Методическая разработка урока по математике "Площадь прямоугольного треугольника" 4 класс, ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Сухих Наталья Ивановна

Нахождение площади прямоугольного треугольника с использованием системно-деятельностного подхода, групповой формы работы, раскрытия способа действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 100 им. С.Е. Цветкова»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема. «Системно-деятельностный подход на уроке математики

 «Площадь прямоугольного треугольника»»

(УМК  «Школа 2100», 4 класс)

Выполнила: Сухих Наталья Ивановна,

учитель начальных классов,

МБОУ «ООШ №100 им. С.Е. Цветкова»,

1 категория

Новокузнецк, 2016

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Творческая разработка  урока по математике в 4 классе

(УМК «Школа 2100») .................................................................................... 5

Заключение ..................................................................................................... 8

Список литературы ........................................................................................ 9


Введение

В связи с принятием федеральных образовательных стандартов изменяется позиция учителя и ученика на уроке. Педагог строит учебный процесс так, чтобы вооружить ребенка не столько знаниями, сколько умениями их приобретать. То есть современные школы могут выпускать человека успешного, который сможет быть готов к условиям будущей жизни. Отсюда система построения урока опирается на уникальный педагогический инструментарий  - системно-деятельностный подход, в рамках которого создаются условия для развития индивидуальности, творческого потенциала, способностей ребенка.

Рассматривая смысл данного подхода, то увидим, что учитель на таких уроках не «транслятор» знаний, а организатор деятельности ученика. Ребенок в свою очередь субъект деятельности, то есть активный участник по приобретению и освоению этой информации, способа действий. В свою очередь задания на уроках, это непосредственная предпосылка формирования универсальных учебных действий, которые ведут к качественному результату образования.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы  начального общего образования являются одним из  важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО к результатам обучающихся [1, с. 5]. Они конкретизируют содержательную и критериальную основу программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также систему оценки качества образования. А в соответствии с системно-деятельностным подходом, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом.

Предмет начального образования «Математика» по УМК «Школа 2100» является эффективным средством развития личности в соответствии с новыми стандартами. Реализуются такие задачи как формирование общего приема решения задач, логического и абстрактного мышления, реализация практической деятельности для изучения смежных дисциплин. Этот предмет ориентирован на формирование функционально грамотной личности,  готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач [5].

Математический материал представлен в определенной системе, части которой взаимосвязаны. Общая картина о том, что находить один способ действия через изученный способ, раскрывается постепенно и усваивается детьми, особенно в практической деятельности. В моей творческой разработке представлен   урок математики по теме «Площадь прямоугольного треугольника» для 4  класса по ОС «Школа 2100». Геометрический материал выступает в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Основная особенность работы на таком уроке состоит в том, что свойства изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений. Поэтому материал этого урока возможно структурировать под системно-деятельностный подход. А активная деятельность учащихся в групповой  работе позволит самостоятельно совершить переход из одного способа действия в другой.


Творческая разработка урока

по математике в 4 классе (УМК «Школа 2100»)

Тема: «Площадь прямоугольного треугольника».

Цель:

  1. Формирование  представления о новом способе нахождения площади прямоугольного треугольника;
  2. Формирование  рефлексивных и контрольно-оценочных умений, умения сотрудничать в группе и паре;
  3. Воспитание умения вести себя в соответствии с правилами поведения при учебном сотрудничестве.

Оборудование: учебник по математике за 4 класс 1 часть УМК «Школа 2100», бумажные модели прямоугольников, ножницы, таблицы для внесения данных.

Ход урока

Ι. Организационный момент

Проверка готовности ребят к уроку.

ΙΙ. Актуализация знаний и умений

2.1 Фронтальная беседа.

P        А        В

R                                     O                         D        С

          М                К

         Н                Х

- Рассмотрите внимательно фигуры.

- Что вы можете о них сказать? (называются общие и различные признаки фигур)

Оценка учителя.

- Что вы можете вычислить у этих фигур? (периметр и площадь)

- Площадь какой фигуры вы можете вычислить сразу?

- Почему? (знаем способ вычисления)

- Запишем в буквенном виде способ вычисления на доску. ( S=а  ∙  б)

2.2. Индивидуальная работа.

- Запишите формулу и вычислите площадь прямоугольника.

- Назовите результат вычисления.

Оценка учителя.

2.3. Постановка учебной задачи.

- А что вы знаете про прямоугольный треугольник? (название его сторон)

- Достаточно это знать, чтобы найти площадь данной фигуры? (нет)

- Так чего вы не знаете? (способ вычисления площади прямоугольного треугольника)

- А значит какую ставим себе учебную задачу на уроке? (найти этот способ вычисления)

ΙΙΙ. Открытие новых знаний, умений

3.1. Мотивация.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- А как звучит эта тема в учебнике?

- Вы хотите научиться находить площадь прямоугольного треугольника?

- А зачем нам это нужно? (разные варианты ответов)

- Сможем ли сами вывести формулу прямоугольного треугольника?

3.2. Организация групповой работы по плану действий.

- Скажите, площадь каких фигур вы уже умеете находить? (прямоугольника)

- Я выдаю первой и третьей группе маленький прямоугольник, второй и четвёртой группе большой прямоугольник.

Поиск решения учебной задачи.

- Работать будете по плану.

1. Измерьте длины сторон, найдите площадь прямоугольника.

2. Проведите диагональ. Разрежьте его по диагонали.

3. Подумайте, на какую фигуру похожи две половинки.

4. Сравните части прямоугольника. Сделайте вывод о площадях этих фигур.

5. Подумайте, какую часть прямоугольника составляет каждая из них.

6. Найдите площадь одной части.

3.3. Предъявление результата работы.

