Урок математики в 1 классе "Число2, цифра 2"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Москвина Лариса Ивановна

Класс:1

Тема урока: Число и  цифра 2.

Тип урока и его структура: урок открытия нового знания;

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Актуализация имеющихся знаний.
  3. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.
  4. Совместное открытие знания.
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с проверкой.
  7. Включение в систему знаний и повторений.
  8. Рефлексия.

 

Раздел «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание»  изучается в 1 классе в соответствии с требованиями программы общеобразовательных учреждений, которая определяет основные знания и умения обучающихся по математике.

На изучение раздела отводится  89 часов. На изучение темы «Число и цифра 2»  программой отводится 1 час.

Данный урок продолжает определять отличительные особенности темы. Знать название и последовательность чисел при счете; понимать отношения между числами; научиться правильно писать цифру 2.

 На уроке  дети работали активно, решали логические задачи, отвечали на вопросы, работали в парах, делали выводы. Дети были мотивированы к изучению темы, внимательны на уроке.

   В процессе выстраивания работы по этой теме я планировала сформировать следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные,  коммуникативные, предметные.

Личностные: ценностное отношение и  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка

Метапредметные:

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

П - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

К - задавать вопросы, строить понятные высказывания,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: знать название и последовательность чисел при счете; понимать отношения между числами; научиться правильно писать цифру 2.  

Обучающиеся были мотивированы к изучению темы. Они адекватно приняли цель урока. В ходе изучения темы они

активно отвечали на вопросы учителя, делали выводы.

Мною были использованы методы: словесный (беседа), наглядный, частично – поисковый, практический (работа по карточкам).

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в паре. Самостоятельная работа, которая способствовала достижению поставленных целей и задач. На уроке проводилась работа с учебником и  рабочей тетрадью.

На уроке проводилась индивидуальная, частично-поисковая работа по учебнику, самостоятельная работа, которая способствовала более полному усвоению изучаемой темы.

Все задания подобраны с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Считаю, что главный этап урока – это совместное открытие знания, на котором дети определяли основные моменты в изучении темы и мотивировались на дальнейшую работу.

Большое внимание на уроке уделялось речевому развитию обучающихся с целью побуждения учеников к правильному лексическому, грамматическому, орфографическому оформлению речи.

При выборе заданий осуществлялась метапредметность – русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Урок прошёл в оптимальном темпе, время урока распределено рационально. Все этапы урока логически взаимосвязаны: дополняют, подводят к открытию знания, закрепляют полученные знания. Обучающиеся адекватно воспринимали предложенные задания, были активны. На уроке уделено внимание обеспечению двигательного режима: физкультурные паузы как и положено для 1 класса - 2.

Учебно – методический комплекс позволяет на достаточно хорошем проблемно – теоретическом уровне организовать изучение программного материала, развивать восприятие, внимание, мышление. На уроке были использованы ИКТ, карточки, которые способствовали актуализации полученных знаний, с чем обучающиеся успешно справились.

Первоклассники на протяжении всего урока учились правильно сравнивать объекты, находить связи между ними.  На уроке учитель проводила  работу над умением оценивать свою деятельность на основе критерия успешности учебной деятельности.

Очень грамотно была проведена работа по коллективному планированию своих действий.  Учитель целенаправленно учила детей слушать речь одноклассников, высказывать свои предположения и грамотно оформлять свои  ответы в соответствии требований к математической речи.

На уроке использовались задания, направленные именно на развитие универсальных учебных действий. Было использованы логические задачи и упражнения на умение анализировать, обобщать и классифицировать. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности.

В итоге обучающиеся справились со всеми заданиями в полном объёме.

Я считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи.

В процессе работы у детей формировались коммуникативные навыки, критическое мышление.

Выбранные формы и методы позволили организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС.

