конспект урока по математике "Число и цифра 10".
план-конспект урока по математике (1 класс)

Казакова Наталья Александровна

конспект урока математики в 1 классе "Число и цифра 10"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matem_1_kl_chislo_i_tsifra_10.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      УМК «Перспектива»

Визитная карточка открытого урока

математики

1б класс

МБОУ Алгасовской школа  

     Учитель:Казакова Наталья Александровна

Тема: Число и цифра 10.

Тип урока: ОНЗ - открытие нового знания

Задачи урока:

Предметные: сформировать представление о числе 10, его составе, умение его записывать и графически изображать, сравнивать , складывать и вычитать числа в пределах 10. Сформировать умение решать задачи на нахождение части. Закрепить изученные приёмы решения уравнений, текстовых задач.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Метапредметные:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

                             Методы обучения:

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

     Основные понятия:   число,  цифра, натуральный ряд чисел, задача, уравнение, часть, целое.

Логика развития урока:

  • Эмоциональная установка.
  • Актуализация знаний учащихся.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Постановка учебной задачи.
  • Решение поставленной задачи:
  • Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

Способы реализации поставленной цели урока:

  • Учебный диалог.
  • Фронтальная работа, в парах, индивидуальная.
  • Самостоятельная работа учащихся .

Оборудование урока:

  • Г.В.Дорофеева.  Математика. Учебник для 1 класса, часть1– М.: «Просвещение» 2017 .
  • Раздаточный материал: карточки с заданиями, счётный материал ( кружки).
  • Файлы и маркеры.
  • Лист самооценки.

Планируемый результат:

  • Знать название и последовательность чисел при счете.
  • Правильно употреблять в речи математические понятия.
  • Научиться  правильно писать цифру 10.
  • Запоминать состав числа 10.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

1 этап.  Организационный момент.

-  Ребята, сегодня на уроке вы узнаете что-то новое, старайтесь  помогать  друг - другу, если в этом будет необходимость. Настроимся на активную работу.

Хором:

Очень я хочу учиться

Не лениться, а трудиться.

Точно знаю – я смогу,

И ребятам помогу.

2 этап. Актуализация опорных знаний.

- Какое сегодня число? Месяц? Время года? День недели? Какой он по счёту? Сколько дней осталось до воскресенья? А какое время года начнётся в субботу 1 декабря?

-С таким настроением   продолжим наш урок.  

Приготовьте  маркер и файл. Я буду читать задачу только один раз,  вы  записывайте  решение столбиком . Будет 3 задачи.  

 

1.Решение задач в стихах:

а) На забор взлетел петух

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов? (1+2=3)

б) 5 орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ежик повстречал

И еще 4 дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке? (5+4=9)

в)Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться.

Сколько свинок у корытца?  (7-2=5)

 - Проверим. Кто готов представить своё решение?

Поставьте + если согласны. Переверните листочки.

2. Составление числового ряда.                   Игра «Живые числа»

Дети( 9 человек) получают карточки с цифрами  1 2 3 4 5 6 7 8 9 , остальные пишут на файлике.

Учитель читает задание:

  • Число, следующее за числом 8                (9) (Ребёнок с ответом выходит к доске. Остальные пишут ответы на файле.)
  • Число, которое больше 5 на 2                  (7)
  • Первое слагаемое 3, второе слагаемое 3 (6)
  • Уменьшите 6 на 2                                      (4)
  • Разность чисел 8 и 3                                  (5)
  • Сумма чисел 7 и 1                                      (8)
  • Уменьшаемое 9, вычитаемое 7                 (2)

9 7 6 4 5 8 2

-Согласны ли вы с рядом чисел, который  получился  у нас? ( Дети с числами стоят у доски, на местах сверяют свои ответы)

-Что можете сказать о числах, которые у нас получились? ( однозначные)

- Почему они называются однозначными? (потому что для записи этих чисел требуется только одна цифра)

-Какое задание можно выполнить с числами ? (Записать эти числа в порядке возрастания)

- Числа, встаньте по возрастанию.      (2 4 5 6 7 8  9)

- Получили ли  натуральный ряд чисел? (Нет.)

- Что нужно сделать, чтобы получился отрезок натурального ряда чисел? (Нужно вставить числа 1,3)

- Восстановите отрезок натурального ряда чисел. (Выходят числа 1 и 3)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

– На какие группы можно их разбить? (Чётные и нечётные).Назовите чётные, нечётные.

– Назовите наибольшее однозначное. (9) (Дети садятся на место)

- Какое число на 1 больше 9?  (10)

-Это число необычное.

3 этап. Сообщение темы урока.
Откройте учебник с. 38 и рассмотрите её.

