вводится понятие “формула”. В 4-м классе дети осваивают диаграммы и графики. Вводится тема “Координаты на луче и плоскости ”.

Слайд 5

1. Приём сравнения предметов. Сравнение ? “ Что изменилось ? “ Найди лишний ряд ” “Какая фигура лишняя?”

Слайд 6

2. Приём анализа и синтеза 1.Малыш и Карлсон играли в игру: поочерёдно записывали цифры в ряды. Карлсон записывал любые цифры, а Малыш – по одному и тому же принципу. - Подумай, по какому принципу записывал Малыш цифры, и допиши те, которые он не дописал. Карлсон 9,4,7,11,19,3,8,6… Малыш 2,1,4,3,6,5… 2. Из различных цифр я сделала бусы. Но бусы были порваны. Кто сможет их помочь собрать, Тому поставлю пять ! 3. “ Магический квадрат ”.

Слайд 7

3. Приём обобщения. “ Назови , одним словом ”. 2, 4, 6, 8 ________ 1 , 3, 5, 7, 9 ________ 18, 25, 33 _______ 131, 139, 216 ______ “ Зачеркни лишнее выражение ”. “ Чем похожи числа ?” 6 и 61; 41 и 48; 84 и 14 . “Чем различаются?” 5 и 15, 88 и 18; 12 и 31; “Общие признаки?” 1 и 11; 20 и 10; 126 и 345

Слайд 8

4. Приём классификации. Разбей на группы по цвету по форме по размеру “ Найди числа кратные 8 ” 15, 18, 24, 36, 42,16, 54, 40, 48, 74, 28, 8, 12, 56, 64, 38,54, 32, 54, 81, 72. “ Разбей на группы числа ” 2,13,46,6,55,18,79,108,200,132 а) чётные в) однозначные д) круглые б) нечётные г) двузначные е) трёхзначные

Слайд 9

5. Закономерность. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел на три числа : 3, 7, 11, 15, 19, 23, … (27, 31, 35). +4 +4 +4 16 , 12, 15, 11, 14, 10, ... (13, 9, 12). -4 +3 -4 +3 -4 “ Вставь число ”. “Помоги заполнить таблицу ”. “ Установи правило и впиши знаки + или -”

Слайд 10

Организация различных форм работы с логическими задачами 1. Объяснение готового решения задачи 2. Представление ситуации, описанной в задаче и ее моделирование: а) с помощью отрезков. б ) с помощью рисунка. в) с помощью чертежа . 3. Решение задач с помощью таблицы. 4 . Построение дерева возможностей. 6. Объяснение хода выполнения решения задачи, используя слова “если не…, то”. 7 . Самостоятельное составление задач учащимися. 8 . Решение задач с недостающими или лишними данными. 9 . Постановка или изменение вопроса задачи. 10 . Использование приема сравнения задач и их решений. 11. Закончить решение задачи. 12. Составление аналогичной задачи с измененными данными .

Слайд 11

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики

В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить вых...

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

Развитие логического мышления на уроках математики.

Известно, что младший школьный возраст - активный период для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение. В своей педагогической деятельности ...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...

Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...

Опыт работы по теме: «Развитие логического мышления на уроках математики в условиях системно-деятельностного подхода»

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания математики - проблеме развития логического мышления младших школьников. В условиях современного общ...