конспект урока по математике 1 кл. Свойства предметов.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Рубцова Ольга Владимировна

Конспект урока по математике 1 кл. Свойства предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Свойства предметов. 1 класс291 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Свойства предметов».

Основные цели:

Метапредметные:

Тренировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и сформировать опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

Предметные:

1) Сформировать умение изменять цвет и форму геометрических фигур и фиксировать изменение свойства фигуры; подготовить изучение порядка объектов (уточнить представление о порядке следования).

2) Тренировать способность к сравнению геометрических фигур по цвету и форме, к описанию свойств фигур. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ; способность к выражению сходства и различия объектов, к моделированию.

3) Сформировать положительное самоопределение к учебной деятельности, тренировать моторику мелких мышц.

.


Вариант проведения урока

  • Оборудование
  1. Эталоны из курса «Мир деятельности»

Д−1.1 и Д−1.2 Этапы учебной деятельности;

   

  1. Демонстрационный материал

Д−1.5 и Д−1.6 Эталон свойств предмета;

Д−3.1 Эталон плоских фигур на листе;

Д−3.2Макет телефона на столе у учителя, колокольчик;

Д−3.3Изображение Винни-Пуха:

Д−3.4 Конус на ниточке, экран, подсветка;

Д−3.5 Модель шара и круга на столе у учителя;

Д−3.6 Конверт для писем Иа-Иа.

Д−3.7 Стрелка из картона на магните:

3) Раздаточный материал

Р−3.1 Геометрическое лото;

Р−3.2 Планшетки.

  1. Презентация к уроку 3: слайды 1 - .
  • Ход урока:

1. Введение в игровую ситуацию.

  • Ребята, мы продолжаем путешествовать с вами по стране Математике. Винни-Пух наблюдал за нами, и ему понравилось то, что мы узнаём на каждом уроке что-нибудь новое. Он хочет путешествовать с нами. Возьмем его с собой?
  • На доске появляется Винни-Пух Слайд 1.
  • Кто помнит, какие шаги вы должны выполнить, чтобы путешествие было интересным? (Мы должны выполнить два шага учебной деятельности: понять, что я еще не знаю, самим найти способ.) Слайд 2.
  • Ещё раз напомните, кто должен выполнить эти шаги? (Каждый ученик, каждый из нас.)
  • Расскажите, пожалуйста, медвежонку, о чём вы узнали на прошлых уроках? (Изучали свойства предметов, их формы…)
  • Сегодня мы продолжим исследовать свойства предметов, а Винни-Пух отправится с нами. Итак, в путь!

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

  • На доске появляется эталон свойств предмета Д−1.5 и Д−1.6 или Слайд 2 (анимация):

  • Посмотрите на наш эталон и вспомните, о каких свойствах предметов мы говорили на предыдущих уроках? (О количестве, цвете, положении, форме, размере, назначении.)
  • На прошлом уроке у нас в гостях был Петрушка, а сегодня он прислал нам своих друзей. Откройте, ребята, учебник на странице 6 задание № 1 (У) и посмотрите на Петрушек. У них в руках ниточка с бусинами. Какую форму они имеют? (Форму шара).
  • Дети часто ошибаются, путают понятия шар – круг. Поэтому при ответе на этот вопрос могут сказать: «Форму круга». Учитель должен исправить ребёнка, сказав, что круг мы можем расположить на листе, а шар — нет. Необходимо иметь на уроке модель шара и круга. Тогда учитель сможет приложить к доске оба предмета и продемонстрировать наглядную разницу между ними. Учитель может использовать Слайд 3.
  • Назовите поочередно цвет бусинок у Петрушки в зеленом колпачке. (Первая бусинка — красная, вторая — жёлтая, третья — синяя, четвёртая — зелёная.) 
  • Вероятно, некоторые дети выберут другой порядок: зелёная, синяя,  жёлтая, красная.
  • Почему получились разные ответы? (Начали называть с разных концов нитки).
  • Давайте договоримся начинать счёт от узелка. Обведите узелки простым карандашом и назовите поочередно цвет бусинок у других Петрушек.
  • Расскажите, чем похожи и чем отличаются бусы. (Похожи – количеством бусинок и одинаковыми цветами, а отличие – расположением цветов бусинок).
  • Ребята, какие свойства предметов мы сейчас вспомнили? (Цвет, форму, расположение предметов на нитке.)
  • Цвет является математическим свойством? (Нет.) А форма предмета? (Да.)
  • На прошлом уроке мы наблюдали фокусы о чудесных превращениях. Вспомните и расскажите о них Винни-Пуху. (Дети рассказывают о превращении объемных  фигур в плоские).
  • Найдите в тетради задание №1 (РТ) на странице 6. Как называются фигуры, которые вы видите на рисунке?
  • Что общего у фигур справа и слева?
  • Соедини объемную фигуру с плоской, которая по форме напоминает её тень. Проверь свою работу. (Слайд 4)
  • Медвежонку тоже нравятся фокусы. Хотите посмотреть вместе с ним еще один фокус? (Да.)
  • Учитель организует работу с экраном, так же как и на предыдущем уроке.
  • Как называется форма этой фигуры? (Конус.)
  • Учитель помещает конус, привязанный за нитку, за экран и демонстрирует на экране его тень.
  • Что вы видите? (Треугольник.)
  • Найдите в геометрическом лото подобную фигуру. Положите на парту.
  • Учитель переворачивает фигуру и демонстрирует на экране другую тень от того же конуса.
  • Возьмите из лото подобную фигуру и положите рядом.

