Технологическая карта урока по теме: "Обозначение безударных звуков на письме буквами"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ануфриева Татьяна Николаевна

Урок представлен в виде технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oboznachenie_bezudarnykh_zvukov_na_pisme.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 1-б 

Учитель: Ануфриева Т.Н.

УМК: «Школа России»

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс.- Москва, «Просвещение», 2011 г.

Рабочая тетрадь: В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.-Москва, «Просвещение», 2011 г.

Тема урока: «Обозначение безударных гласных звуков на письме».

Цель урока: формировать умения  писать слова с безударным гласным и объяснять их правописание.

Задачи урока:

учить применять изученное правило на письме, используя приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова,

развивать метапредметные универсальные учебные действия;

воспитывать уважительное отношение к русскому языку,

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к урокам русского языка.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера, приставка к маркерной доске «MIMIO», видеоролик со словарными словами,  6 шляп,

Оборудование для учеников: учебник; рабочая тетрадь; ноутбуки; орфографические словари; толковый словарь; словарь синонимов, антонимов; фразеологический словарь; О.Д. Ушаков Словарь школьника «Пословицы, поговорки  и крылатые выражения».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Ход урока

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап. Оргмомент. Самоопределение к деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на лично-значимом уровне.

-Начинаем урок с постановки целей.

На уроке мы будем учиться

стремиться

прилагать

внимательно слушать

высказывать …

прислушиваться …

будем ….

сохраним …

-Для чего мы ставим цели?

Обучающиеся анализируют предыдущие уроки, на основе анализа ставят цели

Целенаправленно слушать учителя и учеников

Обучающиеся высказывают свои цели

Оформлять свои мысли в устной речи

Обучающиеся планируют свои действия на уроке:

цель - результат

Принимать и сохранять цели урока

2 этап. Актуализация мыслительной деятельности

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Цель: обогащать словарный запас учащихся, формировать интерес к овладению богатствами родного языка.

1.Видеоряд словарных слов.

-Ребята, будьте внимательны, посмотрите видеоролик, будьте готовы ответить на вопросы.

-Кто был изображён на первой картинке?

-Какое предложение  было написано в правом верхнем ряду?

-Почему?

-Назовите предметы, которые можно отнести к школе?

-Составьте предложение о школе, выразив отношение к ней.

Внимательно следят за видеосюжетом, слушают вопросы учителя,

отвечают на вопросы, составляют предложение.

Осуществлять анализ на основе выделения слов по заданной теме.

Составлять устное монологическое высказывание по предложенной теме, выразив своё отношение к ней.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Слушать учителя, строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь работать в соответствии с целевой установкой. Понимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

2.Работа с орфографическим словарём.

 Работа в парах.

-Ребята, как вы думаете, с каким  словарным словом мы сегодня будем знакомиться?

-В каком месте возникает сомнение?

-Каким образом мы можем проверить правильное написание словарного слова?

-Откройте орфографический словарь, найдите слово заяц.

Дети под руководством учителя находят слово в орфографическом словаре

Ориентироваться в орфографическом словаре учебника

Обучающиеся планируют и осуществляют совместную деятельность.

Слушать собеседника, понимать речь одноклассника, высказывать свою точку зрения

В ходе совместной работы осуществляют самоконтроль выполнения задания

Принимать и сохранять учебную задачу

3.Исследование словарного слова.

 Работа в группах.

-Ребята, а вы хотели бы провести исследование этого слова.

-Скажите, какие языковые факты  можно в исследовании проверить?

  • Значение слова
  • Звукобуквенный анализ слова
  •  Подбор родственных слов и форм слова
  • Нахождение слов, близких по значению
  • Нахождение слов, противоположных по значению
  • Пословицы
  • Устойчивые сочетания слов
  • Синквейн

Обучающиеся выдвигают предположения, проверяют их  в словарях, оформляют результаты  письменно, готовятся представить её перед классом

Ориентироваться в словарях,

осуществлять поиск,

выделять существенную информацию,

составлять устное монологическое высказывание по результатам поиска

Обучающиеся кооперируют усилия по решению учебной задачи

Договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности, слушать собеседника, понимать речь одноклассника, высказывать свою точку зрения, признавать существование различных точек зрения

Обучающиеся распределяют обязанности между членами группы, планируют и осуществляют совместную деятельность

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

4. Представление результатов исследования и

анализ работы

-Давайте подведём итоги работы, полученный результат представим на доске в виде таблицы.

 

Выступающий строит ответ в соответствии со своей темой

Преобразовывать информацию, полученную из словаря в словесную форму

Выступающие от группы рассказывают о результатах своего исследования.

Остальные ученики слушают.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Слушать и понимать речь других.

Оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

использовать в общении правила вежливости

Обучающиеся на основе услышанного оценивают работу групп, отмечая и положительные, и отрицательные моменты

Оценивать результат своих действий, вносить соответствующие

коррективы

Физкультминутка

3 этап. Постановка учебной задачи

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

-Ребята, мы провели исследование слова. Это трудоёмкий и интересный процесс. А как вы думаете, в русском языке мало или много слов? Нужно ли все слова проверять в словаре или можно найти какой-то способ?

