Римские цифры и числа
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Зевакова Ирина Сергеевна

Урок математики 3 класс: "Римские цифры и числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_po_teme_rimskie_tsyfry.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

1. Организационный момент

-Ребята! Проверьте свою готовность к уроку.

Сегодня у нас урок необычный, к нам пришло много гостей. Я надеюсь, что урок получится интересным, познавательным, и вы  откроете  новые секреты математики.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. 2 мин

 2. Актуализация знаний

На доске записаны числа:

396,425,703,439,999,570

- Посмотрите на доску, здесь записаны числа. Как мы их называем? (Трехзначные)

- Почему? (Для записи данных чисел используется три цифры) 

- Что мы с вами умеем делать с трехзначными числами?

(читать, записывать, сравнивать, раскладывать на разрядные слагаемые, находить сколько в числе сотен, десятков, единиц, выполнять действия с этими числами)

- Какое число можно назвать «лишним»?

(703 – в нем отсутствует разряд десятков).

(999 – одинаковое количество сотен, десятков и единиц).

(570 – нет свободных единиц)

- Назовите самое маленькое число. (396) Назовите его разрядный состав.

- Назовите самое большое число. (999) Назовите его разрядный состав.

- Назовите предыдущее число 439. (438)

- Последующее число 999 (1000).

- Сколько сотен в числе 1000?

- Сколько десятков в числе 570? (57 десятков)

 

В тетради запишите эти числа: 1 вариант – в порядке возрастания, 2 вариант – в порядке убывания.

Сверка с образцом на доске. Оценка своей работы (+, ?) 5 мин

 

3.Постановка учебной проблемы.

Я вам сейчас предлагаю поработать в парах, у вас на столах лежат карточки, где необходимо будет продолжить ряд чисел. Что для этого нужно сделать? (установить закономерность)

1)      458, 459, …, … .

2)      371, 370, …, … .

3)      501, 601, …, … .

4)      CLIV, CLV, …, … .

Проверка с доской.         3 мин

 3. Целеполагание:

- В каком ряду вы не смогли установить закономерность? (4)

-Почему? С какой проблемой мы столкнулись? (мы не знаем какие числа записаны в 4 ряду)

Вы правильно сказали, в четвёртом ряду записаны  числа, но при помощи особых цифр.  Может кто-нибудь из вас знает, как они называются?

(римские цифры)

- О чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

(о римских числах и цифрах)

- Какая цель нашего урока?

Цель урока: познакомиться с римскими цифрами и числами.

- Что мы должны узнать, чтобы достичь нашей цели?

Задачи:

  1. Читать и записывать римские числа.
  2. Выполнять действия с римскими числами.
  3. Решать задачи с римскими числами. 3 мин

4. Открытие нового знания.

Как же записать с помощью римских цифр число?  Чтобы ответить на этот вопрос, я  предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.

Первобытные люди не знали цифр. У них даже слов таких не было «два», «четыре», «пять». Но считать умели.

- При помощи чего они считали?

(при помощи пальцев)

- Пальцы и были первыми изображениями чисел. Очень удобно складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Если не хватит пальцев на руках  - не беда, есть еще в запасе пальцы на ногах.

- Шли века, тысячелетия. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, стали обрабатывать землю, строить каменные здания. Для всего этого требовались сложные расчеты, а для расчетов – цифры.

- Почему эти цифры называются римскими?

(они появились в Риме)

Поработайте в парах.

Представьте, что вы древние римляне, запишите при помощи пальцев (их вам заменят палочки на столах) число 1, 2, 3?

- А как бы вы написали число 5?

- Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку, но не вырисовывали каждый палец отдельно. Рисунок был очень простым: V. Выложите на партах римское число 5.

- Четверку стали изображать вот так: IV - 4   а шестерку так -   VI– 6       

-    Кто догадался, почему?

(4 – предыдущее число, палочку пишем слева, отнимаем; 6 – последующее, палочку справа, прибавляем.)

- Если к V добавить справа две палочки? Какое число получим?

(VII – 7)

- Как записать число 8?

- Кто из вас знает, как записывается десятка?

