Рабочая программа по математике для 3 класса (УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по математике (3 класс)

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по математике и на основе авторской программы «Математика» для начальной школы, разработанной Рудницкой Т. В., Юдачевой С. В. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиям к результатам освоения ООП НОО.

На реализацию программы по математике во 3 классе отводится 136 часов (34 учебные недели). Математика проводится 4 раза в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx421.11 КБ

Предварительный просмотр:

F:\ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС\2018-09-10-0001.jpg

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по математике и на основе авторской программы «Математика» для начальной школы, разработанной Рудницкой Т. В., Юдачевой С. В. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиям к результатам освоения ООП НОО.

На реализацию программы по математике во 3 классе отводится 136 часов (34 учебные недели). Математика проводится 4 раза в неделю.

Планируемые результаты освоения предмета

Содержание программы ориентировано на достижение третьеклассниками трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы по математике

У третьеклассника продолжат формироваться:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
  • готовность и способность к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению;
  • способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
  • заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
  • готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
  • способность к самоорганизованности;
  • способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
  • владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

       Метапредметные результаты освоения программы по математике

У третьеклассника продолжат формироваться:

  • владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
  • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями);
  • создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
  • понимание причин неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;
  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • умение работать в информационной среде.

Предметные результаты освоения программы по математике

У третьеклассника продолжат формироваться:

  • владение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • умение  применять  полученные  математические  знания  для   решения  учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
  • владение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
  • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Содержание программы способствует формированию,  становлению и развитию у третьеклассников следующих универсальных учебных умений:

•        сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;

  • распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);
  • сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов);
  • пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
  • сравнивать числа;
  • упорядочивать данное множество чисел;
  • воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;
  • прогнозировать результаты вычислений;
  • контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
  • оценивать правильность предъявленных вычислений;
  • сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
  • анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий;
  • планировать ход решения задачи;
  • анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;
  • прогнозировать результат решения;
  • выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
  • наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий;
  • ориентироваться на плоскости; различать геометрические фигуры; характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
  • конструировать указанную фигуру из частей;
  • классифицировать треугольники;
  • распознавать некоторые пространственные фигуры на чертежах и на моделях;
  • определять истинность несложных утверждений;
  • приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
  • с помощью учителя конструировать алгоритм решения логической задачи;
  • актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств;
  • собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты;
  • с помощью учителя и самостоятельно сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;
  • переводить информацию из текстовой формы в табличную.

Планируемые результаты обучения в 3классе

Обязательный уровень

Ученик должен:

  • знать названия и последовательность натуральных чисел до 1000 (включительно), уметь записывать их цифрами и сравнивать;
  • знать названия и обозначения действий умножения и деления;
  • знать наизусть таблицу умножения однозначных чисел и результаты соответствующих случаев деления;
  • выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 20 и 100;
  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений;
  • знать названия компонентов четырех арифметических действий;

         - знать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них,
уметь находить их значения, выполняя два-три арифметических действия;

  • уметь решать арифметические текстовые задачи в три действия в различных комбинациях;
  • уметь вычислять: периметр многоугольника, периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

Повышенный уровень

Обучающийся может:

  • выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000, используя письменные приемы выполнения действий;
  • различать числовые равенства и неравенства, знаки «<» и «>»;
  • называть единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;
  • приводить примеры верных и неверных высказываний;
  • называть фигуру, изображенную на рисунке (ломаная, прямая);
  • вычислять длину ломаной;
  • изображать ломаную, обозначать ее буквами и читать обозначение;
  • изображать прямую с помощью линейки, обозначать ее буквами и читать обозначение;
  • различать луч и прямую;
  • делить окружность на 6 равных частей с помощью циркуля;
  • строить точку, симметричную данной, на клетчатом фоне.

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

называть:

  • любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
  • компоненты действия деления с остатком;
  • геометрическую фигуру (ломаная);
  • единицы массы, времени, длины;

сравнивать:

  • числа в пределах 1000;
  • значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
    различать:
  • знаки > и <;
  • числовые равенства и неравенства;
    читать:
  • записи вида: 120 < 365, 900>850;
    воспроизводить:
  • соотношения между единицами массы, длины, времени;
  • устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
    приводить примеры:
  • числовых равенств и неравенств;

моделировать:

-        ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа),таблицы, рисунка;

  • способ деления с остатком с помощью фишек;
    упорядочивать:
  • натуральные числа в пределах 1000;
  • значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
    анализировать:
  • структуру числового выражения;
  • текст арифметической (в том числе логической) задачи;
    классифицировать:
  • числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);

         конструировать:

-        план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:

-        свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;

решать учебные и практические задачи:

  • читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
  • читать и составлять несложные числовые выражения;
  • выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
  • вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
  • выполнять деление с остатком;

-  определять время по часам;

  • изображать ломаные линии разных видов;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);
  • решать текстовые арифметические задачи в три действия.