  • Дети кладут на парту.
  • Как называется эта фигура? (Круг.)
  • Какое свойство фигуры изменилось? (Форма.)
  • Видите, конус один и тот же, а тени от него различные. Понравился вам фокус? (Да.)
  • Что мы с вами повторили? (Изученные свойства: цвет, форма, расположение, объемные и плоские геометрические фигуры.)
  • Давайте вспомним, какой первый шаг мы должны сделать в нашем путешествии? (Первый шаг – понять чего мы не знаем.)
  • Сделали ли мы этот шаг? Докажите. (Нет, мы первый шаг не сделали. Все задания были на повторение.)
  • Когда мы можем сделать этот шаг? (Мы должны попробовать выполнить задание, в котором есть что-то новое.)
  • Учитель звонит в колокольчик.
  • Ой, у меня на столе зазвонил телефон. (Учитель поднимает трубку.)
  • Я Вас слушаю! Добрый день, ослик Иа. Чем мы можем быть Вам полезны? Конечно, расскажем!
  • Ослик Иа просит Винни-Пуха рассказать, что он увидел на уроке, а у Медвежонка не получается. Давайте поможем Винни-Пуху рассказать о чудесном превращении тени!

Дети, изображая телефон, прикладывают ладошку к уху и проговаривают друг другу в парах, что они увидели. Одного ученика (желательно слабого) учитель приглашает к большому телефону, предварительно попросив его проговорить сообщение для Иа. Дети с места могут дополнять его ответ.

  • Был треугольник. Изменилась форма. Стал круг.
  • Учитель подносит к уху трубку и сокрушенно говорит:
  • Как жаль, что ослик нас не слышал, связь оборвалась. Попробуйте написать ему письмо!
  • Учащиеся пробуют написать письмо на планшетах. Учитель ограничивает время на выполнение задания.
  • Кто не может написать письмо? (Дети поднимают руки.)
  • Почему возникло затруднение? Ведь вы так хорошо его проговорили, показывали фигуру?

Учитель помогает сформулировать причину затруднения.

  • Вспомните, о чем мы должны были написать ослику Иа?  (О превращении треугольника в круг).
  • Попробуйте проговорить, что вы не можете сделать? (Мы не можем написать ослику Иа о превращении треугольника в круг.)
  • Почему же вы не смогли написать ослику? Что вы еще не знаете? (Мы не знаем, как  записать на бумаге о превращении фигур.)
  •  Что мы должны сделать с вами сегодня на уроке? (Мы должны найти способ записи превращения фигур.)
  • Значит, наш урок так и будет называться: «Изменение свойств фигур».

3. Открытие детьми нового способа действия.

  • Смогли мы с вами сформулировать затруднение? (Да)
  • Какой следующий шаг мы должны сделать? (Самим открыть способ.)
  • Итак, писать вы еще не умеете, а рисовать вы умеете? (Да.)
  • Напишем письмо в тетради (задание №2 (РТ) стр.6).
  • Какое предложение мы должны зарисовать? (Был треугольник. Изменилась форма. Стал круг.)
  • Какими свойствами обладала тень первоначально? (Форма — треугольник.)
  • Нарисуйте треугольник.
  • После изменения, какой формы стала тень? (Круг.)
  • Дети дополняют письмо в тетради, учитель на доске:
  • Что произошло? (Изменилась форма).
  • Как показать эти превращения на листе?
  • Дети могут дать различные варианты ответов:
  • Давайте посмотрим, как в учебнике говорится о превращении одной формы предмета в другую (задание 2, стр.6).Расскажите, какое свойство изменяется?
  • С помощью какого знака показано изменение фигур? (Стрелки).
  • Как же объяснить Иа о волшебном превращении тени? Что допишите в своём письме? (Нарисуем стрелку между треугольником и кругом.)
  • Ученики ставят стрелку в тетради, учитель фиксирует на доске:
  • Удалось нам справиться с затруднением? (Да.)
  • Вы получили в результате эталон, на котором изображено превращение одной фигуры в другую.
  • Винни-Пух благодарит вас за помощь. Теперь он сможет отправить письмо ослику и Иа станет понятно, что вы хотели ему сказать. Он прочитает ваши письма и посмотрит задание в учебнике.

