Письменный алгоритм сложения многозначных чисел
учебно-методический материал по математике (4 класс)

Чарыева Татьяна Владимировна

Урок построен в технологии деятельностного подхода, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются  различные формы работы : фронтальная, индивидуально-самостоятельная, групповая, поисково-исследовательская, в которых  у детей формируются умения самостоятельно добывать знания, делать выводы и умозаключения. Урок  послужит развитию познавательной деятельности обучающихся  по данной теме и станет опорой  дальнейшего изучения этой темы в пятом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismennyy_algoritm_slozheniya_mnogoznachnyh_chisel.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4 класс.                                                                                                                        

Учебный предмет: Математика.

Автор  учебника, учебных пособий:  В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва

Тема урока: Письменный алгоритм сложения многозначных чисел

Цели урока: формирование умений применять алгоритм письменного сложения чисел, складывать числа в пределах 1000 с переносом на область многозначных чисел до миллиарда; развитие умения выполнять проверку сложения перестановкой слагаемых.

Задачи урока:

- обеспечить усвоение алгоритма письменного сложения многозначных чисел; сформировать умения складывать многозначные числа до миллиарда;

- развивать умение складывать многозначные числа и осуществлять проверку путем перестановки слагаемых; развивать познавательные интересы учащихся;

- содействовать в ходе урока формированию мотивации; применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование урока: учебник «Математика 4 класс» В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева по программе «Начальная школа ХХI века»; классная доска, карточки для работы в парах и в группе, презентация «Многозначные числа»

Планируемые результаты

Предметные: научатся решать примеры с многозначными числами; анализировать действия при решении выражений нового вида; работать в группах; сотрудничать при выполнении и проверке заданий; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя и корректировать свои действия.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес; владеют элементарными приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; умеют использовать полученные знания в повседневной жизни.

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Организация

начала

занятия

Психологическая подготовка учащихся к общению.

- Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Приготовьтесь, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

– Ребята, каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
– Интересным, увлекательным, познавательным.
– Что нужно делать, чтобы урок был таким?
– Работать с хорошим настроением.
– Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

Личностные:

выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют интерес к изучаемому предмету.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Актуализация субъектного опыта учащихся

Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

Математический диктант (Слайд 2)

а) В каком числе 7 миллионов 32 тысяч 4 десятка и 7 единиц?

б) Какое число меньше, чем 1000, на 1?

в) Найди сумму чисел 800 и 200.

г) Найди разность чисел 940 и 900.

д) Найди число, в котором 3 сотни, 5 десятков, а единиц на 2 меньше, чем десятков.

е) Какое число увеличили на 10, если получили 110?

Математический диктант, ответы которого вы будете записывать в тетрадь.

Первый множитель – 420, второй множитель – 100. Чему равно произведение? (42000) -й

Какое число меньше 7200 на 100?(7100)- м

Увеличьте 920 на 80. (1000) - у

Найдите разность чисел 456 и 200. (256) -д

Запишите наибольшее четырёхзначное число. (9999) – а

- Запишите числа в порядке возрастания, каждому числу соответствует определённая буква. (Слайд 3)

Д

У

М

А

Й

256

1 000

7 100

9 999

42 000

Работа в парах. Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями и сверьте ответы с доской. Правильные ответы, отметив знаком «+», а неправильные – «-».

- Ребята, поднимите руки, кто решил все задания правильно.

- У кого одна ошибка? (две, три)

- У кого больше ошибок?

- Ребята, вам нужно больше тренироваться устно решать примеры!

Коммуникативные:

ответы учащихся на вопросы учителя.

Познавательные: 

уметь проводить сравнение по заданным критериям

Постановка проблемы

- Сейчас мы повторим устные приёмы сложения трёхзначных чисел:

370 + 30        510 + 160        380 + 9

210 + 90        340 + 100        576 + 3

- Ребята, а сейчас мы решим примеры, записывая их в столбик, тем самым вспомним письменные приёмы сложения трёхзначных чисел. (Слайд 4)

5

2

0

4

0

6

6

2

4

1

3

7

2

7

3

1

6

5

6

5

7

6

7

9

7

8

9

- Проверка решения, проговаривание алгоритма сложения.

- Мы сейчас с вами складывали трехзначные числа. Ребята, на доске записаны примеры с многозначными числами:

153 375 + 38 004         62 347 + 106 532           513 026 + 6 932

- А как же здесь быть?

- Как нам сложить два многозначных числа? (Точно также как и трехзначные числа, столбиком, поразрядно).

- Как будем записывать числа? (Класс под классом, разряды под разрядом).

- С какого класса начинаем складывать? (С класса единиц)

- С какого разряда? (С разряда единиц).

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные:

учитывать правило при выполнении учебного задания; выбирают порядок действий при вычислениях, формулируют правила порядка выполнения действий при нахождении значений выражений

Определение темы и целей урока

- Определяем тему и цель урока

- Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)

Тема: Письменный алгоритм сложения многозначных чисел.

- Сегодня мы будем складывать многозначные числа.

Цель: научиться решать примеры с многозначными числами; анализировать действия при решении выражений нового вида, применять полученные знания при решении задач.

Доброжелательно и уважительно относиться друг к другу.

- Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться использоваться таблицу умножения при решении задач на краткое сравнение. 

Наметим шаги деятельности на уроке (таблица)

- Девиз нашего урока:

Что одному не под силу – легко коллективу. (Слайд 5)

Регулятивные: уметь определять и формировать цель, тему на уроке с помощью учителя

Физминутка

Приложение 1

Закрепление нового материала

- С какого  разряда мы начинаем выполнять действие?

