Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие на планету Пифагора"
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Фокеева Ольга Николаевна

Цель: создать условия для развития логического мышления и развития интереса к математике.

Задачи:

- повторить и обобщить изученный материал по математике за 4 класс;

- развивать мышление и творческие способности учащихся;

- воспитывать чувства коллективизма и ответственности перед коллективом;

- расширять кругозор и воспитывать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_na_planetu_pifagora.doc944 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 по математике в 4 классе

«Путешествие на планету Пифагора»

Цель: создать условия для развития логического мышления и развития интереса к математике.

Задачи:

- повторить и обобщить изученный материал по математике за 4 класс;

- развивать мышление и творческие способности учащихся;

- воспитывать чувства коллективизма и ответственности перед коллективом;

- расширять кругозор и воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • планеты с надписями: «Вперед, к открытию новых неизученных планет!», «Математика – царица наук»;
  • выказывания великих людей;
  • медали для победителей;
  • звезды для отличившихся.

Ход занятия.

- Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас пригласить в наше необычное путешествие, которое мы решили совершить на современном космическом корабле и отправиться к самой таинственной, еще не разгаданной планете Пифагора.

- Ребята, а кто из вас знает, кто же такой Пифагор? (Ученики дают краткую справку об этом ученом.)

- Очень хорошо! А сейчас мы отправляемся в путь! Пристегните ремни. Внимание! (Звучит любая космическая музыка, сверкает светомузыка.) Но чтобы наш путь к планете был успешным, мы должны выполнять те  задания, которые спрятаны под звездами на нашем пути.
В этом большом математическом лабиринте есть много загадочных уголков, где мы и побываем сегодня, благодаря нашим знаниям. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку. Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику?

Ученик:

Без счёта не будет на улице света.

Без счёта не может подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата.

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Запомните все, что без точного счёта,

Не сдвинется с места любая работа!

- Математика это очень интересная наука.Слово «математика» пришло к нам из древнего языка, где означает «МАНТАНЕЙН» - «учиться приобретать знания». Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».

1 станция  "Соображай-ка»

 --- Конкурс «Математическая разминка»:

Чтоб наше путешествие по лабиринту прошло без заминки,

Его мы начинаем...

Ну, конечно, с разминки!

- Расставь знаки действий и, если надо, скобки так, чтобы выражения были верными.

Каждый верный ответ – 1 балл.

а)    5 5 5 5=2                                          б) 5 5 5 5=9                

ответы:  5:5+5:5=2                                   5+5-5:5=9        

а)  3 3 3 3 3 =13                                    б)  5 5 5 5 5 =31 

ответы: 3х3+3+3:3=13                           5х5+5+5:5=31     

а)  7 7 7 7 =9                                          б)  7 7 7 7 =35               

ответы: (7+7):7+7=9                               7х7-(7+7)=35

 --- Конкурс «Разгадайте ребусы»

-На экране 8 ребусов для обеих команд.
Какая команда правильнее и быстрее разгадает ребусы.
Каждый ребус – 1 балл.     

2 станция "Внимательная"

---  Конкурс «Остров задач» :

Сначала послушайте индусскую притчу.

Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того, кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольёт ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошёл один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко". Ты слышал крики, выстрелы? - спросил его магараджа. - Ты видел, как тебя пугали?" "Нет, повелитель я смотрел на молоко".

Не слышать и не видеть ничего постороннего, - вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь мы проверим, насколько внимательны представители наших команд. Сейчас для вас я прочитаю задачи, но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце.

За каждую решенную задачу присуждается 2 звезды.

Задачи:

1. В автобусе ехали 25 человек.

На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.

На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.

На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.

На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.

На следующей остановке вышли 5 человек.

Сколько было остановок? (5 остановок)

2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам?
(5 гостей)

3. Летняя задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)


4.  Очень много дел у Оли:
в магазине купить соли,
вымыть пол,
покрасить стол,
привести из сада Сашу,
сварить рисовую кашу,
не лениться, если в школе.
Скажи, сколько дел у Оли? (6 дел)

--- Конкурс « Пустыня чисел»
- Ребята, что вы знаете о пустыне?
- Правильно, там очень много песка, солнца, нет воды. А какие животные там обитают?
- А еще к пустыне приспособлен верблюд. У него очень широкие подошвы, которые помогают ему не проваливаться, он может очень долго обходиться без воды.
- Посмотрите на эту пустыню, верблюды выстроились в ряд. Когда они идут друг за другом – это слово называется …КАРАВАН.
И здесь нам нужно выполнить задание. Найдите лишнего верблюда (число)
4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 16,234,546  (9)

450,451,452,453,454,455,505,456,457,458   (505)
1 ,2 ,3, 4, 5 ,19 ,6 ,7,8,9   (19)
277,276, 275, 274, 273, 300, 272, 271, 270   (300)

3 станция  "Угадай-ка"

 ---  Конкурс «Назови слова на букву…»

- Я  буду читать предложения, а вы заменяете его одним словом, связанным с математикой. Каждый верный ответ – 1 балл.

