Главные вкладки

    Материалы по математике
    методическая разработка по математике на тему

    Дидактические игры 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc242 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры

    1 класс

    Игра   «Загадки Буратино».

    Дидактическая цель: Формирование умения различать геометрические фигуры в рисунках различных предметов.

    Содержание игры: Учитель закрепляет на доске первую иллюстрацию -Буратино, который рисует круг, квадрат, треугольник - и спрашивает:

    • Как зовут героя сказки, который пришёл к нам в гости?
    • Покажите и перечислите, что он нарисовал.

    Затем учитель закрепляет на доске условный рисунок цыплёнка и выясняет:

    • Сколько кругов вы видите на этой карточке? Покажите. Одинаковые ли они?
    • Какие ещё фигуры в рисунке цыплёнка вы здесь узнаёте? Сколько их?

    Игра  «Загадки Весёлого Карандаша».

    Дидактическая цель: Формирование умения сравнивать предметы по форме.

    Содержание игры: Учитель сообщает детям, что Весёлый карандаш нарисовал различные картинки, составленные из геометрических фигур, но не закончил их. Он предлагает угадать, каких геометрических фигур не достаёт в каждом рисунке, и дорисовать их.

    Игра «Составь круговые примеры».

    Дидактическая цель: Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

    Содержание  игры:   Учащиеся  составляют  примеры  с  ответом,  равным первому компоненту следующего примера. На доске примеры:

    7 – 5 = 2        2 + 6 = 8        8 + 2=10        10 – 8 = 2         и т. д.

    Игра  «Стук - стук».

    Дидактическая цель: Закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.

    Средства обучения: На доске изображена таблица с двумя рядами.

    Десятки        Единицы

    Содержание игры: Учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточках с цифрами.

    Игра    «Хлопки»

    Дидактическая цель: Закрепление знания десятичного состава числа.

    Содержание игры: Учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий слева - десятки. Учитель называет двузначное число, ученик, стоящий слева - число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если неверный ответ.

    Игра    «Лучший лётчик»

    Дидактическая цель: Прибавление и вычитание числа 3 (аналогично с усложнением: отрабатывать вычислительный навык других видов примеров).

    Содержание игры: До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняя: «Кто хочет стать лётчиком? Каким должен быть лётчик? Что он должен хорошо знать и уметь?»

    Далее: «Многое должен знать лётчик и уметь, чтобы уверенно вести свой самолёт к назначенной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчёты».

    «Чтобы лётчиком стать,

    Чтобы в небо взлететь

    Надо многое знать,

    Надо много уметь.

    И при этом и при этом,

    Вы заметьте-ка,

    Лётчикам помогает арифметика».

    На доске записано три столбика примеров, под ними - рисунки самолётов. Над каждым примером - три ответа, один из которых правильный, другие неверные.

    4       7       6

    3 + 3

    3       4       5

    2 + 3

    6       7       8

    5 + 3

    5       7       6

    4 + 3

    8       7       9

    10 – 3

    10       9       7

    8 + 2

    Три команды. В каждой команде лётчик, остальные контролёры. Каждый из лётчиков производит расчёты - решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера, и правильно ведёт свой самолёт по намеченному курсу. Решив пример, лётчик делает вокруг него петлю и показывает линией, куда должен подняться самолёт. Далее следующий расчёт и так всё выше и выше. В конце игры итог. Учитель показывает на пример, контролёры подтверждают или исправляют путь движения самолёта. Выявляют лучшего лётчика. Ему учитель дает рисунок самолёта. Допущенные ошибки анализируются.

    Игра   «Телефон».

    Дидактическая  цель:  Воспроизведение  вычислительных  приёмов  в  уме (можно использовать в любом классе, заменив знаки «+» и «-» на «:» и « »).

