Главные вкладки

    "Решение задач с косвенными вопросами"
    план-конспект урока по математике (3 класс)

    Зайцева Светлана Анатольевна

    Цели:1) Познакомить с задачей содержащей косвенный вопрос;

    продолжить работу над составной задачей, повторить

    решение выражений изученных видов.

    2) Развивать мыслительные операции, внимание, речь

    3) Воспитывать чувство взаимовыручки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_reshenie_sostavnyh_zadach_v_kosvennoy_forme.docx238.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С КОСЕННЫМИ ВОПРОСАМИ

    Цели:1) Познакомить с задачей содержащей косвенный вопрос;

    продолжить работу над составной задачей, повторить

    решение выражений изученных видов.

    2) Развивать мыслительные операции, внимание, речь

    3) Воспитывать чувство взаимовыручки.

    ХОД УРОКА:

    Запланированная деятельность на уроке

    1. ( 3 минуты) 

    Позитивный настрой

    ПОЖМЕМ ДРУГ ДРУГУ РУКИ,

    УДАЧИ ПОЖЕЛАЕМ

    С ПРЕКРАСНЫМ НАСТРОЕНИЕМ

    УРОК НАШ НАЧИНАЕМ!!!

    -Ребята, какое животные вы видите на рисунке? Вы уверенны? А если перевернуть?

    ЭТО C:\Users\Светлана\Desktop\rebus_14.png

    Кто мне скажет тему сегодняшнего урока? (Решение задач с косвенными вопросами)

    1. (3 минуты) Заполнить схему. Расставить знаки арифметических действий.

    Алгоритм решения задач

       1 Прочитать задачу.

       2 Выделить ключевые слова.

       3 Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.

       4 Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.

       5 Выбрать действие.

       6 Решить задачу.

       7 Записать ответ.

    1. (10 минут) Сейчас попробуем заполнить схему, в которой слова предлог НА поменяли на предлог В.

    Для этого решите задачу с помощью алгоритма и заполните схему.

    ГРУППОВАЯ РАБОТА

    В сентябре было 9 дождливых дней, а в октябре – на 8 больше. Сколько дождливых дней было в октябре?

      ________________________________________

    В сентябре было 9 дождливых дней, это на 8 больше, чем в октябре. Сколько дождливых дней было в октябре?

       ____________________________________________

    В летнем лагере отдыхают 120 мальчиков, что в 2 раза больше , чем девочек. Сколько всего детей отдыхает в лагере?

    120 : 2 = 60 (д)- девочек

    120 + 60 = 180 (д)- всего

    ДОПИШИ ЗНАК  что в … б (:)- косвенная форма

    В летнем лагере отдыхают 120 мальчиков, а девочек в 2 раза больше. Сколько всего детей отдыхает в лагере?

    120 * 2 = 240 (д)- девочек

    120 + 240 = 360 (д)- всего

    ДОПИШИ ЗНАК  в … б (*)- прямая форма

    Прямые вопросы

    Косвенные вопросы

    НА … БОЛЬШЕ (   )

    ЧТО (ЭТО) НА … БОЛЬШЕ (  )

    Прямые вопросы

    Косвенные вопросы

    В … БОЛЬШЕ (   )

    ЧТО (ЭТО) В … БОЛЬШЕ (   )

    В сентябре было 9 дождливых дней, а в октябре – на 8 меньше. Сколько дождливых дней было в октябре?

      ________________________________________

    В сентябре было 9 дождливых дней, это на 8 меньше, чем в октябре. Сколько дождливых дней было в октябре?

       ____________________________________________

    В летнем лагере отдыхают 120 мальчиков, это в 2 раза меньше , чем девочек. Сколько всего детей отдыхает в лагере?

    120 * 2 = 240 (д)- мальчиков

    240 + 120= 360 (д)- всего

    ДОПИШИ ЗНАК  что в … м (*)- косвенная форма

    В летнем лагере отдыхают 120 мальчиков, а девочек в 2 раза меньше. Сколько всего детей отдыхает в лагере?

    120 : 2 = 60 (д)- девочек

    120 + 60 = 180 (д)- всего

    ДОПИШИ ЗНАК  в … м (:)- прямая форма

    Прямые вопросы

    Косвенные вопросы

    НА … МЕНЬШЕ (  )  

    ЧТО (ЭТО) НА … МЕНЬШЕ (  )

    Прямые вопросы

    Косвенные вопросы

    В … МЕНЬШЕ (   )

    ЧТО (ЭТО) В … МЕНЬШЕ (   )

    ВЫВОД: В ЗАДАЧАХ С ПРЯМЫМ ВОПРОСОМ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ, ТАК КАК ГОВОРИТСЯ. ВЗАДАЧАХ С КОСВЕННЫМИ ВОПРОСАМИ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ НАОБОРОТ.

