Мастер-класс «Счётный материал на уроках математики».
учебно-методический материал по математике

Злобина Ольга Анатольевна

Учебные пособия  фирмы “Спектра” как средство для совершенствования предметно-развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Счётный материал на уроках математики».

        Учебные пособия  фирмы “Спектра” как средство для совершенствования предметно-развивающей среды

        Подготовка учителя к уроку в начальной школе требует творческого подхода, умения заинтересовать детей, сделать процесс обучения занимательным и в результате успешным. Важным фактором создания таких условий стало появление дидактического развивающего материала «Спектра».

       Приятная фактура настоящего дерева, яркая окраска пособий сразу привлекают к себе внимание не только детей, но и взрослых. Всем хочется рассмотреть, познакомиться поближе, поиграть с материалом. Стало понятным, что данные пособия помогут разнообразить деятельность учащихся на уроках, сделают процесс формирования универсальных учебных действий живым, увлекательным. Вокруг ребёнка создаётся творческая атмосфера, которая помогает создать внутреннюю мотивацию успешности и постоянного движения вперёд, достичь таких личностных результатов, как  познавательный интерес к науке (мотивы).Пособия позволяют легко осваивать материал, без особого напряжения, усталости. Это очень важно для первоклассников, так как они быстро утомляются, им сложно концентрировать своё внимание, овладевать учебным материалом. Дидактические пособия «Спектра» помогают развивать тактильные центры, благотворно влияют на зрение, так как они крупные и красочные. Работа с пособиями позволяет детям чаще двигаться на уроке, а учителю позволяет построить урок так, чтобы он был динамичным и интересным, что в свою очередь благотворно сказывается на здоровье детей. Важно  для первого класса в учебном процессе использовать пособия Спектра, так как они помогают реализовать возможности:

- сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка;
- повысить эффективность учебной деятельности школьников;
- повысить интенсивность урока и ввести элемент игры;
- организовать динамическую паузу;
- развивать мышление, речь, творческие способности;
- широко использовать деятельностный  метод обучения, когда каждый   ребенок получает знания самостоятельно;

- работать в своем темпе каждому ребенку, необходимом для формирования учебных действий.

Хочу поделиться опытом своей работы по использованию таких пособий, как  Кораблики, Бусы.

звуков в слове "машина".

2.  Кораблики

            Деревянная основа с двумя рядами фишек: с одной стороны красного, а с другой  синего цвета. На обороте деревянной основы имеются цифры. Вводятся понятия:  «математические кораблики», «кораблик», «фишка», цвет, ряд чисел (с изнаночной стороны),  «ящик-пенал»,в котором хранятся «кораблики»

Оборудование влияет на развитие различных сторон мышления:

  • Наглядно-действенного
  • Наглядно-образного
  • Словесно-логического

Математические кораблики  можно использовать при формировании: 

  • понятия числа и развития вычислительных навыков; 
  • навыков прямого и обратного счета  в пределах 20;
  • знания числовой последовательности и порядкового счета;
  • знаний о составе чисел первого и второго десятков;
  • отношений «больше на…», «меньше на…»;
  • о  свойствах сложения и нахождения неизвестных компонентов,;
  • умения решать текстовые задачи арифметическим способом с опорой на модель.

 Ознакомлю вас с некоторыми заданиями и формами работы :

1.Прямой и обратный счёт. Пересчитывание фишек. Если кораблики перевернуть, то на обратной стороне будут цифры от 1 до 20. (Распределите роли в паре: один ведет прямой счет, а другой-обратный);    

     2. Игра на закрепление последовательности ряда чисел.

«Кораблики» следуют один за другим и загружены фишками синей стороной вверх (от1 до 10). Все цифры закрыты фишками. Под диктовку учителя дети постепенно переворачивают фишки красной стороной вверх.

- Обозначьте красной фишкой число, которое:

  • следует за числом 6;
  • следует перед числом 3;
  • стоит между числами 5 и 7;
  • больше числа 2, но меньше числа 4;
  • самое большое однозначное число;
  • предшествует числу 2;
  • следует за числом 4;
  • следует перед числом 5.