«Слова на букву «К» (для 1команды)

1. Геометрическая фигура, четырехугольник                     (квадрат)

2 . 1000 метров – это…                                                          (километр)

3 . 1000 грамм – это …                                                          (килограмм)

4. Наименьшая денежная единица в России.                      (копейка)

5. Устройство,  облегчающее выполнение сложных арифметических

действий.                                                                               (калькулятор)

« Слова на букву «П» (для 2команды)

1 . Сумма длин всех сторон многоугольника                        (периметр)

2 . Геометрическая фигура, четырехугольник                       (прямоугольник)

3 . Результат  умножения                                                         (произведение)

4 . Знак  сложения                                                                      (плюс)

5. Линия, не имеющая ни начала, ни конца                            (прямая)

--- Конкурс «Разгадай кроссворд»

-За правильно решённый кроссворд команда получает 5 баллов.

Описание: http://sob.znate.ru/tw_files2/urls_4/8/d-7388/7z-docs/2_html_5d7fec94.gif

По горизонтали:
1. Действие, обратное умножению.
2. Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда.
3. Название знака действия.
4. Наименьшее однозначное число.

По вертикали:
5. Наименьшая единица времени.
6. Число, выраженное единицей шестого разряда.
7. Фигура, ограниченная окружностью.

Ответы: 1. Деление. 2. Нуль. 3. Минус. 4. Один. 5. Секунда. 6. Миллион. 7. Круг

4 станция "Сказочная"

--- Конкурс «Подземелье злых ошибок»

Что такое подземелье?
- Здесь живут неграмотные дети , они не умеют решать примеры. Давайте поможем им исправить их ошибки.

150 -6=11               57+13=593
150+3=123             499 -5=455
23-4=18                   195+5=45
14-7+8=16               15-7+8=16
69-9+4=55                74-30-4=40

- Молодцы, ребята!

5 станция "Игровая"

--- Игра  "Найди цифру".

На доске 2 плаката, на которых написаны числа от 1 до 21. Участники команды (по одному от каждой команды) зачеркивают их по порядку.

Победившей команде – 5 баллов

1

19

5

 

14

7

1

9

11

17

 

4

20

10

13

21

3

 

11

15

13

4

8

12

 

2

8

6

10

14

6

 

16

12

17

18

2

16

 

5

18

3

15

20

7

 

19

9

21

---  Конкурс «Конкурс капитанов»

Как песня не может прожить без баяна,

Команда не может без капитана!

Капитан, справившийся  с заданием первым, приносит своей команде 5 баллов.

-Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3.                                          Ответ: 23

--- Игра "Гонка за лидером".

Командам задаются вопросы - четные вопросы первой команде, нечетные - второй (команде-лидеру - первой). Верный ответ - 1 балл.

  1. 7 Х 8 = ?( 56 )
  2. 9 Х 6 = ?( 54 )
  3. Чему равна треть суток? (8 часов)
  4. Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
  5. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)
  6. Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели) 0 Х 112 =? (0)
  7. На какое число невозможно деление? (на 0)
  8. Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)
  9. Как называются числа, которые умножают? (множители)
  10. Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)
  11. Сколько месяцев в году содержат по 31 день? (семь)
  12. Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины.(треугольник)
  13. Прямоугольник с равными сторонами.(квадрат)
  14. Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
  15. Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
  16. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
  17. Чему равно произведение всех цифр? (0)
  18. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
  19. Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)
  20. В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)
  21. У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
  22. Наименьшее натуральное число? (1)
  23. Наибольшее натуральное число? (не существует)
  24. Единица скорости на море? (узел)
  25. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
  26. Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)
  27. Что ищем, решая уравнение? (корень)
  28. Результат вычитания.(разность)
  29. Результат деления? (частное)
  30. Сколько центнеров в тонне? (10)
  31. Сколько существует цифр? (10)
  32. Как называются цифры третьего разряда? (сотни)
  33. Наименьшее трехзначное число? (100)
  34. Сколько вершин у куба? (8)
  35. Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)
  36. Ограниченная часть прямой? (отрезок)
  37. Результат деления? (Частное)
  38. Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)

Подведение итогов. Рефлексия.

Вот закончилась путешествие-игра,

Результат узнать пора.        

- Жюри подводит итоги.

Ну, а теперь мне бы хотелось, чтобы мы вместе подвели итоги нашей игры. В висят высказывания. Какое высказывание на ваш взгляд близко вам и отражает ваши мысли о математике, о сегодняшней игре. Я даю вам две минутки ознакомиться и выбрать подходящее высказывание.

"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!"

Д. Пойа

"Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым"

А.П. Конфорович

"Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами"

Г. Лессинг

"Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим"

Блез Паскаль

"Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед".

А. Нивен

"Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому".

Д. Пойа

"Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать".