(сложение чисел 5221 + 1532)

1 ряд                                           2 ряд                             3 ряд

45 029 + 1 231                      10 765 + 3 214                     609 946 -1946

Сейчас проверим, как вы научились пользоваться алгоритмом сложения многозначных чисел. Перед вами карточки с примерами на сложение многозначных чисел. Решите их, выполнив проверку. Посоветуйтесь друг с другом и ответьте на вопрос: «Почему сложение многозначных чисел столбиком нужно начинать с единиц?» Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте.

Работа в парах

Найдите сумму чисел.    Приложение 2

60 303 и 9 286             673 и 12 269

12 000 и 6 375             1 480 и 260 387

306 250 и 13 748         453 207 и 205 564

- Ребята, давайте сделаем вывод, так как нам сложить два многозначных числа?

- Как будем записывать числа?

(Точно также как и трехзначные числа, столбиком, поразрядно. Класс под классом, разряды под разрядом)

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

Закрепление новых знаний и способов деятельности

- Может ли встретиться задача с многозначными числами? Давайте решим такую задачу.

Работа с учебником. стр.33,  №10.

Прочитайте задачу. Что известно? Прочитайте условие задачи. Что требуется найти? Прочитайте вопрос задачи.

Составим краткую запись и решение задачи.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям

Физминутка

Приложение 3

Закрепление новых знаний

Работа в группах

Приложение 4

Карточка для работы в группах (Проверка на слайде6)

1

7

*

6

2

5

3

*

8

*

5

6

4

*

5

*

7

0

*

1

*

*

7

*

*

*

7

6

9

9

5

9

8

3

9

7

9

7

Коммуникативные: коллективный разбор задания, обсуждение,

защита

Работа по учебнику

№ 5 – 7, стр. 32

Рубрика «Обсудим вместе», стр. 32

-Самостоятельная работа

№ 8, 9, стр. 32

Задача 11, 12, 13стр. 33

Коммуникативные:

коллективный разбор задания

Сотрудничество учителя и ученика

Повторение изученного

Рубрика «Вспоминаем пройденное»

№16, стр. 33

-Устное решение №15, стр.33, № 17, стр. 34

Самостоятельная работа

1.Задача

В товарном вагоне 30 т зерна. До обеда выгрузили две третьих зерна. Сколько тонн зерна осталось в вагоне?

2.Пример

9 651 – 18 • 27 – 2 678

Коллективная проверка, оценивание своих работ

Работа в малых группах (Слайд 7)

Задание № 4.

Нарисуйте в тетради четырехугольник, площадь которого равна 24 клеткам. Закрасьте пять шестых площади прямоугольника.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Информация о домашнем задании.

№6, стр. 32

Запись в дневники.

Оценивание

Учитель сообщает отметки с комментированием.

- Чьи отметки совпали с планируемой вами?

- Чьи не совпали? Как вы думаете, почему?

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Подведение итогов учебного занятия,  

рефлексия.

Подведём итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Где в дальнейшем пригодятся знания, полученные сегодня?

- Продолжите фразу:

- Сегодня я узнал….

- Было интересно…

- Было трудно…

- Для меня важно уметь складывать любые многозначные числа, потому что…

Регулятивные: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Смыслообразование

(Личностные УУД)

Список использованных материалов:

  1. В.Н Рудницкая, Т.В Юдачёва. Поурочное планирование. Технологические карты уроков. Математика. 4 класс. 1 полугодие. «Начальная школа 21 века»,2015.
  2. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва. Математика. 4 класс. 1 часть. Учебник для общеобразовательных организаций. «Вентана – Граф», 2015.

Приложение 1

Гимнастика для глаз: Ребята, закройте глаза, я считаю до десяти, теперь откройте; посмотрите только глазами направо, налево, вниз, теперь нарисуйте глазами восьмерку.  

Приложение 2

Карточка для работы в парах

Найдите  сумму чисел.

60 303 и 9 286             673 и 12 269

12 000 и 6 375             1 480 и 260 387

306 250 и 13 748         453 207 и 205 564

Приложение 3

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Приложение 4

Карточка для работы в группах

1

7

*

6

2

5

3

*

8

*

5

6

4

*

5

*

7

0

*

1

*

*

7

*

*

*

7

6

9

9

5

9

8

3

9

7

9

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Письменное сложение многозначных чисел". 4 класс

Урок изучения нового материала, целью которого является  самостоятельное открытие учащимися приёма письменного сложения многозначных чисел....

Письменное сложение многозначных чисел

развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать и обобщать;    помочь выделить и сформировать познавательную цель;    работать над использован...

Презентация к плану - конспекту урока "Алгоритм вычитания многозначных чисел"

Презентация по математике на тему "Алгоритм вычитания многозначных чисел".Учитель: Качай Галина Викторовна...

План-конспект урока математики в 4 класс Письменное сложение многозначных чисел.

План-конспект урока математики в 4 класс Письменное сложение многозначных чиселЦели урока: знакомство учащихся со способом письменного сложения «в столбик» (алгоритм письменного сложе...

Алгоритм письменного сложения многозначных чисел

На данном уроке учащиеся познакомятся с алгоритмом письменного сложения многозначных чисел; научатся применять алгоритм письменного сложения многозначных чисел; выполнять перенос алгоритма сложения...

Отработка умений письменного сложения многозначных чисел

Отработка умений письменного сложения многозначных чисел.Тип урока: повторение и систематизации знаний и способов действийПедагогические задачи: способствовать формированию умений применять ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМАМ: "ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ", "УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО"

УРОКИ МАТЕМАТИКИ ПО УМК НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА (4 КЛАСС) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПЛАТФОРМЫ UCHI.RU...