Урок математики " Луч и его обозначение " 2 класс УМК 21 век
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Этот материал, можно испоьлзовать при подготовке к уроку математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_2_a_matematika.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики 2 класс

Тема: Луч и его обозначение

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний), урок в технологии деятельностного метода

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с понятием луча как бесконечной фигуры.
  • Учить показывать луч с помощью указки.

Задачи урока:

  1. Познакомить с геометрической фигурой луч.
  2. Обозначать луч.
  3. Научится отличать луч от других геометрических фигур.
  4. Чертить ( строить) луч.

Оборудование:

Учебник: Математика: 2 класс: часть 1, В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. М.: Вентана Граф, 2012, Начальная школа XXI века;

Рабочая тетрадь: 2 класс: часть 1, В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачева. М.: Вентана Граф, 2012, Начальная школа XXI века.

Ход урока:

I Орг .момент

-Ребята,  как прошла у вас перемена ?

У нашей совы Веры тоже хорошо! (Вера веселилась, играла в подвижные игры)

Посмотрите , что она с клубком сделала?

А теперь стала спокойная , как вы думаете почему? ( начался урок математики)

Давайте сделаем так, пока я буду сматывать клубок , вы должны успеть перечислить , что нам понадобится на уроке? ( учебник)

А для чего нам нужен учебник ? ( в нем важная информация), тетрадь, линейка, ручка, карандаш, пенал .  

И всё? Подумайте?( смекалка, трудолюбие, взаимопомощь, дружба).

Всё я клубок смотала.

Ну, что приступаем к работе. Вместе с Верой « Вперёд к знаниям».

II  Освоение нового знания

1)Подведение к теме урока ( практическая работа)

-Итак, что у меня в руке? ( клубок)

-Хорошо

-На что он похож? Какую геометрическую фигуру напоминает? ( точку , ставлю на доске)

- Что я сделала?( чуть-чуть отмотала)

- Я могу это изобразить графически  ? ( показать на доску)  

Как? ( взять линейку и от точки провести прямую)

((Если скажут ,что это луч ( какое интересное слово  Луч) )

- На что похоже? ( на луч солнца)

-Посмотрите была точка, а появилась новая геометрическая фигура.

Давайте дадим ей название? Предлагайте?

2) Формулирование темы урока и постановка задач

- Так, что мы сегодня будем изучать? ( новую геометрическую фигуру)

- Какую фигуру? (луч)  на боковой доске, посередине креплю тему урока « Луч»

-Что бы вы хотели узнать о луче?  

 С 1 класса мы задаём вопросы Что? Как? Почему?

- Когда мы знакомимся с новой фигурой, то спрашиваем Что это такое ?

А сегодня работая с новой геометрической фигурой луч ?

 Какой зададим вопрос ? ( Что такое луч?) Цепляю на боковую доску 1 вопрос

-Хорошо

-Что ещё мы можем узнать о луче?

-Как чертить? Цепляю на боковую доску 2 вопрос

 Как обозначать? Цепляю на боковую доску 3 вопрос

3) Практическая работа

- Давайте попытаемся ответить на 1 вопрос, что такое луч? Ваше мнение? ( тишина)

- Прежде всего что это? Что такое овал, квадрат, прямоугольник?( это геометрические фигуры)

- Луч тоже геометрическая фигура.

-Давайте посмотрим, что в ней особенного( зову 2 детей Карину и Рому)

- Подойдите пожалуйста ко мне (  даю клубок одному ребёнку ) .  

Что Карина держит в руке? ( начало клубка)

-Значит, начало есть. Продлеваем наш луч. Карина отматывает, Рома двигайся в сторону

-А как вы думаете, как долго может длиться наш луч ? ( пока клубок не закончится)

-  Давайте представим, что наш клубок размером с планету  или вселенную, тогда как будет длиться наш луч ( бесконечно).

А если там внутри паук бесконечно плетёт их или вечный двигатель ( механизм), который постоянно плетёт нити , то как будет длиться наш луч (бесконечно).

III Первичное закрепление

-В каком направлении может двигаться луч, сразу в две стороны или только в одну?

Правильно. От точки начала луч движется только в одном направлении.