Данный урок направлен на повышение общего развития, формирование знаний, умений и навыков, способствующий дальнейшему успешному усвоению этого раздела.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            15 октября 2018 года

Учебный предмет

Математика

УМК

«Перспектива»,  «Математика» 1 класс: в 2 частях / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б.Бука. – М.: Просвещение, 2017 

Класс

1

Учитель

Москвина Лариса Ивановна

Тема  урока:

Число и цифра 2.

Цель  урока:

Сформировать представление о числе 2; способность к записи числа 2; сложению и вычитанию в пределах 2.

Задачи урока:

Образовательные: учить соотносить цифру с количеством предметов;  закрепить взаимосвязь компонентов  через знание состава числа;

Развивающие:  развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль;

Воспитательные:  воспитывать позитивное отношение к урокам математики

Предметные  результаты:

 Личностные: ценностное отношение учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка

Метапредметные:

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

П - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

К - задавать вопросы, строить понятные высказывания,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: знать название и последовательность чисел при счете; понимать отношения между числами; научиться правильно писать цифру 2.

Литература для учителя

Дорофеев Г. В. [и др.].  Методические рекомендации. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. – М. : Просвещение, 2012.

Дорофеев Г. В. Математика. Проверочные работы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017, 80 с. (Перспектива)

Учебник  по математике для 1 класса: в 2 частях / Дорофеев Г. В. ,Миракова Т. Н.. – М.: Просвещение, 2017

 Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. – М.: Просвещение, 2018

Литература для обучающегося

Учебник  по математике для 1 класса: в 2 частях / Дорофеев Г. В. ,Миракова Т. Н.. – М.: Просвещение, 2017

 Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. – М.: Просвещение, 2018

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

I.

Мотивация к деятельности

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

 - Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

  1. Устный счет

 Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Математика сейчас.

  • Счёт до 20 вперёд и обратно.
  • Сосчитайте от 4 до 12, от 8 до 16.
  • Сосчитайте от 12 до 3, от 19 до 11.
  • Какое число стоит слева от 13, 18?
  • Какое число стоит справа от 15, 4?
  • Назовите соседей числа 13.

На полянке растут необычные цветы. На цветах – цифры.

– Какое число заблудилось? (1 2 3 8 4 5 6 7 9 10)

а)1.Задачи в стихах.

  Два жучка бежали в домик,
Им навстречу муравей.
Сколько будет насекомых?
Сосчитай-ка поскорей!

2.Пять щенков в футбол играли ,

Одного домой позвали,

Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет?

б)Логические задачи:

- Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

 - На столе лежат два яблока и 3 груши. Сколько всего овощей лежат на столе?

в)- Продолжите фразу:

Слайд №2

- Если сосна выше берёзы, то берёза…

- Если ствол дуба толще ствола осины, то ствол осины…

-  Если куст ниже дерева, то дерево…

 

         

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

 

Ответы детей

2 + 1

5 – 1

Ответы детей

Ответы детей

 

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной  деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Уметь работать коллективно.

III.

Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.

 

  1. Практическая работа

-_ Положите одно яблоко.

- Ниже положите столько же груш.

- Сделайте так, чтобы груш стало больше на 1. Что вы сделали?

- Сосчитайте, сколько груш стало.

- Какое число вы назвали при счёте первым?

- Какое число при счёте стоит после числа 1?

 

 Практическая работа.

Ответы на вопросы.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы.

 

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Выполнение упражнений

IV.

Совместное открытие знания.

  1. Постановка проблемы. Открытие нового: 

Два бельчонка, два зайчонка,

Два весёлых медвежонка

Прыгали , играли

На лесной поляне.

   - Какое число повторяется в стихотворении?

   -  Какова тема нашего урока?

   - Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться?  

               2. Слайд № 3 - 12

Коммуникативные

работать в команде  (паре, целым классом);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

участвовать в обсуждениях;

формулировать вопросы и заданиям;

формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

участвовать в обсуждениях, работая в группе;

 

 

                    3. Работа по учебнику с. 48

- Посмотрите на рисунок вверху с. 48 и скажите, кого на рисунке два.

