Урок математики в 3 классе
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Сережкина Надежда Алексеевна

Технологическая карта урока математики в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx44.07 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика,3 класс

Тема урока: Сложение многозначных чисел.

Составитель: Сережкина Н.А.

Технологическая карта урока

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.

Цели:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности

-Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Приветствие учителя.

Проверяем глазами, всё ли готово к уроку: тетрадь, учебник, письменные принадлежности,

-Эпиграф: Математика- гимнастика ума.

Как вы понимаете эти слова?

Математика заставляет думать, искать простые и красивые решения, помогает развивать логическое мышление

Создание благоприятной рабочей обстановки. Организация учащихся, установка на эффективную работу.

Психологическая подготовка к уроку, к восприятию нового материала.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.

а)Работают на карточках сам-но 3 чел. с посл. проверкой.

-карточки для индивидуальной работы

0

50

35

27

-Закрасьте только найденные ответы:
1) Первый множитель 7, второй множитель 5. Найдите произведение. (35)

2) Найдите разность 100 и 4. (96)

3) 9 увеличить в 5 раз. (45)

4) Чему равна сумма 75 и 14 (89)

5) Задумано число. Когда его уменьшили в 2 раза, то получила 25. Какое число задумали? (50)

6) Найдите периметр квадрата со стороной 5 см. (20)

7) Распустилось 8 желтых тюльпана, а красных в 6 раз больше. Сколько красных тюльпанов распустилось? (48)

8) Найди площадь квадрата со стороной 3 дм? (9)

81

9

93

24

54

96

45

16

64

2

20

1

32

48

89

7

14

12

70

87

Закрасьте красным карандашом только найденные ответы:

1) Найдите самое большое двузначное число

2) Найдите сумму чисел 78 и 9

3) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 3 см

4) Увеличьте 5 сотен на 2 десятка

5) Чему равна половина 1 сотни?

6) Найдите периметр квадрата со стороной 6 см

7) Найдите разность чисел 120 и 50

8) Увеличьте 14 в 2 раза.

69

50

92

52

71

28

99

88

45

0

24

37

55

87

520

421

345

100

999

50

Закрасьте красным карандашом только найденные ответы:
1) Найдите самое большое трёхзначное число

2) Число, в котором 7 сотен 4 десятка 1 единица

3) Увеличьте 4 сотни на 2 десятка

4) Уменьшите 7 сотен на 2 единицы

5) Пятая часть сотни?

6) Сумма чисел 320 и 56

7) Разность чисел 240 и 32

8) Самое маленькое трёхзначное число

724

376

476

67

309

741

420

112

9

410

698

500

12

20

208

341

Б) Посмотрите на слайд: (фронтально)

6+93 24+590

21+780 30+97

86+200 61+712

48+550 36+64

Что общего?

- числовые выражения

- математические записи

- примеры на сложения

-сумма 2 слагаемых

Найдите значение данных выражений. Запишите в тетрадь только ответы.

Проверка: 99, 801, 286, 598, 614, 127, 773, 100

  • Какое свойство вы использовали при вычислении примеров?

-переместительное свойство сложения

Как оно формулируется?

(От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

Когда мы применяем это свойство? Для чего?

(Когда к меньшему числу прибавляем большее. Удобнее к большему числу прибавить меньшее) –запись формулы 1 чел.

  • Прочитайте данные числа. На какие группы вы их можете разделить?

- двузначные и трёхзначные

- чётные и нечетные

-- круглые и не круглые

Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел. 801 и 99=900

- Что знаете об этом числе? (900- трёхзначное, чётное, круглое)

- Какие ещё из данных чисел, в сумме дают круглое число? Соедините их дугой.

Проверка: 99, 801, 286, 598, 614, 127, 773, 100https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/21/s_5a8dac797adaf/839125_1.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/21/s_5a8dac797adaf/839125_1.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/21/s_5a8dac797adaf/839125_3.png

  • проверка работы на карточках

*Какие знания помогли вам справиться с инд. заданиями?

(знания компонентов, таблицы умножения, нумерации мног. чисел, Р, S…) Можете ли вы сразу оценить свою работу? Аргументируйте

Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.

Отвечают на вопросы учителя Выполнение дидактического упражнения, фиксация знаний и затруднений.