    Прямые вопросы

    Косвенные вопросы

    НА … БОЛЬШЕ ( +  )

    НА … МЕНЬШЕ ( - )  

    ЧТО (ЭТО) НА … БОЛЬШЕ ( - )

    ЧТО (ЭТО) НА … МЕНЬШЕ ( + )

    Прямые вопросы

    Косвенные вопросы

    В … БОЛЬШЕ ( *  )

    В … МЕНЬШЕ (  : )

    ЧТО (ЭТО) В … БОЛЬШЕ ( :  )

    ЧТО (ЭТО) В … МЕНЬШЕ ( *  )

    1.  (5 минут) Закрепление. ВИДЕОУРОК (в тетради)

    1. (5 минут) Решение задач по учебнику стр 56 № 4.

    Самостоятельная проверка по эталону

    Вид задачи _________________________________

    В летнем лагере группа из 64 человек отправилась в поход в горы, это в 4 раза меньше, чем количество детей, оставшихся в лагере. Сколько всего детей отдыхало в лагере?

    Подчеркни условие зеленым карандашом, а вопрос красным карандашом.

    КРАТКОЕ УСЛОВИЕ

    _______________________

    _______________________

    ВЫРАЖЕНИЕ

    РЕШЕНИЕ

       _____________________________

     

       _____________________________

    ОТВЕТ

    Вид задачи _________________________________

    В летнем лагере отдыхают 156 мальчиков, что в 2 раза больше, чем девочек. Сколько всего детей отдыхает в лагере?

    Подчеркни условие зеленым карандашом, а вопрос красным карандашом.

    КРАТКОЕ УСЛОВИЕ

    _______________________

    _______________________

    ВЫРАЖЕНИЕ

    РЕШЕНИЕ

       _____________________________

     

       _____________________________

    ОТВЕТ

    Вид задачи Составная задача в косвенной форме

    В летнем лагере группа из 64 человек отправилась в поход в горы, это в 4 раза меньше, чем количество детей, оставшихся в лагере. Сколько всего детей отдыхало в лагере?

    Подчеркни условие зеленым карандашом, а вопрос красным карандашом.

    КРАТКОЕ УСЛОВИЕ

    Отправились- 64 ч

                                                                    ? ч

    Остались- ? ч, это в 4 р меньше

    ВЫРАЖЕНИЕ

    64 + 64 : 4 = 80 (ч)

    РЕШЕНИЕ

    1. 64 : 4 = 16 (ч)- остал.
    2. 64 + 16 = 80 (ч)- всего

     

       

    ОТВЕТ

    Всего в лагере отдыхало 80 детей

    Вид задачи Составная задача в косвенной форме

    В летнем лагере отдыхают 156 мальчиков, что в 2 раза больше, чем девочек. Сколько всего детей отдыхает в лагере?

    Подчеркни условие зеленым карандашом, а вопрос красным карандашом.

    КРАТКОЕ УСЛОВИЕ

    Мальчиков- 156 д, что в 2 р больше

                                                                                ? д

    Девочек- ? д

    ВЫРАЖЕНИЕ

    156 + 156 : 2= 234 (р)

    РЕШЕНИЕ

    1. 156 : 2 = 78 (д)- девочек
    2. 156 + 78 = 234 (р)- всего

    ОТВЕТ

    Всего в лагере отдыхает 234 ребенка

    1. (10 минут) Задания для самостоятельной работы у доски на повторение стр 56 № 5 (у доски)

    Х = 865                        а = 50

    Х = 72                        х = 348

    Х = 15                        х = 845

    1. (2 минуты) Дополнительное задание стр 55 № . Вырази в указанных единицах измерения. (устно)

    1. РЕФЛЕКСИЯ

    (1 минута) Что нового узнали?

    Какие задачи решали?

    Всем понятно решение составных задач в косвенной форме?

    СИНКВЕЙН- ЗАДАЧА (по цветам)

    Зеленый- все получилось

    Желтый- еще нужно поработать

    Красный- ничего не понятно

    Рефлексия- ТЕСТ

    ИМЯ __________________________

    Задачи с вопросами в косвенной форме

    Задание 1 Укажи неверные высказывания.

    1) Если в задаче говорится: "это на ... больше ...", то неизвестное находится действием сложения.

    2) Если в задаче говорится: "он на... меньше ...", то неизвестное находится действием вычитания.

    3) Если в задаче говорится: "что на ... больше ...", то неизвестное находится действием вычитания.

    4) Если в задаче говорится: "он на... меньше ...", то неизвестное находится действием сложения.

    5) Если в задаче говорится: "это на ... меньше ...", то неизвестное находится действием сложения.

    Задание 2 К каждой из данных задач подбери ответ.