- Какое число закрыто синей фишкой?

(В результате действий под синей фишкой осталось число 8. Это показывает, что ученик правильно выполнил работу.)

             

3. Знакомство с числом и цифрой. Например, с числом 6:  к 5 красным фишкам добавить 1 синюю. Сколько всего фишек стало? Какой цифрой обозначим? ( делают вывод: прибавить к числу 1, значит назвать число, которое следует за ним при счете);

4.Знакомство с составом числа 6: Дети выставляют 6 фишек красного цвета в двух корабликах, затем переворачивают сначала одну фишку (1+5), затем вторую (2+4), затем третью (3+3) и т.д. (развивается умение слушать друг друга, делать выводы, умение договориться, кто будет перед классом представлять свою работу);

5. Решение примеров с переходом через разряд. Например, 6+5. Детям предлагается выложить 6 фишек синего цвета в 1 и во 2-ом корабликах, в 3-м – 5 красных. Затем дети дополняют 2-й кораблик  до 10 красными фишками и видят, что в 3-м кораблике осталась одна фишка. Опираясь на свои знания: прибавить 1, значит назвать следующее при счёте число, т.е. 11 или 10 и 1, получится 11 (происходит открытие нового знания, установление закономерностей, использование уже имеющихся знаний);

6.Нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого и уменьшаемого. Дети решают примеры вида: 4+…=7, 6-…=3, …-4=2. Иллюстрируют решение при помощи фишек:4+…=7 , выставляют 7 фишек красного цвета, из них переворачивают 4, 3 красные фишки- это второе слагаемое.  (совместный поиск решения, умение отстаивать свою точку зрения);

7.Выводим математические правила (перестановка слагаемых).Дети выставляют на 1-ом кораблике 5 красных фишек и 5 синих фишек на втором. Сколько всего фишек? (10), меняем кораблики местами. Сколько всего фишек? (10) Что заметили? (умение оперировать математическими терминами, делать выводы);

8.«Двузначные числа» для усвоения детьми разрядов десятков и единиц. «Математические кораблики» мы переворачиваем вертикально (колонка слева– разряд десятков, колонка справа – разряд единиц).

Задания:

  • Покажите число в котором 2 десятка и 4 единицы. Запишите это число. Увеличьте это число на 3 единицы. Запишите это число.
  • Увеличьте это число на 5 десятков. Запишите это число.
  • Уменьшите это число на 6 единиц. Запишите это число.

9.Решение задач. При помощи фишек демонстрируем  решение задачи: У Коли 3марки, а у Саши на 2 марки больше. Сколько марок у Саши? Дети выставляют  столько фишек, сколько марок у Коли-3.Что значит: у Саши на 2 марки больше? Это значит, что у него столько же марок, сколько у Коли, да еще 2, т.е. 3+2=5.выставляют 5 фишек.

      На этапе закрепления и отработки вычислительных навыков я использую «Альбом заданий». Альбом состоит из карточек, на каждой карточке дан образец выполнения задания.(работа с карточками способствует  развитию навыков самостоятельной и парной работы)

«Математические кораблики» я применяю для развития логического мышления. Умение расставлять, располагать, размещать предметы, составлять узоры, перемещать, передвигать фишки развивает комбинационные способности.

Задания:  Расположите 7 кружков в 6 рядов по 3 в каждом ряду.

Ответы.                                                                

Оборудование может быть использовано не только при изучении нового материала, но на уроках закрепления и проверки знаний.     Результативность работы нашего контрольного класса с «Математическими корабликами» по сравнению с контрольным классом  при изучении вышеуказанных тем можно увидеть на данной диаграмме:

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ БУСЫ» я использую при работе с детьми 1 класса. В комплекте демонстрационные и индивидуальные бусы. Для удобства они окрашены в два цвета (синий и красный), по пять штук.  Это оборудование помогает в изучении тем:

- Счёт предметов в пределах 10,20,100.

- Присчитывание и отсчитывание по единице.

- Состав чисел в пределах 10,20,100.

