Технологическая карта урока
план-конспект урока по математике (4 класс)

Монгуш Жанна Николаевна

Предмет: математика 
Класс: 4

Вид урока: урок получения новых знаний.

Тема: Задачи на движение.

Цель урока: научить учащихся решать задачи на движение.

Задачи:

Образовательная:

  • Научить решать задачи на нахождение времени, расстояние, скорости
  • установить зависимость между величинами S, v, t;
  • формировать умение анализировать и решать задачи на движение;
  • закрепить знания учащихся о понятии «среднее значение»
  • вырабатывать и совершенствовать вычислительные навыки;
  • учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.

Развивающая:

  • развивать внимание и оперативную память;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать математическую речь учащихся.
  • Воспитательная:
  • воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.

Планируемые результаты: Предметные:

- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины

Личностные:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

 

 

Метапредметные:

  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

 

Оборудование: компьютер,  учебник  М.И. Моро,  УМК « Школа России»

Ход урока:

     № п\п

Этап урока

Используемое оборудование

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

       1.

Организационный

 

Приветствует детей. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Давайте перед началом урока улыбнемся друг другу. Посмотрите, как тепло и весело стало от ваших улыбок в классе. И работать нам с таким настроением будет веселей.

Приветствуют учителя.

 

      2.

 Актуализация опорных знаний.

 

На доске написано слово

ЗАДАЧИ НА…..

 

На доске написано слово

ЗАДАЧИ НА…..

Закончим словосочетание,

распределив  числа по возрастанию

560-е, 90-в, 2400-и, 100-и, 40-д, 2500-е, 492-ж, 890-н.

 

 

40

90

100

492

560

890

2400

2500

д

в

и

ж

е

н

и

е

Какое слово спрятано? А теперь соединим слова.

Получилось ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.

 

 

Дети читают  слово

 

 

 

Коллективная работа. Распределяют числа, читают полученное слово.

 

 

 

 

 

 

     3

 

 

 

 

 

 

 

    4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Самоопределение к деятельности.

 

 

 

 

 

 Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

Закрепление нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник математики М.И.Моро, 2 часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулы нахождения скорости, времени, расстояния.

На доске картина грузового поезда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске картина велосипедиста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске картина охотника верхом на лошади

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с задачами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что  мы будем делать  на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Что такое движение?

Это перемещение, какого либо объекта, на определенное расстояние

  1. Работа на тетрадях.

Пишем число, минуты чистописания. S, V, t

 

  1. Работа по учебнику.

Прочитайте текст рядом с красной чертой на стр 5.

- Что значит «скорость движения легкового автомобиля 80 км\ч

- Что значит  «скорость движения космического корабля 8000 м/с.

S = v · t

  где S - расстояние (пройденный путь)

  v - скорость объекта (км/ч; м/с)

  t - время, в течение которого объект был в движении.

В зависимости от условия задачи, существует несколько способов применения основной формулы для решения задач на движение.

Рассмотрим несколько примеров решения таких задач.

В задаче на движение могут быть известны скорость движения и время движения, а расстояние (пройденный путь) необходимо найти. В данном случае основная формула применяется в своем первоначальном виде.

Пример: Скорость грузового поезда 35 км/час. Поезд был в пути 2 часа. Какое расстояние он прошёл?

  Решение: S = v · t = 35 · 2 = 70 (км) - расстояние пройденное поездом.

  Ответ: 70.

 

 

  В задаче на движение могут быть известны расстояние и время, а скорость движения необходимо найти. В данном случае из основной формулы выражается скорость движения.

  Пример: Велосипедист проехал 36 км за 2 часа. С какой скоростью он двигался?

  Решение: v = S : t = 36 : 2 = 18 (км/час) - скорость движения велосипедиста.

  Ответ: 18.

 В задаче на движение могут быть известны расстояние и скорость движения, а время в пути необходимо найти. В данном случае из основной формулы нужно выразить время через расстояние и скорость.

  Пример: Охотник верхом на лошади проехал 28 км со скоростью 14 км/час. Сколько времени он потратил на дорогу?

  Решение: t = S: v = 28 :4 = 2 (часа) - охотник потратил на дорогу.

  Ответ: 2.

 

 

 

- Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнём.