Каждая группа выходит и предъявляет свой результат. Другие осуществляют контроль. Результаты совпадают у 1-3 группы, 2-4 группы.

- Какой общий вывод можем сделать? (чтобы найти площадь прямоугольника надо перемножить катеты и полученный результат разделить на два)

ΙV. Первичное воспроизведение нового знания

4.1. Работа парами.

- Задание: попробуйте вывести формулу площади  прямоугольного треугольника, если один катет а см, другой катет b см.

- Ваши результаты фиксируйте на чистом листке, затем  сравним с другими парами  и обсудим!

4.2. Предъявление результата работы.

Каждая пара поднимает лист и предъявляет свой результат. Другие осуществляют контроль.

- Сделайте общий вывод. (площадь прямоугольного треугольника можно вычислить по формуле  S=(а  ∙  б): 2)

Оценка учителя.

- Этой формулой мы теперь будем пользоваться и на других уроках.

V. Самостоятельная работа

5.1. Задание с ловушкой.

- Вася утверждает,  что площади этих фигур равны. А Маша думает, что площади фигур не равны. Кто прав? Почему? Что потребовалось сделать, чтобы узнать?

P        А        В

5.2. Выполнение упражнения из учебника.

- А сейчас посмотрим, все ли так легко смогут решить следующее задание  или кому - то понадобиться помощь?  Стр. 95 №7.  Здесь 3 задания, кто желает, может выполнить все три, кто немного затрудняется, и нужна помощь сделайте 2 задания. Ну а кто пока затрудняется совсем, выполните 1 задание.

- Когда вы будите выполнять задание, проговаривайте про себя алгоритм  нахождения площади прямоугольного треугольника и обращайте внимание на формулу.

- Какие результаты у вас получились?

- Кто справился с одним заданием, с двумя, тремя.

VΙ. Итог урока

6.1.  Рефлексия учебной деятельности.

- Вы могли в начале урока находить площадь прямоугольного треугольника?  (нет)

- Чего не знали? (мы не знали формулу)

- А теперь сможете найти площадь прямоугольного треугольника? (да)

- Почему? (Узнали способ нахождения площади прямоугольного треугольника, мы знаем, где в прямоугольном треугольнике катеты, сможем их измерить если они нам не известны, перемножить и полученный результат разделим на 2)

6.2.  Самооценка.

- Напишите слово «Я» в той колонке, которая соответствует уровню приобретённых вами знаний.

Понял, но

Понял

Не понял

Ι. Домашнее задание

1-ый вариант: учебник с. 95, № 8  (это на «3»).

2-ой вариант: учебник с. 95, № 9 (это на «5»).


Заключение

Урок математики был составлен с основными требованиями ФГОС НОО и принципами образовательной системы «Школа 2100». Тема урока «Площадь прямоугольного треугольника» находится во второй главе, является 16 по счету. Урок открытия нового знания. Были поставлены цели: образовательная - формировать представление о новом способе нахождения площади прямоугольного треугольника; развивающая - формировать рефлексивную оценку, умение анализировать, сравнивать, проводить классификацию, обобщать; воспитательная - воспитывать умение высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве в группе. К результату урока мы шли через фронтальную беседу, групповую работу, рефлексивную оценку, практическую деятельность.

Основной вопрос урока не теряется, учащиеся четко представляют, что нужно делать и зачем. Вспомнив способ нахождения площади прямоугольника, через практическую деятельность вывели способ нахождения площади прямоугольного треугольника.  Через самостоятельную работу закрепили полученные знания. Дифференциация заключалась в выборе количества заданий: слабый ученик выбирает одно задание, сильные более. На каждом этапе присутствует рефлексия своих знаний.

Таким образом системно-деятельностный подход позволяет более структурировано подать материал, учитывая требования современного урока.


Список литературы

        

  1. Автайкина Т.О., Демчук Н.А. Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы: учебно-методическое пособие/ Т.О. Автайкина, Н.А. Демчук; под общей редакцией кандидата педагогических наук  Нагрелли  Е. А. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014.-94с.
  2. Демидова Т.Е.. Математика, 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 3 ч. Ч.1/Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. - Изд.3-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. - 96с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
  3. Козлова С.А., Рубин А.Г. Моя математика. 4-й класс: Методические рекомендации для учителя.  - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006. - 208с. (образовательная система «Школа 2100»);
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  5. Демидова Т.Е. Программа по математике [электронный ресурс] / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких – М: «Баласс» - http: school2100.com/матеатика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Связь слов в предложении" ("Школа 2100")

Тип урока: изучение нового материала. Данный урок направлен на формирование у обучающихся умения устанавливать связь слов в предложении, развитие орфографической зоркости, словарного запаса обучающися...

Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"

Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме «Стихи о войне" ОС "Школа 2100"

Файл содержит методическую разработку урока литературного чтения по теме «Стихи о войне (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины.....

Методическая разработка урока по математике в 1 классе УМК "Школа 2100" по теме "Решение задач изученных видов. Закрепление навыков счета в пределах 10"

В данной методической разработке представлен конспект урока по математике в 1 классе. Тип урока - повторение пройденного материала....

Разработка урока. Тема: "Дательный падеж". 4 класс школа 2100

Урок русского языка в 4 классе по ФГОС с применением сингапурской методики ....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе. ОС "2100"

Методическая разработка открытого урока в 1 классе, данного в рамках городскогосеминара "Духовно-нравственное воспитание". Окружающий мир. ОС "2100"...

Методическая разработка урока-практикума по технологии 4 класс по теме "Изготавливаем и одеваем куклу. Барышня" ОС "Школа 2100"

Данная методическая разработка  по технологии для обучающихся 4 класса по теме "Изготавливаем и одеваем куклу. Барышня" соответствует требованиям ФГОС НОО.Это урок-практикум. В технологической ка...