Самоанализ урока математики
материал по математике (1 класс)

Трутнева Ольга Андреевна

Самоанализ урока математики. 1 класс.  Тема: «Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_po_matematike.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема: «Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц»

     На уроке были использованы:

  1. Математика. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 /М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. -  М.: Просвещение, 2012

 

  1. Моро М.И.,  Волкова С.И. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 М.: Просвещение, 2012.

    Урок математики дан  в 1 классе.

     Краткая психолого – педагогическая характеристика класса.

     В классе 7 обучающихся. 2 мальчика и 5 девочек. Уровень воспитанности  класса средний. Интеллектуальный потенциал выше среднего.  На уроках ребята  активны, темп работы высокий. Всегда высказывают много мнений и суждений на уроке. Умеют логически мыслить, большинство. Хорошая память, развито воображение. Старательны и ответственны. Предпочитают поиск решения, а не готовые ответы. Любят работать в группах, в парах, самостоятельно. Работаем так не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, на классных часах. Учиться им нравится и учиться хотят.

     

Тема урока: «Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц»

Планируемые результаты:

Предметные: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; продолжить закрепление вычислительного навыка для случаев прибавить и вычесть 2;

Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем  на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; находить и читать информацию, представленную различными способами.

Коммуникативные: принимать участие в работе в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.

Личностные: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап).

Новое знание: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц

Тип урока: урок изучения нового материала

Ведущий метод: частично – поисковый

По данной теме это первый урок.

На уроке предлагаются подготовительные задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, пока без использования понятия «столько же», так как в задаче происходит изменение численности одного множества: было…, а стало больше или меньше на столько – то. Это другая формулировка задач на нахождение суммы и остатка: почему стало больше? Купили, подарили ещё…. Почему стало меньше? Потерял, подарил. Как правило решение таких задач не вызывает у учеников затруднений.

        К этому  уроку  обучающиеся знают:

  • Структуру задачи: условие, вопрос.
  • Анализируют задачу.
  • Моделируют с помощью схематических рисунков условие и вопрос задачи.
  • Записывают решение и ответ задачи.
  • Выделять задачи из предложенных текстов.
  • Используют при решении задачи приём решение по «цепочке».

     Я считаю, что урок состоялся. Удалось создать ситуацию частичного поиска решения. К получению новых знаний я подвела своих учеников с помощью заданий и вопросов, отвечая на которые они приобрели новые знания по решению задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц

     Учащиеся и я  эмоционально к уроку готовы.

     Первый этап урока – организация класса,  учащиеся были психологически подготовлены к восприятию нового материала. Дана зарядка для успешности. С помощью неё обучающиеся настроились на внимание, работоспособность, организованность, доброжелательное отношение друг к другу.

     Второй этап  урока  –  устный счёт,  обучающиеся анализировали геометрический материал (продолжение узора), анализировали числовой ряд (находили закономерность расположения чисел и продолжали его), делали выводы, работали в паре,  самостоятельно работали у доски, решая примеры, анализировали, группировали, сравнивали математические выражения, работали с таблицей. С помощью сигнальных карточек оценивали работу товарищей. При решении примеров использована обратная связь.

     Третий этап  урока - целеполагание удалось создать проблемную ситуацию, когда учащимся надо было из предложенных текстов найти задачи, доказав это. Учащиеся назвали тему урока: решение задач. Анализируя математические выражения на сложение и вычитание, ученики сделали  вывод, когда увеличиваем – прибавляем, становится больше.

Когда уменьшаем – вычитаем, становится меньше, соответственно будем решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Так же ученики предположили, что решая задачи на увеличение на несколько единиц, мы будем прибавлять, а при решении задач на уменьшение на несколько единиц нужно вычитать.

      Считаю, что мои вопросы, задания  по сложности вызывали у некоторых обучающихся затруднения, но в то же время они были посильными для самостоятельного нахождения ответа.

     Четвёртый этап  урока – новая тема, я использовала электронное приложение к учебнику. Материал на диске по решению данных задач даётся в готовом виде, но я посчитала возможным его использование. Так как на предыдущем этапе для учеников были созданы ситуации частичного поиска решения, эвристической беседы, выдвижения предположений, на основе диалога, побуждающего к тому, чтобы выдвинуть гипотезы, поэтому на данном этапе урока, с помощью материала электронного приложения учащиеся подтвердили свою гипотезу о решении задач. Если происходит увеличение на несколько единиц, задача решается сложением, если происходит уменьшение на несколько единиц, задача решается вычитанием.

Физкультминутка (1 минута) Была проведена именно сейчас, когда я увидела, что дети наиболее устали

Пятый этап  урока – закрепление материала. Дети решали задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.        На предыдущих уроках начат и на этом уроке  продолжена работа по овладению детьми теми операциями, которые составляют процесс решения задачи. Процесс решения задачи будет осознанным только тогда, когда ученик сам называет последовательные операции и сам их выполняет. Для формирования умения решать задачу я использовала приём – решение задачи «по цепочке»

Мне известно: У Люси было 4 тетради, стало на 2 больше – это условие.

Надо узнать: сколько тетрадей стало у Люси? Это вопрос.

Рисую и объясняю: 4 кружка красного цвета да ещё 2 кружка зелёного, объединяю, значит 4 и 2 надо сложить.

