Конспект урока Ломаная линия.Обозначение ломаной
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Чумичева Лариса Ивановна

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_lomanaya.docx383.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                  

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Класс

2

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема

Ломаная линия. Обозначение ломаной.

Цель

Изучение и первичное осознание нового учебного материала.

Задачи

1. Формировать предметные умения:

- распознавать, называть, изображать геометрическую фигуру ломаная.

2. Совершенствовать предметные умения:

- распознавать геометрические фигуры (отрезок, прямая линия, кривая линия).

2. Формировать УУД: 

- принимать и сохранять учебную задачу; (Регулятивные УУД);

- выбирать основание для классификации; (Познавательные УУД);

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; (Коммуникативные УУД).

Оборудование

- Учебник математика (авторы: Г. В. Дорофеев Т. Н. Миракова), стр. 36-37, 1 часть.

- Рабочие тетради

- Презентация к уроку

- Карточки №1, №2  (у каждого ученика)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (метапредметные)

 1. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

2. Актуализация знаний и умений

Слайд№1

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

- Ребята, вы любите путешествовать?

- А вместе со сказкой и её героями? Тогда в путь!

-Сегодня мы с вами отправимся вот с этими сказочными героями. ( СЛАЙД №2)

- А кто помнит название сказки и её автора?

Молодцы! Русский народ сочинил эту сказку. А у нас на Руси издревле народ был любознательный и весёлый. Вот и наш колобок такой же.( Слайд №3)

Но, ребята, мы с вами будем не только путешествовать вместе с колобком, но и учиться, а вот чему мы с вами поговорим об этом чуть позже. А сейчас вспомним с чего всегда начинается наш урок математики (с устного счёта).

Итак, сказка начинается….

Испекла старуха колобок и положила на окошко студиться. А Колобок лежал, лежал да и покатился. С окошка на двор, со двора за ворота, всё дальше и дальше от дома. Катится он катится, а навстречу  ему

 (изображение зайца). «Стой, Зайчик! Куда так бежишь?»  Заяц и отвечает: «От лисы убегаю, следы путаю!» «Интересно, а смогу ли я следы распутать и узнать куда Заяц спрятался?» - подумал Колобок. Но он запутался, так как ещё не очень хорошо считал. Давайте ему поможем. Решим круговые примеры и рисунок около последнего примера и будет тем местом, где сидит Заяц. (Около некоторых  примеров небольшой рисунок: лес, озеро , домик, луг).

(домик) 5+9=                        14-7=                        9-3=       (лес)

   12-7=                        17-8=                        18-6=

             7+10=    (луг)                6+12=            (озеро)        

Куда же спрятался Зайчик?

«Ух, еле выбрался! Хорошо, что ребята помогли и легко справились с заданием!» -вздохнул Колобок. Ребята, а всем ли легко было считать примеры? Оцените себя. Кому легко? У кого затруднения?

Слайд №4
- Составьте задачу по рисунку.

  1. - А теперь, решите задачу. (19-9=10)

Учитель показывает ,  поочередно на цифры и задаёт вопросы.

- 19 – как называется этот компонент выражения?

-9 – как называется этот компонент выражения?

Учитель указывает на 10 и задаёт вопрос.

-А как называется результат выражения?

-Молодцы, ребята.

 

Приветствуют учителя.

Проявляют готовность на уроке.

-Да

-Да

-Колобок, русская народная сказка

В домик

Примерный ответ детей. (В классе учатся 19 детей. Из них 9 мальчиков. Сколько девочек учится в классе?)

Ученик записывает на доске

19-9=10

Ученики отвечают  «уменьшаемое»)

Ученики отвечают  «вычитаемое»)

Ученики отвечают  «разность»)

Распознавать геометрические фигуры (точка, отрезок, луч, прямая линия, кривая линия, треугольник, прямоугольник, круг, овал).

 3.Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

- Ребята, колобок решил погулять.

- Кого сначала встретил колобок на своём пути. (СЛАЙД №5) 

(Учитель чертит маршрут колобка).

Как  бы вы назвали эту фигуру?

-Дайте название фигуре – пути, по который прошёл Колобок.

- Посмотрите, сколько разных вариантов у нас получилось.

- Давайте, попытаемся выяснить, как же называется путь.

.- А поможет нам в этом учебник.

- Откройте учебники на страницу 36.

- Каждый в полголоса прочитайте, то, что выделено жёлтым цветом.

- Таня  читает для всех. Поставили пальчики, следим.

- Ребята, скажите, подходит ли путь Колобка к определению прямая?

 

- Подходит ли путь Колобка к определению кривая?

- Подходит ли путь к определению отрезок?

- Почему? Вернитесь к правилу.

- Подходит ли путь к определению ломаная?

- Почему?

- Ребята, скажите, пожалуйста, какая тема нашего урока? (  СЛАЙД №6)

 - Что бы вы хотели узнать про ломаную сегодня на уроке?

(  СЛАЙД №7)

(Учитель выводит на доску план: Из чего состоит ломаная. Какие бывают ломаные?)

-Зайца, волка, медведя, лису.

