Главные вкладки

    Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс
    план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

    Калимова Светлана Леонидовна

    Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.

    Задачи:

    • Образовательная: сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
    • Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщить, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление, память; развивать математическую речь и познавательную активность.
    • Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chisla_i_cifry.doc330 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: Числа и цифры. Римские цифры. 1-й класс

    Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.

    Задачи:

    1. Образовательная: сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
    2. Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщить, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление, память; развивать математическую речь и познавательную активность.
    3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Оборудование: Карточки с заданиями, таблицы с арабскими и римскими цифрами, мультимедийный проектор, экран, презентация

    План урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1. Самоопределение к деятельности – 1 мин.

    Создание ситуации для включения в деятельность;

    Создание положительной эмоциональной направленности

    Концентрируют внимание. Указывают шкалу самооценки, как планируют сегодня работать

    2. Актуализация опорных знаний и мотивация (гимнастика для глаз) – 6 мин

    Использование индивидуальной и фронтальной формы работы

    Повторяют счёт. Выполняют устные вычисления в пределе 10.

    Называют отличие числа от цифры.

    3. Постановка учебной задачи – 3мин

    Создание ситуации для постановки проблемы

    Рассматривают записи под рисунками. Рассматривают записи под рисунками.

    Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу

    4. Открытие нового знания – 12 мин

    Организация поисковой деятельности.

    Побуждающий к открытию рассказ учителя о различных системах счисления (презентация)

    Строят проект выхода из затруднения.

    Смотрят презентацию

    5. Физкультминутка – 1мин

     

     

    6. Первичное закрепление– 5 мин

    Организация групповой работы

    Записывают римские цифры. Обозначают число предметов разными цифрами, работая в парах.

    Комментируют

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    (На экране – ответ) – 5 мин

    Организация самостоятельной письменной работы

    Выполняют письменную работу

    8. Включение нового знания в систему знаний и повторений – 5 мин

    Предлагается учащимся выполнить задание, содержащее новые знания, а также моделирование римских цифр.

    Выполняют задание, содержащее новые знания.

    Моделируют римские

    цифры

    9. Рефлексия деятельности– 2 мин

    Ответы на вопросы.

    Поднимите зелёный кружок, если считаете, что активно работали на уроке; если чего–то не поняли – красный кружок

    Расскажите дома о различных системах

    Нумерации

    Отвечают на вопросы учителя.

    Оценивают свою работу

    Ход урока

    1. Самоопределение к деятельности

    Слайд 1

    Учитель:

    Проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Пожелаю всем удачи!
    За работу в добрый час!
    Всё получится у нас!

    – Хочется, чтобы вы были внимательными и постарались сами открыть секреты математики.
    – Укажите шкалу самооценки, как вы планируете работать на уроке.
    (Зелёный – хорошо, жёлтый – были трудности, но справились, красный – не очень.)

    2. Актуализация опорных знаний и мотивация

    Слайд 2

    1. Загадка (на экране):

    Крыша в шапке меховой,
    Белый дым над головой.
    Двор в снегу.
    Белы дома.

    Ночью к нам пришла….. (зима) – сколько в слове букв, звуков? Как узнали? (Посчитали.)

    – По каким признакам узнали зиму? (Лежит снег, похолодало.)

    – Сколько признаков назвали? Как получили число? (Посчитали.)

    Вывод: как получить любое число? (Нужно сосчитать.)

    Слайд 3. На слайде – зима

    2. Устные вычисления в пределе 10 (несколько учеников работают на карточках):

     Послушайте меня внимательно и ответьте на мой вопросы:

    По снегу бегают Володя, Зина, Алёша, а за ними Лена, Катенька и Гена, а потом ещё Игнат.

    – Сколько девочек? (3)  Мальчиков? (4)

    – Сколько во дворе ребят? (7)

    (Появление числового отрезка)

    – Назовите наименьшее число (3), его соседей.

    – Последующее для числа 4 (5)

    – Дополните каждое число до 10

    – Составьте числовые выражения с этими числами (3+4=7, 4+3=7, 7-3=4, 7-4=3)

    3. Отличие цифры от числа:

    – Какие цифры понадобятся для записи этих выражений?

    – Что делаем с помощью чисел (считаем предметы, называем их порядок)

    –  Что такое цифра (знак числа)

    4. Нахождение цифр, известных детям: (запись известных цифр на магнитных досках):

    Слайд 4

    – Назовите числа в порядке возрастания. (Ученик на доске указкой показывает на числа, они по щелчку исчезают) Что происходит с каждым последующим числом? (увеличивается на 1), а с предыдущим (уменьшается на 1)?