    1) 65

    2) 237

    3) 356

    4) 55

    5) 168

    __ Андрей и Сергей соревновались в беге на 1000 м. Сергей пробежал дистанцию за 5 мин 27 с. Он на 29 с опередил Андрея. За сколько секунд пробежал дистанцию Андрей?

    __ Грибники нашли 36 подберёзовиков, а боровиков на 7 меньше. Сколько всего грибов нашли грибники?

    __ В школьную столовую привезли 96 кг картофеля, а моркови на 24 кг меньше. Сколько картофеля и моркови привезли в школьную столовую?

    __ Галя и Света прыгали через скакалку. Галя прыгнула без остановки 128 раз подряд, что на 19 раз больше, чем Света. Сколько всего прыжков сделали обе девочки?

    __ В 4 "А" классе  29 учеников. Это на 3 ученика больше, чем в 4 "Б" классе. Сколько всего учеников в 4 "А" и 4 "Б" классах?

    Задание 3 Реши задачу.

    Для приготовления крема взяли 250 г сахара. Его взяли на 150 г меньше, чем сметаны. Сколько получилось сметанного крема?

    Запишите число:

     ___________________________

    Задание 4 Прочитай задачу. Выбери верное решение этой задачи.

    В огороде собрали 94 кг огурцов. Их было на 76 кг меньше, чем помидоров. Сколько помидоров собрали в огороде?

    1) 94 + 76 = 170 (кг)

    2) 94 - 76 = 18 (кг)

    Задание 5 Среди данных задач найди задачи с вопросами в косвенной форме.

    1) Андрей и Сергей соревновались в беге на 1000 м. Сергей пробежал дистанцию за 5 мин 27 с. Он на 29 с опередил Андрея. За сколько секунд пробежал дистанцию Андрей?

    2) В 4 "А" классе  29 учеников. Это на 3 ученика больше, чем в 4 "Б" классе. Сколько учеников в  4 "Б" классе?

    3) В школьную столовую привезли 96 кг картофеля, а моркови на 24 кг меньше. Сколько моркови привезли в школьную столовую?

    4) Грибники нашли 26 подберёзовиков, а боровиков на 7 меньше. Сколько боровиков нашли грибники?

    5) Галя и Света прыгали через скакалку. Галя прыгнула без остановки 128 раз подряд, что на 19 раз больше, чем Света. Сколько раз прыгнула через скакалку без остановки Света?

    Задание 6 Посмотри на краткое условие задачи. Какая из данных задач подходит к этому краткому условию?

    1) В лесничестве было высажено 96 саженцев ели, а саженцев сосны - на 34 меньше. Сколько всего саженцев хвойных деревьев было высажено в лесничестве?

    2) В лесничестве было высажено 96 саженцев ели. Их посадили на 34 саженца меньше, чем саженцев сосны. Сколько всего саженцев хвойных деревьев было высажено в лесничестве?

    Задание 7 Прочитай задачу. Выбери краткое условие, которое составлено верно по условию этой задачи.

    В соревнованиях по плаванию принимало участие 46 учеников начальных классов. Их было на 36 больше, чем старшеклассников. Сколько всего учащихся принимали участие в соревнованиях по плаванию?

    Задание 8 Реши задачу.

    Высота берёзы 45 м. Она на 12 м ниже тополя. Какова высота тополя?

    Запишите число:

     ___________________________


    Ответы:

    1) (4 б.) Верные ответы: 1; 2;

    2) (5 б.) Верные ответы:

            3;

            1;

            5;

            2;

            4;

    3) (4 б.): Верный ответ: 650.;

    4) (3 б.) Верные ответы: 1;

    5) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 5;

    6) (4 б.) Верные ответы: 2;

    7) (3 б.) Верные ответы:

    8) (4 б.): Верный ответ: 57.;

    Конец


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)

    Изучение данной темы представляет известную трудность....

    Урок математики 2 класс УМК «Гармония» по теме: Задачи с косвенным вопросом

    Урок математики 2 класс УМК «Гармония» Тема: Задачи с косвенным вопросомЦели: познакомить с задачей содержащей косвенный вопрос; продолжить работу над составной задачей, повтор...

    Задачи с косвенными вопросами. Объяснение и материал для закрепления .

    Задачи с косвенными вопросами вызывают затруднения у учащихся. В материале приводится пример решения и даны 8 задач на закрепление....

    Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)

    Материал предназначен для учителей начальных классов....

    Решение задач выраженных в косвенной форме

    Конспект урока и дидактические материалы...

    Конспект урока математики «Преобразование условия и вопроса задачи. Решение задач в 2 действия» (УМК «Школа России», 1 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование умения составлять план решения задачи в два действия, решать задачи в два действия.Планируемые результаты:         Предметные:...