- Как получилось 2 цыпленка?

- Какое время показывают часы?

- Объясните, как вы это узнали.

- Объясните на множестве точек, из каких частей состоит число 2.

- Как еще называют число 2, когда покупают две одинаковые вещи?

№ 1 (с. 48).

- Рассмотрите рисунок.

- Какие элементы этого множества считают парами? (Тапочки, туфли, перчатки.)

- Какие предметы нарисованы парами? (Шарфы и шапки.) (Фронтальная работа.)

 

4.  Работа в тетрадях.

 

№ 1 (с. 36).

- Обведите по стрелкам цифру 2 .

- Сколько щенков нарисовано? (1.)

- Обведите еще одного щенка.

- Сколько стало щенков? (2.)

- Как получили число 21 (1 да еще 1.)

- Обведите соответствующую запись.

- Соедините валенки парами. Раскрасьте одну пару.

 №2 (с. 36).

№3 (с. 36). (Самостоятельное выполнение. )

2 цыплёнка

Был 1 цыплёнок, потом вылупился ещё 1.

2 часа.

Большая стрелка смотрит вверх, а маленькая показывает цифру 2

2- это 1 и ещё 1.

Самостоятельная работа

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Физкультминутка для глаз.

Выполнение упражнений.

V.

Первичное закрепление

  1. Презентация. Слайд №13 - 15

- Ой, ребята, а кто это плывёт по озеру?

- Какие они красивые, важные. Лебедь - гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная. Живут на болотах и озёрах. Гнёзда вьёт на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и чёрными по цвету. Питаются зелёной травой, листьями и стеблями растений.- А что она вам напоминают?

- Важная головка, длинная шея, изогнутая стать.

2.  Работа в тетрадях.

- Посмотрите, как пишется цифра 2.

- Цифру 2 начинаем писать чуть выше центра клетки, закругляем правый верхний угол, ведем прямую линию на середину нижней строки, рисуем «хвостик».

 

№4 (с. 37).

- Обведите цифру 2 и продолжите ряд до конца строки.

- Найдите закономерность в расположении фигур, продолжите ее до конца строки.

 Практическая работа

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VI.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

  Работа по карточкам

- Раскрась столько кругов, сколько лап у птицы. Напиши рядом соответствующую цифру. О О О О О

- Раскрась столько кругов, сколько крыльев у птицы. Напиши рядом соответствующую цифру. О О О О О      

  

 

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

VII.

Итог урока.

Рефлексия

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Ребята, я раздала вам на парты конверты, в которых находятся разноцветные кружочки, достаньте их.

- Я предлагаю оценить свою работу на уроке.

- Зелёный кружок означает, что вам урок понравился, вы всё поняли и у вас всё получилось.

- Жёлтый кружок – если вы ещё не до конца поняли материал урока

- Красный кружок – что вы ничего не поняли на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

 

 

 

 

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ.

Класс:1

Тема урока: Число и  цифра 2.

Тип урока и его структура: урок открытия нового знания;

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Актуализация имеющихся знаний.
  3. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.
  4. Совместное открытие знания.
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с проверкой.
  7. Включение в систему знаний и повторений.
  8. Рефлексия.

Раздел «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание»  изучается в 1 классе в соответствии с требованиями программы общеобразовательных учреждений, которая определяет основные знания и умения обучающихся по математике.

На изучение раздела отводится  89 часов. На изучение темы «Число и цифра 2»  программой отводится 1 час.

Данный урок продолжает определять отличительные особенности темы. Знать название и последовательность чисел при счете; понимать отношения между числами; научиться правильно писать цифру 2.

 На уроке  дети работали активно, решали логические задачи, отвечали на вопросы, работали в парах, делали выводы. Дети были мотивированы к изучению темы, внимательны на уроке.