самоконтроль

самооценка

самооценка (+,-)

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

умение слушать и слышать

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Личностные: осознание себя как ученика

3.Постановка учебной задачи.

Цель: мотивация к пробному учебному действию выявление и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Сегодня на уроке мы узнаем ещё одно свойство сложения.

Для этого мы должны выполнить ряд заданий:
1.Запишите числа в порядке убывания

2. Используя шрифт, какое словосочетание получим?

Работа в паре:

че

со

но

та

свой

тель

е

ство

773

801

286

614

100

598

127

99

Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока «Сочетательное свойство сложения».

Какой новый термин появился? (сочетательное)

Как вы понимаете значение этого слова?

Сформулируйте цель урока.

-знакомство с новым свойством сложения

Исходя из цели, какие учебные задачи поставим?

-познакомиться с сочет. свойством сложения

-узнать, когда оно применяется на практике

-научиться применять на практике: при устных и письменных приёмах вычисления, использовать при решении задач

организация работы по выведению учащимися темы и цели урока

постановка проблемы, затруднения

Уточнение темы урока.

Принимают и сохраняют учебную задачу и активно включаются в деятельность, направленную на её решение

Осознание учебной задачи и желания ее решить.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4.Открытие новых знаний

На слайде:

(365+ 36)+ 164

365 + (36+164)

Прочитайте данные выражения.

к сумме чисел 365 и 36 прибавили 164

365 прибавили к сумме чисел 36 и 164

Сравните их, обсудите в парах

Чем они похожи?

(сложение, сумма трёх слагаемых, числа одинаковые, порядок записи чисел)

Чем отличаются?

-скобки- порядок действий

Какие предположения о результатах этих выражений? (равны)

Как проверить наши предположения?

Запишите примеры и проверьте ваши предположения.

401 200

(365+ 36)+ 164 = 565 365 + (36+164) =565

Объясните ход ваших вычислений.

Оцените правильность выполнения задания. (+ - на полях)

Что вам показалось трудным? (решение 1 примера)

Подчеркните пример, решённый удобным способом.

Почему 2 пример было решать легче? Что изменилось? (порядок действия) Почему? (скобки). А значение выражения? (одинак.)

Какой вывод можно сделать?

-значения суммы не зависят от порядка действий

Если значения выражений у примеров одинаковые, что можем составить? (равенство) Запишите.

Используя данные выражения составьте равенство. Запишите.

(365+ 36)+ 164=365 + (36+164)

Составьте буквенное выражение на основе этого равенства.

- Давайте, запишем это выражение, заменив числа буквами.

*в паре (проверка на доске)

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/21/s_5a8dac797adaf/839125_4.jpeg-

Мы перемещали слагаемые?

Что мы делали со слагаемыми?

(соединяли, группировали, сочетали)

 - Для чего мы это делали? (Для удобства счёта) 

- К какому арифметическому действию относится данное свойство? (Сложения)

Какое новое свойство мы записали в виде формулы?

(Мы записали новое свойство сложения и называется оно сочетательным)

Давайте, попробуем его сформулировать.

Сформулируйте определение этого свойства (в паре)

Карточка-опора:

Вставь пропущенные слова

Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число,

можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего.

А теперь откройте учебники и проверим определение этого свойства стр. 79

Оцените свою работу (+ на полях)

Организация учащихся на изучение нового материала; построение ситуации успеха

Отвечают на вопросы учителя Наблюдают и делают простые выводы

- планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - различают способ и результат действия; контролируют процесс и результаты деятельности; - вносят необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

участвуют в диалоге; слушают друг друга; учатся сотрудничать в совместном решении проблемы, оформлять свои мысли в устной и письменной речи

самоконтроль

самооценка

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.Первичное закрепление.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Вспомните начало урока. Какую учебную задачу мы ставили? Достигли мы результата?

Назовите след. задачу.

А теперь давайте попробуем научиться использовать сочетательное свойство сложения на практике.

Работа с учебником стр. 80 №3.

Прочитайте задание про себя.

Какое задание предстоит выполнить?

Что значит «использовать сочетательное свойство сложения»?

На что нужно обратить внимание, когда будете группировать числа?

(удобство вычисления)

Составим план работы:

  1. Запишите выражение
  2. Найдите удобный способ вычисления. Запишите новое выражение, используя скобки.
  3. Найдите значение выражения.