    Физминутка

    (На слайде)

    3. Постановка учебной цели

    Слайд 5.

    Работа в группах

    В одной старой книге Петя увидел рисунки, Сосчитайте число предметов на каждом рисунке (с.30 №1) [3]

    – Подумайте, что могут означать записи под рисунками?

    – Как вы прочитали знаки под рисунками? [4] (Чтобы их прочитать, надо сосчитать число предметов на рисунках)

    (Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу):

    – Какова же сегодня тема урока? (Цифры и числа.)

    4. Открытие детьми нового знания

    – Что такое цифра? (Цифра – знак для обозначения числа.)

    – Что нового узнали? (Для одного и того же числа существуют разные цифры.) [2]

    Текст в оранжевой рамке

    Слайд 6

    - Эти знаки являются цифрами древнего народа майя.

    Слайд 7

    Найдём эти цифры на снежинках.

    - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?  (Познакомимся с неизвестными цифрами, будем записывать с их помощью числа)

    - Люди научились считать давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на верёвке и только потом придумали значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.

    – В мире много народов и многие записывают цифры по – своему, сейчас мы окажемся в древнем мире и увидим, как люди начинали считать. Слайды  8 и 9

    – Ответьте на вопрос, какой нумерацией мы пользуемся сейчас? (Арабской.) 

    – Всегда ли люди пользовались этими числами? Из какой страны и когда они к нам пришли? А хотите узнать? Слайд 10

    – Арабская нумерация. Это самая распространенная на сегодняшний день нумерация, которой мы пользуемся в настоящее время.

    Применяемые нами цифры сложились в Индии. В Европе они стали известны благодаря трудам арабских математиков. Из арабского языка заимствовано и слово "цифра" [1], [4]

    Слайд 11

    - Чтобы получить число, мы пересчитаем точки, количество точек запишем цифрой.  (По щелчку)

    (По щелчку) Появляются римские цифры.

    - А это, что за цифры? (Римские) Сколько знаков используют при записи этих цифр? (3)

    Слайд 12

     Откуда к нам пришли эти знаки: I, V, X? 

    – Кто их распространил по всему миру?

    – Где мы встречаем римские цифры? (Щелчок)

    – Что они обозначают? Слайд 13

    Слайд 14

    - Так какие цифры ешё остались? (Римские)

    - Дополним тему урока. Слайд 15

    5. Физкультминутка

    – При помощи рук показать римские цифры I, II, III, V, X
    – С помощью левой ноги в воздухе написать I, II, III, V, X, XX, эти же цифры прописать в воздухе правой ногой.

    6. Первичное закрепление

    1. Назвать римские цифры с помощью модели числа.  Слайд 16
    2. Запись римских цифр на магнитной доске (С.31,№5) [3] Слайд 17
    3. Обозначение числа предметов разными цифрами (С.31 №6) ,интерактивная доска [3] – работа в парах
    4. Ответы на вопросы:

    – Что ты можешь рассказать о числах? (С помощью чисел мы называем количество предметов и называем предметы по порядку)?

    – Что такое цифра? (Знак числа. С помощью цифр мы записываем числа.)

    Сверим ответ с выводами учебника с.31 [3]

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Задание 7 (с.31) [3] Слайд 18

    – Расставьте римские и арабские цифры на числовом отрезке

    (Проверка – самоконтроль: слайд на экране.) интерактивная доска

    8. Моделирование римских цифр с помощью палочек:

    I, II, III

    – Как при помощи двух палочек получить число 5, 10? (V, X)

    IX. Рефлексия деятельности. Слайд 19

    Я узнал …

    Я научился …

    Я понял …

    Я смог ….

    Самым трудным было …

    – В дневнике отметьте

    – Расскажите дома, что интересного вы узнали на уроке.

    – Молодцы! Мне было приятно с вами работать!

    – Урок окончен!

    Используемая литература

    1. Воронина О.В. Математика в исторических событиях. 1–4 класс: материалы к занятиям, Волгоград: Учитель, 2009.
    2. Демидова Т.Е., Козлова В.А., Тонких А.П. Математика, 1 класс. Методические рекомендации для учителя, М., Баласс, 2009.
    3. Демидова Т.Е., Козлова В.А., Тонких А.П. Моя математика, учебник в трёх частях для 1 класса, часть 2. М., Баласс, 2009.
    4. Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта +, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

    Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с пер...

    Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс

    Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс...

    Числа и цифры. Римские цифры

    ·         Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;·         Cпособствовать развит...

    Методическая разработка урока математики "Римские цифры" для 3 класса

    Конспект урока математики по теме "Римские цифры" для 3 класса по программе "Школа России"...

    «Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

    Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с первыми д...