В нашем случае в каком направлении? (вправо)

Хорошо. Ребята дайте мне клубок. А может в любом другом направлении? ( я показываю на клубке с ниткой вверх, вниз, влево и вправо.

Конечно может.

- Давайте сделаем вывод  что же такое луч? ( Луч- это геометрическая фигура, которая имеет начало , но не имеет конца)

- Мы ответили на 1 наш вопрос? ( ставлю + на доске возле 1 вопроса)

4) Учебный диалог , обозначение луча ( работа с информацией)

Ребята работаем с учебником.

- Кто уже открыл?

 -На какой странице?

- Почему? ( потому что тема урока «Луч и его обозначение»)

-Скажите ,а тема нашего урока относится к каким знаниям?

-Может быть к арифметике, алгебре или информатике, а может к геометрии?

-Хорошо

-Посмотрите на 2 рисунка, как видят авторы учебника луч?

-С чем его сравнивают?( с солнечными лучами)

- А мы с чем сравнивали? ( клубок и нитки)

-Значит мы думаем также , как и авторы учебника. Молодцы

-Найдите в учебнике значок важная информация .

-Все нашли? Кто не нашёл? Соседи покажите.

- Ребята поработайте с этой  статьёй самостоятельно, прочтите про себя ( молча) и постарайтесь понять ( советую 2 раза) . Пожалуйста работайте ( даю 2-3 минуты)

- Сколько раз успели прочитать?

-На какой из этих вопросов отвечает  статья учебника ? ( показываю на боковую доску ,2 вопрос) 

- Хорошо.

-Что о луче вы для себя узнали? ( включаю интерактивную доску уч.с.19)

- Кто обозначит наш луч? Ещё что поняли? (Точка А- начало луча),

-Всё? ( Буква В- может обозначать любую точку на луче).

- Да , конечно, это очень важно, писать буквы надо строго в определённом порядке: первой пишется буква над точкой , которая обозначает начало луча, вторая буква пишется ближе к концу нарисованной части луча.

- Вся информация? ( читают так АВ)

- Как читается ? ( читается от начала луча)

- Давайте прочитаем хором ( АВ)

- Всё? ( Конца у луча нет)

- В этом мы с вами убедились.

Мы с вами ответили на 2 вопрос? Как обозначать? ( ставлю + на доске возле 2 вопроса)

5)Первичное закрепление

Найдите в учебнике задания, которые проверяют , как мы поняли что такое луч и его обозначение (№ 2)

Почему? ( т.к.  в задании №2  сказано прочитай название луча)

Хорошо, работаем по заданию.

Чем являются лучи для богатыря? (дорогами) . а из текста задание возьмите нужное слово? ( направлением )

 Кто прочитает и укажет первое направление?( луч АМ ). А почему не МА?

Найдите доказательство учебнике (рубрика обрати внимание).Вызываю 2 и 3 человека .

Сколько здесь направлений ? (3). Могло быть больше? (да)

Есть ещё задание, чтобы проверить наши полученные знания? (да) № 3

Полина прочитай задание ( ребёнок читает вслух)

Чем отличается это задание от предыдущего? ( найти только луч, а здесь и отрезки)

Тогда, что нам нужно учесть выполняя это задание?

Какие знания нам понадобятся( что такое отрезок и что такое луч)

Хорошо .  Кто найдёт и назовёт лучи ( вызываю к доске детей ).

Кто хочет показать и назвать отрезки?

 Если ребёнок ошибётся - Ты уверен? Подумай ещё? Поможем Паше?

Ты понял в чём ошибка?)

Так чем отличается луч от отрезка?

Физминутка ( рисуем фигуры – круг, овал и квадрат)

6) Составление алгоритма построения луча.

На какой вопрос нам осталось ответить? ( как чертить)

 Хорошо. А как бы вы построили луч?

Давайте продумаем с вами все действия по порядку построения луча( Поставим точку-это начало луча ).

Дальше? ( возьмём линейку, приложим к началу луча и проведём прямую линию)

Все действия перечислили?( нет, надо ещё обозначить наш луч)

Хорошо. Всё? ( да)

Найдите, пожалуйста в учебнике № 4, который нас учит, как построить луч.