(X)  

10 состоит из двух 5. Одну запишем как обычно, а вторая перевёрнута вниз. Вот так: X.

- Если к X я добавлю одну палочку. Какое число получу?

(XI – одиннадцать), а если палочку я поставлю слева от X, какое число я получу? (IX – девять).

- При помощи каких основных цифр записаны римские числа?

(I, V, X)

- Какова же особенность римской записи?

(Если цифру поставить справа (после) от основной, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять)

- Ребята, а где мы можем встретить римские числа?

(Нумерация столетий, на циферблатах часов, нумерация книжных томов и глав, нумеруем варианты в контрольных работах, даты рождения часто записывают, используя римские цифры) 12 мин

  1. Проговаривание нового знания:

Давайте проверим ребята, верно ли мы с вами записали римские числа.

Стр. 52 упр. 1

- На каком циферблате числа записаны римскими цифрами?

(на втором и третьем)

-Прочитайте задание. Какие цифры являются основными в записи римских чисел?

- Как с их помощью записать числа?

(Если цифру поставить справа (после) от основной, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять)

- Для записи больших чисел римляне использовали другие обозначения.

Прочитайте правило на стр. 53

Заполним с вами, опираясь на правило таблицу.

Число

Римское
обозначение

1

V

10

5

L

100

 

D

1000

M

3 мин

6. Закрепление нового знания.

На стр. 52 найдите № 2. Какое задание предлагает автор учебника?

(сравнить римские числа)

- Выполним это задание устно.

- Что ещё можно делать с римскими цифрами?

(выполнять действия)

Стр. 52 № 3 (на доске письменно с комментированием)

- Пользуясь таблицей, выполните № 7 стр.53

 (проверка в парах, образец на доске)

3 мин

7. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

        Вернемся к началу урока и попробуем продолжить ряд цифр

CLIV, CLV, …, … .

- Прочитайте, записанные числа.

(154, 155)

- Установите закономерность и запишите следующие два числа.

(проверка +, ?)

- Какую задачу урока мы с вами ещё не решили?

(решать задачи с римскими цифрами)

        Задача написана на карточках:

         Богатый римлянин купил XX платьев, а сандалий на VII больше. Сколько платьев и сандалий купил римлянин?

- Возьмите карточку с текстом. Что это за текст?

(задача)

- Как вы определили, что это задача?

(есть условие, вопрос)

- Прочитайте задачу самостоятельно, про себя.

- Какие числа вы встретили в задаче?

(римские числа)

- Назовите эти числа.

(20 и 7)

- Перечитаем вместе с вами условие задачи.

-  О ком идёт речь в задаче?

(о римлянине, который купил платья, и сандалии)

- Что в задаче сказано о том, сколько римлянин купил платьев?

(20)

- Что сказано о том, сколько римлянин купил сандалий?

(на 7 больше)

- Что означает запись на 7 больше?

(столько же сколько и платьев, да ещё 7)

- Запишите условие задачи

(дети чертят чертёж)

- Прочитайте вопрос задачи.

- Что необходимо знать для ответа на этот вопрос. Каким действием мы воспользуемся?

(сложением)

- Можем ли мы на него ответить сразу? Почему?

- Как узнать, сколько сандалий купил римлянин?

- Решите задачу самостоятельно.

(проверка по образцу на доске)

 7 мин

7. Обобщение. Итог урока.

- Наш  урок подходит к концу, какая была цель         нашего урока?

- Давайте посмотрим, выполнили ли мы поставленные перед нами задачи.

- Сделайте вывод, достигли ли мы цели урока?

- Что было для вас сегодня легко?

- Что ещё трудно?

 Что показалось самым интересным? 2 мин

8. Домашнее задание:

Стр. 52,53 № 5, 8

 

 

 

 

 

 

http://c/DOCUME~1/Admin/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image001.gif

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с пер...

Числа и цифры. Римские цифры

·         Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;·         Cпособствовать развит...

"Цифры и числа. Римские цифры" Презентация к уроку математики 1 класс

Презентация к уроку "Цифры и числа. Римские цифры" 1 Класс...

«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с первыми д...