    Содержание игры: Идёт соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за партой, учитель шёпотом называет однозначное число так, чтобы не слышали другие ученики класса. Далее учитель показывает на следующую схему, записанную на доске:

    Например, учитель называет шести ученикам, сидящим за первыми партами, числа 2, 3, 4, 5, 6, 7 - и показывает на первый прямоугольник. Все ученики получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, и каждый из них поворачивается к ученику, сидящему за ним, и называет ему результат. Далее учитель показывает на следующий прямоугольник. Ученики, сидящие за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ученики не выполнят все действия по схеме. Сидящие за первыми партами - контролёры. В конце соревнования ученики, сидящие за последними столами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми - утвердить или отвергнуть их. Если ошибка, учитель воспроизводит всю цепочку вместе с детьми вслух.

    Игра «Цепочка примеров».

    Дидактическая цель: Закрепить умение детей выполнять арифметические

    действия.

    Содержание игры. Класс делится на две группы, которые садятся на стулья одна против другой. Ребенок из первой группы берет мяч, называет простой арифметический пример: 3 + 2 и бросает мяч кому-нибудь из второй группы. Тот, кому брошен мяч, говорит ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом,   являющимся   ответом   в   первом   примере:   прибавить,   вычесть, умножить и т.д. Участник игры, давший неверное решение или назвавший пример, при решении которого получается не целое число или число, которое нельзя вычесть, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков.

    Игра «Отгадай число».

    Дидактическая цель: Закрепить умение детей сравнивать числа.

    Содержание  игры. По заданию водящего ребенок должен быстро назвать число (числа), меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок выполнивший условия игры, получает флажок, ответивший неправильно выбывает из игры.

    Игра «Только одно свойство»

    Дидактическая   цель:   Закрепить  знание   свойств  геометрических  фигур.  Развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, охарактеризовать ее.

    Оборудование.    Для   игры   необходимо   изготовить   специальный   набор геометрических   фигур.   В   него   входят  четыре   фигуры   (круг,   квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов,  маленького и большого размеров. Таким образом, на одного участника необходимо 16 маленьких и больших геометрических фигур четырех видов и четырех цветов.

    Описание игры. Вызываются двое детей, у каждого - полный набор фигур. Первый из них кладет на стол любую фигуру, второй должен положить на стол фигуру, отличающуюся от нее только одним признаком. Например, если первый положил на стол желтый большой треугольник, то второй должен положить желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более чем одним признаком. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первым останется без фигур (возможны варианты).

    Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, что способствует развитию логического мышления.

    Игра «Числовой ряд»

    Дидактическая цель: Закрепить знание последовательности чисел в натуральном числовом ряду.

    Оборудование. Карточки с цифрами от 1 до 10.

    Содержание игры. Играют двое детей, которые сидят за одним столом. Они раскладывают перед собой лицевой стороной вниз все карточки с цифрами от 1 до 10, причем каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Играют по очереди. Первый играющий берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой, затем второй открывает еще одну карточку, при этом, если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карточки, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее. Если же он возьмет повторно карточку с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

    Игра «Арифметические салки»

    Дидактическая цель: Закрепить знание состава числа 10.

    Содержание игры. Дети становятся в круг. Один ученик - водящий - становится в центр круга. У ребят прикреплены карточки с числами от 0 до 10. Это в том случае, когда кроме водящего участвуют в игре еще 11 человек. Затем водящий громко говорит число, например 8. Ученик, имеющий число 8, оббегает круг, чтобы дотронуться (засалить) до ученика с числом 2, которое дополняет до 10. Чтобы не ждать, когда его засалят, ученик с двойкой должен быстро догадаться, что дополняющее до 10 число находится у него, обежать круг в ту сторону, что и восьмерка, и встать на свое место. Если восьмерка не засалила двойку, то ученик с восьмеркой становится в круг, а бывший водящий - на его место, получая карточку с числом 8. Если восьмерка засалила двойку, то ученик с числом 2 становится водящим и отдает свою карточку бывшему водящему.

    Примечание 1. Если водящий скажет громко число 10, то кроме ученика, имеющего на карточке число 10, должен обегать круг и ученик с числом 0.