Давайте сверим. ( на интерактиве учебник с алгоритмом)

Какой первый шаг? ( прошу прочитать 3 детей).

Что вы можете сказать, наши предположения совпадают или отличаются ? ( совпадают)

7) Построение луча. Практическое задание.(№ 5)

Над какой темой мы работаем ? (луч)

 Хорошо.

Давайте потренируемся, в № 5 нам предлагают начертить 2 луча.

Прочитайте название лучей, назовите начало первого луча? ( точка М )

 Почему ? ( она стоит первая в названии луча)

Хорошо. А как вы думаете где мы будем  чертить луч ? ( в тетради под сегодняшней датой).

 А я изображу  наш луч на доске.

Я выбираю направление луча вверх , а вы ?

Только давайте договоримся, если  у вашего луча будет направление вниз- то, чтобы сэкономить место в тетради отступите одну клеточку от классной работы, у кого луч будет направлен в сторону влево или вправо – отступите небольшое расстояние , у кого вверх- давайте отступим 6 клеток, посмотрите в учебнике небольшие лучи изображены, чтобы не тратить  много бумаги- в этом проявляется бережное отношение к природе и нашим лесам).

Давайте попробуем начертить наш луч МК (проговариваем алгоритм построения луча, я выполняю –на доске).

Попробуйте начертить самостоятельно второй луч.

  Назовите его начало, почему вы так решили?

Кто хочет это сделать на доске? ( ребёнок выполняет задание на доске, я смотрю тетради у других детей )

( несколько работ показываю через документ-камеру, Маша  выполнила так задание) .

Поднимите вверх и покажите друг другу , как вы справились с этим заданием.

IV Учебная рефлексия( самостоятельная работа на листах)

Сейчас мне бы очень хотелось посмотреть как вы усвоили этот  материал.

У каждого из вас на парте лист  приступайте к выполнению заданий , даю вам 5 минут.

8) Самопроверка.

Время выполнения работы закончилось.

 Я надеюсь, что все справились.

 Возьмите в руки красный карандаш.

Давайте проверять, обратите внимание на доску и исправляйте , если это нужно.

 Кто полностью справился,  поставьте на полях плюс. Кто нашёл у себя ошибку,

поделитесь ? ( показать на интерактивной доске)

V Итог урока.

А) рефлексия ( технология рюкзак знаний).

Передаю рюкзак каждому ребёнку , он должен ответить , что нового узнал?

Чему научился?   Что понял?

Сдайте пожалуйста тетради на проверку.

Завтра на уроке математики мы узнаем ещё много интересного и важного о луче.

б) Д/З.

 Ваше задание на дом будет таким - на индивидуальном листе ксерокопии выполнить  

№ 1,2,3.

И задание от нашей Веры по желанию: нарисовать рисунок  из нашей жизни,

где могут прятаться лучи в разных предметах или объектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики на тему "Правила обозначения геометрических фигур буквами. "

Презентация к уроку  математики на тему "Правила обозначения геометрических фигур буквами. " ™На данном уроке подробно рассмотрены правила обозначения геометрических фигур буквами. Учащимся ...

Урок математики "Отрезок и его обозначение"

Цель: организовать совместную деятельность учащихся с целью дать представление о понятии «отрезок»;  закрепить представления о понятиях «прямая», «луч».Задачи:Предметные:  научить детей расп...

Конспекту урока математики "Образование и устное обозначение чисел, состоящих из сотен, десятков и единиц"

Конспект на тему "Образование и устное обозначение чисел, состоящих из сотен, десятков и единиц" для 3 класса....

Урок математики "Луч и его обозначение"

Познакомить с новой геометрической фигурой-лучом;Научиться строить луч с помощью линейки и его обозначать буквами...

Технологическая карта урока математики "Луч и его обозначение".

Технологическая карта урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века"....

Урок математики на тему "Угол. Обозначение угла"

Презентация к уроку математики во 2 классе на тему "Угол. Обозначение угла"...

Блок технологических карт уроков по математике для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств на уроках математики, УМК "Школа России", 2 класс

В блок собрано 8 технологических карт уроков математики для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств....