урок по математике "Числовые неравенства, их запись. Знаки «больше», «меньше»
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Решетова Ярославна Валерьевна

Представленный урок является первым(ознакомительным) по теме «Неравенства». Основными достоинствами данного урока является: постановка цели урока путем решения проблемного вопроса, знакомство с новыми математическими знаками с опорой на наглядность (клювик птицы) и быстрое запоминание, все физ.минутки тематически подобраны и способствуют возрастанию интереса к уроку, учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности: беседа, работа с графическими изображениями, работа по учебнику, в тетради на печатной основе,  самостоятельная работа, работа в паре, задания умеют два уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaki_bolshe_menshe.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1 в класс

Учитель: Решетова Ярославна Валерьевна

Учебный предмет: математика

Тема: Числовые неравенства, их запись. Знаки «больше», «меньше»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: Сформировать у школьников умения читать и записывать числовые неравенства; преобразовывать графическую и текстовую информацию в знаково-символическую.

Задачи:

  • учить сравнивать числа с помощью числового луча и вставлять знак «<» и «>», чтобы получалось верное неравенство;
  • развивать мыслительные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
  • прививать интерес к математике через интеграцию с окружающим миром (звуки природы и объекты) способствовать сплочению классного коллектива

Предметные планируемые результаты Умение записывать сравнение чисел, «зашифровывать» слова «больше» и «меньше» математическими знаками.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.

ЛичностныеУУД: действие смыслообразования, формируется интерес к новому материалу, способность к самооценке.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы, управление поведением партнёра.

Познавательные УУД: Проверять на числовом луче результаты сравнения, моделировать сравнение чисел на числовом луче.

Оборудование: записи числовых выражений, ответ на задачу в виде рисунка, записи словом и цифрой, изображение двух птичек с клювиком в виде знаков «больше», «меньше»; учебник Математика: 1 класс, 2 часть  Н.Б. Истомина и тетрадь на печатной основе к учебнику; аудиозапись птичьих голосов.

Краткая аннотация

Представленный урок является первым(ознакомительным) по теме «Неравенства». Основными достоинствами данного урока является: постановка цели урока путем решения проблемного вопроса, знакомство с новыми математическими знаками с опорой на наглядность (клювик птицы) и быстрое запоминание, все физ.минутки тематически подобраны и способствуют возрастанию интереса к уроку, учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности: беседа, работа с графическими изображениями, работа по учебнику, в тетради на печатной основе,  самостоятельная работа, работа в паре, задания умеют два уровня сложности. В рефлексии урока используются заранее подготовленные «отпечатки ладошек» детей, выполненные ими самостоятельно для того, чтобы не только помочь в самооценке решения поставленных задач, но и для сплочения классного коллектива.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

 Прозвенел уже звонок? (да)

 Уже кончился урок? (нет)

 Только начался урок? (да)

 Хотите учиться? (да)

 Значит можно всем садиться.

Проверим все ли у нас на месте.

Учебник и тетрадки на месте?

Ручка и карандаши на месте?

Линейка есть?

- Да

- Нет

- Да

- Да

- На месте.

- На месте

- Есть.

 

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе

Мотивационный момент

Веселая задачка

Белочка грибы сушила,                                                                                                                        Только посчитать забыла.

 Белый и масленок,                                        Сыроежка и опенок,          

 Груздь и две лисички,                

 Очень рыженьких сестрички.      

  У кого ответ готов?                                                                                          

 Сколько было всех грибов?

- Выберите ответ из предложенных на доске?

Семь

7

♠♠♠♠♠♠♠

- Почему выбрали именно этот ответ?

- Правильно, ребята,  математика – это точная наука и ученые договорились заменять многие слова специальными знаками, например числа один два три обозначают специальными знаками – цифрами 1,2,3.

- Хотите узнать какие еще слова в математике заменяют знаками?

Слушают задачку, считают грибы устно.

К доске выходит один из учеников, выбирает ответ, аргументирует, если затрудняется ему помогают другие ребята.

- Да

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематической, модельной; переводить её в словесную форму.

Актуализация знаний

- Посмотрите на доску. Что изображено?

(на доске луч)

- Можно его назвать числовым лучом?

- Почему?

Постройте у себя в рабочей тетради правильный числовой луч.

На доске исправить луч, сделав все мерки одинаковыми.

Луч.

Нет.

- На луче все мерки должны быть одинаковой длины.

Строят луч в тетради.

читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями, опытом; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность

Открытие нового знания

- Верно ли утверждение, что:

6 больше 5

- Давайте проверим с помощью числового луча.

Заключаем между ладонями числовой отрезок от 0 до 5.

- Что обозначает число 5.

Сдвигаем правую руку до числа 6.

В какую сторону мы двигали руку?

Что это значит?

Проверим таким же образом следующие высказывания.

9 больше 8

3 меньше 4

4 меньше 5

- Посмотрите на эти записи еще раз. Кроме цифр, что в них встречается?

Как вы думаете, удобно нам будет в тетради делать такие записи? Почему?

- Что же делать?

- Вы правы. Но прежде чем познакомиться с новыми знаками, отдохнем. Закройте глазки.

Звучит запись птичьих голосов. На доску вывешивается две птички.

- Что за звуки вы слышите?

Откройте глаза, посмотрите на доску. Кто прилетел к нам в гости?

- У этих птичек непростые клювики. Клюв открыт всегда в сторону большего числа, а закрыт в сторону меньшего.

- Посмотрите как можно заменить слово больше.

