Урок математики "Задачи с избыточными данными"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Данный урок проводился в 3 классе по УМК "Система Занкова" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_s_izbytochnymi_dannymi.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Задачи с избыточными данными»

Урок математики в 3 классе, подготовила и провела учитель  начальных классов Славнова Оксана Афыанасьевна.

Цель: познакомиться с понятием «задача с избыточными данными». Распознавать задачу с избыточными данными, отбирать данные, достаточные для ее решения.

Познавательные– строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные понимать важность своих действий в коллективной работе для достижения результата.

Регулятивные-  принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя.

Ход урока

1 Организационный момент

Слайд 1-3

Ребята, внимание на экран.

-Назовите пожалуйста общий признак, по которому объединены данные картинки.

( На картинках изображены животные, которые остались без дома, без хозяев. Они нуждаются в помощи и являются бездомными.)

-А кому из вас жалко этих животных?

- А кто из вас готов помочь бездомным животным на уроке математики?

- Поднимите  знак, который у вас лежит на парте.

- Все готовы, молодцы, тогда за дело.  

2 Минутка чистописания

-Для начала займёмся минуткой чистописания и покажем четвероногим друзьям, как старательно и добросовестно мы можем выполнять работу. А какое число мы запишем, подскажут наши герои.

-Птички вам помогут найти единички, Чтобы сотни вам узнать- собачек надо посчитать,   ну а бездомные котятки- это десятки. Кто назовёт данное число (763)

-Запишите это число , обратите внимание на правильное написание цифр.

763  763   763   763   763   763

3 Устный счёт

Слайд 4-11

А сейчас настало время помочь каждому герою. Внимание на экран, устно считаем- из беды выручаем.

  • Увеличте сумму цифр данного числа на 200? (216)

  • Количество сотен уменьшите на 5?( 263)

  • Чему равна разность данного числа и 400? (363)

  • Уменьшите данное число на 200?(563)

  • Сумму цифр данного числа уменьшить в  8 раз? (2)

  • Из какого числа нужно вычесть 200, чтобы получить число 763? (963)

  • Разность цифр, обозначающих сотни и единицы,  увеличить в 7 раз?( 28)

  • Число десятков уменьшить, а число единиц увеличить в 3 раза? (729)

Молодцы, всем животным помогли.

 Ой, ребята, а где же они у нас оказались. Какой то домик, друзья наши меньшие вокруг.

А давайте  узнаем, как называется это место. А для этого решим задачу на № 194 на странице 100 учебника.

4 Изучение нового

Слайд 12-13

Прочитайте задачу про себя. Кто же нам скажет, где же оказались животные ?

( Они оказались в приюте для животных)

А кто знает, что такое приют для животных?

( Это место, куда помещают бездомных животных. Их там лечат, кормят, ухаживают до тех пор, пока не найдутся новые хозяева).

Давайте и мы сейчас решим задачу и накормим наших героев.

Какие слова запишем в краткую запись?( Кошки, собаки, попугаи)

-Что сказано о кошках? ( кошек было 6)

-Что сказано о собаках?( собак было 7)

-Что сказано о попугаях?( попугаев было 3)

-Что сказано о количестве корма для животных?

( Для кошек купили 12 кг корма, для собак на 16 кг больше, чем для кошек. И всего для животных было куплено 43 кг корма)

-Что нужно узнать в задаче? ( Сколько кг корма купили для попугаев)

 -Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет, не знаем сколько корма купили для собак)

-Как узнать, сколько корма купили для собак?

(12+16= 28 кг корма купили для собак)

-А теперь как одним действием узнать количество корма, который купили для попугаев?

( 43-12-28= 3 кг корма купили для попугаев)

-Какой ответ будет в задаче?

( Ответ: 3 кг корма купили для попугаев)

-Молодцы.

-Ребята, а теперь сравните решение задачи с условием или краткой записью. Что вы видите? Все ли числовые данные мы использовали при решении задачи?

( Нет  не использовали при решении количество животных).

-Значит эти данные были какими? ( Эти числовые данные были лишними).

-Ребята, а как вы думаете, как можно назвать задачу, в которой есть лишние данные ? (Задача с лишними или избыточными данными)

-Молодцы, ребята. Помогая животным мы с вами познакомились ещё с одним видом задач – задачами с избыточными данными.

