Натуральный ряд чисел
план-конспект урока по математике (1 класс)

Гартвих Юлия Вячеславовна

Методическая разработка урока для 1 класса. Тип: открытие новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gartvih_tambov_shkola_33.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

Тема: Натуральный ряд чисел.

Тип: ОНЗ

Цель урока: познакомиться со свойствами натурального ряда чисел.

Задачи:

- образовательные: познакомить со свойствами натурального ряда чисел, научить применять свойства натурального ряда на практике;

- развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль;

- воспитательные: воспитывать позитивное отношение к урокам математики.

Оборудование:  компьютер,  мультимедийный проектор, карточки с заданиями, учебник, тетрадь.

Формирование УУД:

Регулятивные:

 1. Формировать у обучающихся умение ставить учебную задачу и планировать её решение: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

2. Формировать у обучающихся умение планировать деятельность в соответствии с учебной задачей, удерживать цель деятельности до получения её результата, проявляя инициативу и самостоятельность.

3. Способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся, вовлечению их в творческий процесс учебной деятельности.

Коммуникативные: 

1. Развивать математическую речь, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

2. Продолжать формирование умений и навыков самостоятельного учебного труда, сотрудничества в парах.

Личностные: 

1. Выражать положительное отношение к процессу познания.

2. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

 3. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять доброжелательность и доверие к участникам деятельности.

(Дети стоят) - Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь и поздоровайтесь с гостями. 

(Дети кивают головой, потом поворачиваются к учителю)  - Садитесь.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, придя после перемены, я на столе нашла телеграмму, прочитаем? (Да.)

Учитель читает телеграмму: «В стране Чисел беда. Злая Клякса перессорила цифры между собой. Помогите! Ваш друг Четверка»

- Ребята, поможете вашим друзьям числам? Наведем в стране Чисел порядок? (Да.)

- Что нужно взять с собой в дорогу? (Знания, то, что мы уже знаем, они нам помогут.)

- А если в дороге вы встретите что-то новое, незнакомое? (Мы не растеряемся, постараемся справиться с этим трудностями сами.)

- В добрый путь, друзья! Закроем глазки и сосчитаем хором до десяти и обратно. Откроем глазки. Итак, мы очутились в сказочной стране Чисел.  И нас вышли встречать следующие жители этой страны.                                                                                                              

 Слайд 1

(Учитель открывает слайд с названием страны - страна Чисел)

 2. Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите на жителей этой удивительной страны: 29, 18, 140.

- Какое это число? (29) А сколько здесь цифр? (2)

- А это что за число? (18)  Сколько здесь цифр? (2)

- А это? (140)? Сколько цифр использовали в записи этого числа? (3)

- Какие это цифры?( 1,4,0)

- Тогда что мы можем сказать, чем числа отличается от цифр?

Подвести детей к выводу:

(Числа называют количество предметов, с помощью чисел мы можем посчитать предметы, а цифры — это знаки, которые используются для записи этих чисел. )

- А сколько цифр используется для записи чисел?

- Какие это цифры? Перечислите их. (1 2  3 4 5 6 7 8 9 и цифра 0)

- Я думаю, что первый шаг на пути к примирению цифр мы выполнили.

- А теперь следующее задание. Ответы запишите в тетради в строчку.

- увеличьте 1 на 3; (4)

- число, которое в натуральном ряду следует за числом 7; (8)

- предшествует числу 2; (1)

- больше числа 5 на 1: (6)

- больше 8 на 1; (9)

- уменьшите 3 на 1; (2)

- увеличьте 4 на 1; (5)

- какое число в натуральном ряду предшествует числу 4; (3)

- следует за числом 6. (7)

- Положили ручки.

На доске и в тетрадях  у детей получилась запись.

4  8  1  6  9  2  5  3  7

(Этот ряд спрятан  за откидной доской )

3.Проблемное объяснение нового материала.

- Ребята, можно ли так, как записаны числа, считать предметы? (Нет)

- А как нужно расположить числа? (По порядку. Если будем считать, то один предмет — это один, далее два предмета и т. д. )

- Т.е. Числа нужно расположить от самого маленького в порядке увеличения.

(Ученик расставляет числа по порядку.)

- Кто знает, как называется такой ряд чисел?

(Натуральным. )

(Учитель достает карточку 0, прикрепляет её рядом. А ноль -это натуральное число? )

(Нет)

- Правильно. «Натуральное» - это то, что есть, что мы видим. А существует 0 предметов?

- Поэтому число 0 и не входит в натуральный ряд чисел.

- Так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

(Учитель показывает рукой на натуральный ряд чисел)

(О натуральном ряде чисел)

- Правильно, ребята, поэтому и тема сегодняшнего урока  "Натуральный ряд чисел" (переворачивается заранее прикрепленная перевернутая  тема прямо над числами натурального ряда, над карточками, которые расставил ученик)

- С какого числа начинается натуральный ряд? (С единицы)

Переворачивается таблички: «Свойства» , «Начинается с 1"»

 - Как расположены числа в натуральном ряду чисел? На сколько следующее число больше предыдущего? ( На единицу)

Переворачивается: "Увеличивается на 1"

-Ребята, а можно ли пересчитать звезды на небе, или капельки росы на траве, песчинки песка на берегу моря? (Нет)

-Правильно. Они бесконечны. Посчитать их нельзя. Поэтому в конце натурального ряда ставят многоточие.