На доске заменяет слово в неравенстве

5больше 6

- Кто попробует заменить слово меньше

3 меньше 4

Итак, слово больше обозначается знаком >, а слово меньше знаком <.

Учебник №170

- Найдите значок восклицательного знака в зеленом кружке, что означает этот знак? Где можно посмотреть?

Учитель читает текстовую информацию, затем предлагает прочесть записи.

Записи с такими знаками называются НЕРАВЕНСТВА.

- Верно.

Выполняют действия вместе с учителем в тетради.

- Что на луче отложили 5 мерок.

- Вправо.

- Числа, расположенные справа больше, а слева меньше. Значит 6 больше 5.

Таким же образом подтверждают верность высказываний.

- Слова БОЛЬШЕ и МЕНЬШЕ

- Мы не все буквы умеем писать, очень много времени на это будет уходить и т.д.

Высказывают предположение заменить слова знаками.

Закрывают глаза, расслабляются.

- Птичьи голоса.

- Птички.

Один ученик выходит и подставляет птичку с закрытым клювиком.

Работа с учебником.

Читающий ученик находит значение данного знака «Новая информация»

Знакомятся с новым словом

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; выполнять логические действия с материалом; осуществлять анализ ,синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; различать способ и результат действия; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие; формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала

Физминутка

Игра «Изобрази птицу»

  • дятел
  • сова
  • петух
  • лебеди улетают на юг
  • воробышки

Выполняют упражнения для снятия напряжения и эмоционально настраиваются на дальнейшую работу

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи

Работа по теме урока

Учебник №171

- Задание звучит так: сравни количество предметов на картинках слева и справа?

- Вы умеете сравнивать количество предметов в группах? Какие способы знаете?

- Так мы поступали раньше, когда не все еще умели считать и писать цифры, а сейчас вы умеете считать предметы? Записывать числа цифрами? Сравнивать числа, опираясь на числовой луч?

1 и 2 пункт задания вместе,3 самостоятельно по времени

ТПО№77

На доске рассмотреть пункт №1 совместно

- Нам нужно записать два неравенства с числами, которые соответствуют точкам А и К.

- Вам известно какое число соответствует точке А? (подпишите цифру 2 под точкойА)

 - Вам известно какое число соответствует точке К? (подпишите цифру 7 под точкой К)

- Теперь можем составить неравенства?

Пункт №2 по тому же алгоритму

В рабочей тетради

- Читать знак и больше меньше вы уже научились, а писать? Будем учиться?

Посмотрите, знак «больше – меньше» живет в клетке.

Физминутка для пальцев рук

- Посыпьте крошки птичкам…

Разгадайте правило и продолжите последовательность до конца строки

< >  < >

Парная работа

- У вас на парте лежит листочек с заданием, почему я вам дала один листочек на двоих?

- работая в паре нужно выполнять задания вместе, договариваться, а не ссориться и чем дружнее вы будете работать, тем быстрее справитесь с заданием, а задание такое:

Вставить нужный знак, чтобы получилось верное неравенство.

- сначала работаете с неравенствами со звездочкой. Вставили знаки в неравенства в столбике, проверили, зажигайте звездочку.

Фронтальная работа

Считают предметы, обозначают числа цифрами, вписывают их в неравенства, чтобы они становились верными.

Работа с числовым лучом

Фронтальная работа

Пробуют выполнить самостоятельно, один ученик у доски

Мотивация на письменную работу

Подготовка руки

Письменная работа

Работаю в паре: 2 уровня заданий.

Работают с неравенствами для самоконтроля используется значки: звездочка, сердечко, которые раскрашиваются после выполнения заданий.

Формировать  умение соотносить результат действия с поставленной целью и выражать их в речи; формировать способность к организации  самостоятельной учебной деятельности; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ,в том числе во внутреннем плане; читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями, опытом; осуществлять анализ ,синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность

Подведение итогов урока

Вам понравился урок?

С какими новыми знаками познакомились?

Что это за знак > ?

Что это за знак < ?

Как называются такие выражения

4<6

8>3?

Какое задание было самым интересным?

Отвечают на вопросы

понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учетом речевых задач, умело пользоваться средствами языка

Рефлексия

Выбрать из двух отпечатков руки (красного и синего) тот который определяет  отношение к пройденной теме. Расположить слева красные отпечатки, а справа синие.

Какой знак поставим?

Самооценка собственных знаний и умений приобретенных на уроке, закрепление темы путем моделирования ситуации освоения нового материала

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 1 класс. Урок 14. Знаки больше, меньше, равно. Презентация

http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_14_znaki_bolshe_menshe_ravno/2012-09-21-107 Урок 14. Знаки больше, меньше, равно  В презентации отображены:     задание №1 ...

презентация к уроку математики 1 класс Знаки больше, меньше, равно

Презентацию можно использовать на уроке математики УМК "Школа 2100"....

Урок математики по теме : "Знаки "больше", "меньше", "равно" по УМК "Школа России"

Открытый урок по математике для воспитателей детского сада.  Вместе с героями мультфильма "Маша и Медведь" дети знакомяться с новыми знаками....

Урок математики в 1 классе по теме «Знаки > (больше), < (меньше), = (равно)»

Авторская разработка урока математики в 1 классе по теме « Знаки > ( больше ), < ( меньше ), = ( равно ) »...

Конспект урока математики в 1 классе. Тема: Знаки:> (больше), <(меньше), = (равно, столько же)

Тема: Знаки:> (больше), <(меньше), = (равно, столько же)УМК Школа России, 1 класс. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Цели:ПознавательныеПоказать ученикам смысл отношений (=, >...