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

  • Можно ли завершить урок? (Нет.)
  • Почему? (Надо еще потренироваться, закрепить новые знания.)
  • Какие изменения могут происходить с фигурами? (Дети высказывают свои предположения).
  • Проверим наши предположения. А поможет в этом нам учебник стр.7, задание № 4.
  • Объясни, какие изменения фигур произошли. Чем все фигуры слева отличаются от всех фигур справа?
  • Пока мы с вами писали письмо ослику, к нам на урок забежали Пудель, Котёнок и Зайчик. Их попросили изменить цвет синего круга. Посмотрите внимательно, кто из них наиболее точно выполнил задание, кто допустил ошибку и в чем? (стр.7, задание №5, учебник).
  • Винни-Пух приготовил нам задание №3 (РТ) на стр.6 в тетради. Попробуйте сами сформулировать это задание, которое надо выполнить. (Изменить цвет, форму, размер).
  • Расскажите, как выполнить задание в первой рамочке.
  • Почему получились разные результаты?
  • Выполняя работу, дети выясняют, что одно задание может иметь несколько ответов, потому что каждый ребенок выбирал понравившийся ему цвет.
  • Выполните задание во второй рамочке вместе с соседом по парте, договорившись  об одинаковом результате. (2 минуты)
  • Кто успел справиться с заданием? (Дети поднимают руки).
  • Кто не успел справиться с заданием? Почему? (Не поняли задание, не смогли договориться…)
  • Расскажите, как вы выполнили это задание?
  • Попробуйте выполнить задание в третьей рамочке самостоятельно.
  • Учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях. После выполнения учитель открывает на доске образец выполнения или Слайд  5.
  • Сравните выполнение своего задания с образцом и обведите фигуры, которые неверно нарисованы.
  • Кто верно выполнил все задания? (Дети поднимают руки.)
  • Поставьте возле третьей рамочки в задании № 3 знак «+», который будет обозначать верно выполненное задание.
  • Если вы хотите еще потренироваться и исправить свои ошибки, то дома можете выполнить задание № 7 стр. 7.
  • Винни-Пуху уже пора прощаться с нами, но он вдруг вспомнил, что кроме ослика, у него еще много друзей. Вспомните их. (Сова, Кенгуру, Пятачок, Тигра…).

Они обидятся, если Винни-Пух не принесет им подарки.

  • Сове он бы подарил бусы (стр.7, задание № 4 (РТ)), но они с не закрашенными бусинками. Раскрась бусы, сохраняя закономерность.
  • А лучшему другу Пятачку кораблик (стр.7, задание № 5* (РТ)). Выберите понравившийся вам кораблик и раскрасьте его так, чтобы все фигуры одной формы были раскрашены одним цветом.

5. Итог занятия.

  • Подходит к концу наше занятие. Кто вместе с нами путешествовал? (Винни-Пух.)
  • Что было интересного на уроке? Что нового узнали? (Видели волшебные превращения тени, узнали, что одна форма предмета превращается в другую, научились изображать изменения свойства с помощью стрелки.)
  • Удалось ли нам пройти два этапа учебной деятельности? Докажите.
  • Все ли у вас получилось?
  • Кому вам хотелось бы сказать спасибо за помощь на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике ТЕМА: Сравнение предметов: толстый – тонкий.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей с опорой на имеющийся опыт. На уроке были гости: герои мультиков Винни Пух и Пятачок. Были использованы пальчиковая гимнастика, динамические ...

конспект урока по математике "Распределительное свойство умножение"

материал содержит конспект урока на тему "Распределительное свойство умножения"...

Конспект урока по математике "Переместительное свойство умножения. Закрепление"

Конспект урока  "Переместительное свойство умножения. Закрепление" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по математике "Переместительное свойство умножения" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления о  переместительном свойстве умножения. Планируемые результаты: Предметные:- знать закон переместительного свойства умножения;- уме...

Конспект урока по математике "Сочетательное свойство умножения" 3 класс

Конспект современного урока с использованием цифровых ресурсов и электронных образовательных платформ....

Конспект урока по математике. Сочетательное свойство сложения

Цель:формировать вычислительную культуру, способствовать развитию умения рационализации вычислений; учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок;развивать умение решать текстовые ...

Конспект урока по математике "Переставное свойство сложения", 1 кл.

Конспект урока по математике для обучающихся 1 класса коррекционной школы для обучающихся с умственной отсталостью 9интеллектуальными нарушениями)...