Технологическая карта урока математики "Луч и его обозначение".
методическая разработка по математике (2 класс)

Султанова Светлана Владимировна

Технологическая карта урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Султанова С.В., учитель начальных  классов МБОУ Кактолгинской СОШ,

село Кактолга

Технологическая карта урока по учебному предмету « Математика» во 2 классе на тему «Луч и его обозначение».

Тип урока:

Урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)

Авторы УМК:

Под  руководством Н.Ф. Виноградовой, «Начальная школа 21 века»

Цели урока:

Создать условия для ознакомления учащихся с термином «луч »;

совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умения решать задачи; развивать логическое мышление и умение рассуждать.

Планируемые образовательные результаты

(личностные, метапредметные, предметные):

Предметные:

- уметь отличать луч от других геометрических фигур, обозначать латинскими буквами и читать названия лучей.

Личностные:

- готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;

- способность характеризовать собственные знания по предмету.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по  плану;  

Оборудование:

В. Н. Рудницкая. «Математика 2 класс ч.1»

Е. Э. Кочурова.  Рабочая тетрадь № 1 к учебнику.

 Образовательные ресурсы:

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. 1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности

Цели: 

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу.

Открыли тетради, посмотрели отметки. Соответствуют ли они ожидаемым результатам? Кто доволен? А как поступить тем, кто недоволен своими оценками?

« В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!»

 - Как вы думаете, почему сегодня у нас такой девиз?

 - Да, у нас урок открытия

нового знания. Какие качества для урока математики мы должны взять?

Желаю успеха!

Просматривают полученные оценки, обсуждают их.

Обсуждение.

Внимание, память, дружбу, умение слушать, наблюдательность.

Коммуникативные УУД:

 участвуют в учебном диалоге; формулируют и аргументируют собственное мнение;

строят понятные речевые высказывания.

II. Актуализация опорных знаний

Цели:

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить знания детей по изученным ранее темам.

Предлагаю вам составить план урока с помощью карточек – помощниц (На доске карточки – помощницы)

План урока.

  1. Устный счет.
  2. Математическая разминка.
  3. Узнаем новое.
  4. Закрепляем.
  5. Вспоминаем пройденное.
  6. Работаем в паре.

Перед вами лежат полоски «Светофор», вы сами будете сегодня оценивать свою работу на уроке. Если вы считаете, что справились с заданием легко и без ошибок, раскрашиваете кружок красным цветом, если затруднялись и были ошибки – жёлтым цветом, если не справились с заданием – зелёным.

1.Устный счёт

1). Найдите закономерность записи чисел. Назовите три следующих числа.

20, 23, 26, 29, …, …, … .

18, 16, 14, …..

2). Прочитайте числа и назовите «лишнее» число в каждом ряду:

а) 60, 40, 30, 34, 90;

б) 77, 22, 44, 11, 59;

в) 35, 26, 8, 19, 78.

2.Математическая разминка. Игра «Быстро отвечай – ка!»

- Длина божьей коровки 5 …;

- Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, нужно …;

- У четырёхугольника четыре …;

- Назови число, в котором 5 десятков и 6 единиц;

- Назовите соседей числа 8;

-Назови числа меньше 10;

Дети выбирают карточки с этапами, характерными для урока математики.

Рассматривают полоски с кружками, слушают инструкции учителя.

Каждое число больше предыдущего на 3.

32, 35, 38.

34,11,8

 Объясняют, почему лишнее.

Оценивают свой ответ на полоске «Светофор»

Дети быстро и дружно отвечают хором.

Оценивают ответ.

Коммуникативные УУД:

 уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: 

 осмысливают учебный материал, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

и фиксируется необходимость определения нового;

На доске вы видите  геометрические фигуры, рассмотрите их. Я буду загадывать загадку, а вы должны показать ту фигуру, о какой идёт речь.

 Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины.

Ты на меня внимательно смотри – 
Ведь у меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия.
Теперь быстрее дай ответ,
Кто же я? 

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны 
Одинаковой длины. 
Вам его представить рад. 
А зовут его…

Растянули мы квадрат.

И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

Часть от линии возьмем.

И фигуру назовем
Не куском – уж слишком резко,
А, наверное,…. (отрезком).

- Вас приятно было слушать, вы справились с заданием очень быстро.

Выходят к доске, показывают геометрические фигуры.

Познавательные УУД:

 отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные: осмысливают учебный материал; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

IV. Открытие детьми нового знания

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

Название, какой геометрической фигуры вы не знаете?

 - Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

 

- Сформулируем цель нашего сегодняшнего урока?

- Слушаем загадку.

Бродит одиноко 
Огненное око. 
Всюду, где бывает, 
Взглядом согревает.

А что же есть у солнышка?

Он состоит из точки и прямой.

Ну, догадайтесь, кто же он такой?

Бывает, в дождик он пробьется из-за туч.

Теперь-то догадались? Это... (луч)

Показывают незнакомую геометрическую фигуру.

Формулируют цель урока.

- Познакомится с новой геометрической фигурой,   учиться показывать и называть эту фигуру.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта;

V. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

- Сформулируйте тему урока.