    Примечание 2. Если учеников, принимающих участие в игре, меньше 12, то соответственно не берутся числа 10, 9, 8 и т.д. и дополнение проводится до наибольшего из прикрепленных на карточках чисел. Например, в игре вместе с водящим участвуют 9 человек. Тогда в кругу будут стоять 8 человек с прикрепленными числами от 0 до 7. В процессе игры дополнение проводится до числа 7.

    Игра «Концовки»

    Дидактическая   цель:   Закрепить   знание   понятий   "больше",   "меньше", "выше", "ниже" и т.д.

    Содержание игры. Участвуют 3, 4 и более учеников. Они становятся в круг. Учитель стоит в центре круга и говорит начало предложения, а тот, до кого учитель дотронется рукой, должен правильно закончить предложение. Если концовка окажется неправильной, то ученик выходит из круга. Оставшиеся в кругу стараются правильно закончить предложение. Выигрывают те, кто правильно давал концовки и остался в кругу. Вот приблизительные варианты предложений:

    1. Учитель: Если подоконник выше стола, то стол...

            Ребенок: ... ниже подоконника.

    1. Учитель: Если Саша по росту равен Пете, то Петя...

            Ребёнок: ...по росту равен Саше.

    1. Учитель: Если Катя стоит левее Тани, то Таня...

            Ребёнок: ... стоит правее Кати.

    4)        Учитель: Если у меня в правой руке счетных палочек на две больше, чем в левой, то в левой руке...

         Ребёнок: ...палочек на две меньше, чем в правой.

    1. Учитель: Если Маня живет от школы дальше, чем Нина, то Нина,..

            Ребёнок:... живет от школы ближе, чем Маня.

    1. Учитель: Если сестра старше, чем брат, то брат...

            Ребёнок: ...моложе, чем сестра.

    7) Учитель: Если Коля вышел из дома одновременно с Сережей, то Сережа...

        Ребёнок: ... вышел одновременно с Колей.

    8) Учитель: Если карандаш короче линейки, то линейка...

        Ребёнок:  ... длиннее карандаша.

    Игра «Каких чисел не достаёт?»

    Дидактическая    цель:    Закрепить   знание    последовательности    чисел    в натуральном числовом ряду.

    Содержание игры. Учитель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся между ними. Например:

    1)        Учитель: Три, семь.

    Дети: Четыре, пять, шесть.

    2)        Учитель: Одиннадцать, пятнадцать.

    Дети: Двенадцать, тринадцать, четырнадцать.

    Игра «Сбежавшие числа»

    Дидактическая   цель:    Закрепить   знание   последовательности   чисел   в натуральном числовом ряду.

    Оборудование. Табличка с числами.

    Содержание игры. Учитель вывешивает на доске готовые таблицы (или чертит их на доске), в клетки которых надо вписать пропущенные цифры (числа). Ученики должны подметить закономерности в записи цифр (чисел) и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты. Из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома».

    1

    3

    6

    9

    2

    6

    Выигрывает тот, кто впишет или вставит в таблицу пропущенные числа правильно.

    Игра «Кто внимательнее»

    Дидактическая цель: Развивать зрительную память.

    Оборудование. Таблица с цифрами большого размера; таблички без цифр для каждого ученика.

    Содержание игры. В клетках фигуры записываются числа. Учащиеся должны запомнить, в какой последовательности они записаны, и записать их после того, как они будут стерты с доски. Выигрывает тот, кто больше записал чисел.

    Учитель выясняет, как удалось запомнить эти числа.

    1

    2

    3

    2

    4

    6

    3

    6

    9

    Игра «Помни свое число»

    Дидактическая цель: Развивать зрительную память.

    Оборудование. Карточки с цифрами; на каждой карточке записана только одна цифра, но карточки с одинаковыми цифрами повторяются два-три раза.