- Физминутка для мышц:

Качу, лечу во весь опор.(ходьба на месте)

Я – сам шофёр (имитируют управление рулём)

Я – сам мотор( круговые движения плечами)

Нажимаю на педаль (имитируют нажатие)

И машина мчится вдаль! (бег на месте)

 

Работа в группах.

1 группа. У вас есть карточка с задачами. 1 группа ( для детей гр «риска»)

Избушка  на  куриных  ножках  за  8 ч пробежала  72 км. С  какой  скоростью  бежала  избушка?

- Что  известно  в  задаче? Что  нужно  узнать?

- Вспомните  правило.

2 группа. Учащиеся группы  «прорыв»

Медведь увидел, что в 12 м от него катится Колобок. Он побежал за ним следом со скоростью 5 м/с, а Колобок катится со скоростью 1 м/с. Через какое время они встретятся?

 

 

 

 

 

 

 

3группа. Учащиеся группы  «тьютор»

Иван- царевич, пытаясь отыскать Василису Прекрасную, преодолел расстояние в 565 км. Ему пришлось 8 ч пробираться лесами со скоростью 5 км/ч, затем он 3 ч скакал на лошади, потом летел 4 ч на ковре- самолёте со скоростью 120 км/ ч.С какой скоростью скакал Иван- царевич на лошади?

 

 

 

 

 

 

2) Игра «Кто быстрее?»

Я вышла на работу 7ч40мин, и пришла в школу в 7ч50мин. Если расстояние от моего дома до школы 400 метров. В какой скорости

я была до школы?

 

 

 

 

Дети формулируют тему урока, его задачи.

 

 

 

 

 

 

Дети работают в тетрадях.

 

 

 

Учащиеся читают  задачу на стр 5.

- В течение каждого часа автомобиль проходит 80 км.

 

- В течение каждой секунды космический корабль пролетает 8000м или 8 км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся вместе с учителем  решают  задачи

 

 

 

 

 

Решение: S = v · t = 35 · 2 = 70 (км) - расстояние пройденное поездом.

  Ответ: 70.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение: v = S : t = 36 : 2 = 18 (км/час) - скорость движения велосипедиста.

  Ответ: 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение: t = S: v = 28 :4 = 2 (часа) - охотник потратил на дорогу.

  Ответ: 2.

 

 

 

Дети выполняют упражнения.

 

 

Сначала садятся за парты девочки, потом мальчики.

 

 

 

Один ученик решает у доски.  Другие  учащихся работают  в тетрадях.

 

 

V= S: t= 72: 8= 9 км/ч

 

 

5-1=4 м/с – это есть скорость сближения.

t=  S : V= 12:4= 3 секунды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 V                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S             

 

пешком 

5 км/ч

8 ч

? км

 

лошадь

 ? км/ч

 3 ч

 ? км 

565 км 

ковёр-самолёт

 120 км/ч

 4 ч

? км 

 

  1)  5 x 8 = 40 (км) - пешком

2)  120 x 4 = 480 (км) - на ковре - самолёте

3)  565 - ( 40 + 480 ) = 45 ( км) - на лошади

4) 45 : 3 = 15 ( км /ч)

 

 

 

 

 

 

Кто быстро решает, работает у доски.

7ч50-7ч40= 10мин (от дома до школы)

V= S:t= 400:10= 4м/мин (скорость учителя)

 

                                                                                            

 

7

 

 

 

 

Итог урока

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске три большие  кружочки

На столах у вас лежат оценочные листы. Возьмите ручки и отметьте напротив каждого вопроса «+», если вы справились легко с заданиями, а «-», если задания вызывали затруднения.

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

1. Знаю ли я, что такое скорость?

2. Знаю ли я, как найти время?

3. Знаю ли я, как найти расстояние?

4. Умею ли я, решать простые задачи на движение?

5. Смогу ли я, самостоятельно решить задачи такого типа?

- Обратите внимание на свои ответы. У кого все «-»? Подходим к красному к красному круг,

 У кого  все «+»? Подходим к зеленому кругу. А у кого  и «+»,  и «-  «  есть подходим к желтому кругу.

Хорошо. Завтра продолжим работать по данной теме.

Спасибо, садитесь.

 

Домашнее задание.

  1. № 9, 11, стр 5
  2. Мини- исследование:
  1. С родителями узнать примерное расстояние от школы до дома.
  2. Каждый выясняет  сколько минут будет от дома до школы.

