Конспект урока математики для 3 класса по теме "Задачи на нахождение долей от целого числа и целое по его долям"
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Elena Kolosova

Цель урока: научить решать  задачи  на нахождение доли числа и числа по доле, закрепить понятие «доли», развивать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»

Тема урока: 

 «Задачи на нахождение долей  целого и целого по его долям»

Предмет: Математика

Подготовила: 

учитель начальных классов МОУ «СШ №7»,

 учитель специалист

Колосова  Елена  Викторовна

                             

г. Джанкой

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Дата 17.12.18                                                                  Класс   3-А

Цель урока: научить решать  задачи  на нахождение доли числа и числа по доле, закрепить понятие «доли», развивать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

Метапредметные:

познавательные:  - извлекать информацию, представленную в разной форме (диаграмма, схема), перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать, делать выводы на основе обобщения умозаключений, продолжить формировать представления учащихся о делении на  равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

личностные :  развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины.

Тип урока: урок открытия новых знаний, умений и навыков.

Оборудование урока:

  • компьютер
  • мультимедиапроектор
  •  презентация к уроку в программе
  • индивидуальные карточки для фронтальной , групповой работы
  • маршрутные листы
  • раздаточный материал для рефлексии
  •  таблицы

        ХОД  УРОКА        

Структура урока

(деятельность учителя  и учащихся)

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Меня зовут Елена Викторовна.  Я рада с вами познакомиться и плодотворно поработать. Поприветствуйте наших гостей.

Мы урок начнем с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Мне приятно, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка -  залог успеха в любой работе. Думаю, что у нас все получится, и вы многому научитесь.

Нашими помощниками будут Долечка и Апельсиныч.

II. Актуализация опорных знаний.

  • Долечка предлагает нам посмотреть мультфильм

Мультфильм «Апельсин». Обсуждение.

  • Я приготовила для вас сюрприз. Просмотрите мультфильм и скажите, почему рассердился волк?
  • В чем его ошибка?
  • Что получил каждый из животных?
  • На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?
  • - Какие это будут части?  

1. Устный счет- разминка по теме «Доли»

  • Что ж друзья, скорей за работу,
    Начнём, конечно, с устного счёта.
  • Долечка для Вас приготовила задания.

Задание 1. Какая часть круга закрашена.

C:\Users\User\Desktop\img12.jpgC:\Users\User\Desktop\img12.jpgC:\Users\User\Desktop\img12.jpgC:\Users\User\Desktop\img12.jpg

Задание 2. Сравни доли, пользуясь схемы

F:\img9.jpg

одну третью и одну вторую долю

Одну восьмую и одну вторую долю

Одну восьмую и одну шестую долю

Одну вторую и одну шестую долю

Одну шестую и одну третью долю

Одну четвертую и одну восьмую долю

Одну четвертую и одну шестую долю

Одну четвертую и одну третью долю

Одну вторую и одну четвертую долю

Одну третью и одну восьмую долю

  • Здорово,молодцы!

III.Постановка целей и задач урока.

  • Ребята, у Долечки сегодня День Рождения и конечно какой день рождения без чего? (торт.)
  • Что  необходимо для  приготовления торта? (Рецепт)
  • Мы с Апельсинычем нашли рецепт, но он мне не понятен.
  • Ребята, о чем вам может рассказать эта схема?

  • Можем ли мы приготовить торт по этому рецепту?

(Нет, не хватает данных)

  • Давайте узнаем сколько и каких продуктов в граммах нужно взять для приготовления 600 г теста.
  • Надо сначала найти сколько граммов в одной доле. Посчитайте сколько всего долей? (12) Теперь найдем сколько в одной доле!

600 : 12 = 50 г.(не учили, но вдруг)

  • Хорошо! А теперь посчитайте по сколько долей взято муки, масла, яиц и сахара.(мука 4 доли, масло 2 доли, яйца 3 доли, сахар 3доли)
  • Зная,что одна доля это 50 г, давайте найдем сколько нужно масла в граммах? 50 х 4= 200 г 50 х 2=100 г, 50 х 3 = 150 г
  • Значит: Мука – 200 г, масло – 100г, яйца – 150 г, сахар – 150г )
  • Теперь у нас есть рецепт торта и он собран из частей  в целый готовый торт. А кому мы подарим наш торт?
  • Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Правильно.