К концу обучения в третьем классе обучающийся может научиться: формулировать:

-        сочетательное свойство умножения;

  • распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
    читать:
  • обозначения прямой,ломаной;
    приводить примеры:
  • высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
  • верных и неверных высказываний;
    различать:
  • числовое и буквенное выражение;
  • замкнутую и незамкнутую линии;
  • прямую и луч, прямую и отрезок;

характеризовать:

  • ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
  • взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
    конструировать:
  • буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
    воспроизводить:
  • способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
    решать учебные и практические задачи:

- вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;

  • изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
  • проводить прямую через одну и через две точки;
  • строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тысяча

Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.

Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<» и «>».

Сложение и вычитание в пределах 1000.

Устные и письменные приемы сложения и вычитания.

Сочетательное свойство сложения и умножения.

Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).

Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.

Числовые равенства и неравенства.

Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.

Решение составных арифметических задач в три действия.

Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000

Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения). Умножение и деление на 10, 100.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.

Нахождение однозначного частного.

Деление с остатком.

Деление на однозначное число.

Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.

Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000

Умножение вида 23.40.

Умножение и деление на двузначное число.

Величины и их измерения

Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.

Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = = 10 мм.

Вычисление длины ломаной.

Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.

Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.

Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = = 100 лет, 1 год =12 месяцев.

Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.

Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.

Алгебраическая пропедевтика

Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.

Логические понятия

Примеры верных и неверных высказываний.

Геометрические понятия

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной. Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.

Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки. Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.

Практические работы

                                                                Тема

Выполнение деления с остатком с помощью фишек

Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины.

Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра

Взвешивание предметов на чашечных весах

Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки

Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды

Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии

Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге

Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом

Учитель ориентируется на два уровня математической подготовки: обязательный и повышенный.

Обязательный уровень

Ученик должен:

  • знать названия и последовательность натуральных чисел до 1000 (включительно),
    уметь записывать их цифрами и сравнивать;
  • знать названия и обозначения действий умножения и деления;
  • знать наизусть таблицу умножения однозначных чисел и результаты соответствующих случаев деления;
  • выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000 в случаях, сводимых к
    действиям в пределах 20 и 100;
  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные
    приемы вычислений;
  • знать названия компонентов четырех арифметических действий;

         -   знать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них,
уметь находить их значения, выполняя два-три арифметических действия;

  • уметь решать арифметические текстовые задачи в три действия в различных комбинациях;
  • уметь вычислять: периметр многоугольника, периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

Повышенный уровень

Обучающийся может:

  • выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000, используя письменные приемы выполнения действий;
  • различать числовые равенства и неравенства, знаки «<» и «>»;
  • называть единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;
  • приводить примеры верных и неверных высказываний;
  • называть фигуру, изображенную на рисунке (ломаная, прямая);
  • вычислять длину ломаной;
  • изображать ломаную, обозначать ее буквами и читать обозначение;
  • изображать прямую с помощью линейки, обозначать ее буквами и читать обозначение;
  • различать луч и прямую;
  • делить окружность на 6 равных частей с помощью циркуля;
  • строить точку, симметричную данной, на клетчатом фоне.

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: называть:

  • любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
  • компоненты действия деления с остатком;
  • геометрическую фигуру (ломаная);
  • единицы массы, времени, длины;

сравнивать:

  • числа в пределах 1000;
  • значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
    различать:
  • знаки > и <;
  • числовые равенства и неравенства;
    читать:
  • записи вида: 120 < 365, 900>850;
    воспроизводить:
  • соотношения между единицами массы, длины, времени;
  • устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
    приводить примеры:
  • числовых равенств и неравенств
    моделировать:

-        ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;

  • способ деления с остатком с помощью фишек;
    упорядочивать:
  • натуральные числа в пределах 1000;
  • значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
    анализировать:
  • структуру числового выражения;
  • текст арифметической (в том числе логической) задачи;
    классифицировать:
  • числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);

         конструировать:

-        план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:

-        свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;

решать учебные и практические задачи:

  • читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
  • читать и составлять несложные числовые выражения;
  • выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
  • вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
  • выполнять деление с остатком;

-  определять время по часам;

  • изображать ломаные линии разных видов;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);
  • решать текстовые арифметические задачи в три действия.