-Отрезок, ломаная, кривая, прямая.

Открывают.

Читают

-Нет.

-Нет.

-Не совсем.

-Здесь много отрезков.

-Да

-Потому что, есть отрезки – звенья, и вершины.

-Ломаная.

-Из чего состоит ломаная линия.

-Какие бывают ломаные?

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; (Коммуникативные УУД).

Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

- Что бы вы хотели узнать про ломаную сегодня на уроке?

(  СЛАЙД №7)

(Учитель выводит на доску план: Из чего состоит ломаная. Какие бывают ломаные?)

-Из чего состоит ломаная линия.

-Какие бывают ломаные?

Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

4 «Открытие» нового знания.

а) Работа в паре

Исследование ломаной линии путём практической работы.

б)Работа в тетради.

-Ребята, мы сегодня очень много интересного узнаем на уроке.

-Что мы будем знать?

– Попробуем сконструировать ломаную линию

– Возьмите в руки столько палочек, сколько раз я хлопну в ладоши (4 раза).

 Сколько палочек взяли?

– Постройте свою ломаную линию.

– Что интересного заметили, моделируя линию:

– Из чего состоит ломаная линия? 

– Как соединяются отрезки? 

– Как следуют? 

– Подведу итог тому, что вы сказали:

Вывод: точное название линии «ломаная линия»  Ломаная линия состоит из отрезков, которые называют звеньями. 

(Учитель  прикрепляет табличку к звену ломаной, начерченной на доске)

Конец одного отрезка — это одновременно начало другого.

Концы звеньев (отрезков) называют вершинами ломаной линии. (Учитель прикрепляет табличку «Вершина)

Ломаная на рисунке содержит 4 звена и 5 вершин.  

– Название линии знаем, конструировать умеем, из каких частей состоит тоже знаем. А какое важное умение нам предстоит освоить? (Научиться чертить ломаную линию).Подпишите число , классная работа.

– С чего можно начать построение ломаной линии?(Поставить точки.)

 Назовите их.

– Что надо делать дальше? (Соединить их.)

– Как соединить? (Конец соединить с началом.)

– Какой инструмент нам понадобится? Чем будем чертить? (Линейка, карандаш.)

– Начертите.

– Прочитайте название ломаной линии.

– Расскажите план построения ломаной. (Ученики друг другу проговаривают последовательность построения.)

  • Поставить точки – вершины
  • Последовательно их соединить
  • Дать вершинам название

Будем знать: - что такое ломаная, её отличия; - виды ломаной; - где пригодится в жизни; - пополним словарный запас.

4

Строят

Из отрезков.

Концами.

Последовательно друг за другом.

Дети чертят ломаную

5. Усвоение
новых знаний
и способов

а)Формулируем понятие

«замкнутая линия»

б)Работа по карточке №1

6.Физминутка

-Посмотрите, на доску. (  СЛАЙД №8)

-Чем похожи эти фигуры?

-Докажите.

- Чем отличаются ломаные линии?

- Какая, ломаная линия лишняя? Как вы думаете?

- Почему?

-А как, тогда называются эти две ломанные?

- Сделайте вывод. Что вы узнали? Какие бывают ломаные лини? ( СЛАЙД №9)

- Какие ломаные линии называются замкнутыми?

- Какие ломаные линии называются незамкнутыми?

Прочитайте задание. Проверка

Молодцы! Вот сколько нового мы узнали! Колобок устал, и предлагает немного отдохнуть.

(Учитель показывает карточки с выражениями. Дети находят значение выражений и выполняют действия.

Сколько раз ногами топнем? (2+2)

Сколько раз в ладоши хлопнем? (5-3)

Мы присядем сколько раз? (4+2)

А наклонимся сейчас? (7-4)

И подпрыгнем ровно столько. (1+3)

Ай да счет! Игра и только!

-Все линии ломаные.  

-Ломаная линия – состоит из звеньев, есть вершины.

-По цвету, по форме, по количеству отрезков.

- 3 лишняя.

- У третьей ломаной линии звенья соединены. Она замкнутая.

- Незамкнутые.

- Замкнутые и незамкнутые.

- У которых, концы (вершины) соединены.

- У которых, концы (вершины) не соединены.

Начертить замкнутую и незамкнутую ломаную линию.

Распознавать, называть, изображать геометрическую фигуру ломаная.

Выбирать основание для классификации (Познавательные УУД).

7.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону

-Наш Колобок отдохнул. Давайте продолжим путешествие. В  нашей сказке Лиса очень хитрая оказалась! Она не обратила внимание на Колобка, а расставила ему ловушки. Если он туда попадёт, то Лиса его съест!

( СЛАЙД №10)

- Нужно ему помочь.

Рабочая тетрадь с.32 №1

 ( СЛАЙД №11)

-Маша  читает задание.

-Что нужно сделать?

-Поменяйтесь тетрадями. Посмотрите на доску и проверьте друг у друга. ( СЛАЙД №12)

-Встаньте, те, у кого нет ошибок. Присаживайтесь.

-Подскажите, тем, у кого ошибки.

-Сколько ломаных замкнутых линий вы обвели?