    Содержание игры. Учащиеся выстраиваются в ряд. Каждый ученик получает по две-три  карточки,  согнутых  пополам  так,  что  цифры  оказываются  на внутренней  стороне.   Каждый  смотрит  на  свои  цифры  и  старается  их запомнить.

    Учитель показывает какое-либо число, и на счет «три» те учащиеся, у

    которых   есть   это   число,   выстраиваются   перед   водящим,   раскрывают карточку и дружно топают столько раз, сколько показывает это число. Кто ошибется, выходит из игры.

    Игра «Освободи птичку»

    Дидактическая   цель.  Закрепить   знание   последовательности   чисел   в натуральном числовом ряду.

    Оборудование. Клетки с птичками, дерево с пазами.

    Содержание игры. Птички находятся в клетке. Ученик берет ту птичку, которая ему больше понравилась. В кармашке птички задание, например: «Посчитай от пяти до десяти. Назови числа, меньшие 3. Считай от 6 обратно» и т. д. Если ученик правильно ответил на вопрос, то птичка летит на дерево; если ученик ошибся, то птичка снова возвращается в клетку.

    Игра «Поймай рыбку»

    Дидактическая   цель:      Закрепить   знание   последовательности   чисел  в натуральном ряду.

    Оборудование. Аквариум с рыбками.

    Содержание игры. Игра проводится аналогично предыдущей. Ученик ловит рыбку и берет ее себе до окончания игры в том случае, если он правильно выполнил задание, которое находится в кармашке рыбки. Итог игры можно подвести и по рядам. Считаем, сколько рыбок поймали рыбаки в каждом ряду; в каком ряду больше всего рыбок; в каком ряду меньше всего рыбок; в каких рядах рыбок поровну.

    Игра «У кого большее число или у кого меньшее число?»

    Дидактическая цель: Закрепить умение детей сравнивать числа.

    Оборудование. Таблички с цифрами.

    Содержание игры. Каждый ученик получает две-три таблички с цифрами. Учитель показывает цифру, например 5. «У кого числа, больше пяти?» -спрашивает он. Ученики показывают их. Эти карточки откладываются в сторону. Учитель показывает цифру 4. «У кого числа, меньше четырех?» Ученики показывают их. Кто раньше сбросил все карточки и играл без ошибок, тот выигрывает.

    Игра «Угадай, сколько здесь грибочков»

    Дидактическая цель: Закрепить умение детей сравнивать числа.

    Оборудование. Корзинка с грибами.

    Содержание игры. Учитель говорит: «Угадайте, сколько грибов в корзине, если их меньше трех, но больше одного». Ученики отвечают. Затем учитель вместе с ребятами проверяет правильность ответа, т.е. пересчитывает грибы в корзине.

    Игра «В каком доме ты живешь?»

    Дидактическая цель: Закрепить умение детей сравнивать числа.

    Оборудование. Схематичное изображение трех домиков на доске или на таблицах, на двух домиках стоят их номера, один домик без номера. Домики расставляются по порядку номеров. Домик без номера стоит между двумя другими.

    Содержание игры. Учитель говорит: «Мой сосед слева живет в доме номер 6, а сосед справа - в доме номер 10. В доме с каким номером живу я?» (Учитель указывает на дом без номера.) Ученик, который первым поднял руку, выходит к доске и прикрепляет номер к домику. Номера домов меняются. Игра повторяется два-три раза.

    Примечание, Прежде чем начать эту игру, учитель должен проверить знания учащихся о четных и нечетных числах, познакомить их с нумерацией домов на улицах городов и сел, проведя экскурсию по улице, на которой расположена школа.

    Игра «Один на один»

    Дидактическая цель: Закрепить умение считать в пределах 10.

    Содержание игры. Вызываются несколько учащихся, которые выстраиваются в ряд лицом к классу (количество учащихся определяется числом, до которого они умеют считать). Первый ученик делает шаг вперед и говорит: «Я - один». Второй ученик делает шаг вперед и говорит: «Один да один будет два». Третий ученик делает шаг вперед и говорит: «Два да один будет три» и т.д. В игре учащиеся уясняют, что каждое последующее число образуется из предыдущего путем прибавления одной единицы.

