Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Калимова Светлана Леонидовна

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
  • Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщить, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление, память; развивать математическую речь и познавательную активность.
  • Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chisla_i_cifry.doc330 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Числа и цифры. Римские цифры. 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.

Задачи:

  1. Образовательная: сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
  2. Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщить, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление, память; развивать математическую речь и познавательную активность.
  3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Карточки с заданиями, таблицы с арабскими и римскими цифрами, мультимедийный проектор, экран, презентация

План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Самоопределение к деятельности – 1 мин.

Создание ситуации для включения в деятельность;

Создание положительной эмоциональной направленности

Концентрируют внимание. Указывают шкалу самооценки, как планируют сегодня работать

2. Актуализация опорных знаний и мотивация (гимнастика для глаз) – 6 мин

Использование индивидуальной и фронтальной формы работы

Повторяют счёт. Выполняют устные вычисления в пределе 10.

Называют отличие числа от цифры.

3. Постановка учебной задачи – 3мин

Создание ситуации для постановки проблемы

Рассматривают записи под рисунками. Рассматривают записи под рисунками.

Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу

4. Открытие нового знания – 12 мин

Организация поисковой деятельности.

Побуждающий к открытию рассказ учителя о различных системах счисления (презентация)

Строят проект выхода из затруднения.

Смотрят презентацию

5. Физкультминутка – 1мин

 

 

6. Первичное закрепление– 5 мин

Организация групповой работы

Записывают римские цифры. Обозначают число предметов разными цифрами, работая в парах.

Комментируют

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(На экране – ответ) – 5 мин

Организация самостоятельной письменной работы

Выполняют письменную работу

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений – 5 мин

Предлагается учащимся выполнить задание, содержащее новые знания, а также моделирование римских цифр.

Выполняют задание, содержащее новые знания.

Моделируют римские

цифры

9. Рефлексия деятельности– 2 мин

Ответы на вопросы.

Поднимите зелёный кружок, если считаете, что активно работали на уроке; если чего–то не поняли – красный кружок

Расскажите дома о различных системах

Нумерации

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

Слайд 1

Учитель:

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Пожелаю всем удачи!
За работу в добрый час!
Всё получится у нас!

– Хочется, чтобы вы были внимательными и постарались сами открыть секреты математики.
– Укажите шкалу самооценки, как вы планируете работать на уроке.
(Зелёный – хорошо, жёлтый – были трудности, но справились, красный – не очень.)

2. Актуализация опорных знаний и мотивация

Слайд 2

1. Загадка (на экране):

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу.
Белы дома.

Ночью к нам пришла….. (зима) – сколько в слове букв, звуков? Как узнали? (Посчитали.)

– По каким признакам узнали зиму? (Лежит снег, похолодало.)

– Сколько признаков назвали? Как получили число? (Посчитали.)

Вывод: как получить любое число? (Нужно сосчитать.)

Слайд 3. На слайде – зима

2. Устные вычисления в пределе 10 (несколько учеников работают на карточках):

 Послушайте меня внимательно и ответьте на мой вопросы:

По снегу бегают Володя, Зина, Алёша, а за ними Лена, Катенька и Гена, а потом ещё Игнат.

– Сколько девочек? (3)  Мальчиков? (4)

– Сколько во дворе ребят? (7)

(Появление числового отрезка)

– Назовите наименьшее число (3), его соседей.

– Последующее для числа 4 (5)

– Дополните каждое число до 10

– Составьте числовые выражения с этими числами (3+4=7, 4+3=7, 7-3=4, 7-4=3)

3. Отличие цифры от числа:

– Какие цифры понадобятся для записи этих выражений?

– Что делаем с помощью чисел (считаем предметы, называем их порядок)

–  Что такое цифра (знак числа)

4. Нахождение цифр, известных детям: (запись известных цифр на магнитных досках):

Слайд 4

– Назовите числа в порядке возрастания. (Ученик на доске указкой показывает на числа, они по щелчку исчезают) Что происходит с каждым последующим числом? (увеличивается на 1), а с предыдущим (уменьшается на 1)?

Физминутка

(На слайде)

3. Постановка учебной цели

Слайд 5.

Работа в группах

В одной старой книге Петя увидел рисунки, Сосчитайте число предметов на каждом рисунке (с.30 №1) [3]

– Подумайте, что могут означать записи под рисунками?