-Сложение и вычитание в пределах 10,20,100.

- Уменьшить на… Увеличить на…

- Переместительное свойство сложения.

-Сложение и вычитание «круглых» десятков.

 - Решение простых задач на уровне символов.

Виды заданий при работе с данным оборудованием:

  • пересчёт бусин на веревочке (далее это упражнение можно выполнять с закрытыми глазами);

  • Отложи столько бусин, сколько медвежат. (Больше или меньше, чем зайчат.)
  • Отложи 4 бусины. Добавь к ним ещё 2. Сколько бусин стало? Запиши это числовым выражением.
  • Отложи 5 бусин. Уменьши их количество на 2. Сколько бусин осталось? Запиши это числовым выражением.
  • Сделай иллюстрацию к задаче. На веточке сидело 3 воробья. 2 птички улетели. Потом прилетели 4 синицы. Сколько птиц стало?
  • Давайте найдём значение длинного числового выражения:      

2+5-4+1+4-2=

Из опыта: «Бусы» могут быть использованы физкультурных минутках, на уроках, обучения грамоте, чтобы посчитать количество слов в предложении, количество звуков и букв в слове.

     Возможности  бус не ограничиваются математическими упражнениями, их  можно использовать для развития мелких мышц пальцев и  рук, а также  для релаксации.

Упражнения  для пальчиков:

  • положить бусы на парту, пересчитывать бусины синие - правой рукой, красные - левой  одновременно указательными пальцами, затем средними и т.д.;
  • левой рукой бусы держать  навесу, правой передвигать бусины по веревочке, и наоборот;
  • взять бусы так, чтобы  бусины были между ладоням, потереть ладошки.

Упражнение  для релаксации:

Ученик сидит, отклонившись на спинку стула, перебирает бусины одной  рукой, потом другой, затем обеими  ("эффект четок").

 Физкультминутка. Дети встают из-за столов, все движения не глядя на бусы, ответы хором. Учитель дает задание, выполняя которое дети совмещают прием вычисления с бусами и отдых.

Примеры задач:

- Ежик нашел три грибочка, два яблочка и одну грушу. Сколько всего припасов он понес в норку? (бусы над головой).

- На ветке сидели четыре синицы и два снегиря. Сколько всего птиц сидело на ветке? (руки с бусами вправо).

- Маша съела семь конфет, а Миша на две конфеты меньше. Сколько конфет съел Миша? (руки с бусами влево).

- На клумбе росло десять роз, шесть срезали. Сколько роз осталось на клумбе? (руки с бусами вниз).

Результативность работы с данным оборудованием по сравнению с контрольным классом можно увидеть на данной диаграмме:

Палитра

Так же на уроках математики можно использовать развивающее пособие «Палитра». Это пособие применяется на этапе закрепления для отработки  навыков счета в пределах 10, 20 по теме «Сложение и вычитание». Служит хорошим средством для развития у детей навыков самоконтроля и проверки своих знаний. Можно использовать в парной и групповой работе. Набор карточек в «Палитре» систематизирован по темам и разным уровням сложности.(дети имеют право выбора: выбрать задание себе по силам, сильный ученик может помочь слабому)

Для работы представлены следующие темы:

  1. Восприятие и внимание 1,2
  2. Нумерация.
  3. Счет в пределах 10,20,100,1000
  4. Табличное умножение.
  5. Устное умножение многозначных чисел.

Карточки каждого набора разно уровневые.

Методика работы. Ученик кладет карточку на доску так, чтобы она точно попала в пазы. Иначе решение при проверке окажется неверным. Учитель должен дать четкую установку детям: Не переворачивать карточку без разрешения. Затем все “краски” выкладываются на парту.

Теперь ребенок приступает к решению задания. Например, он выбирает машинку в круге (Карточка № 1 в комплекте “Восприятие и внимание 1”), <Рисунок 2> смотрит, какой цвет указан рядом с рисунком, находит нужную “краску” на парте, затем должен найти точно такую же машинку за кругом и около нее установить соответствующую “краску”. После этого операции повторяются до тех пор, пока все “краски” не будут разложены по местам.