- Назовите тему нашего урока ?( Число и цифра 10.)

- Как вы думаете, в чем нам предстоит разобраться на уроке?

- Чтобы не упустить что-то важное, давайте спланируем наш урок.

План урока:( на доске)

1.Знакомство с числом 10.

2. Состав числа 10.

3. Цифра 10.

4. Повторение: решение  задач и уравнений.

- Помните о листке самооценки. Отмечайте + № задания из учебника, который вы сделали без ошибок.

1.Знакомство с числом 10.

- Где находится 10 в числовом ряду?( перед 11 и после 9)

- Где в жизни нам встречается число 10?  (у человека 10 пальцев),10 месяц года – октябрь)

- Что вы ещё можете сказать об этом числе? (10 круглое число).

СПРАВКА: Число 10 в древности выступало символом гармонии и полноты жизни. А ещё это число называют треугольным. Почему? Сейчас узнаем.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- Выложите треугольник из трёх кружков, из 6 кружков.

-А из 8 получится? (нет)

- Тогда из 9( Тоже нет).

- Из какого количества кругов можно сложить треугольник? ( из 10).

Вот поэтому  10 – треугольное число. 

- Давайте посмотрим, как можно получить число 10.

- Какие варианты соотношения цветов  у вас в  треугольнике ? (1и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5).

- В каком задании учебника мы сможем закрепить знание состава числа 10?( №1)

2. Состав числа 10.

- Что у нас по плану дальше? (Повторить состав числа 10)

-Какое задание учебника  поможет в этом ? (№1, №2)        

Задание №1

- Почему  в мешочки обвели 3 и 7 фигур ? ( как записано выражение 3+7)

- По какому признаку разбиты предметы? ( по форме)

- Работаем  в парах. Посоветуйтесь  и выполните задание.

Проверка.( На доске дети обводят и комментируют).

Задание №2

- Что надо сделать в задании? ( Составить выражение)

-  Запишите выражения.

Проверка.

Физминутка.

Активные движения.

3. Цифра 10.

- Мы познакомились с составом числа 10. Что дальше по нашему плану? (Цифра 10)

- Что обозначает  в верхнем правом углу  стр. 38 крестик? ( Так записывается римская цифра 10).

- Верно. А арабское написание состоит из двух знаков 1 и 0.

                Круглый ноль такой хорошенький

                Он не значит ничегошеньки!

                Если же слева рядом с ним ,

                Единицу поместим,

                Он побольше станет весить,

                Потому что это – десять.

– Число 10 пишется в двух клеточках.  Цифра 1 пишется в правой половине первой  клеточки, а цифра 0 в правой половине второй  клеточки.  ( Показ учителем на доске).

– Пропишите по клеткам число 10 в тетради.

4 этап.  Первичное закрепление.

Задание№3

Заселите  замок.

- Что надо знать, чтобы выполнить задание? ( Состав числа, связь между целым и частью).

- Какое правило применили? ( От перестановки слагаемых сумма не изменяется; связь целого и части).

Проверка. Отметить + в листке самооценки под №3.

Задание №4 

- Что поможет вам в этом задании? ( Числовой отрезок).

- Нарисуйте стрелки и запишите результат.

Самоконтроль.    Отметить + в листке самооценки  под №4.                     2+5+3=10               10-1-6=3  

Задание №5-  самостоятельная работа.

-  Проверим. Покажите знаки,  которые поставили. ( Дети показывают  знаки.)

- Оценим свою работу. Отметить + в листке самооценки  под №5.                      

5 этап. Повторение изученного.

- Что мы будем повторять  сегодня на уроке? ( Состав чисел.).

 6 Этап. Рефлексия. Итог  урока.

-Чему вы научились на уроке?    

-Что было трудным?

- Продолжите:       Я запомнил….               Я смог …..

- Посмотрите в свой листок самооценки. Оцените свой труд , цветом. Листочки вложите в тетрадь.

- Молодцы. Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Число и цифра 8"

Урок математики для 1 класса по программе Л.Г.Петерсон...

Конспект урока математики."Число 10. Цифра 10"

Конспект урока математики. 1 класс. УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС II поколения....

Конспект урока математики "Число и цифра 3. Треугольник" 1 класс

Конспект урока математики "число и цифра 3. треугольник"   УМК "Перспектива"...

конспект урока математики " число и цифра ноль" ,презентация

Конспект  урока объъяснение нового материала" число и цифра ноль"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «цифра 0, число 0. Свойства 0.»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «цифра 0, число 0. Свойства 0.»Цели деятельности учителя: Закреплять умение различать цифру 0. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать прим...