– Как вы прочитали знаки под рисунками? [4] (Чтобы их прочитать, надо сосчитать число предметов на рисунках)

(Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу):

– Какова же сегодня тема урока? (Цифры и числа.)

4. Открытие детьми нового знания

– Что такое цифра? (Цифра – знак для обозначения числа.)

– Что нового узнали? (Для одного и того же числа существуют разные цифры.) [2]

Текст в оранжевой рамке

Слайд 6

- Эти знаки являются цифрами древнего народа майя.

Слайд 7

Найдём эти цифры на снежинках.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?  (Познакомимся с неизвестными цифрами, будем записывать с их помощью числа)

- Люди научились считать давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на верёвке и только потом придумали значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.

– В мире много народов и многие записывают цифры по – своему, сейчас мы окажемся в древнем мире и увидим, как люди начинали считать. Слайды  8 и 9

– Ответьте на вопрос, какой нумерацией мы пользуемся сейчас? (Арабской.) 

– Всегда ли люди пользовались этими числами? Из какой страны и когда они к нам пришли? А хотите узнать? Слайд 10

– Арабская нумерация. Это самая распространенная на сегодняшний день нумерация, которой мы пользуемся в настоящее время.

Применяемые нами цифры сложились в Индии. В Европе они стали известны благодаря трудам арабских математиков. Из арабского языка заимствовано и слово "цифра" [1], [4]

Слайд 11

- Чтобы получить число, мы пересчитаем точки, количество точек запишем цифрой.  (По щелчку)

(По щелчку) Появляются римские цифры.

- А это, что за цифры? (Римские) Сколько знаков используют при записи этих цифр? (3)

Слайд 12

 Откуда к нам пришли эти знаки: I, V, X? 

– Кто их распространил по всему миру?

– Где мы встречаем римские цифры? (Щелчок)

– Что они обозначают? Слайд 13

Слайд 14

- Так какие цифры ешё остались? (Римские)

- Дополним тему урока. Слайд 15

5. Физкультминутка

– При помощи рук показать римские цифры I, II, III, V, X
– С помощью левой ноги в воздухе написать I, II, III, V, X, XX, эти же цифры прописать в воздухе правой ногой.

6. Первичное закрепление

  1. Назвать римские цифры с помощью модели числа.  Слайд 16
  2. Запись римских цифр на магнитной доске (С.31,№5) [3] Слайд 17
  3. Обозначение числа предметов разными цифрами (С.31 №6) ,интерактивная доска [3] – работа в парах
  4. Ответы на вопросы:

– Что ты можешь рассказать о числах? (С помощью чисел мы называем количество предметов и называем предметы по порядку)?

– Что такое цифра? (Знак числа. С помощью цифр мы записываем числа.)

Сверим ответ с выводами учебника с.31 [3]

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание 7 (с.31) [3] Слайд 18

– Расставьте римские и арабские цифры на числовом отрезке

(Проверка – самоконтроль: слайд на экране.) интерактивная доска

8. Моделирование римских цифр с помощью палочек:

I, II, III

– Как при помощи двух палочек получить число 5, 10? (V, X)

IX. Рефлексия деятельности. Слайд 19

Я узнал …

Я научился …

Я понял …

Я смог ….

Самым трудным было …

– В дневнике отметьте

– Расскажите дома, что интересного вы узнали на уроке.

– Молодцы! Мне было приятно с вами работать!

– Урок окончен!

Используемая литература

  1. Воронина О.В. Математика в исторических событиях. 1–4 класс: материалы к занятиям, Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Демидова Т.Е., Козлова В.А., Тонких А.П. Математика, 1 класс. Методические рекомендации для учителя, М., Баласс, 2009.
  3. Демидова Т.Е., Козлова В.А., Тонких А.П. Моя математика, учебник в трёх частях для 1 класса, часть 2. М., Баласс, 2009.
  4. Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта +, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с пер...

Числа и цифры. Римские цифры

·         Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;·         Cпособствовать развит...

Методическая разработка урока математики "Римские цифры" для 3 класса

Конспект урока математики по теме "Римские цифры" для 3 класса по программе "Школа России"...

«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с первыми д...

Презентация к уроку математики по теме "Римские цифры"

Данный материал будет полезен при изучении темы "Римские цифры"....