Технологическая карта урока математики "Переместительное свойство сложения", 1 класс
методическая разработка по математике (1 класс)

Саттарова Ольга Ивановна

УМК: «Школа России» А.А. Плешаков

Предмет: Математика

Количество часов в неделю: 4

Учебник: Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях, М.И. Моро, С.И. Волкова, С. В. Степанова. – Москва. Просвещение 2011 год.

Раздел календарно-тематического планирования: Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

Тема: «Перестановка слагаемых»

Место урока в изучаемой теме: 1 урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: помочь учащимся сформировать и осознать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

УМК: «Школа России» А.А. Плешаков

Предмет: Математика

Количество часов в неделю: 4

Учебник: Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях, М.И. Моро, С.И. Волкова, С. В. Степанова. – Москва. Просвещение 2011 год. 

Раздел календарно-тематического планирования: Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

Тема: «Перестановка слагаемых»

Место урока в изучаемой теме: 1 урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: помочь учащимся сформировать и осознать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

 Задачи урока:

1. Образовательные:

- познакомить с правилом перестановки слагаемых;

- научить применять правило перестановки слагаемых на практике;

- совершенствовать вычислительные навыки  при нахождении значения

   выражения.

- отрабатывать умения обучающихся в решении задач в 1 действие.

2. Развивающие:

- развивать коммуникативные способности (через высказывания);

- развивать логическое мышление (через операции анализа, синтеза;

- развивать самостоятельность и  творческие способности;

- развивать познавательную активность обучающихся;

- развивать внимание (через разные виды деятельности);

- развивать память (оперативную, зрительную, произвольную и

   др. виды);

- развивать саморегуляцию (через самоконтроль и самооценку).

3.Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, взаимопомощь;

- воспитывать интерес к урокам математики.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся в сотрудничестве с учителем и одноклассниками научатся:

- ставить и решать учебные задачи, делать умозаключения к результатам исследований;  

- сложению с опорой на переместительный закон сложения;

- выполнять вычисления вида +\ - 1, 2, 3, 4.

- Решать задачи изученных видов.

Методы и формы обучения, применяемые на уроке

Технологии: инфомационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой  дифференциации, игровые.

Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемно-поисковый, самоанализ своей деятельности, моделирование.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: экран, мультимидийный проектор, презентация. Карточки с заданием, карточки с цифрами, счётный материал, учебник.

В первом классе обучаются четверо учащихся, два мальчика и две девочки.  Дети воспитываются в благополучных семьях. Двое детей из неполных семей. В классе все дети на уроках работают активно, но один мальчик к концу занятий иногда начинает отвлекаться, внимание становится рассеянным.

Учащиеся первого класса активны, общительны, доброжелательны, помогают друг другу. Принимают активное участие в делах класса и школы. В общении мальчиков и девочек проявляется тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, начинает складываться  дружный коллектив.

Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Цель: Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности.

- Давайте начнём наш урок с пожелания  добра и удачи.  

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- Сегодня на уроке мы узнаем новое, вспомним уже изученный материал, постараемся помочь друг другу, если в этом возникнет необходимость.

– А сейчас покажите мне, с каким настроением вы начнёте этот урок.

Демонстрируют свою готовность к уроку

показывают  с помощью смайликов своё настроение.

Личностные: самоопределение регулятивные: целеполагание коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- А сейчас, ребята, немного вспомним изученный материал

1. Начнём с состава чисел

(Приложение 1)

2. Прочитайте каждый пример по-разному.

На доске примеры:

6+3       4+3           5+4

10-2      7-2            3+1

3. Решите эти примеры, ответы покажите с помощью карточек с цифрами, затем проверьте ответы друг у друга

называют состав чисел.

Читают примеры по-разному.  

Ответы детей

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

III. Постановка учебной задачи

(Создание проблемной ситуации)

Цель: Обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения?)

Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Отгадайте, что это за зверьки.

Один из них живёт в дупле. Летом и осенью делает запасы на зиму: сушит грибы, собирает орехи. Шубка у него летом серая, а зимой рыжая. Ловко прыгает по деревьям.

Другой зверёк всю зиму спит в норке, имеет колючую шубку.

(Приложение 2)

Но пришли они не просто так, а за помощью.

Заспорили они между собой не на шутку. Белка нашла в лесу 4 больших гриба и 3 маленьких. А ёжик нашёл 3 больших гриба и 4 маленьких.

