Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме
Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.
Задачи:
- Образовательная: сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
- Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщить, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление, память; развивать математическую речь и познавательную активность.
- Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Тип урока: урок открытия нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chisla_i_cifry.doc | 330 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Числа и цифры. Римские цифры. 1-й класс
Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.
Задачи:
- Образовательная: сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
- Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщить, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление, память; развивать математическую речь и познавательную активность.
- Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: Карточки с заданиями, таблицы с арабскими и римскими цифрами, мультимедийный проектор, экран, презентация
План урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Самоопределение к деятельности – 1 мин. | Создание ситуации для включения в деятельность; Создание положительной эмоциональной направленности | Концентрируют внимание. Указывают шкалу самооценки, как планируют сегодня работать |
2. Актуализация опорных знаний и мотивация (гимнастика для глаз) – 6 мин | Использование индивидуальной и фронтальной формы работы | Повторяют счёт. Выполняют устные вычисления в пределе 10. Называют отличие числа от цифры. |
3. Постановка учебной задачи – 3мин | Создание ситуации для постановки проблемы | Рассматривают записи под рисунками. Рассматривают записи под рисунками. Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу |
4. Открытие нового знания – 12 мин | Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя о различных системах счисления (презентация) | Строят проект выхода из затруднения. Смотрят презентацию |
5. Физкультминутка – 1мин |
|
|
6. Первичное закрепление– 5 мин | Организация групповой работы | Записывают римские цифры. Обозначают число предметов разными цифрами, работая в парах. Комментируют |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (На экране – ответ) – 5 мин | Организация самостоятельной письменной работы | Выполняют письменную работу |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений – 5 мин | Предлагается учащимся выполнить задание, содержащее новые знания, а также моделирование римских цифр. | Выполняют задание, содержащее новые знания. Моделируют римские цифры |
9. Рефлексия деятельности– 2 мин | Ответы на вопросы. Поднимите зелёный кружок, если считаете, что активно работали на уроке; если чего–то не поняли – красный кружок Расскажите дома о различных системах Нумерации | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу |
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
Слайд 1
Учитель:
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Пожелаю всем удачи!
За работу в добрый час!
Всё получится у нас!
– Хочется, чтобы вы были внимательными и постарались сами открыть секреты математики.
– Укажите шкалу самооценки, как вы планируете работать на уроке.
(Зелёный – хорошо, жёлтый – были трудности, но справились, красный – не очень.)
2. Актуализация опорных знаний и мотивация
Слайд 2
1. Загадка (на экране):
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу.
Белы дома.
Ночью к нам пришла….. (зима) – сколько в слове букв, звуков? Как узнали? (Посчитали.)
– По каким признакам узнали зиму? (Лежит снег, похолодало.)
– Сколько признаков назвали? Как получили число? (Посчитали.)
Вывод: как получить любое число? (Нужно сосчитать.)
Слайд 3. На слайде – зима
2. Устные вычисления в пределе 10 (несколько учеников работают на карточках):
– Послушайте меня внимательно и ответьте на мой вопросы:
По снегу бегают Володя, Зина, Алёша, а за ними Лена, Катенька и Гена, а потом ещё Игнат.
– Сколько девочек? (3) Мальчиков? (4)
– Сколько во дворе ребят? (7)
(Появление числового отрезка)
– Назовите наименьшее число (3), его соседей.
– Последующее для числа 4 (5)
– Дополните каждое число до 10
– Составьте числовые выражения с этими числами (3+4=7, 4+3=7, 7-3=4, 7-4=3)
3. Отличие цифры от числа:
– Какие цифры понадобятся для записи этих выражений?
– Что делаем с помощью чисел (считаем предметы, называем их порядок)
– Что такое цифра (знак числа)
4. Нахождение цифр, известных детям: (запись известных цифр на магнитных досках):
Слайд 4
– Назовите числа в порядке возрастания. (Ученик на доске указкой показывает на числа, они по щелчку исчезают) Что происходит с каждым последующим числом? (увеличивается на 1), а с предыдущим (уменьшается на 1)?
Физминутка
(На слайде)
3. Постановка учебной цели
Слайд 5.
Работа в группах
В одной старой книге Петя увидел рисунки, Сосчитайте число предметов на каждом рисунке (с.30 №1) [3]
– Подумайте, что могут означать записи под рисунками?