 

.Встают.

 

 

Проговаривают, заканчивая одну их фраз …

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы, отмечают ответы знаками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напишут задания в дневниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика 
Класс: 4

Вид урока: урок получения новых знаний.

Тема: Задачи на движение.

Цель урока: научить учащихся решать задачи на движение.

Задачи:

Образовательная:

  • Научить решать задачи на нахождение времени, расстояние, скорости
  • установить зависимость между величинами S, v, t;
  • формировать умение анализировать и решать задачи на движение;
  • закрепить знания учащихся о понятии «среднее значение»
  • вырабатывать и совершенствовать вычислительные навыки;
  • учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.

Развивающая:

  • развивать внимание и оперативную память;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать математическую речь учащихся.
  • Воспитательная:
  • воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.

Планируемые результаты: Предметные:

- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины

Личностные:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

Метапредметные:

  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

Оборудование: компьютер,  учебник  М.И. Моро,  УМК « Школа России»

Ход урока:

     № п\п

Этап урока

Используемое оборудование

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

       1.

Организационный

Приветствует детей. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Давайте перед началом урока улыбнемся друг другу. Посмотрите, как тепло и весело стало от ваших улыбок в классе. И работать нам с таким настроением будет веселей.

Приветствуют учителя.

      2.

 Актуализация опорных знаний.

На доске написано слово

ЗАДАЧИ НА…..

На доске написано слово

ЗАДАЧИ НА…..

Закончим словосочетание,

распределив  числа по возрастанию

560-е, 90-в, 2400-и, 100-и, 40-д, 2500-е, 492-ж, 890-н.

40

90

100

492

560

890

2400

2500

д

в

и

ж

е

н

и

е

Какое слово спрятано? А теперь соединим слова.

Получилось ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.

Дети читают  слово

Коллективная работа. Распределяют числа, читают полученное слово.

     3

    4

    5

   

6

   

     

   

Самоопределение к деятельности.

 Изучение нового материала.

Физминутка.

Закрепление нового материала.

Учебник математики М.И.Моро, 2 часть.

Формулы нахождения скорости, времени, расстояния.

На доске картина грузового поезда

На доске картина велосипедиста

На доске картина охотника верхом на лошади

Карточки с задачами.

- Что  мы будем делать  на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Что такое движение?

Это перемещение, какого либо объекта, на определенное расстояние

  1. Работа на тетрадях.

Пишем число, минуты чистописания. S, V, t

  1. Работа по учебнику.

Прочитайте текст рядом с красной чертой на стр 5.

- Что значит «скорость движения легкового автомобиля 80 км\ч

- Что значит  «скорость движения космического корабля 8000 м/с.

S = v · t

  где S - расстояние (пройденный путь)

  v - скорость объекта (км/ч; м/с)

  t - время, в течение которого объект был в движении.

В зависимости от условия задачи, существует несколько способов применения основной формулы для решения задач на движение.

Рассмотрим несколько примеров решения таких задач.

В задаче на движение могут быть известны скорость движения и время движения, а расстояние (пройденный путь) необходимо найти. В данном случае основная формула применяется в своем первоначальном виде.

Пример: Скорость грузового поезда 35 км/час. Поезд был в пути 2 часа. Какое расстояние он прошёл?

  Решение: S = v · t = 35 · 2 = 70 (км) - расстояние пройденное поездом.

  Ответ: 70.

 

  В задаче на движение могут быть известны расстояние и время, а скорость движения необходимо найти. В данном случае из основной формулы выражается скорость движения.

  Пример: Велосипедист проехал 36 км за 2 часа. С какой скоростью он двигался?

  Решение: v = S : t = 36 : 2 = 18 (км/час) - скорость движения велосипедиста.

  Ответ: 18.

 В задаче на движение могут быть известны расстояние и скорость движения, а время в пути необходимо найти. В данном случае из основной формулы нужно выразить время через расстояние и скорость.

  Пример: Охотник верхом на лошади проехал 28 км со скоростью 14 км/час. Сколько времени он потратил на дорогу?

  Решение: t = S: v = 28 :4 = 2 (часа) - охотник потратил на дорогу.

  Ответ: 2.

- Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнём.