Научиться решать задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1.Мотивация учебной деятельности

  • Наш торт уж готов, но у нас с Апельсинычем новая проблема.
  • Для того, чтобы подарить торт, что еще нужно сделать?

 (Надо его упаковать в коробку и обвязать лентой.)

  • Подойдет ли лента, которую подготовил Апельсиныч? (Нет, она короткая и это только доля целого числа)
  •  Какая лента понадобится, чтобы обвязать коробку? (Для того, чтобы обвязать коробку нужна лента длинная – целое число).

Задание 1 Найти целое число по его доле, если 1/2ленты составляет 40см

  • Чтобы понять и решить задачу, воспользуйтесь одной из схем.
  • Какая  схема дает подсказку при решении задачи? Почему?

                                                          целое

       40 см

                                                                                          доля

                                                          целое

                     40 см

                     доля

  • Чтобы найти целое по его доле, что нужно сделать? Каким действием?
  • Запишите решение и ответ.( 40*2=80 см)
  • Какое умение вам помогло выполнить это задание? ( Умение находить целое  по его доле)

Вывод: Чтобы найти целое по его доле, нужно данное число умножить на количество долей.

  • Здорово! Мы выяснили, какой длины должна быть лента. Наш подарок почти готов. Оцените себя: все правильно –целый апельсин, возникли затруднения – долька.
  • Что еще вы можете предложить для украшения нашего подарка?(Коробку нужно не только обвязать, но и оформить бантиком)

-Что для этого нужно? ( Взять ленту)

  • И снова у нас с Апельсинычем новая проблема.

Задание 2.  Апельсиныч купил ленту для изготовления банта длиной 80 см, однако чтобы изготовить украшение понадобилась всего одну четвертую часть ленты. Определите долю от целого числа и отрежьте, столько  сантиметров ленты, сколько уйдет на бант.

                                                                   целое – 80 см

                                                                                       доля

                                                                   целое – 80 см

                                                                                       доля

  • Чтобы понять и решить задачу, воспользуйтесь одной из схем.
  • Какая  схема дает подсказку при решении задачи? Почему?
  • Чтобы найти долю от целого, что нужно сделать? Каким действием?
  • Запишите решение и ответ.( 80:4=20 см)
  • Какое умение вам помогло выполнить это задание? ( Умение находить  долю от целого числа.)

Вывод: Чтобы найти долю от целого, нужно целое поделить на количество долей.

  • Молодцы! Наше украшение на подарок готово.

(Оценивание обучающихся: все правильно –целый апельсин, возникли затруднения – долька.)

  • Чтобы убедиться, что подарок готов вспомним правила.

V. Физкультминутка.

  • А чтобы вы не забыли в какое время года у Долечки День Рождения, с вами потанцует  Снеговичок.

VI. Первичная проверка понимания.

  • Мы отправляемся в путь дорогу в гости к Дольке. Сопровождать нас будет Апельсиныч. Но, чтобы путь наш был быстрым решим  задачу.

Задача 1.

       Гости на автобусе проехали 12 километров, что составляет одну четвертую долю маршрута к дому Долечки. Сколько километров составляет весь путь к дому Долечки?

        ( самостоятельное решение и оценивание обучающихся : все правильно –целый апельсин, возникли затруднения – долька.)

Задача 2.Учебник стр. 93 задание 8.  Рассмотрите рисунки.

Чтение задачи самостоятельно, вслух 1 из детей. анализ задачи.

  • Определите, какие геометрические фигуры изображены? шестиугольники
  • На сколько частей поделены каждый из шестиугольников?

(Первый –на  3 доли

Второй – на 12 долей

Третий – на 6 долей)

  • Назовите закрашенную долю.( 1/3 доля, 1/12 доля, 1/6 доля)
  • На какой фигуре закрашена большая доля? (Первая)
  • На какой фигуре закрашена меньшая доля?  (Вторая)
  • На какой фигуре закрашена средняя доля? (Третья)

Работа в парах:

  • Чтобы определить какую долю закрасила каждая из девочек, используем комбинаторный способ решения задачи.