Итак, появился вопрос.

-Как назовём тему урока?

-Какие мы поставим цели?

Обучающиеся участвуют в беседе

Целенаправленно слушать учителя.

Ориентироваться в учебнике,

работать   со шмуцтитулом

Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы

Оформлять свои мысли в устной форме

Обучающиеся вместе с учителем определяют тему и цели урока

Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

4 этап. «Открытие» детьми нового знания

Цель: построение детьми способа действий и формирование способности к его выполнению.

-Давайте вспомним всё, что мы знаем по данной теме.

-Какие знания необходимы для нового материала?

-Приведём всё в систему, создадим алгоритм действий:

1.Найти орфограмму.

2.Подобрать проверочное слово, т.е. изменить слово.

3.Сравнить звуки в проверочном и проверяемом словах.

4.Вставить букву.

Обучающиеся вспоминают теоретический материал по теме

Искать способы решения проблем.

Производить логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Обучающиеся строят монологическую речь

Оформлять свои мысли в устной форме

Обучающиеся  соотносят уже известный теоретический материал с тем, что ещё неизвестно

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

5 этап. Первичное закрепление

Цель: усвоение нового способа действий.

-Для закрепления выполним упражнение в учебнике 15 на стр.70.

Прочитайте самостоятельно задание.

Работаем по цепочке.

Обучающиеся работают с упражнением в учебнике

Работать с упражнением в учебнике,

понимать знаки, приведённые в учебнике.

Делать выводы в результате совместной работы класса.

Обучающиеся проговаривают свои действия по проверке безударной гласной.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Обучающиеся осуществляют контроль за выполнением задания,

проговаривают вслух последователь-ность производимых действий, опираясь на памятку

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

6 этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Работа в рабочей тетради по русскому языку

-Откройте тетради на стр.35, упражнение 25

-Ребята, прочитайте задание, какие возникли вопросы, выполняем задание самостоятельно.

-Давайте проверим выполнение самостоятельной работы.

Обучающиеся выполняют задание в тетради по заданию

Построение логической цепи рассуждений

Обучающиеся проговаривают «про себя» алгоритм действий

Оформлять свои мысли во внутреннем плане

Обучающиеся выполняют задание и осуществляют контроль

Принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую самостоятельной работе.

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

7 этап. Включение в систему знаний и повторение

Цель: включение «открытий» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Работа на ноутбуках.

Работа в парах.

-Ребята, включите ноутбуки, войдите в электронное приложение «Русский язык».

-Найдите тему: «Ударные и безударные гласные».

-Включите 2 окно, под названием: «Упражнение»

Обучающиеся включают ноутбуки, включают задание, применяют полученные знания на практике

Ориентироваться в электронном приложении,

понимать знаки, символы

Обучающиеся сообщаются по вопросу выполнения задания  

Принимать участие в диалоге, договариваться о совместной деятельности

Обучающиеся планируют свою совместную деятельность

Высказывать предположение относительно способов решения учебной задачи

8 этап. Рефлексия деятельности

Цель: самооценка результата деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

-Урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги, с помощью игры «Шесть шляп».

Красная шляпа – чувства, эмоции

Жёлтая шляпа – что очень хорошо получилось

Чёрная шляпа – что не получилось, над чем ещё надо поработать

Белая шляпа – какие факты урока вы запомнили

Зелёная шляпа – творчество, как мы можем использовать полученные знания за рамками урока

Синяя шляпа – анализ урока, обобщение результатов, достигли вы своих поставленных целей?

-В конце урока мне хотелось бы услышать синквейн «русский язык»

-Молодцы, ребята!

Урок окончен.

Обучающиеся анализируют свою деятельность на уроке, предлагают свои идеи,

анализируют достоинства и недостатки в уроке,

обобщают полученные знания на уроке

Составлять устное монологическое высказывание по теме.

Анализировать изучаемые факты языка.

Осуществлять классификацию изученных фактов.

Проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя)

Обучающиеся строят высказывания об уроке, описывают свои эмоции, чувства,

идеи

Слушать собеседника,

признавать существование различных точек зрения.

Обучающиеся подводят итоги урока.

Сопоставляют цели и полученный результат

Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС.Обучение грамоте.Звук [о] и буква "о".

План-конспект урока по обучению грамоте с использованием ЭОР.1 класс, букварный период....

технологическая карта урока обучения грамоте по теме:ЗВУКИ [г], [г’], БУКВА Г, г

Номинация:«Авторские программы и разработки занятий для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. материалы по организации индивидуализации образования».Автор: Власова Светлана...

Технологическая карта урока. О братьях наших меньших. Звуки [з], [з\']. Буквы З,з

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема "О братьях наших меньших. Звуки [з], [з\']. Буквы З,з. Письмо строчной и заглавной букв З,з". УМК "Школа России"...

на тему "Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь".

тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.цель урока: формировать умения отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Согласные звуки б, б’, буквы Б, б"

Технологическая карта урока по обучению грамоте Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б » (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуками  [б], [б,] , печатными и письменными буквами Б, б; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи у...