    2 класс

    Игра «Математическая эстафета».

    Дидактическая цель: Закрепление приёма сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

    Содержание игры. Класс разбивается на три команды. Для каждой команды учитель пишет свой столбик примеров на доске.

    1 команда         2 команда                3 команда

                7 + 5                 8 + 4                       7 + 7

                8 + 6                                    6 + 7                                        8 + 7

                15 – 9                                     12 – 5                                     17 – 9

                16 – 8                                            14 – 7                                    15 – 6

     

    Учитель выдаёт ученикам каждого ряда карточки с числами, обозначающими первое слагаемое, карточки с числами, обозначающими состав чисел второго слагаемого. Он поочерёдно показывает на примеры в каждом варианте. Например, он предлагает ученикам первой команды пример 7 + 5. К доске выходит первый ученик с числом 7 на карточке, второй со знаком +, третий – с числом 3 на карточке и пятый – с числом 2 на карточке. Таким образом, третий и пятый ученики показывают на карточках состав второго слагаемого. Все остальные ученики третьего ряда по хлопку учителя называют хором полученную сумму. Если пример решён верно, учитель в колонке на доске рисует в первом ряду звёздочку. Если допускаются ошибки, то их исправляют ученики той же команды. Ученики всего класса подтверждают ответ, показывая зелёный круг или красный, если с ответом не соглашаются.

    Затем учитель показывает поочерёдно на первые примеры 2-й и 3-й команд. Игра проводится аналогично. Выявляется команда победителей.

    Игра    «Забей гол в числовые   ворота».

    Дидактическая цель: Закрепление примеров сложения и вычитания в пределах 20.

    Средства обучения. Рисунок числовых ворот на доске.

    Содержание игры. Учитель заранее рисует на доске мячи и числовые ворота. Справа от рисунков мячей он записывает примеры. Направление удара мяча зашифровано примером. Способ решения каждого примера можно отыскать на числовых воротах. Ученики должны правильно загнать мяч в числовые ворота, показать путь его движения, соединить линией пример с той парой числовых ворот, на которых записан приём решения примера, а затем с третьими числовыми воротами, где записан ответ примера. Учащиеся поочерёдно выходят к доске и загоняют мяч в числовые ворота (соединяют пример с парой чисел, в которых представлен состав второго слагаемого, одно из которых дополняет первое слагаемое до 10), а затем ведут линию к ответу примера, записанному на третьих числовых воротах.

    5 + 7

    4

    14

    6 + 8

    5

    2

    12

    7 + 6

    4

    1

    14

    4 + 7

    3

    3

    14

    7 + 7

    6

    7

    11

    Эту игру можно провести и по игровым карточкам с целью организации самостоятельной деятельности учащихся. Пример карточек.

    К – 1                                                                 

    5 + 9

    4

    2

    12

       

    6 + 6

    5

    4

    14

    7 + 7

    2

    6

    16

    8 + 8

    3

    8

    17

    9 + 9

    1

    7

    18

    9 + 8

    К – 2

    8 + 4

    3

    12

    9 + 4

    2

    15

    8 + 7

    7

    13

    5 + 6

    1

    2

    11

    9 + 7

    5

    16

    8 + 9

    5

    1

    17

    Игра  «Определи маршрут  самолёта».

    Дидактическая цель:   Закрепление приёмов сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

    Средства обучения. Рисунки самолётов.

    Содержание игры. Учитель вызывает к доске трёх лётчиков из каждого ряда. Они ведут свои самолёты по намеченному курсу, зашифрованному примерами, к которым даются три ответа, один из которых правильный,

    другие - неверные. Лётчики должны определить маршрут правильно, показав стрелкой, решая примеры снизу вверх таким образом:


    17        15        13                14        12        13                10        11        12

    12        15        14                14        15        12                16        14        15

    15        14        17                14        13        18                13        11        12

            

    20      18       14                17       19      14               14       13      15         

    Каждая команда помогает своему лётчику, если он ошибается. В конце игры называются те лётчики, которые сумели правильно провести самолёт по намеченному курсу.

