Математика "Чтение и запись многозначных чисел"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Гетьман Татьяна Владимировна

Урок математики связа с уроком окружающий мир. Воспитаывается любовь и забота о пчёлах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_chtenie_i_zapis_mnogoz_chisel_4_klass.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Чтение и запись многозначных чисел

Учитель начальных классов: Гетьман Татьяна Владимировна

Цели урока:

закрепить умение читать, записывать и сравнивать многозначные числа; закреплять навыки устных вычислений в пределах 1000000; решать задачи, уравнения и неравенства;

развивать мыслительные операции, воображение детей, интерес к предмету; на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;

воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор, доска, мел.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Улыбнулись друг другу и тихонько сели.

Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!

– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

2. Устный счет

– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав загадку (Слайд 2)

Летит – гудит,
Сядет – молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг –
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб –
Спасайся бегом!

– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси отмечали праздник пчелы 30 апреля. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке (Слайд 3)
– Давайте посчитаем устно, поиграем в игру «Помоги пчёлке собрать мёд» (на пчелу)

3. Сообщение целей урока

– А вы знаете, ребята, как называется домик для пчёл? (Слайд 4) 

– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично. Пчелы хранят много тайн о себе, человек до сих пор не смог их всех разгадать. Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчёл. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Справившись с ними, мы узнаем много интересного. (Слайд 5)

Повторение нумерации в пределах 1000000.

Решение задач

Решение неравенств и уравнений

Несколько интересных чисел из мира пчёл

Графическая матрица

– Итак, в путь за пчелой. Запишите в тетради число, классная работа.

4.Работа над закреплением пройденного материала

1. Повторение нумерации в пределах 1000000

– На каждом улье есть леток – вход в улей. (Слайд 6)
– Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают правила дорожного движения и никогда не нарушают их. Те, кто прилетел с работы, входят по нижней части летка, те, кто улетает – по верхней. Соблюдению правил дорожного движения мы можем поучиться у пчёл.
– Ульям на пасеке обычно присваивают номера. Есть они и у нас. Назовите их (7009, 9999, 3250) 
– назовите предыдущие и последующие числа для тех, которые вы видите на экране. 
– запишите их в тетради в порядке возрастания. (Проверка на экране)
– Найдите лишнее число. (10000)
– Почему оно лишнее? (пятизначное.) (Возвращаемся на 
Слайд5)

2. Решение задач

– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда открывается первый цветок. Давайте решим задачу (слайд 7).
“Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа утра и заканчивается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?”
– Для удобства решения составим краткую запись. Выделим главные слова: о ком говорится в задаче? Что говорится о пчеле? Об ученике?
Пчела – с 4 ч до 20ч
Ученик – с 8ч до 12ч
В ? раз больше, на ? часов меньше (Слайд 8)
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика.)
– Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы, ученика? (Да.) Как? Записываем 1 действие (20 – 4 = 16(ч.) – рабочий день пчелы.) Записываем 2 действие. (12 – 8 = 4(ч.) – рабочий день ученика.)
– Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да.) 
– Как узнать, во сколько одно число больше или меньше другого?
«Физминутка»
– Давайте, ребята, отдохнём.

5. Закрепление.

– А сейчас несколько интересных чисел из мира пчел (Слайд 9)

Пчела может улететь от улья почти на 8 км и безошибочно найти дорогу обратно. Переведите километры в метры.

Для получения одного килограмма меда пчелы должны сделать четыре тысячи пятьсот вылетов и взять нектар с 10 млн цветков.

 – Запишите числа на доске и сравнить их

Чтобы приготовить 100 граммов меда, пчела иногда пролетает сорок шесть тысячкилометров, это тоже самое, что облететь весь земной шар по экватору; рабочая пчела успевает опылить за день до семи тысяч цветков.

– Записать числа и сравнить их.

Сейчас в мире насчитывается около двадцати тысяч видов пчел.

Медоносная пчела машет крыльями со скоростью одиннадцать тысяч четыреста раз в минуту, создавая характерное жужжание.

6. Подведение итога урока
– Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего не прося в замен. Ведь без опыления растений не будет ни семян, ни плодов. 
– А какую пользу для человека приносит пчела?
– Пчелиный век короток, но ни одно другое насекомое в мире не приносит человеку столько пользы. Целебны абсолютно все ее продукты. Перга – в сотах, хлеб для питания самих пчел и расплода. Чем больше прополиса остается в улье, а он обеззараживает воздух, тем здоровее семья. Прополис – прекрасный антисептик, очищает весь организм. Маточное молочко заменит любое лекарство, употребляя его, человек проживет 100 лет.
– Чем больше пчел вылетит на работу, тем больше урожай мы соберем. Тем краше будет наша Земля от благоухающих цветов. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее, боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Недаром в пословице молвится “Ни пчелы без жала, ни розы без шипов”. Все мы восхищаемся королевой цветов – розой, она радует нас своей красотой, восхитительным ароматом. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Чтение и запись многозначных чисел"

В презентации даны предложения с многозначными числами на тему "Космос". Можно использовать на устном счёте, предложив детям определить наибольшее-наименьшее число, назвать предыдущее-последующее, пре...

Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."

Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан  в технологии деятельностного метода....

Презентация у уроку "Чтение и запись многозначных чисел" 4 класс

Презентация  у  уроку  "Чтение  и  запись  многозначных  чисел"  (М.И. Моро  "Школа  России")  4  класс...

Презентация к уроку "Класс миллионов. Класс миллиардов. Чтение и запись многозначных чисел"

Презентация  к  уроку  "Класс  миллионов  Класс  миллиардов.  Чтение  и  запись  многозначных  чисел"  4  класс ("Школы России"  М...

Урок математики. 3 класс. Чтение и запись многозначных чисел. Закрепление изученного.

Урок закрепления изученного материала по теме "Чтение и запись многозначных чисел" построен в форме путешествия по г. Чебоксары. Материал включает в себя план- конспект  урока и мультимедийную презент...

Памятка "Запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел".

Памятка "Запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел"....