Каждый из зверьков утверждает, что у него грибов больше.

Как вы думаете, кто из них прав?

У нас проблема:

Как вы думаете, что нам предстоит сделать?

- Что нужно провести, чтобы разобраться в этой проблеме?

Тогда начнём.

Это белка.

Это ёжик.

Ответы учащихся. Каждый высказывает своё мнение.

Ответы детей.

Исследование.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: формулирование проблемы.

IV. Открытие нового материала (Выход из проблемной ситуации)

Цель: Добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность.

Возьмите из своего конверта квадратики.

- Сколько у белочки больших грибов?

Положите перед собой столько же больших квадратов, сколько у белочки больших грибов.

- Сколько у белочки маленьких грибов?

Положите рядом с большими квадратиками столько же маленьких квадратиков, сколько у белочки маленьких грибов.

- Сколько всего стало грибов у белочки?

- Как найти?

Прочитайте выражение, называя компоненты сложения.

Теперь возьмите конверт с треугольниками.

- Сколько у ёжика больших грибов?

Положите столько же больших треугольников, сколько у ёжика больших грибов?

 - Сколько у ёжика маленьких грибов?

Положите рядом с большими треугольниками столько же маленьких, сколько у ёжика маленьких грибов.        - Сколько всего грибов ёжика?

Как записать выражение?

Прочитайте это выражение.

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

(Приложение 3)

Сравните оба выражения.

 - Чем они похожи?

-  Чем отличаются?

- Сможет ли кто-нибудь  сформулировать правило?

Молодцы, ребята!

-Теперь мы сможем помочь белочке и ёжику?

Так что же сегодня мы будем делать  на уроке?

Четыре

выкладывают квадратики

Три

выкладывают квадратики.

Семь

4 + 3 = 7

Три.

Четыре.

Семь.

3 + 4 = 7

Одинаковые слагаемые и суммы

Слагаемые поменялись местами.

Учащиеся выводят правило.

Ответы детей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск выхода из затруднения;

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Физминутка

V. Первичное закрепление

Цель: создать условия для проверки понимания материала учащимися

-  А теперь давайте закрепим то, что узнали нового.

На доске записаны примеры:

7+3=                   3+7=

4+2=                   2+4=

6+4=                   4+6=

9+1=                   1+9=

6+3=                    3+9=

решают примеры по парам, объясняют, почему получились одинаковые суммы. Применяют изученное правило

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой по эталону.    (Приложение 4)

выполняют задание

Регулятивные: планируют собственную деятельность

Личностные: самоконтроль, самоанализ;

VII. Включение нового знания в систему знаний. Повторение

Цель: организовать работу в парах, в группах, самостоятельную работу. 

1. Работа в парах

Вы получили карточки с примерами. Решите примеры, затем поменяйтесь карточками и проверьте задания друг у друга.

2. Работа в группе.

«Математическое лото»

-Ребята, когда вы соберёте своё «Математическое лото», у вас должен получиться рисунок сказочного героя.

3. Работа по учебнику.

Работа над задачей

выполняют задания и проверяют решения друг у друга.

работают в группе, помогают друг другу, если понадобится.

выполняют самостоятельно.

Регулятивные: контролируют свои действия;

Коммуникативные: развивают умения работать в паре, в команде;

Вносят свой вклад в достижение общих результатов; участвуют в обсуждении.

VIII. Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

- Понравился вам урок?

-Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Какое новое правило мы открыли на уроке?

- Что у вас хорошо получилось на этом уроке?

 - Над чем ещё надо поработать?

Покажите, с каким настроением вы заканчиваете наш урок.

ответы детей

показывают смайлики

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике в 1 классе по теме "Переместительное свойство сложения.Состав чисел 4 и 6. Классификация предметов".

В данном материале предоставлена технологическая карта урока по математике в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока математики во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Подготовка к изучению устных проёмов вычислений. Переместительное свойство сложения".

На уроке решаются такие учебные задачи, как повторение свойств сложения; тренировка в решении задач; умение находить периметр прямоугольника....

Технологическая карта урока: "Свойства сложения" (УМК Школа России, 2 класс)

Цель: формирование у обучающегося представлений о группировке слагаемых.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с группировкой слагаемых.2. Отрабатывать умения и навыки сложения.Развивающи...