Урок математики 1 класс "Переместительное свойство сложения"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Занкина Наталья Венальевна

Урок математики 1 класс "Переместительное свойство сложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1_klasse.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе (УМК "Перспектива»")

Тема: «Переместительное свойство сложения»

        Цели:

- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося;

- развитие умения соотносить свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявлять и фиксировать во внешней речи причину

затруднения;

-вывести переместительное свойство сложения посредством наблюдения и практических действий;

- осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

        Оборудование:

- учебник по математике 1 класс Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова (УМК «Перспектива»), рабочая тетрадь, презентация, интерактивная доска.

(большие  и маленькие рыбы, раздаточный материал на парту для учащихся, карточки с заданиями, карточка-рефлексия)

        Урок математики в 1 классе по теме «Перестановка слагаемых» имеет структуру проблемного урока с использованием деятельностного подхода к обучению, что соответствует требованиям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов обучения(УУД).

        Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

        Личностные УУД:

оценивание поступков героев урока с точки зрения общечеловеческих норм;

смыслообразование.

        Регулятивные УУД:

Организация рабочего места;

Определение цели выполнения задания на уроке;

планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка.

        Познавательные УУД:

анализ, синтез, группировка, умение ориентироваться в системе своих знаний, в учебнике;

умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя иллюстрации,

решать задачи с помощью схем;

        Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и сверстниками; учѐт разных мнений;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учиться работать в паре.

        На уроке используются приѐмы проблемного обучения: диалог, исследовательские методы под руководством учителя.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Добрый день, уважаемое жюри, коллеги, детки! Меня зовут Наталья Венальевна. Урок математики у вас сегодня проведу я.

- Тихо присядьте те ученики, которые стоят за первыми и последними партами.

- А сейчас те, кто стоит за третьими партами.

- За пятыми партами.

- А сейчас те, кто стоит между первой и третьей.

- А теперь все остальные.

-  Сядьте ровно, повернитесь,

- И друг другу улыбнитесь!

- Прикоснитесь ладошками друг к другу.

        

-  Повернитесь к гостям, поздоровайтесь глазками.

- Какие качества пригодятся нам на уроке математики?

2.Актуализация(повторение) знаний.

- Очень красивое сейчас время года. И очень холодное. Как оно называется? (Зима)

(слайд 2)

        - Кажется, что все в природе спит в ожидании весны. Наверняка спит и зимний лес. Так ли это?

        Сейчас мы отправимся в гости к лесным обитателям. Ко всем, конечно, заглянуть не сможем, но кое-кого, конечно, увидим.

         Ребята, как себя надо вести в лесу? (В лесу надо соблюдать тишину, чтобы не пугать его обитателей).

        В начале пути - разминка

3. Устный счёт

а)

  • Какой сейчас идёт месяц? (февраль)
  • Как называется месяц перед ним? (январь)
  • Какой будет следующий месяц? (март)
  • Какой из названных месяцев лишний?  (март, т.к. он весенний месяц)
  • Сколько дней в неделе? Назовите. Какой сегодня день недели? А вчера был какой?

б) Логическое задание «Найди лишнее»  (слайд 3)

-  В лесу всегда очень много птиц, но мне кажется, что здесь одна птичка лишняя. (ласточка)

- Ребята, как живётся птицам зимой?(Для птиц зимой страшнее всего голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное время.)

- А это чьи следы на снегу?(слайд 4)


- Может, ежа, а может и медведя. (их следов быть не может, так как эти звери зимой спят).

- Чтобы узнать, чьи это следы, надо выполнить задания, найти значения выражения.  

(карточки напечатаны, показываю)

- Выкладываете  свои  ответы карточками  на парте  (работа в парах)

- Расположите эти карточки в порядке возрастания. (один ученик читает, все проверяют, сигналом (показывают согласие или не согласие)

- Прочтите как у вас получилось? (один ученик читает, все проверяют, сигналом (показывают согласие или не согласие)

- Переверните карточки. Какое слово получилось? (зайчишка) (картинка на доске)

-Итак, значит это заяц оставил нам свои следы.

-Двигаемся дальше по тропинке. Перед нами лесная речка., а в ней прорубь. И сидят у проруби Лиса и Волк, и спорят не на шутку. (картинка на доске)

3. Создание проблемной ситуации.

        Вот их спор: Лиса поймала 4 большие рыбы и 3 маленькие. А Волк поймал 3 большие рыбы и 4 маленькие. Каждый из зверей утверждает, что его улов больше-Как вы думаете, что нам сейчас предстоит сделать? (разрешить спор, выяснить, кто прав.)

- Что нужно провести, чтобы разобраться в этом вопросе? (исследование)

- Как вы думаете, что будем исследовать? Что мы должны выяснить? (Понаблюдаем над тем, что происходит при перестановке слагаемых. Меняется ли ответ в примере на сложение, если поменять местами слагаемые).

-Тогда начнём как настоящие исследователи!

4. Открытие нового знания.

-Возьмите из своего конверта рыбок (треугольники).

-Сколько у Лисы больших рыб? (4)

-Положите перед собой столько же больших треугольников.

-Сколько у Лисы маленьких рыб? (3)

- Положите рядом с большими треугольниками столько маленьких треугольников, сколько маленьких рыб у Лисы.

