конспект урока по математике 1 кл. Свойства предметов.
план-конспект урока по математике (1 класс)
Конспект урока по математике 1 кл. Свойства предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Свойства предметов».
Основные цели:
Метапредметные:
Тренировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и сформировать опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).
Предметные:
1) Сформировать умение изменять цвет и форму геометрических фигур и фиксировать изменение свойства фигуры; подготовить изучение порядка объектов (уточнить представление о порядке следования).
2) Тренировать способность к сравнению геометрических фигур по цвету и форме, к описанию свойств фигур. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ; способность к выражению сходства и различия объектов, к моделированию.
3) Сформировать положительное самоопределение к учебной деятельности, тренировать моторику мелких мышц.
.
Вариант проведения урока
- Оборудование
- Эталоны из курса «Мир деятельности»
Д−1.1 и Д−1.2 Этапы учебной деятельности;
- Демонстрационный материал
Д−1.5 и Д−1.6 Эталон свойств предмета;
Д−3.1 Эталон плоских фигур на листе;
Д−3.2Макет телефона на столе у учителя, колокольчик;
Д−3.3Изображение Винни-Пуха:
Д−3.4 Конус на ниточке, экран, подсветка;
Д−3.5 Модель шара и круга на столе у учителя;
Д−3.6 Конверт для писем Иа-Иа.
Д−3.7 Стрелка из картона на магните:
3) Раздаточный материал
Р−3.1 Геометрическое лото;
Р−3.2 Планшетки.
- Презентация к уроку 3: слайды 1 - .
- Ход урока:
1. Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, мы продолжаем путешествовать с вами по стране Математике. Винни-Пух наблюдал за нами, и ему понравилось то, что мы узнаём на каждом уроке что-нибудь новое. Он хочет путешествовать с нами. Возьмем его с собой?
- На доске появляется Винни-Пух Слайд 1.
- Кто помнит, какие шаги вы должны выполнить, чтобы путешествие было интересным? (Мы должны выполнить два шага учебной деятельности: понять, что я еще не знаю, самим найти способ.) Слайд 2.
- Ещё раз напомните, кто должен выполнить эти шаги? (Каждый ученик, каждый из нас.)
- Расскажите, пожалуйста, медвежонку, о чём вы узнали на прошлых уроках? (Изучали свойства предметов, их формы…)
- Сегодня мы продолжим исследовать свойства предметов, а Винни-Пух отправится с нами. Итак, в путь!
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
- На доске появляется эталон свойств предмета Д−1.5 и Д−1.6 или Слайд 2 (анимация):
- Посмотрите на наш эталон и вспомните, о каких свойствах предметов мы говорили на предыдущих уроках? (О количестве, цвете, положении, форме, размере, назначении.)
- На прошлом уроке у нас в гостях был Петрушка, а сегодня он прислал нам своих друзей. Откройте, ребята, учебник на странице 6 задание № 1 (У) и посмотрите на Петрушек. У них в руках ниточка с бусинами. Какую форму они имеют? (Форму шара).
- Дети часто ошибаются, путают понятия шар – круг. Поэтому при ответе на этот вопрос могут сказать: «Форму круга». Учитель должен исправить ребёнка, сказав, что круг мы можем расположить на листе, а шар — нет. Необходимо иметь на уроке модель шара и круга. Тогда учитель сможет приложить к доске оба предмета и продемонстрировать наглядную разницу между ними. Учитель может использовать Слайд 3.
- Назовите поочередно цвет бусинок у Петрушки в зеленом колпачке. (Первая бусинка — красная, вторая — жёлтая, третья — синяя, четвёртая — зелёная.)
- Вероятно, некоторые дети выберут другой порядок: зелёная, синяя, жёлтая, красная.
- Почему получились разные ответы? (Начали называть с разных концов нитки).
- Давайте договоримся начинать счёт от узелка. Обведите узелки простым карандашом и назовите поочередно цвет бусинок у других Петрушек.
- Расскажите, чем похожи и чем отличаются бусы. (Похожи – количеством бусинок и одинаковыми цветами, а отличие – расположением цветов бусинок).
- Ребята, какие свойства предметов мы сейчас вспомнили? (Цвет, форму, расположение предметов на нитке.)
- Цвет является математическим свойством? (Нет.) А форма предмета? (Да.)
- На прошлом уроке мы наблюдали фокусы о чудесных превращениях. Вспомните и расскажите о них Винни-Пуху. (Дети рассказывают о превращении объемных фигур в плоские).
- Найдите в тетради задание №1 (РТ) на странице 6. Как называются фигуры, которые вы видите на рисунке?
- Что общего у фигур справа и слева?
