Главные вкладки

    Числа и цифры. Римские цифры
    план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

    Галямова Юлия Владимировна

    ·         Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;

    ·         Cпособствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;

    ·         Dоспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chisla_i_tsifry.docx23.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока. Числа и цифры. Римские цифры.

    Тип урока: комбинированный
    Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, исторических сведений, творческих заданий.
    Задачи:

    • создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;
    • способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;
    • воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

    Основные дидактические методы:

    • проблемные методы обучения
    • продуктивно - практический
    • частично – поисковый
    • объяснительно-иллюстративный
    • принципы самоорганизации познавательной работы учащихся

    Дидактические средства:

    • для учителя – презентация, фонограмма;
    • для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.

    Оборудование:

    • цифровые «веера»
    • магнитофон
    • проектор
    • таблицы

    План урока

    1. Организационная часть.
    2. Актуализация знаний.
    3. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
    4. Первичное закрепление изученного.
    5. Самостоятельная работа.
    6. Тренировочные упражнения и задания на повторение.
    7. Рефлексия. Итог урока.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Парта -  это не кровать, и на ней нельзя лежать.

    Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

    На уроке не болтай, как говорящий попугай.

    Ответить хочешь – не кричи, спокойно руку подними.

    – Возьмите свои цифровые «веера» и проверим, все ли вы «отбросили лень»?

    1. Актуализация знаний.

     – С какими числами познакомились на предыдущих уроках?

     - Что позволяют нам числа делать с предметами?

    ( Считать, сравнивать, устанавливать порядок.)

    Работа с отрезком натурального ряда чисел.

    1. – Покажите на цифровом «веере», какое число следует за числом 5? 7?

    –  Покажите предыдущее число числу 9? 4?
    – Покажите число у которого «соседи» 5 и 7? 7 и 9?

    1. ––  Увеличьте 5 на 2? 7 на3? (Результат покажите на веере.)
    2.  -  Я задумала число, увеличила его на 2 и получила 7. Какое число я задумала?
    3.  – Я задумала число, уменьшила его на 2 и получила 6. Какое число я задумала?
    1. На доске предметные рисунки, числовые карточки, карточки с цифрами.

    – Подберите к каждому рисунку нужную карточку. Расскажите, как вы это сделали.
    (
    Пересчитали число предметов на рисунках. Сколько предметов, столько же кружков.)

    - Придумайте сами картинку и карточку.

    1. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
    1. Работа по учебнику: задания 1 – 3, с.30.

    - Прочитайте тему урока.

    - Что нового вы узнаете на уроке? ( Познакомимся с неизвестными цифрами.)

     - Рассмотрите задание 1.

    -  Что изображено на картинках? (Птички.)

    -  Подумайте, что могут означать эти записи?

     - Прочитайте правило на с. 30.

     - Что нового вы узнали ? (Древний народ майя записывали цифровые знаки в виде точек и тире.)

    – Что такое цифра?
    (
    Цифра – знак для записи  числа)
    Историческая справка.

    Люди научились считать очень давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на верёвке и только потом придумали специальные значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.

    Задание 2. Выполняют фронтально. Учитель показывает карточки с моделями чисел, а ученики по очереди должны записывать числа на доске. Остальные выкладывают числовые карточки на парте.

     - Как бы вы назвали эти цифры? Оказывается, нашим цифрам давно придумано название. Давайте прочитаем, как они называются. ( Цифры 0 – 9 называются арабскими; их всего  десять.) – с.30.
    – Вова предлагает вам следующее задание.
    – Запишите число точек на каждой карточке цифрами, с которыми вы познакомились на уроках математики. (Работа в тетрадях, а один ученик у доски)
    – Какие действия вы выполняли?
    (
    Чтобы получить число, мы пересчитали точки, количество точек записали цифрой)

    • Короткая историческая справка об арабских цифрах. 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

    – Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими. Их всего десять. Хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Но, конечно же, они не сразу стали такими. В 200 году в Индии они выглядели совершенно иначе. Со временем написание цифр совершенствовалось, причем по-разному в разных местностях
    Арабы выбрали из этих различных видов цифры наиболее удачные. От них цифры продолжили свой путь по Земле.
    – А в наши дни мы записываем цифры так 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
    – Значит, на предыдущих уроках мы с вами учились, какие цифры писать? (
    Арабские)

    Двигательная физкультминутка под музыку

    « Вперёд четыре шага…».

    5) – А Катя хочет познакомить вас с римскими цифрами.
    – Сможете ли назвать числа, которые здесь записаны?
    (
    Ответы ребят)
    – А теперь сможете назвать эти числа? Как вы догадались?
    – Римская цифра V напоминает ладонь с оттопыренным большим пальцем, а число X две скрещенные руки. (
    Показываем вместе с детьми)

    1. Первичное закрепление изученного.

    1) Работа с учебником.
    Пишем цифры в задании №5, с.31.
    2) Обозначим число предметов разными цифрами. №6, с.31
    – Для чего нам нужны числа?
    (
    Чтобы сосчитать количество предметов)
    – Как вы поняли, что такое цифра?
    3) – Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на с.31
    – Верны ли ваши предположения?
    – Значит, с помощью чисел мы называем количество предметов, называем предметы по порядку, а цифра это знак. С помощью цифр мы записываем числа.

    Физкультминутка для глаз.

    1. Самостоятельная работа.

    №7, с.31
    -Какие числа не записал Вова? Помоги ему записать пропущенные числа от наименьшего к наибольшему.
    -Назови, какие арабские цифры пропустил Вова?
    -Какие римские цифры пропустил Вова?
    -Назови следующие числа для V, VIII, IX?
    -Назови предыдущие числа для II, IV, X?

    .

    1. Итог урока

    – Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
    – Что показалось вам наиболее интересным?
    – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
    Поднимите руки те, кто:

    • работал в полную силу;
    • работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

    – Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

    .

    Методическая литература:

    1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.
    2. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. Учебник для 1-го класса в 3-х частях. Часть 2. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006.
    3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.: 2002.
    4. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, 1 кл. – М.: «Школа 2000…», 2001.
    5. Савин А.П. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
    6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Уникальный рабочий материал по математике: 1-й класс. – М.: Астрель: АСТ, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

    Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

    «Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

    Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с пер...

    "Цифры и числа. Римские цифры" Презентация к уроку математики 1 класс

    Презентация к уроку "Цифры и числа. Римские цифры" 1 Класс...

    Римские цифры и числа

    Урок математики 3 класс: "Римские цифры и числа"...

    «Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

    Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с первыми д...