   В процессе выстраивания работы по этой теме я планировала сформировать следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные,  коммуникативные, предметные.

Личностные: ценностное отношение и  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка

Метапредметные:

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

П - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

К - задавать вопросы, строить понятные высказывания,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: знать название и последовательность чисел при счете; понимать отношения между числами; научиться правильно писать цифру 2.  

Обучающиеся были мотивированы к изучению темы. Они адекватно приняли цель урока. В ходе изучения темы они

активно отвечали на вопросы учителя, делали выводы.

Мною были использованы методы: словесный (беседа), наглядный, частично – поисковый, практический (работа по карточкам).

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в паре. Самостоятельная работа, которая способствовала достижению поставленных целей и задач. На уроке проводилась работа с учебником и  рабочей тетрадью.

На уроке проводилась индивидуальная, частично-поисковая работа по учебнику, самостоятельная работа, которая способствовала более полному усвоению изучаемой темы.

Все задания подобраны с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Считаю, что главный этап урока – это совместное открытие знания, на котором дети определяли основные моменты в изучении темы и мотивировались на дальнейшую работу.

Большое внимание на уроке уделялось речевому развитию обучающихся с целью побуждения учеников к правильному лексическому, грамматическому, орфографическому оформлению речи.

При выборе заданий осуществлялась метапредметность – русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Урок прошёл в оптимальном темпе, время урока распределено рационально. Все этапы урока логически взаимосвязаны: дополняют, подводят к открытию знания, закрепляют полученные знания. Обучающиеся адекватно воспринимали предложенные задания, были активны. На уроке уделено внимание обеспечению двигательного режима: физкультурные паузы как и положено для 1 класса - 2.

Учебно – методический комплекс позволяет на достаточно хорошем проблемно – теоретическом уровне организовать изучение программного материала, развивать восприятие, внимание, мышление. На уроке были использованы ИКТ, карточки, которые способствовали актуализации полученных знаний, с чем обучающиеся успешно справились.

Первоклассники на протяжении всего урока учились правильно сравнивать объекты, находить связи между ними.  На уроке учитель проводила  работу над умением оценивать свою деятельность на основе критерия успешности учебной деятельности.

Очень грамотно была проведена работа по коллективному планированию своих действий.  Учитель целенаправленно учила детей слушать речь одноклассников, высказывать свои предположения и грамотно оформлять свои  ответы в соответствии требований к математической речи.

На уроке использовались задания, направленные именно на развитие универсальных учебных действий. Было использованы логические задачи и упражнения на умение анализировать, обобщать и классифицировать. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности.

В итоге обучающиеся справились со всеми заданиями в полном объёме.

Я считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи.

В процессе работы у детей формировались коммуникативные навыки, критическое мышление.

Выбранные формы и методы позволили организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС.

Данный урок направлен на повышение общего развития, формирование знаний, умений и навыков, способствующий дальнейшему успешному усвоению этого раздела.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиа-сопровождение к уроку математики "Число 9. Цифра 9"

Возможно данная презентация будет Вам полезна!...

Конспект урока математики "Число и цифра 8"

Урок математики для 1 класса по программе Л.Г.Петерсон...

Урок математики "Число и цифра 9".

На уроке математики учащиеся первого класса знакомятся с числом и цифрой 9....

Урок математики Число и цифра 7

УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс...

Презентация к уроку математики "Число 7.Цифра 7." ( 1 класс)

Презентация к уроку математики  по программе Л.Г. Петерсон. Презентация содержит план-конспект урока и задания, которые выполняются на каждом этапе урока....

Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

Урок математики "Число 8. Цифра 8" по учебнику «Математика. 1 класс». Авторы: М.И. Моро, С.И Волкова (УМК "Школа 2100")

Урок составлен на основе деятельностного метода обучения. Тип урока - «открытие» нового знания. Цель урока - создать условия для ознакомления с образованием числа 8 и графической записью это...