Числа и цифры. Римские цифры
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Галямова Юлия Владимировна

·         Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;

·         Cпособствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;

·         Dоспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chisla_i_tsifry.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Числа и цифры. Римские цифры.

Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, исторических сведений, творческих заданий.
Задачи:

  • создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;
  • способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;
  • воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

Основные дидактические методы:

  • проблемные методы обучения
  • продуктивно - практический
  • частично – поисковый
  • объяснительно-иллюстративный
  • принципы самоорганизации познавательной работы учащихся

Дидактические средства:

  • для учителя – презентация, фонограмма;
  • для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование:

  • цифровые «веера»
  • магнитофон
  • проектор
  • таблицы

План урока

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация знаний.
  3. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
  4. Первичное закрепление изученного.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Тренировочные упражнения и задания на повторение.
  7. Рефлексия. Итог урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Парта -  это не кровать, и на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

На уроке не болтай, как говорящий попугай.

Ответить хочешь – не кричи, спокойно руку подними.

– Возьмите свои цифровые «веера» и проверим, все ли вы «отбросили лень»?

  1. Актуализация знаний.

 – С какими числами познакомились на предыдущих уроках?

 - Что позволяют нам числа делать с предметами?

( Считать, сравнивать, устанавливать порядок.)

Работа с отрезком натурального ряда чисел.

  1. – Покажите на цифровом «веере», какое число следует за числом 5? 7?

–  Покажите предыдущее число числу 9? 4?
– Покажите число у которого «соседи» 5 и 7? 7 и 9?

  1. ––  Увеличьте 5 на 2? 7 на3? (Результат покажите на веере.)
  2.  -  Я задумала число, увеличила его на 2 и получила 7. Какое число я задумала?
  3.  – Я задумала число, уменьшила его на 2 и получила 6. Какое число я задумала?
  1. На доске предметные рисунки, числовые карточки, карточки с цифрами.

– Подберите к каждому рисунку нужную карточку. Расскажите, как вы это сделали.
(
Пересчитали число предметов на рисунках. Сколько предметов, столько же кружков.)

- Придумайте сами картинку и карточку.

  1. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
  1. Работа по учебнику: задания 1 – 3, с.30.

- Прочитайте тему урока.

- Что нового вы узнаете на уроке? ( Познакомимся с неизвестными цифрами.)

 - Рассмотрите задание 1.

-  Что изображено на картинках? (Птички.)

-  Подумайте, что могут означать эти записи?

 - Прочитайте правило на с. 30.

 - Что нового вы узнали ? (Древний народ майя записывали цифровые знаки в виде точек и тире.)

– Что такое цифра?
(
Цифра – знак для записи  числа)
Историческая справка.

Люди научились считать очень давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на верёвке и только потом придумали специальные значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.

Задание 2. Выполняют фронтально. Учитель показывает карточки с моделями чисел, а ученики по очереди должны записывать числа на доске. Остальные выкладывают числовые карточки на парте.

 - Как бы вы назвали эти цифры? Оказывается, нашим цифрам давно придумано название. Давайте прочитаем, как они называются. ( Цифры 0 – 9 называются арабскими; их всего  десять.) – с.30.
– Вова предлагает вам следующее задание.
– Запишите число точек на каждой карточке цифрами, с которыми вы познакомились на уроках математики. (Работа в тетрадях, а один ученик у доски)
– Какие действия вы выполняли?
(
Чтобы получить число, мы пересчитали точки, количество точек записали цифрой)

  • Короткая историческая справка об арабских цифрах. 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

– Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими. Их всего десять. Хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Но, конечно же, они не сразу стали такими. В 200 году в Индии они выглядели совершенно иначе. Со временем написание цифр совершенствовалось, причем по-разному в разных местностях
Арабы выбрали из этих различных видов цифры наиболее удачные. От них цифры продолжили свой путь по Земле.
– А в наши дни мы записываем цифры так 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Значит, на предыдущих уроках мы с вами учились, какие цифры писать? (
Арабские)

Двигательная физкультминутка под музыку

« Вперёд четыре шага…».

5) – А Катя хочет познакомить вас с римскими цифрами.
– Сможете ли назвать числа, которые здесь записаны?
(
Ответы ребят)
– А теперь сможете назвать эти числа? Как вы догадались?
– Римская цифра V напоминает ладонь с оттопыренным большим пальцем, а число X две скрещенные руки. (
Показываем вместе с детьми)

  1. Первичное закрепление изученного.

1) Работа с учебником.
Пишем цифры в задании №5, с.31.
2) Обозначим число предметов разными цифрами. №6, с.31
– Для чего нам нужны числа?
(
Чтобы сосчитать количество предметов)
– Как вы поняли, что такое цифра?
3) – Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на с.31
– Верны ли ваши предположения?
– Значит, с помощью чисел мы называем количество предметов, называем предметы по порядку, а цифра это знак. С помощью цифр мы записываем числа.

Физкультминутка для глаз.

  1. Самостоятельная работа.

№7, с.31
-Какие числа не записал Вова? Помоги ему записать пропущенные числа от наименьшего к наибольшему.
-Назови, какие арабские цифры пропустил Вова?
-Какие римские цифры пропустил Вова?
-Назови следующие числа для V, VIII, IX?
-Назови предыдущие числа для II, IV, X?

.

  1. Итог урока

– Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
– Что показалось вам наиболее интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Поднимите руки те, кто:

  • работал в полную силу;
  • работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

– Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

.

Методическая литература:

  1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.
  2. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. Учебник для 1-го класса в 3-х частях. Часть 2. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.: 2002.
  4. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, 1 кл. – М.: «Школа 2000…», 2001.
  5. Савин А.П. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Уникальный рабочий материал по математике: 1-й класс. – М.: Астрель: АСТ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с пер...

"Цифры и числа. Римские цифры" Презентация к уроку математики 1 класс

Презентация к уроку "Цифры и числа. Римские цифры" 1 Класс...

Римские цифры и числа

Урок математики 3 класс: "Римские цифры и числа"...

«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с первыми д...