1 ученик – фронтально с проговариванием у доски, остальное –самостоятельно Поднимите руку, кто может самостоятельно продолжить работу.

Кому нужна моя помощь?

(проверка – в паре, выборочное объяснение)

*Встаньте те, кто справился с работой без ошибки? Испытал трудность при выполнении?

ависит значение суммы от порядка действия?

(Значение суммы не зависит от порядка слагаемых и порядка действий.)

-Как называется это свойство сложения? (Сочетательное свойство сложения)

-Для чего мы использовали сочетательное свойство сложения? (для удобства счёта)

мозговая гимнастика

Установление осознанного восприятия. Обобщение.

Оценивают работу соседа по парте.

(+ верно, - не верно,V есть ошибки)

Применение полученной информации

участвуют в диалоге; слушают друг друга; учатся сотрудничать в совместном решении проблемы, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения; участвуют в коллективном (групповом) обсуждении проблем.

самооценка

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

6. Закрепление нового понятия

Цель: умение применять знания в стандартной и изменённой ситуации

Продолжим применять полученные знания на практике. Работать будем в группах

Вспомним правила продуктивной работы в группе

Работа в группах (формат А4)

Инструкция:

1.Обсудите, сумма каких трёх чисел в строке даёт в результате число, указанное в скобках.

2. Составьте и запиши в тетрадь числовое выражение со скобками, используя сочетательное свойство сложения.

3. Найдите значение выражения, объяснив удобный способ вычисления.

1) 35, 18, 21, 19, 34 (75) 35+(21+19)=75

2) 4435. 27, 15, 21 (94) 44+ (35+15)=94

3) 17, 15, 19, 1813 (48) (17+13)+18=48

4) 34, 27, 6652, 45 (152) (34+66)+52 =152

5) 42, 13, 51, 28, 13 (83) (42+28)+13=83

6) 44, 6011, 9, 52 ( 80) 60+(11+9)=80

Презентация выполненной работы на доске, с послед. проверкой.

Какое свойство сложения вы использовали? Давайте его ещё раз вспомним. (проговорить в паре, по выбору)

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

участвуют в диалоге; слушают друг друга; учатся сотрудничать в совместном решении проблемы,

контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования сочетательного свойства сложения

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Как вы думаете, применимо ли данное свойство при решении задач? (Да) Давайте проверим.

стр. 80 №5 (1)

-Прочитайте задачу про себя.

Какая это задача (составная, нах-е суммы)

Прочитайте условие этой задачи.

Выделяем числовые данные из условия задачи.

Основное содержание вопроса?

Можем на него ответить?

Что для этого нужно сделать?

(проверка на доске)

1 способ: (36 + 25) + 75=136

Кто может объяснить ход решения?

Объясните, что вы узнаете каждым действием?

Сначала узнаем, сколько было жёлтых и зелёных яблок, потом – сколько яблок было в двух ящиках?

На основе сочетательного свойства составьте новое выражение

А можно ли по-другому решить задачу?

2 способ: 36 + (25 + 75) =136

*стр. 80 №5 (2) – сам-но (записать решение 2 способами)

(13+8)+22=43 (к)

13 + (8 + 22) = 43 (к)

обратить внимание на оформление записи задачи

Попробуйте спрогнозировать рез-т вашей работы

з-кв. – уверен

с.кв. –сомневаюсь

кр.кв.-не справ.

____________

з-кв. – всё верно

с.кв. –ошибки

кр.кв.-не справ.

Ответы детей.(Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил. Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку).

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознаний учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

а) фиксирование нового содержания.

Подведём итог.

-Скажите, какова была цель нашего урока?

-Достигли ли мы этой цели?

-Что мы узнали нового на уроке?

-Что знаем теперь хорошо?

-Что смогли сделать сами?

- Что оказалось трудным?

б) самооценка работы на уроке в целом

- Оцените свою работу на уроке.

–Как вы работали на уроке?

–За что вы можете себя похвалить?

- Что не удалось?

Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

приём неоконченное предложение

Сегодня я узнал…

Я научился…

Было интересно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Теперь я могу…

Я попробую…

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Личностные УУД: смыслообразование.

8. Домашнее задание

стр. 35 № 115-117 (печатная тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...