-А теперь давайте уберём эти избыточные данные Назовите мне их.

( 6 кошек, 7 собак и 3 попугая)

-Итак, наша задача преобразована. Запишите краткую запись и решение задачи в тетрадь.

4 Физминутка

Слайд 14-18

4 Закрепление изученного. Повторение геометрического материала.

Слайд 19-22

-Ребята, а смогут ли все наши животные разместиться приюте, всем ли хватит места. Посмотрите, какую форму имеет приют. Давайте узнаем площадь данной геометрической фигуры.  Каким способом можно найти площадь? Постараемся найти несколько  вариантов.

( 1 Данную геометрическую фигуру можно разделить на прямоугольники по горизонтали .

2 Данную геометрическую фигуру можно разделить на прямоугольники по вертикали.

3 Данную геометрическую фигуру можно достроить до прямоугольника. ) 
Каждая группа будет находить площадь своим способом.

-А какой результат должен получиться?

( Результат должен быть одинаковым)

-Итак, приступаем к работе. Выполняем необходимые измерения и находим  площадь фигуры. Затем  каждая группа защищает свой способ решения у доски.

1 способ

S1= 3●6           S1 =18 см

S2= 3●4           S2 =12 см

S3= 3●2           S3 =6 см

S = 18+12+6            S=36см

2 способ

S1= 3●6           S1 =18 см

S2= 3●4           S2 =12 см

S3= 3●2           S3 =6 см

S = 18+12+6            S=36см

3 способ

S1= 9●6           S1 =54см

S2= 3●2           S2 =6 см

S3= 6●2           S6 =12 см

S = 54-6-12            S=36см

-Ребята, а как вы думаете, может ли на самом деле быть площадь питомника 36 см .

(Не может)

-Так вот размеры  были уменьшены в 100раз. Значит площадь надо увеличить в 100 раз.

1 см во сколько раз меньше 1 метра ? А метр во сколько раз больше 1см?( В 100 раз) Так значит если площадь увеличить в 100 раз, то  настоящая площадь питомника будет не 36см, а 36 м. Теперь всем точно места хватит.

5 Закрепление изученного. Решение сложных уравнений.

Слайд 23-24

-Ребята, но в приюте для животных кроме четвероногих друзей ещё кто-то обитает. А давайте узнаем, кто это.  Новые гости скрываются под данными записями. Чтобы увидеть их, мы должны все эти записи разобрать.

-А как называются такие равенства? ( Это сложные уравнения)

-Поработайте в парах, сравните данные уравнения.

-Подумайте, корни данных уравнений будут одинаковыми?

( Во всех уравнениях одинаковая скобка, то есть первое слагаемое. Вторые слагаемые уменьшаются на 32, и значения сумм тоже уменьшаются на 32. Значит корни уравнений будут одинаковыми)

-Давайте решим первое уравнение и найдём корень.

-Кто может предложить, каким способом будем решать данное уравнение .

( Скобка- это первое слагаемое. Оно не известно. Чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое).

Какое уравнение получилось?

(Получилось простое уравнение.)

Что неизвестно в простом уравнении?

(В простом уравнении неизвестно первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое слагаемое)

-Чему же равен корень уравнения ?

(Корень уравнения равен 156)

Выполним проверку.

 

5 Домашнее задание

-А корни остальных уравнений вы найдёте дома. Первый ряд решит 2 уравнение, второй ряд- 3 уравнение, третий ряд- 4 уравнение.

А в классе сравним корни уравнений и посмотрим, верно ли было наше решение, что корни будут одинаковыми.

5 Рефлексия

Слайд 26

Теперь мы можем увидеть, кто ещё непременно живет в приюте для животных.

Доброта

Забота

Ласка

Любовь

-Ребята, а кто же должен обладать этими качествами?

( Человек. Мы должны оберегать друзей наших меньших и заботиться о них).

Я думаю, что сегодня на уроке математики вы не только решали, считали, но ещё и показали свою доброту и милосердие. Я думаю, что  вы будете добрыми, заботливыми, внимательными в жизни и не бросите в беде котенка или щенка, которого нашли на улице.

На экране учащиеся просматривают видеоролик о бездомных животных по продолжительности 1 минута

У учащихся лежат на парте сердечки. Поднимает тот, кто готов оказать помощь.