- Физминутка для мышц:

Качу, лечу во весь опор.(ходьба на месте)

Я – сам шофёр (имитируют управление рулём)

Я – сам мотор( круговые движения плечами)

Нажимаю на педаль (имитируют нажатие)

И машина мчится вдаль! (бег на месте)

Работа в группах.

1 группа. У вас есть карточка с задачами. 1 группа ( для детей гр «риска»)

Избушка  на  куриных  ножках  за  8 ч пробежала  72 км. С  какой  скоростью  бежала  избушка?

- Что  известно  в  задаче? Что  нужно  узнать?

- Вспомните  правило.

2 группа. Учащиеся группы  «прорыв»

Медведь увидел, что в 12 м от него катится Колобок. Он побежал за ним следом со скоростью 5 м/с, а Колобок катится со скоростью 1 м/с. Через какое время они встретятся?

3группа. Учащиеся группы  «тьютор»

Иван- царевич, пытаясь отыскать Василису Прекрасную, преодолел расстояние в 565 км. Ему пришлось 8 ч пробираться лесами со скоростью 5 км/ч, затем он 3 ч скакал на лошади, потом летел 4 ч на ковре- самолёте со скоростью 120 км/ ч.С какой скоростью скакал Иван- царевич на лошади?

2) Игра «Кто быстрее?»

Я вышла на работу 7ч40мин, и пришла в школу в 7ч50мин. Если расстояние от моего дома до школы 400 метров. В какой скорости

я была до школы?

Дети формулируют тему урока, его задачи.

Дети работают в тетрадях.

Учащиеся читают  задачу на стр 5.

- В течение каждого часа автомобиль проходит 80 км.

- В течение каждой секунды космический корабль пролетает 8000м или 8 км.

Учащиеся вместе с учителем  решают  задачи

Решение: S = v · t = 35 · 2 = 70 (км) - расстояние пройденное поездом.

  Ответ: 70.

Решение: v = S : t = 36 : 2 = 18 (км/час) - скорость движения велосипедиста.

  Ответ: 18.

Решение: t = S: v = 28 :4 = 2 (часа) - охотник потратил на дорогу.

  Ответ: 2.

Дети выполняют упражнения.

Сначала садятся за парты девочки, потом мальчики.

Один ученик решает у доски.  Другие  учащихся работают  в тетрадях.

V= S: t= 72: 8= 9 км/ч

5-1=4 м/с – это есть скорость сближения.

t=  S : V= 12:4= 3 секунды

 V                

t                

S             

 

пешком 

5 км/ч

8 ч

? км

 

лошадь

 ? км/ч

 3 ч

 ? км 

565 км 

ковёр-самолёт

 120 км/ч

 4 ч

? км 

 

  1)  5 x 8 = 40 (км) - пешком

2)  120 x 4 = 480 (км) - на ковре - самолёте

3)  565 - ( 40 + 480 ) = 45 ( км) - на лошади

4) 45 : 3 = 15 ( км /ч)

Кто быстро решает, работает у доски.

7ч50-7ч40= 10мин (от дома до школы)

V= S:t= 400:10= 4м/мин (скорость учителя)

 

                                                                                            

7

Итог урока

Рефлексия

На доске три большие  кружочки

На столах у вас лежат оценочные листы. Возьмите ручки и отметьте напротив каждого вопроса «+», если вы справились легко с заданиями, а «-», если задания вызывали затруднения.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

1. Знаю ли я, что такое скорость?

2. Знаю ли я, как найти время?

3. Знаю ли я, как найти расстояние?

4. Умею ли я, решать простые задачи на движение?

5. Смогу ли я, самостоятельно решить задачи такого типа?

- Обратите внимание на свои ответы. У кого все «-»? Подходим к красному к красному круг,

 У кого  все «+»? Подходим к зеленому кругу. А у кого  и «+»,  и «-  «  есть подходим к желтому кругу.

Хорошо. Завтра продолжим работать по данной теме.

Спасибо, садитесь.

Домашнее задание.

  1. № 9, 11, стр 5
  2. Мини- исследование:
  1. С родителями узнать примерное расстояние от школы до дома.
  2. Каждый выясняет  сколько минут будет от дома до школы.

.Встают.

Проговаривают, заканчивая одну их фраз …

Учащиеся отвечают на вопросы, отмечают ответы знаками.

 

Напишут задания в дневниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...