– Как вы прочитали знаки под рисунками? [4] (Чтобы их прочитать, надо сосчитать число предметов на рисунках)
(Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу):
– Какова же сегодня тема урока? (Цифры и числа.)
4. Открытие детьми нового знания
– Что такое цифра? (Цифра – знак для обозначения числа.)
– Что нового узнали? (Для одного и того же числа существуют разные цифры.) [2]
Текст в оранжевой рамке
Слайд 6
- Эти знаки являются цифрами древнего народа майя.
Слайд 7
Найдём эти цифры на снежинках.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Познакомимся с неизвестными цифрами, будем записывать с их помощью числа)
- Люди научились считать давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на верёвке и только потом придумали значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.
– В мире много народов и многие записывают цифры по – своему, сейчас мы окажемся в древнем мире и увидим, как люди начинали считать. Слайды 8 и 9
– Ответьте на вопрос, какой нумерацией мы пользуемся сейчас? (Арабской.)
– Всегда ли люди пользовались этими числами? Из какой страны и когда они к нам пришли? А хотите узнать? Слайд 10
– Арабская нумерация. Это самая распространенная на сегодняшний день нумерация, которой мы пользуемся в настоящее время.
Применяемые нами цифры сложились в Индии. В Европе они стали известны благодаря трудам арабских математиков. Из арабского языка заимствовано и слово "цифра" [1], [4]
Слайд 11
- Чтобы получить число, мы пересчитаем точки, количество точек запишем цифрой. (По щелчку)
(По щелчку) Появляются римские цифры.
- А это, что за цифры? (Римские) Сколько знаков используют при записи этих цифр? (3)
Слайд 12
– Откуда к нам пришли эти знаки: I, V, X?
– Кто их распространил по всему миру?
– Где мы встречаем римские цифры? (Щелчок)
– Что они обозначают? Слайд 13
Слайд 14
- Так какие цифры ешё остались? (Римские)
- Дополним тему урока. Слайд 15
5. Физкультминутка
– При помощи рук показать римские цифры I, II, III, V, X
– С помощью левой ноги в воздухе написать I, II, III, V, X, XX, эти же цифры прописать в воздухе правой ногой.
6. Первичное закрепление
- Назвать римские цифры с помощью модели числа. Слайд 16
- Запись римских цифр на магнитной доске (С.31,№5) [3] Слайд 17
- Обозначение числа предметов разными цифрами (С.31 №6) ,интерактивная доска [3] – работа в парах
- Ответы на вопросы:
– Что ты можешь рассказать о числах? (С помощью чисел мы называем количество предметов и называем предметы по порядку)?
– Что такое цифра? (Знак числа. С помощью цифр мы записываем числа.)
Сверим ответ с выводами учебника с.31 [3]
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задание 7 (с.31) [3] Слайд 18
– Расставьте римские и арабские цифры на числовом отрезке
(Проверка – самоконтроль: слайд на экране.) интерактивная доска
8. Моделирование римских цифр с помощью палочек:
I, II, III
– Как при помощи двух палочек получить число 5, 10? (V, X)
IX. Рефлексия деятельности. Слайд 19
Я узнал …
Я научился …
Я понял …
Я смог ….
Самым трудным было …
– В дневнике отметьте
– Расскажите дома, что интересного вы узнали на уроке.
– Молодцы! Мне было приятно с вами работать!
– Урок окончен!
Используемая литература
- Воронина О.В. Математика в исторических событиях. 1–4 класс: материалы к занятиям, Волгоград: Учитель, 2009.
- Демидова Т.Е., Козлова В.А., Тонких А.П. Математика, 1 класс. Методические рекомендации для учителя, М., Баласс, 2009.
- Демидова Т.Е., Козлова В.А., Тонких А.П. Моя математика, учебник в трёх частях для 1 класса, часть 2. М., Баласс, 2009.
- Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта +, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"
Цели и задачи: уточнить представления о цифрах и числах; познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях; познакомить с пер...
Числа и цифры. Римские цифры
· Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;· Cпособствовать развит...
Методическая разработка урока математики "Римские цифры" для 3 класса
Конспект урока математики по теме "Римские цифры" для 3 класса по программе "Школа России"...
Презентация урока математики по теме "Римские цифры"
Презентация...
«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"
Цели и задачи: уточнить представления о цифрах и числах; познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях; познакомить с первыми д...
Презентация к уроку математики по теме "Римские цифры"
Данный материал будет полезен при изучении темы "Римские цифры"....