К концу обучения в третьем классе обучающийся может научиться: формулировать:

-        сочетательное свойство умножения;

  • распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
    читать:
  • обозначения прямой, ломаной
    приводить примеры:
  • высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
  • верных и неверных высказываний;
    различать:
  • числовое и буквенное выражение;
  • прямую и луч, прямую и отрезок;
  • замкнутую и незамкнутую линии
    характеризовать:
  • ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
  • взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
    конструировать:
  • буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
    воспроизводить:
  • способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
    решать учебные и практические задачи:

- вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;

  • изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
  • проводить прямую через одну и через две точки;
  • строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Числа от 100 до 1000

3

2

Сравнение чисел. Знаки «<» и «>». Входная контрольная работа.

4

3

Единицы длины: километр, миллиметр

3

4

Ломаная.

3

5

Проверочная работа по теме «Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел». Длина ломаной

3

6

Единицы массы: килограмм, грамм

2

7

Единица вместимости: литр. Контрольная работа по теме «Длина, масса, вместимость»

3

8

Сложение в пределах 1000

5

9

Вычитание в пределах 1000. Итоговая контрольная работа за 1 четверть.

5

10

Работа над ошибками. Решение задач на сложение и вычитание в пределах 1000.

1

11

Сочетательное свойство сложения

3

12

Сумма трёх и более слагаемых

3

13

Сочетательное свойство умножения

3

14

Произведение трёх и более множителей

3

15

Симметрия на клетчатой бумаге. Контрольная работа по теме «Симметрия на клетчатой бумаге»

3

16

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок

3

17

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Контрольная работа по теме «Порядок выполнения действий в сложных числовых выражениях»

5

18

Верные и неверные предложения (высказывания). Итоговая контрольная работа за I полугодие.

3

19

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение задач и примеров в пределах 1000.

4

20

Числовые равенства и неравенства

5

21

Деление окружности на равные части

3

22

Умножение суммы на число

3

23

Умножение на 10 и на 100

3

24

Умножение вида 50· 9, 200· 4

4

25

Прямая. Контрольная работа по теме «Прямая. Деление окружности на равные части»

3

26

Умножение на однозначное число. Контрольная работа по теме «Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число»

6

27

Работа над ошибками. Формирование вычислительных навыков.

2

28

Измерение времени

4

30

Итоговая контрольная работа за 3-ю четверть. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

2

31

Деление на 10 и на 100.

2

32

Нахождение однозначного частного

4

33

Деление с остатком

4

34

Деление на однозначное число . Контрольная работа по теме «Деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число»

5

35

Умножение вида 23·40

4

36

Умножение на двузначное число

6

37

Деление на двузначное число.  Самостоятельная работа  по теме «Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число».

6

38

Промежуточная аттестация. Формирование навыка решения задач

2

39

Итоговая годовая контрольная работа. Умножение и деление на двузначное число

3

40

Решение задач по теме «Умножение и деление на двузначное число».

3

Итого

136

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • Программа – Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», М., Вентана-Граф, 2017г.
  • Учебники – Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., учебник 3 класс в двух частях, М., Вентана-Граф, 2012г.
  • Учебные пособия – Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., Рабочие тетради «Математика» 3 кл., М., Вентана-Граф, 2018г.,  Рудницкая В. Н. Дидактические материалы «Математика». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2018г., Кочурова Е. Э. Рабочие тетради «Дружим с математикой». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2018г.
  • Методические пособия для педагогов - Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2017г., Математика:  3 класс: методическое пособие / Л.  Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. – М.: Вентана-Граф, 2017г., Оценка знаний. Математика. 1 – 4 класс. Автор: Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В., – М.: Вентана-Граф, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс("Начальная школа ХХI века")

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколенияв соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, с учебнико...

Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа XXI века"

Примерная рабочая программа  для  4  класса  разработана на основе федерального  государственного  стандарта  начального   общего...

Рабочая программа по математике 2 класс.УМК "Школа ХХI века"

Программа содержит тематическое планирование по математике для 2 класса, по УМК "Школа ХХI века", пояснительную записку и критерии оценивания ЗУН учащихся 2 класса....

Рабочая программа по математике 2 класс.УМК "Школа ХХI века"

Программа содержит тематическое планирование по математике для 2 класса, по УМК "Школа ХХI века", пояснительную записку и критерии оценивания ЗУН учащихся 2 класса....

рабочая программа по математике 3 класс. "Начальная школа 21 века" .ФГОС.

Рабочая программа по математике 3 класс, УМК "Начальная школа ХХI века" содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся с учетом ФГОС(УУД), календарн...

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа 21 века"

Материал содержит рабочую программу по математике , поурочное планировани....