    Эта игра может быть использована для соответствующих случаев вычитания, умножения, деления.

    Игра  «Угадай».

    Дидактическая цель:  Формирование вычислительных навыков.

    Содержание игры.

    1. Я задумала два числа, записанных на круге, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала? Соедините стрелками.

    1. Я задумала три числа, записанных на круге, сложила их и получила 20. Какие числа я задумала?
    2. Я из числа 20 вычла одно число, которое стоит в круге, получила 12. Какое число я вычла? И т.д.

    Игра «Спор цифр».

    Дидактическая   цель:   Дети  усваивают  зависимость  значения  цифры  от занимаемого ею места.

    Содержание  игры.  Предварительно повторить с детьми запись круглых чисел.

    Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: «Ты хотя тоже цифры, но ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит 2 кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит». «Правда, правда, ни-че-го», сказала пятёрка. «Ничевочка, ни-че-воч-ка», - затараторили цифры.

    «Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль. — Вот единица. Я встану рядом с тобой справа, чем ты теперь стала? Отвечай!» - Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала ... десяткой.

    «Вот я встану рядом с тобой справа, пятёрка, что ты будешь означать? Отвечай!» - Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она пятью десятками, пятьюдесятью. Ноль становился рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала. «Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой назвали. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю... Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5 — 5 = ... 7—7 = ... А ну-ка, попробуйте! Никого из вас здесь нельзя поставить». Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же хотелось поспорить, и они затеяли спор между собой. «Я больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-нибудь единица». Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала 6 «Кто теперь больше, ты или я? Отвечай!» Получилось ...19. «Я десяток, а ты только девять, десять ведь больше девяти. А молчишь?» Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама встала слева. Получилось ... 79. «Яведь семь десятков, семьдесят, понимаешь?» Та все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась ...

    Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать? «Девятка болыи всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг другом, дело меняется. Самое главное - это место цифр в числе. На перва месте справа пишутся единицы, на втором справа налево - десятки»

    отвечают ученики. Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них

    больше.

    Эту игру можно провести как на уроке, так и на внеклассном мероприятии.

    Игра   «Определи маршрут  корабля».

    Дидактическая цель: Закрепление приёмов сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд. (Аналогично с переходом через разряд; на умножение и деление).

    Средства обучения: Рисунок корабля.

    Содержание игры. Учитель прикрепляет к доске рисунок корабля и схематично изображает (кружками) пристани, обозначая каждую из них своим номером, а под ними записывает примеры, в которых зашифрованы маршруты к другим пристаням. Например,


                            75 – 12                 84 – 32                         45 + 14

    Рисунок корабля

     

    72 + 16                         96 – 34                 32 + 24                          32 + 14

    Учитель вызывает поочерёдно моряков первой команды. Первый ученик решает пример, записанный под кораблём, показывает стрелкой, к какой пристани причаливает корабль. Он ведёт свой корабль к той пристани, где находится ответ этого примера. Второй ученик решает пример, записанный под пристанью, и ведёт корабль к другой, где находится ответ второго примера и т.д. Далее учитель открывает на доске другие примеры для второй команды. Игра продолжается аналогично. Подводятся итоги соревнований.

    Игра «По какой тропинке ты пойдёшь?»

    Дидактическая цель: Систематизирование и обобщение знаний учащихся по различным разделам программы.