 а) – Как вы понимаете слово «луч»? Лучом мы называем полоску яркого света, который идет от светящегося предмета. Это, например, луч фонарика, луч солнца.

Словом «луч» называют и геометрическую фигуру. Это очень интересная фигура. Посмотрите, пожалуйста, на неё, что вы о ней можете сказать?

 (У нее есть начало и нет конца)

 - Посмотрите, как изображают эту фигуру

Как вы считаете, можем ли мы изобразить весь луч?

На рисунке мы изобразили только часть луча, которая показывает его направление.

 А в каком направлении можно начертить луч? Давайте попробуем! Какой вывод сделаем?

А как отличить один луч от другого?

Чтобы отличить один луч от другого, договоримся обозначать луч двумя латинскими буквами:

 -первой пишется буква, обозначающая начало луча, вторая пишется над или под лучом.

 Посмотрите, луч обозначается двумя буквами. Прочитайте название луча.

 

-Очень важно научиться правильно показывать луч. Мы будем это делать с помощью указки. Я показываю на доске, вы карандашом вместе со мной в воздухе.

 

Смотрите внимательно: указкой нахожу начало луча – точку А; веду вдоль луча, прохожу нарисованную часть луча; не останавливаясь, веду указкой дальше до конца доски, веду указкой дальше.  Луч «идет» дальше в соседний класс, «выходит» во двор школы и «идет» дальше.

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

- У нее есть начало и нет конца

Обсуждение.

Делают вывод самостоятельно.

Луч можно начертить в любом направлении.

Высказывают предположения.

- Дать название лучу.

Читают название луча.

- Луч АВ.

С помощью карандаша в воздухе чертят луч

Познавательные УУД:

- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

- уметь работать по коллективно составленному плану

VI. Первичное закрепление

Цель:

организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи,

формировать умения самостоятельно добывать информацию из учебника

Вспомните цель урока: не только узнавать луч и обозначать его, но и чертить луч. Предложите план действий при начертании луча.

Работа по учебнику. Задание №4 (с.18)

 Задание №3.

Чем луч отличается от отрезка?

Проговаривают алгоритм действий при построении луча

Учащиеся чертят в тетради луч, обозначают его буквами.

Оценивают задание.

Регулятивные УУД:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Физкультминутка

Физминутка для глаз

  «Сова» На «раз» - широко открыть глаза. На «два» - сильно зажмуриться.(3 раза)  « Муха» Круговые вращения глазами в одну и другую стороны (по 5 раз 7). 

Выполняют упражнения по команде учителя.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

С. 21 № 6 (устно)

- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

 С. 21 №7

На доске вы видите правильно выполненное задание, сверьте со своим.

Выполняют самостоятельно.

Самопроверка по эталону.

Анализируют, выявляют ошибки, причины ошибок.

Оценивают задание на полоске «Светофор».

Регулятивные УУД:

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Физкультминутка

Я  дрозд и ты  дрозд.

У меня  нос и у тебя  нос (показывают).

У меня  щечки, глазки.

И у тебя щечки, глазки.

Я твой друг и ты мой друг,

Мы с тобой два друга,

И мы понимаем, друг друга (пожимают друг другу руки).

- Почему мы провели такую физминутку, как вы думаете, какое задание будет следующим?

Работа в паре

VIII. Включение в систему знаний

Цели:

организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.

Предлагаю поработать в  парах. Карточки с заданиями. Задания двух уровней: уровень А – легче, уровень В – немного посложнее. Вы должны посоветоваться, какое задание будете выполнять. Не забудьте о правилах работы в паре и прислушивайтесь к мнению соседа.

Карточка А.

Каким точкам на луче соответствуют числа 3, 5, 8, 9. Запишите название этих точек.

Карточка В.

Решить только те примеры, которые находятся под лучом.

Поменяйтесь полосками «Светофор», пусть вашу работу оценит ваш сосед по парте.

Вспоминают правила работы в паре. Обсуждают.

Выполняют задание.

Меняются полосками, оценивают друг друга.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания; осмысливают учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку товарища.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке

- Какую цель  ставили? Мы достигли ее? Задайте друг другу вопросы по изученной теме.

- Где вам могут пригодиться полученные знания?

Посмотрите каждый на полоску «Светофор», предлагаю оценить свою работу на уроке.

Спасибо за урок! Обязательно расскажите дома о том, что вы узнали на уроке.

Домашнее задание: в рабочей тетради по выбору 2 задания на с. 9-10

Обсуждают, задают друг другу вопросы по теме.

Оценивают свою работу.

Регулятивные УУД:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 1 классе по УМК ПНШ по теме «Буква ь знак для обозначения мягкости согласных звуков»

На уроке дети познакомятся с новой буквой,  её фонематическими особенностями; научатся читать слова и предложения, составлять звуковые схемы слов; работать в парах, группах....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме "

Урок разработан по УМК Перспектива для учащихся 2 класса. В КТП - второй урок по данной теме....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Технологическая карта урока окружающего мира «Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Масштаб. Карта и план» (система Эльконина-Давыдова), (3 класс)

Цель урока: формировать представление о плане, его признаках и свойствах, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, рас...