Проверка работы. Когда работа закончена, то карточку переворачивают на другую сторону и цвет выбранной краски должен совпасть с цветом на карточке.

Существует несколько методов проверки выполненной работы.

1. Проверка учителем. При обнаружении ошибок, учитель снимает неверные “краски” и предлагает ребенку исправиться или просто называет количество ошибок, ученик должен найти их сам. После чего учитель выдаёт более сложную/простую карточку или другое задание.

2. Проверка в парах. При завершении работы, соседи по парте могут обменяться своими палитрами и проверить работы друг друга (Переворачивая или не переворачивая карточку на сторону с ответами). А затем уже обменяться карточками и продолжить работу далее.

3. Самопроверка. Ребенок, решив карточку, может самостоятельно перевернуть карточку и проверить свой результат.

Возможности применения. Использовать данное пособие можно на разных этапах учебной деятельности.

1. На уроке, на этапе закрепления. Дети работают в паре: один работает с красками без дырочек, второй с дырочками.

2. Во время дополнительных занятий, консультаций, как с отстающими, так и с мотивированными детьми.

3. Во внеклассных мероприятиях. (Конкурсы, математические соревнования и т.д.)

4. На математическом кружке. (Здесь некоторые карточки можно давать с опережением программы. Возможность использования зависит от уровня подготовки учащихся)

Заключение. В заключении хочется сказать, что дети с огромным удовольствием работают с данным пособием. Им нравится, что здесь не нужно писать, ошибку легко исправить и конечно, их привлекает именно делание, работа руками. Кроме того, данное пособие красочное, яркое. Сделано из прочного материала. Ребята постоянно ждут встречи с данным пособием. Интересуются, а будем ли мы работать с ним.Поэтому, я считаю, что для формирования положительной учебной мотивации пособие “Палитра” необходимо регулярно использовать в процессе обучения.

Дети любят работать и с математической мозаикой «Пирамида» - это набор пластиковых карточек в виде равносторонних треугольников для тренировочных упражнений, проходящих в игровой форме индивидуально или в группах. Чтобы собрать все карточки в пирамиду, нужно решить около 30 примеров на сложение (вычитание). Проблема мотивации уже решена - ведь ребенок играет, а значит, ему не скучно! Правильность сборки определяется так: каждая сторона треугольника имеет один цвет, внутри большого треугольника образуются круги одного цвета.

На своих уроках я использую и  карточки KLARO.  Они позволяют быстро проверить качество знаний, позволяют выявить пробелы в знаниях. Карточки КЛАРО из серии СПЕКТРА снабжены «волшебными» фломастерами. Ребёнок записывает ответы на решённые примеры на прозрачной плёнке, а перевернув вкладыш может их проверить самостоятельно.

Работая с данными математическими пособиями,  мы развиваем у детей такие важные учебные навыки как: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. В результате использования дидактических пособий создаются благоприятные условия для развития личности каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Применение технологии УДЕ на уроках математики"

Считаю, что данная технология известна давно, но применение технологии УДЕ на уроках математики всегда актуально....

Мастер-класс «Проблемно-диалогические технологии на уроках математики»

Цель: познакомить участников методического объединения с применением проблемно-диалогической технологии на уроках математики в 1 классе.Задачи:1.Обобщить опыт работы;2.Формирование творческих спо...

Мастер-класс "Компетентностно – ориентированные задания на уроках математики"

Почему  компетентностно – ориентированные задания?Во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном дл...

Мастер-класс "Развитие творческих начал на уроках математики"

Дана презентация Мастер-класса "Развитие творческих начал младшего школьника на уроках математики"....

Мастер-класс «Счётный материал на уроках математики с помощью учебных пособий фирмы “Спектра»

Приёмы работы с дидактическим развивающим материалом «Спектра»....

Мастер-класс для учителей по проведению урока математики в 1 классе по теме "Ломаная линия" (УМК "Школа России")

Презентация мастер-класса для учителей по уроку математики в 1 классе на тему "Ломаная линия". Выделены цели и задачи урока, отражены этапы урока....