    Содержание игры: На выходные дни дети вместе с учительницей

    решили отправиться на туристическую базу пешком через лес. К ней

     вели две тропинки. Учительница узнала, что одна из них после

    дождя затоплена водой. Чтобы предупредить об этом ребят, она

    предложила им игру -загадку; догадаться по цепочкам примеров,

    по какой из тропинок связь с туристической базой не нарушена

    (по какой можно пройти). Она зашифровала каждую тропинку

    цепочкой примеров такого вида:

    1 -я тропинка


    2-я тропинка

    9 + 14


    5 + 17

    14 + 9


    17 + 5

    23 = 14 + 9


    22=17 + 5

    23 - 14


    22 - 14

    23 - 9


    22 - 5


    Дети сразу догадались, по какой тропинке они пойдут на туристическую базу.

    Игра «В какой дом отнести телеграмму?»

    Дидактическая цель: Формирование вычислительных навыков.

    Средства обучения: Рисунки домиков на доске, под которыми записаны примеры.

    Содержание игры. Учитель сообщает, что учащиеся соседнего 2 класса были на экскурсии на почте и придумали интересную игру в почтальонов. Они зашифровали путь движения почтальона от почты к первому дому примерами. Под другими домами записаны только два числа. В игре надо разгадывать шифровку (поставить знак + или - ), чтобы получился пример с ответом, равным номеру одного из домов. Поставив правильно знак, можно определить, какому дому предназначена следующая телеграмма и т.д.

          27 … 12                   49 … 14             27 …14             50 … 5            51 … 14                 

          50 … 12            83 … 39           19 … 17            94 … 50            28 … 15

            

            17 + 18

            19 + 17

    Например, узнав, что первая праздничная телеграмма послана в дом №35, поставим знак + между числами, записанными под этим домом, узнаем, что следующую телеграмму почтальон несёт в дом №39. Поставив знак + под числами 27 и 14, мы узнаем, в какой следующий дом направляется почтальон с телеграммой и т.д.

    Игра   «Столько, сколько».

    Дидактическая   цель:      Уточнение   и   закрепление   понятий   столько   же,

    столько... сколько.

    Средства обучения. Карточки с рисунками у учителя, карточки-ответы у

    детей.

    Содержание игры. Учитель показывает карточку, на которой изображены

    различные предметы. Дети пересчитывают и показывают ответ.

    Игра  «Помогите зверюшкам».

    Дидактическая цель: Проверить табличное сложение (можно вычитание, умножение, деление).

    Содержание игры. Записаны столбики примеров. Первый и третий столбики примеров записаны красным мелом, второй и четвёртый - зелёным, для того чтобы легче было использовать примеры при работе по вариантам. Примеры для учеников 1 класса.

    9 + 2

    7 + 5

    9 + 3

    8 + 3

    6 + 6

    8 + 6

    8+ 7

    9 + 4

    8 + 4

    6 + 5

    9 + 8

    8 + 5

    9 + 9

    7 + 6

    7 + 4

    9 + 5

    7+ 7

    9 + 6

    9+ 7

    8 + 8

    Вариант 1. Выпишите примеры с соответствующими ответами:

    Сова - 11

    Ёж-12

    Белка - 13

    Заяц -14

    Вариант 2. Зверюшки по очереди выходят к доске и решают примеры. Дети следят за ними и, если они допускают ошибку, исправляют её.

    Игра   «Отгадай  загадки Колобка».

    Дидактическая цель: Составление из кругов, квадратов, треугольников разных рисунков.

    Содержание игры.        На   магнитной   доске расположены фигуры: круг,

    треугольник, квадрат. Учитель говорит, что в гости к детям пришёл Колобок. Он хочет загадать им загадки: «Что можно нарисовать, используя квадрат?» (Парусную лодку, домик). Треугольник (флажок). Составьте из любой фигуры рисунок, какой вам больше нравится.

    Игра -  шутка.

    Дидактическая цель: Снятие усталости и напряжённости на уроке.

    Вова пришёл домой и радостно сообщил маме:

    • Я сегодня получил пятёрку.
    • Молодец, - похвалила мама Вову.
    • У меня тоже пять, - заявил маленький Шурик.
    • За что у тебя пять? - спросила мама.
    • Три по математике и два по письму, а всего пять.