- Соедини объемную фигуру с плоской, которая по форме напоминает её тень. Проверь свою работу. (Слайд 4)
- Медвежонку тоже нравятся фокусы. Хотите посмотреть вместе с ним еще один фокус? (Да.)
- Учитель организует работу с экраном, так же как и на предыдущем уроке.
- Как называется форма этой фигуры? (Конус.)
- Учитель помещает конус, привязанный за нитку, за экран и демонстрирует на экране его тень.
- Что вы видите? (Треугольник.)
- Найдите в геометрическом лото подобную фигуру. Положите на парту.
- Учитель переворачивает фигуру и демонстрирует на экране другую тень от того же конуса.
- Возьмите из лото подобную фигуру и положите рядом.
- Дети кладут на парту.
- Как называется эта фигура? (Круг.)
- Какое свойство фигуры изменилось? (Форма.)
- Видите, конус один и тот же, а тени от него различные. Понравился вам фокус? (Да.)
- Что мы с вами повторили? (Изученные свойства: цвет, форма, расположение, объемные и плоские геометрические фигуры.)
- Давайте вспомним, какой первый шаг мы должны сделать в нашем путешествии? (Первый шаг – понять чего мы не знаем.)
- Сделали ли мы этот шаг? Докажите. (Нет, мы первый шаг не сделали. Все задания были на повторение.)
- Когда мы можем сделать этот шаг? (Мы должны попробовать выполнить задание, в котором есть что-то новое.)
- Учитель звонит в колокольчик.
- Ой, у меня на столе зазвонил телефон. (Учитель поднимает трубку.)
- Я Вас слушаю! Добрый день, ослик Иа. Чем мы можем быть Вам полезны? Конечно, расскажем!
- Ослик Иа просит Винни-Пуха рассказать, что он увидел на уроке, а у Медвежонка не получается. Давайте поможем Винни-Пуху рассказать о чудесном превращении тени!
Дети, изображая телефон, прикладывают ладошку к уху и проговаривают друг другу в парах, что они увидели. Одного ученика (желательно слабого) учитель приглашает к большому телефону, предварительно попросив его проговорить сообщение для Иа. Дети с места могут дополнять его ответ.
- Был треугольник. Изменилась форма. Стал круг.
- Учитель подносит к уху трубку и сокрушенно говорит:
- Как жаль, что ослик нас не слышал, связь оборвалась. Попробуйте написать ему письмо!
- Учащиеся пробуют написать письмо на планшетах. Учитель ограничивает время на выполнение задания.
- Кто не может написать письмо? (Дети поднимают руки.)
- Почему возникло затруднение? Ведь вы так хорошо его проговорили, показывали фигуру?
Учитель помогает сформулировать причину затруднения.
- Вспомните, о чем мы должны были написать ослику Иа? (О превращении треугольника в круг).
- Попробуйте проговорить, что вы не можете сделать? (Мы не можем написать ослику Иа о превращении треугольника в круг.)
- Почему же вы не смогли написать ослику? Что вы еще не знаете? (Мы не знаем, как записать на бумаге о превращении фигур.)
- Что мы должны сделать с вами сегодня на уроке? (Мы должны найти способ записи превращения фигур.)
- Значит, наш урок так и будет называться: «Изменение свойств фигур».
3. Открытие детьми нового способа действия.
- Смогли мы с вами сформулировать затруднение? (Да)
- Какой следующий шаг мы должны сделать? (Самим открыть способ.)
- Итак, писать вы еще не умеете, а рисовать вы умеете? (Да.)
- Напишем письмо в тетради (задание №2 (РТ) стр.6).
- Какое предложение мы должны зарисовать? (Был треугольник. Изменилась форма. Стал круг.)
- Какими свойствами обладала тень первоначально? (Форма — треугольник.)
- Нарисуйте треугольник.
- После изменения, какой формы стала тень? (Круг.)
- Дети дополняют письмо в тетради, учитель на доске:
- Что произошло? (Изменилась форма).
- Как показать эти превращения на листе?
- Дети могут дать различные варианты ответов:
- Давайте посмотрим, как в учебнике говорится о превращении одной формы предмета в другую (задание 2, стр.6).Расскажите, какое свойство изменяется?
- С помощью какого знака показано изменение фигур? (Стрелки).
- Как же объяснить Иа о волшебном превращении тени? Что допишите в своём письме? (Нарисуем стрелку между треугольником и кругом.)
- Ученики ставят стрелку в тетради, учитель фиксирует на доске:
- Удалось нам справиться с затруднением? (Да.)
- Вы получили в результате эталон, на котором изображено превращение одной фигуры в другую.
- Винни-Пух благодарит вас за помощь. Теперь он сможет отправить письмо ослику и Иа станет понятно, что вы хотели ему сказать. Он прочитает ваши письма и посмотрит задание в учебнике.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
- Можно ли завершить урок? (Нет.)