- Как запишем выражение? Сколько всего рыб у Лисы. (4+3=7) (на доске пример из магнитных  цифр)

- Прочитайте выражение, называя числа при сложении.

(Аналогичная работа выполняется с рыбами, пойманными Волком.)

Сравните оба выражения.

-Чем похожи?

-Чем отличаются?

-Что произошло со слагаемыми? (поменялись местами)

-Изменился ли результат? (нет)

- какое правило можно вывести? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)

-Значит  какова же тема нашего урока? (карточка на доске под числом)

Чтобы продолжить наше расследование дальше встанем отдохнём

5. Физминутка (музыкальная)

6. Работа по закреплению нового материала

Следующий обитатель зимнего леса говорит о себе так, отгадайте, кто это:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)  (картинка на доске)

- Она  нас увидела и спряталась в дупло, бросив на снегу карточки домино, с которыми она играла. 

а). Работа по учебнику

1. Откройте учебник на с.26, №1 с карточками.

-Какие примеры составили? (работа по цепочке)

-Какое правило применили? (перестановку слагаемых, проговариваем вслух).

Совпадает наше открытие с правилом в учебнике? (да) (слайд 5) 

-Придумайте свои выражения на это правило.

- Как вы думаете к какому числу легче прибавлять, которое из чисел больше или меньше? (легче к большему числу прибавить меньшее число).

2. Белочки ещё приготовили задание с.25 6 №2

- Прочитайте задачи (хорошо читающие), о чём говорится в задачах? Скажите, чем они похожи и чем отличаются. (Числовые данные переставлены. Все остальное одинаково.)

- Как запишем решение первой задачи? Второй? (на доске карточка с записанным решением)

- Почему ответы получились одинаковые? (В решении заданные  числа поменяли местами, а от перестановки слагаемых сумма не меняется. Вслух проговаривать правило)

Вот для чего мы должны с вами знать это свойство сложения, чтоб в старших классах нам очень легко было решать примеры.

- Хорошо, молодцы, закройте учебники, положите на край парты.

8. Повторение.

а). Работа в тетради на печатной основе

-Еще один лесной житель – Отгадайте ребус и узнаете кто это  (слайд 6, картинка на доске)

- Она просит нас показать, что мы еще умеем делать?

  1. с.34 №1  (Самостоятельное выполнение. Проверка.) (используя вебкамеру)

Докажите, что ответы на парных ботинках совпадают. (На них указаны одинаковые слагаемые, а от перестановки слагаемых сумма не меняется.)

 Физминутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Дружно глазки закрываем.

До 5-ти мы все считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. с.35 №2 (используя вебкамеру) (по обстановке)
  2. с.35 № 4

- Прочитайте задачу. О чём эта задача? Что известно? Что нужно найти?

- Рассмотрим чертёж к задаче.

- Что показывает первый отрезок? (Сколько снежков слепил Дима.)

- Что показывает второй отрезок? (Сколько снежков слепила Ира.)

- Решим задачу. Запишите ответ. (7-4 = 3 (с.) )

- Скажите, вы когда вы с снежки играете вам весело? Что помнить должны, когда играете? (дружно)

- Знаю, что многие детки, когда играют в снежки или делают снеговиков очень любят полакомиться снегом. Можно это делать? Почему?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- Ребята, вы были настоящие исследователи.

- Какой математический закон мы сегодня открыли? Назовите его.

- Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?

- Что для вас было интересным на уроке?

- С кем вы поделитесь своим открытием?

-Что можно взять на память о прогулке по зимнему лесу? (шишку).

- Достаньте из вашего конверта шишку.

- Определите, с какого она дерева - сосны или ели. На обратной стороне шишки - рожица. Нарисуйте на ней ротик, чтобы было понятно, с каким настроением вы заканчиваете наш урок. Повернитесь со смайликом к гостям, покажите, какое у вас настроение   (слайд 7)

-Так же я каждому хочу вручить дипломы за то, что каждый из вас стремиться получать новые знания!

- Большое спасибо вам за урок!  (слайд 8)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики «Сочетательное свойство сложения».

Урок ознакомления по математике в 3 классе с сочетательным свойством сложения....

Открытый урок математики:"Переместительное свойство сложения"

Использование деятельностного метода на уроках математики.   Тема: Переместительное  свойство  сложения.   Предметные цели:...

Методическая разработка урока математики "Переместительное свойство сложения"

Цель – познакомить с переместительным свойством сложения.Задачи:      Содействовать формированию УУД:1.     Личностных: способствовать формированию полноце...

Презентация к уроку математики "Переместительное свойство сложения"

Презентация к уроку математики "Переместительное свойство сложения" 1 класс...

Технологическая карта урока математики "Переместительное свойство сложения", 1 класс

УМК: «Школа России» А.А. ПлешаковПредмет: МатематикаКоличество часов в неделю: 4Учебник: Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях, М.И. Моро, С.И. Волкова...

Конспект урока.Математика. Сочетательное свойство сложения

Конспект урока.Математика. Сочетательное свойство сложения...

План-конспект урока математики "Переместительное свойство сложения" 1 класс

План-конспект урока математики "Переместительное свойство сложения" 1 класс...