    - Почему вы смеётесь? - говорит учитель.

    - Разве Шурик плохо сосчитал?

    3 класс, 4 класс

    Игра  «Меткие  стрелки».

    Дидактическая цель: Формирование вычислительных навыков.

    Содержание игры. На уроке вы - меткие стрелки, будете «напускать стрелы» (проводить стрелки) от примеров к ответам. Кто правильно и быстро поразит все цели, тот станет «лучшим стрелком». Дети списывают примеры в тетрадь и проводят стрелки от примеров к ответам.

    4 +   8

    15

    17 + 18 -  9

    26

    3 +  9

    25

    29+7-6

    34

    5 + 15

    16

    64 - 35 +  5

    30

    8 + 19

    37

    90 - 70 + 26

    23

    4 + 18

    36

    81 – 65 + 7

    42

    3 + 27

    30

    100 – 75 + 8

    32

    5 + 39

    59

    74 - 65 + 23

    33

    8 + 35

    74

    63 - 29 + 34

    31

    9 + 47

    54

    47 – 35 + 19

    68

    Кроссворды.

    а)

    1.  Назовите числа, которые иногда получаются при делении.

    1. Наименьшее четырёхзначное число.
    2. Вывод, который ученик заучивает наизусть.
    3. Особое число, которое записывается с помощью двух цифр.

    б)        

    1.   Число, получаемое при сложении.

    1. Мера для измерения жидкостей.
    2. Фигура, полученная пересечением двух прямых.
    3. Название месяца.

    в)        

    1.  Действие, обратное умножению.

    1. Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда.
    2. Название знака действия.
    3. Наименьшее однозначное число.
    4. Наименьшая единица времени.

    6.   Число, выраженное единицей седьмого разряда.

    7.   Фигура, ограниченная окружностью.

    г)      

    По горизонтали:

    1. Мера времени. 2. Наименьшее чётное число. 3. Очень плохая оценка знаний. 4. Название ряда чисел, соединённых знаками действий. 5. Наибольшее из чисел, удовлетворяющее неравенству х < 5. 6. Часть часа. 7. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить обычный порядок арифметических действий. 8. Наименьшее четырёхзначное число. 9. Единица третьего разряда. 10. Столетие. 11. Арифметическое действие. 12. Название месяца.

    По вертикали:

    6. Весенний месяц. 7. Простейший прибор, применяемый для выполнен арифметических вычислений. 13. Геометрическая фигура. 14. Малая мера времени. 15. Мера длины. 16. Наука о числах, их свойствах и действиях над ними. 17. Мера жидкостей. 18. Денежная единица. 19. Вопрос для решения. 20. Некоторое количество единиц. 21. Название месяца. 22. Первый месяц года. 23. Последний месяц летних каникул.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольно - измерительные материалы по математике для 1 - 2 классов по образовательной системе "Школа 2100"

    Представленный материал может использоваться на уроках математике по образовательной системе " Школа 2100" , а так же и по другим програмам. Данный материал содержит тесты для проверки текущих знаний ...

    Дидактические материалы по математике для 1 класса по УМК «Школа России». Тема: Отношения «столько же», «больше», «меньше».

    Данный материал  разбит на 3 уровня сложности, поможет учителю при проведении урока....

    Дидактические материалы по математике для 1 класса по УМК «Школа России». Тема: Отношения «столько же», «больше», «меньше».

    Данный материал содержит разные типы заданий по данной теме, разбит на 3 уровня сложности. Поможет учителю при проведении урока по данной теме....

    Учебно-методический материал по математике на тему: Контрольно - измерительные материалы по математике для 3 класса.

    Контрольно – измерительные материалы для 3 классаУМК Школа России Математика. Контрольные работы. 3 класс 2015 г....

    Подборка материалов по математике для 3-го класса по программе `Школа России` Моро

    Содержание подборки материалов для изучения математики в 3-ем классе общеобразовательной школы по программе Школа России, Моро М.И. и др....