-Почему они называются замкнутыми?

-Сколько ломаных незамкнутых линий вы обвели?

-Почему они называются незамкнутыми?

-Наш Колобок избежал ловушки! Давайте попробуем расставить ловушку Лисе, чтобы знала, как на Колобка охотиться.

 

Обвести замкнутые ломаные синим цветом, незамкнутые – красным.

Проверяют друг у друга по эталону.

Встают.

- 4.

- Концы (вершины) соединены.

3

Концы (вершины) не соединены.

        

        

-Номер 1 и 2.

-Номер 1.

Читает.

-Забор, торт, витрина, остановка.

-Человек забор красит, дорога, фонарь.

-Вокруг нас, оказывается, очень много ломаных замкнутых и незамкнутых.

-Замкнутые и незамкнутые.

-У которых концы (вершины) соединены.

-У которых концы (вершины) не соединены.

-Начертить в тетради две ломаные, состоящие из трёх звеньев: 1 незамкнутую, а 2 замкнутую.

Распознавать, называть, изображать геометрическую фигуру ломаная.

Распознавать, называть, изображать геометрическую фигуру ломаная.

8. Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, посмотрите на путь нашего Колобка.

-А Колобок наш катился, катился и, вдруг, захотел домой к бабушке. Как же ему до дома добраться?

 ( СЛАЙД №13)

-Давайте посмотрим на путь Колобка.

-Что получилось?

-Докажите? Почему ломаная замкнутая?

-Бабушка очень рада возвращению Колобка и говорит вам слова.

-А вот какие – отгадайте. ( СЛАЙД №14)

-У вас у каждого на парте карточка номер 2. Если вы согласны с высказыванием обводите букву в столбике «да», если не согласны в столбике «нет».

Да

Нет

Отрезок – линия, у которой есть начало и конец.

М

Н

Ломаные линии бывают замкнутые и незамкнутые.

О

А

У ломаной нет звеньев и вершин.

К

Л

У замкнутой ломаной линии концы соединены.  

О

А

Самая маленькая геометрическая фигура квадрат.

Т

Д

Ломаная линия состоит из лучей.

К

Ц

У незамкнутой  ломаной лини концы не соединены.

Ы

И

Проверка по эталону. ( СЛАЙД№15)        

-Какое слово получилось?

 

-Соединить вершину Л с вершиной К.

-Получилась замкнутая ломаная линия.

- Концы (вершины) соединены.

-Молодцы.

Распознавать, называть, изображать геометрическую фигуру ломаная.

9. Рефлексия

-Вернёмся к целям нашего урока.

-Что мы сегодня с вами узнали?

(Учитель выставляет оценки).

- Оценим свою работу на уроке.

 

- Что такое ломаная линия?

(Ломаная состоит из отрезков- звеньев, вершин ломаной.)

- Какие бывают ломаные линии?

(Ломаные линии бывают замкнутые и незамкнутые.)

- Что есть у ломаных линий?

(Вершины и звенья)

10.Постановка домашнего задания

-Открываем дневники и записываем домашнюю работу

-Стр.37 №3 (3,4 столбик) выполнить вычисления.  ( СЛАЙД №16)

-Спасибо всем за урок! Вы очень хорошо сегодня поработали! ( СЛАЙД №17)

Открывают дневники и записывают домашнюю работу.



Карточка № 1.

В каждой рамке начерти простым карандашом ломаную АБОКМ так, чтобы в рамке слева получилась замкнутая ломаная, а справа – незамкнутая.

Карточка № 2. Если вы согласны с утверждением обведите букву в столбике «да», если не согласны в столбике «нет». (Простым карандашом).

Да

Нет

Отрезок – линия, у которой есть начало и конец.

М

Н

Ломаные линии бывают замкнутые и незамкнутые.

О

А

У ломаной нет звеньев и вершин.

К

Л

У замкнутой ломаной линии концы соединены.  

О

А

Самая маленькая геометрическая фигура квадрат.

Т

Д

Ломаная линия состоит из лучей.

К

Ц

У незамкнутой  ломаной лини концы не соединены.

Ы

И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Понятия «ломаная линия», «звено ломаной». Построение ломаных линий." 1 класс Кощеева Елена Анатольевна, учитель начальных классов

На уроке математики  в занимательной форме дети получат представление о «ломаной линии», «звене ломаной линии».                       ...

Конспект урока по математике в 3 классе «Ломаная. Длина ломаной»

Цель: - познакомить учащихся с ломаной линией и ее элементами (вершины, звенья); находить длину ломаной. Предметные: Знать: как отличать ломаную от других фигур; Уметь: чертить ломаные линии, сравнива...

План-конспект урока математики 1 класс "Ломаная" по системе Занкова

Урок математики, проведенный в 1 классе по теме "Ломаная" по системе Занкова...

Конспект урока по математике "Длина ломаной линии"

Создать  условия для открытия новых знаний: нахождение длины ломаной, познакомить со способом нахождения длины ломаной линии...

Конспект урока математики "Закрепление. Длина ломаной" .

Конспект урока математики "Закрепление. Длина ломаной" ....