-Так что же обозначает многоточие? (Нет конца.  Бесконечность)

Переворачивается табличка: " Бесконечен"

4.Физкультминутка №1

Быстро вы все выполняли

И, наверное, устали.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в спелые ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем вместе приседать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

5.Закрепление.

Первичное закрепление во внешней речи.

-Ребята, интересно, правильно ли мы с вами открыли свойства натурального ряда, давайте сверим с учебником, прочитаем правило на стр. 64. Что это единицы измерения? Какие единицы измерения вы знаете?

-Ребята, в страну чисел пробрался ластик и стер числа натурального ряда. Помогите числам, восстановите натуральный ряд.

Фронтальная работа.  Слайд 2-3

_ 2_ 4 _ 6 _ 8 _ ...                                                                                                            

1 2 _ 4 5 _ 7  8 9...

1_ 3_ 5_ 7_ 9...  

-Молодцы ребята! В страну Чисел возвращается порядок. Но чтобы так было всегда, нужно очень хорошо дружить с числами, уметь выполнять с ними арифметические действия.

-Берём жёлтую карточку. Задание: найти значение выражений.

Работа в парах. Жёлтая карточка.

11+4=        16 – 6=

5+12=       18 – 5 =

6+14=      19 – 4=

 (Пока дети работают, можно включить спокойную музыку, как только первая пара все сделала и дает знак - поднимает руки домиком, музыку выключить.)      

( Затем вывести на экран Слайд  с правильным выполнением)                                Слайд 4-5

- Итак, проверяем.

 - Кто допустил ошибки? Поднимите руку.

- В чем они?

- Исправьте ошибки.

- Кто не допустил ошибки. Поднимите руку. Вы молодцы.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Числа очень обрадовались, что вы сумели составить натуральный ряд. Теперь легко найти каждому числу свое место. Но злая Клякса снова пробралась  в страну Чисел и спрятала  знаки  сравнений. Давайте попробуем вернуть их на свои места. А устно расскажем числам, какое число больше и на сколько.

  Зелёная карточка.    

- Что значит сравнить числа?  

- Сравните числа.                                                          

13  15                     19   14  

11   16                    13   17

18   10                    20   12

 9      11                  8    13

Слайд 6-7

-Посмотрите на доску. Итак, проверяем.                                                                      

-Кто выполнил работу без ошибок? Поднимите руку.

-Молодцы! Поставьте себе «+».

-У кого по-другому. Проверяем.

   6. Физкультминутка №2

-Если я называю свойство числового ряда, вы хлопаете.

-Если это свойство не относится к числовому ряду, вы садитесь.

Будьте внимательными. Приготовились.

Натуральный ряд начинается с числа 1.

Каждое следующее число в натуральном ряду больше предыдущего на 2.

Натуральный ряд бесконечен.

Натуральный ряд начинается с ноля.

Каждое следующее число больше предыдущего на 1.

   7.Включение в систему знаний и повторение.

-Где вы можете встретить натуральные числа?

-При выполнении, каких заданий? (Уравнений, задач.)

-Я предлагаю решить задачу - стр. 65 №5 ( если нет времени, стр. 64 №2)

-Читаем задачу про себя два раза. Чтение задачи вслух.

-Что известно в задаче? Сколько листьев было на ветке клёна? (16)

- Сколько листьев  пожелтели? (6) Сколько опали? (2)

-Что нужно узнать в задаче?

Решение задачи у доски и в тетрадях.

8.Итог урока.

- С какого тревожного сообщения начался урок? (Ответы детей.)

- Вы смогли навести порядок в стране Чисел?

- Какое новое знание вам помогло навести порядок?

(У каждого числа есть свое место в числовом ряду).

- Как стоят числа в натуральном ряду? (По порядку)

- Значит, числа, стоящие по порядку и образуют (натуральный ряд)

- Натуральный ряд чисел начинают …

(с самого меньшего натурального числа -1)

- Что обозначает многоточие в натуральном ряду чисел?

- Что можно сказать о 0? (0 — это не натуральное число)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке .

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

-Те ребята, кто не понял, что такое натуральный ряд, не запомнил свойства, поднимите красный смайлик.

-Ученики, которые разобрались, что такое натуральный ряд, поняли все свойства натурального – могут поднять жёлтый  смайлик.

-Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отрезок натурального ряда чисел (математика , 1 класс , система Л.В. Занкова)

Урок плановый. На предыдущих уроках знакомились с понятиями «натуральное число» и «натуральный ряд чисел». На основе наблюдений установили свойства «натурального ряда чисел» (натуральный ряд чисел нач...

Урок математики Тема: Натуральный ряд чисел его запись и свойства. Закрепление.

Урок математики в 1 А классе   Тема: Натуральный ряд чисел его запись и свойства. Закрепление.Цели:закрепить понятие о том, что такое натуральный ряд чисел; формировать умения правильно писа...

Урок математики в 1 классе "Свойства натурального ряда чисел"

Урок математики в 1 классе по системе Л.В. .Занкова...

Свойства натурального ряда чисел.

Урок "открытия" нового знания по  математике 1 класс (система Занкова)...

Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Свойства натурального ряда чисел " 3 класс

Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Свойства натурального ряда чисел " 3 класс...

Урок математики в 1 классе.Натуральный ряд чисел. свойства натурального ряда

Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цель: Создать условия для формирования и освоения учащимися способа действия, позволяющего осознано применять приобретённые знанаия....