В процессе устного счёта учащиеся  повторяют разряды, увеличение и уменьшение в несколько раз, на несколько единиц.

При правильном ответе в презентации переходят к следующему заданию.

Решение задачи, проблемная ситуация- в задаче лишние данные. Самостоятельно делают вывод, что задачи могут иметь лишние данные.

Работа в группах. Вариативность решения данного задания.

 

Сравнение, нахождение закономерности в парах.

Вывод – корни уравнений будут одинаковыми.

Самостоятельное объяснение решения уравнений на основе компонентов действий.

Воспитание доброты, сочувствия, милосердия у учащихся.

Самоанализ урока математики учителя  начальных классов

МОУ «СОШ №6» Славновой Оксаны Афанасьевны

Тема урока: Задачи с избыточными данными.

Класс: 3

Данный урок проходит в рамках учебного курса математики в третьем классе общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок  находится в связи с предыдущими и последующими уроками.

Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован метод исследования: используя ранее полученные знания о задаче, учащиеся, выделяют условие, вопрос, составляют краткую запись и решают задачу.   Используя метод наблюдений и сравнений дети приходят к выводу, что для решения задачи понадобились не все числовые данные, делаю вывод, что задача содержит лишние числовые данные. Учащиеся находятся в ситуации успеха. На уроке использовался приём  сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Изложение новых знаний мною  не давалось в готовом виде, детям было предложено  самим  сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.

Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник,   и информацию, полученную на уроке.

После открытия нового знания учащиеся выполняли работу с геометрическим материалом. Им было предложено найти плошадь геометрической фигуры разными способами. Для этого ребята были разделены по группам. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарищей, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарищей, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций.

При повторении ранее пройденного материала, когда учащиеся должны были найти значение уравнений , я использовала работу в парах. Применялся метод наблюдения и сравнения . Учащиеся сравнивали уравнения и на основе закономерности должны были доказать, будут ли корни уравнений одинаковыми или разными.  Пришли к выводу, что  корни уравнений будут одинаковыми. Затем следовало  самостоятельное объяснение решения уравнений на основе компонентов действий.

Ученик мог выполнить решение выражения таким способом, который ему больше нравится.

На протяжении всего урока осуществлялась  взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной и т.д.

На уроке я использовала  мультимедийную  презентацию  по теме урока.

Использовала математическую терминологию и старалась, чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией. Предложенные задания, парная  работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. Воспитание доброты, сочувствия, милосердия у учащихся проходило красной нитью на протяжении всего урока. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.

Выбранный  темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.

Применение проблемного  обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень  их подготовленности, осуществлялась  индивидуализация обучения и дифференцированный  подход.   При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик    (при групповой работе и работе в парах и группах), самоконтроль, ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на слайде);

Порядок  и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с  помощью умелой организации, интересного материала и высокой степени корректности.   Постоянно  приветствовала проявление  активности детей,  поощряла  самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока.

Была проведена рефлексия и самооценка

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели.   По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока математики по теме "Решение задач с избыточными данными", 3 класс, ПНШ

Материал содержит разработку урока математики "Решение задач с избыточными данными" по учебнику Чекина 3 класс, презентацию к уроку для интерактивной доски....

Урок математики по теме: Задачи с избыточными данными

Данный урок проведён на региональном семинаре учителей начальных классов. Цель семинара: создание условий для рассмотрения возможностей формирования навыков разрешения проблем и проблемных ситуаций в ...

Конспект урока математики «Задачи с избыточными данными» (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать избыточные данные в формулировке задачи; формирование понимания того, что избыточные данные позволяют выбрать оптимальный вариант решения за...

Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Задачи с избыточными данными». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения распознавать избыточные данные в формулировке задачи; формирование понимания того, что избыточные данные позволяют выбрать оптимальный вариант решения за...

Конспект урока математики "Задачи с избыточными данными" ("УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний и умений  распознавать избыточные данные в формулировке задачи и понимания того, что избыточные данные позволяют выбрать оптима...

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Задачи с избыточными данными" ОНЗ

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Задачи с избыточными данными"...

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Задачи с избыточными данными" УР

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Задачи с избыточными данными"...