- Почему? (Надо еще потренироваться, закрепить новые знания.)
- Какие изменения могут происходить с фигурами? (Дети высказывают свои предположения).
- Проверим наши предположения. А поможет в этом нам учебник стр.7, задание № 4.
- Объясни, какие изменения фигур произошли. Чем все фигуры слева отличаются от всех фигур справа?
- Пока мы с вами писали письмо ослику, к нам на урок забежали Пудель, Котёнок и Зайчик. Их попросили изменить цвет синего круга. Посмотрите внимательно, кто из них наиболее точно выполнил задание, кто допустил ошибку и в чем? (стр.7, задание №5, учебник).
- Винни-Пух приготовил нам задание №3 (РТ) на стр.6 в тетради. Попробуйте сами сформулировать это задание, которое надо выполнить. (Изменить цвет, форму, размер).
- Расскажите, как выполнить задание в первой рамочке.
- Почему получились разные результаты?
- Выполняя работу, дети выясняют, что одно задание может иметь несколько ответов, потому что каждый ребенок выбирал понравившийся ему цвет.
- Выполните задание во второй рамочке вместе с соседом по парте, договорившись об одинаковом результате. (2 минуты)
- Кто успел справиться с заданием? (Дети поднимают руки).
- Кто не успел справиться с заданием? Почему? (Не поняли задание, не смогли договориться…)
- Расскажите, как вы выполнили это задание?
- Попробуйте выполнить задание в третьей рамочке самостоятельно.
- Учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях. После выполнения учитель открывает на доске образец выполнения или Слайд 5.
- Сравните выполнение своего задания с образцом и обведите фигуры, которые неверно нарисованы.
- Кто верно выполнил все задания? (Дети поднимают руки.)
- Поставьте возле третьей рамочки в задании № 3 знак «+», который будет обозначать верно выполненное задание.
- Если вы хотите еще потренироваться и исправить свои ошибки, то дома можете выполнить задание № 7 стр. 7.
- Винни-Пуху уже пора прощаться с нами, но он вдруг вспомнил, что кроме ослика, у него еще много друзей. Вспомните их. (Сова, Кенгуру, Пятачок, Тигра…).
Они обидятся, если Винни-Пух не принесет им подарки.
- Сове он бы подарил бусы (стр.7, задание № 4 (РТ)), но они с не закрашенными бусинками. Раскрась бусы, сохраняя закономерность.
- А лучшему другу Пятачку кораблик (стр.7, задание № 5* (РТ)). Выберите понравившийся вам кораблик и раскрасьте его так, чтобы все фигуры одной формы были раскрашены одним цветом.
5. Итог занятия.
- Подходит к концу наше занятие. Кто вместе с нами путешествовал? (Винни-Пух.)
- Что было интересного на уроке? Что нового узнали? (Видели волшебные превращения тени, узнали, что одна форма предмета превращается в другую, научились изображать изменения свойства с помощью стрелки.)
- Удалось ли нам пройти два этапа учебной деятельности? Докажите.
- Все ли у вас получилось?
- Кому вам хотелось бы сказать спасибо за помощь на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/31/picture-260791-1388464808.jpg)
Конспект урока по математике ТЕМА: Сравнение предметов: толстый – тонкий.
Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей с опорой на имеющийся опыт. На уроке были гости: герои мультиков Винни Пух и Пятачок. Были использованы пальчиковая гимнастика, динамические ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/04/picture-278070-1375615959.jpg)
конспект урока по математике "Распределительное свойство умножение"
материал содержит конспект урока на тему "Распределительное свойство умножения"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/19/picture-997145-1526684849.jpg)
Конспект урока по математике "Переместительное свойство умножения. Закрепление"
Конспект урока "Переместительное свойство умножения. Закрепление" 2 класс (Школа России)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-1174252-1578831643.jpg)
Конспект урока по математике "Переместительное свойство умножения" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование представления о переместительном свойстве умножения. Планируемые результаты: Предметные:- знать закон переместительного свойства умножения;- уме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/19/picture-1220965-1582136347.jpg)
Конспект урока по математике "Сочетательное свойство умножения" 3 класс
Конспект современного урока с использованием цифровых ресурсов и электронных образовательных платформ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/04/picture-1054356-1699109590.jpg)
Конспект урока по математике. Сочетательное свойство сложения
Цель:формировать вычислительную культуру, способствовать развитию умения рационализации вычислений; учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок;развивать умение решать текстовые ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1290062-1605546419.jpg)
Конспект урока по математике "Переставное свойство сложения", 1 кл.
Конспект урока по математике для обучающихся 1 класса коррекционной школы для обучающихся с умственной отсталостью 9интеллектуальными нарушениями)...