ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
материал по математике (1 класс)

Пашнина Наталья Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

Активизация познавательной активности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Важнейшим фактором в развитии познавательной активности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.

Учителю необходимо создать условия для активизации познавательной активности младших школьников на уроках математики. Для достижения этой цели необходимо создавать условия, соответствующие теоретическим положениям: использование групповых форм работы на уроке; проведение нестандартных уроков; применение заданий нешаблонного характера; использование индивидуальных карточек с заданиями; включение в уроки заданий с элементами дидактических игр.

Существующие объективные потребности педагогической теории и практики обусловили выбор темы исследования: Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры.

Объект исследования – процесс обучения математики в начальных классах.

Предмет исследования – формирование познавательной активности младших школьников посредством дидактической игры.

Цель исследования: дидактические игры, как средство формирования познавательной активности младших школьников.

Исходя из цели, определены следующие задачи:     

- изучить понятие познавательной активности в психолого-педагогической литературе;

- рассмотреть особенности обучающегося младшего школьного возраста

- рассмотреть понятие игры, классификацию дидактических игр;

- определить значение и роль дидактических игр на уроках математики;

Методы исследования:

- эмпирический метод исследования (теоретический анализ изученной литературы, наблюдение за учащимися, беседы, анкетирование).

         Теоретико – методологической базой является изучение психолого-педагогической литературы: А.Н. Леонтьева, Г.И. Щукина, В.С. Ильина, Т.И. Шамова, Т.И. Зубкова, Д.Б. Эльконина. Приведена социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте Д.Я. Райгородского, «Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)» Я. Л. Коломинского, «Детская психология с элементами психофизиологии» В.Г. Каменской, В.И. Поповой «Игра помогает учиться», Амонашвили Ш.А. «В школу - с шести лет».

Исследования советских педагогов А.П. Усовой, Ф.Н. Блехер, Е.И. Радиной, В.Н. Аванесовой и других педагогов и психологов, наблюдения педагогов за процессом усвоения и применения знаний учащихся позволяют значительную роль отводить дидактической игре.

Практическая значимость дипломной работы заключается в подборе дидактических игр и  их классификации.

Апробации дидактических игр на уроках математики, которые будут способствовать формированию познавательной активности младших школьников.

Дипломная работа состоит из введения, главы 1, вывода по первой главе, главы 2, вывода по второй главе, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, кажды...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.

Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, созн...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.

Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, сознательного и прочного усвоения знаний учащихся....