Перед вами карточка с именами девочек. У каждого имени изображены фигуры, зачеркните 2 из трех фигур, которые по условию задачи не соответствуюти вы узнаете какую долю фигуры закрасила каждая из девочек.

  • Что мы в этой задаче находили?( Долю от целого числа)

(Оценивание обучающихся : все правильно –целый апельсин, возникли затруднения – долька.)

VII. Первичное закрепление.

Работа в группах.

  • Каждая группа состоит из 4 человек. Первая группа 1-2 парта, вторая группа -3-4 группа.

Задание

На праздник к Долечке пришли гости. На праздничном столе фрукты и сладости, но, чтобы испробовать их нужно быстро и правильно решить задачки.

  • Команда, выполнившая быстро и правильно задание, подает сигнал, взявшись за руки.

ЗАДАЧА

ОТВЕТ

Арбуз весит 16 кг. Сколько весит половина арбуза

Долечке подарили 12 подарков. Она открыла 1/3 часть подарков. Сколько подарков осталось у Долечки?

Половина дыни весит 3 кг. Сколько весит целая дыня?

Гостям  на праздник  купили торт массой  9 килограммов. Они съели треть всего торта. Сколько  килограммов торта  съели?

На столе 12 тарелок,1/4 всех тарелок  заполнены. Сколько тарелок  осталось пустых?

Оля съела 6 абрикосов, что составляет 1/3 часть всех абрикосов, которые лежат в вазе. Сколько абрикосов лежат в вазе?

  • Прошу выбрать спикера группы и огласить результат вашей работы, зачитав только ответы решенных задач.

(Оценивание обучающихся : все правильно –целый апельсин, возникли затруднения – долька.)

7. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

  • Чему мы сегодня научились? (находить  часть от целого и  целое по части )
  • Перед вами лежат тортики. На сколько кусков он поделен?  (на 8)
  • Покажите 1/8,  2/8, 4/8. Покажите половину торта.
  • Здорово, молодцы!

8. Итоги урок (рефлексия).

  • Вернемся к началу  нашего урока. Теперь мы можем поздравить Долечку  с Днем Рождения.
  • Какое задание было легче?
  • Какое задание вызвало затруднения?
  • Где вы можете использовать полученные новые знания?

Я предлагаю вам дома потренироваться находить целое по доле и наоборот с помощью задачи  №9, на странице 93 учебника по математике.

  • Давайте посчитаем у кого сколько апельсинов и сколько долек.

Самооценка успешности

Укрась тортик

Давайте украсим торт на доске.

Перед вами лежат клубничка и долька апельсина. Если задания были легкими, выбери  клубничку и укрась наш торт, что-то вызвало затруднение, дольку апельсина. Какой  красивый  торт  у нас получился! Молодцы! Я благодарна вам за плодотворную работу… Желаю успехов в изучении математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока математики 4 класс программа "Гармония" по теме "Доли, дроби".

Урок проводится в групповой форме. Этот урок является обобщающим в теме, итог деятельности учащихся на уроке это создание проекта" Математической газеты " каждой группой.В урока учащиеся закрепляют ма...

Конспект урока математики по теме: «Решение задач на нахождение скорости движения» 3 класс

Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение скорости движения" с использованием интерактивноко метода кластер и технологической карты урока....

Конспект урока математики 4 класс "Нахождение нескольких долей целого"

Конспект урока математики 4 класс . Тема " Нахождение нескольких долей целого"...

Конспект урока математики 1 класс "Нахождение неизвестного слагаемого"

Конспект урока математики 1 класс "Нахождение неизвестного слагаемого". Вводный урок....

Конспект урока математики 3 класс "Доли"

Технологическая карта по теме "Доли"...

конспект урока математика 4 класс по теме Задачи на уменьшение или увеличение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме

Цели учебного занятия:   Образовательная:  создать условия  для знакомства с задачами в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.  Раз...