Называю решение: 4 + 2 = 6, предметов стало больше – поэтому сложили

Называю ответ: 6 тетрадей

    На этом же этапе урока учащиеся выполнили ещё одну задачу урока: найти на рисунках и назвать геометрические фигуры. Данный вид работы проводился фронтально. Для повышения интереса мною была загадана загадка о героине сказки, изображённой на рисунке. Ребята назвали автора сказки.

Ученики успешно выделили знакомые геометрические фигуры на рисунке.

 Шестой этап урока – рефлексия.  На данном этапе урока ученики практически применили свои знания по умению решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Я предложила самостоятельную работу в тетрадях на печатной основе. По вариантам.  Два ученика решали задачу у доски под «шторкой». Ученикам, которые испытывали трудность при решении этих задач мною была оказана помощь, таких учеников оказалось двое. 7 человек выполняли это задание. 2 человека выполнили его с моей помощью.  Это ученица повторно обучающаяся в 1 классе и мальчик медленно воспринимающий информацию, с ними я продолжу работу индивидуально, после уроков, на дополнительных занятиях. Остальные 5 человек задание выполнили без ошибок.

На этом же этапе урока мои ученики оценили себя по шкале: трудность материала, интерес на уроке, мой успех на уроке.

Результаты получились следующие:

  • Трудность материала: 72% учеников отметили, что материал не вызвал особых трудностей; 28% учеников испытали трудности нового материала. Это двое моих учеников
  • Интерес к материалу на уроке: высокий интерес проявили 86% учеников; низкий интерес проявили  14%, 1 ученик.
  • Успех на уроке: успешность своей деятельности отметили 86%, невысокий успех 14%.

Шестой этап урока – итог урока. На этом этапе урока ученики ответили на вопрос: какие новые знания вы получили на этом уроке и как их применить на практике.  

Для учеников, которые самостоятельно быстро закончили решение задачи, я предложила работу по составу числа. В конвертах находились монеты достоинством 5, 2 и 1 руб. Надо было набрать разными способами суммы 8, 9, 10 руб.        

     Считаю, что цель урока достигнута. Учащиеся открыли новые знания и  применили их при самостоятельном решении задач, отметили, где они им пригодятся в жизни.

     Цель урока была достигнута через  планируемые результаты: предметные, метапредметные: регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные.

     Применённые технологии на уроке.

  • Частично – поисковый.
  • Работа в парах, группах.
  • Системно – деятельностный подход..
  • Здоровьесберегающая
  • Обучение в диалоге
  • Развивающего обучения

     Время на уроке было распределено рационально. В момент  наибольшей усталости проведена физкультминутка.

     Контроль знаний – самоконтроль, взаимоконтроль, обратная связь, самооценка.

     Атмосфера на уроке благоприятная.

     В течение урока было проанализировано и решено 28                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         примеров.  Из них устно 8; письменно 12, с обратной связью 8.

Решено и проанализировано 8 задач. Устно 4 задачи, письменно 4, с обратной связью 2 задачи.

На полном уровне самостоятельности решено 2 задачи и 12 примеров.

При решении задач допустили ошибки 2 человека, 5 без ошибок.

При самостоятельном решении примеров не допущено ошибок.

Результат 72 %   усвоения. Данный уровень удовлетворяет на данном этапе изучения темы.

     Причина хорошего результата – хорошо усвоены предыдущие темы по решению и структуре задач, применение метода решения задач  по «цепочке», грамотное применение новых знаний, усвоение табличных случаев прибавления и вычитания 1 и 2; хорошо развита память, внимательность, умение работать самостоятельно, умение себя контролировать, работать сосредоточенно, умение организовать свою учебную деятельность.

     Причина плохого усвоения – 2 учащихся, неумение работать сосредоточенно, невнимательность, низкий темп работы, отсутствие учебной зрелости.

     На высоком уровне самоконтроля выполнили работу

  • Без ошибок 3 учащихся
  • Исправили до фронтальной проверки 1

На среднем уровне самоконтроля выполнили работу 1

На низком уровне самоконтроля выполнили работу 2

     Считаю, что цель урока достигнута. Обучающиеся самостоятельно открыли новые знания, смогли их применить при самостоятельном решении задач. Уровень усвоения достаточный на данном этапе изучения темы.  

   

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока математики, проведенного в 3 «Б» классе учителем Ивченко Еленой Викторовной 15.02.12 года.

Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Умножение трехзначных чисел на однозначное ». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучении темы «Умножение трехзначных чисел...

Презентация. Самоанализ урока математики в 4 классе "Время. Единицы времени"

Данный урок входит в раздел: "Величины". Цель урока: обобщение знаний по теме "Время. Единицы времени". При выполнении заданий обучающиеся не только повторяют и обобщают программный материал, но и зна...

самоанализ урока математики

Данный урок проходит в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК «Школа России», учебник математики  для второго класса начальной школы в 2 ч. Ч. 1. М.И. Мор...

Образец самоанализа урока математики (Л. Г. Петерсон) во 2 классе.

В документе представлены тема урока, цели, задачи и рассуждения самоанализа учителя....

самоанализ урока математики в 1 классе, тема: Число 10.

самоанализ урока математики в 1 классе, тема: Число 10....

Самоанализ урока математики в 1 классе

Самоанализ урока математики в 1 классеУМК «Школа России»МБОУ «Гимназия № 13»  г. Новомосковска Тульской областиБабич Галины Анатольевны...