И. Лафатер

Вавилонский плен

ПИФАГОР САМОССКИЙ

Мать философа звали Партения (Партенида, Пифиада), а отца – Мнесарх. Согласно легенде, однажды молодые супруги посетили город Дельфах в качестве свадебного путешествия. Там молодожены встретили оракула, который напророчил влюбленным скорое появление сына. Предание гласило, что ребенок станет непростым человеком, прославится мудростью, обликом, великими делами.

Вскоре пророчество начало сбываться, девушка родила мальчика и в соответствие с древней традицией получила имя Пифиада. Малыш назван Пифагором в честь жрицы Аполлона Пифии. Отец будущего математика старался всевозможными способами исполнить божественное предание. Счастливый Мнесарх воздвигает алтарь Аполлону, а ребенка окружает заботой и любовью.

Отец Пифагора являлся мастером в обработке золотых камней, в семье присутствовал достаток. Еще в детстве мальчик проявлял любопытство к различным наукам, отличался необычными способностями.

Первым учителем будущего философа стал Гермодамант. Он научил Пифагора основам музыки, технологиям живописного искусства, чтению, риторике, грамматике. Чтобы помочь Пифагору развить память, учитель заставлял читать «Одиссею» и «Илиаду» Гомера и заучивать наизусть песни из поэм.

Через несколько лет 18-летний парень с готовым багажом знаний отправился в Египет продолжить образование у мудрых жрецов, но в те годы попасть туда было сложно: он был закрыт для греков. Тогда Пифагор временно остановился на острове Лесбос и здесь обучался у Ферекида Сиросского физике, диалектике, теогонии, астрологии, медицине.

На острове Пифагор прожил несколько лет, а потом отправился в Милет – город, в котором жил знаменитый Фалес, отметившийся в истории как основатель первой философской школы в Греции.

Милетская школа позволила Пифагору приобрести знания, но, последовав советам Фалеса, юноша отправляется в Египет продолжать путь образованности.

Здесь Пифагор знакомится со жрецами, посещает египетские храмы, закрытые для чужеземцев, приобщается к их тайнам и традициям, а вскоре и сам получает сан жреца. Учеба в культурно-развитом городе сделала Пифагора самым образованным человеком тех времен.

Далее жизнь знаменитого математика кардинально меняется после начала персидской войны. Пифагор попадает в плен и на протяжении нескольких лет живет в Вавилоне.

Старинные легенды утверждают, что в Вавилоне талантливый философ и божественной красоты человек (подтверждение тому - фото математика, сделанные на основе картин древних художников, скульптур) встретился с персидскими магами. Пифагор приобщился к изучению мистических событий, познал мудрость и особенности астрономии, арифметики, медицины восточных народов.

Спустя 12 лет после вынужденного пребывания Пифагора в Вавилоне мудреца освобождает персидский царь, который уже наслышан о знаменитых учениях грека. Пифагор возвращается на Родину, где начинает приобщать к полученным знаниям собственный народ.

Философ быстро завоевал широкую популярность среди жителей. Даже женщины, которым запрещалось присутствовать на массовых собраниях, приходили послушать его речи. На одном из таких мероприятий Пифагор познакомился с будущей женой.

Мудрец Пифагор

Человеку с высоким уровнем знаний пришлось работать учителем с людьми низкой нравственности. Он стал для народа олицетворением чистоты, неким божеством. Пифагор владел методиками египетских жрецов, умел очищать души слушателей, наполнял их умы знаниями.

Выступал мудрец преимущественно на улицах, в храмах, но после начал учить всех желающих в собственном доме. Это специальная система обучения, отличающаяся сложностью. Испытательный срок для учеников составлял 3-5 лет. Слушателям запрещалось говорить во время уроков, задавать вопросы, что тренировало в них скромность и терпение.

Искусный оратор и мудрый учитель обучал людей разным наукам: медицине, политической деятельности, музыке, математике и пр. Из школы Пифагора вышли впоследствии известные в будущем деятели, историки, государственные чиновники, астрономы, исследователи.

Одним из изобретений великого греческого ученого стала "Таблица Пифагора". Ныне ее принято называть таблицей умножения, по которой в те годы обучались ученики школы философа.

Квадраты Пифагора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме:"Зелёная планета"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы с экологической направленностью включает в себя учебно- познавательные конкурсы....

Внеклассное мероприятие "Путешествие по неизведанным планетам"

Данное внеклассное мероприятие посвящено полету в космос первого человека и триумфе советской науки и техники....

Внеклассное мероприятие по математике в 4 классе "Путешествие на планету Пифагора"

Внеклассное  мероприятие по математике в 4 классе "Путешествие на планету Пифагора" ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Зеленый наряд нашей планеты"

Подготовительная работа: разучивание учащимися стихотворений о природе; подготовка выступлений – рассказов о деревьях....

Внеклассное мероприятие "Новогодний квест "Спасаем планету"

Сценарий новогоднего праздника -квеста для 3 класса....

Внеклассное мероприятие "Как сохранить нашу планету"

Внеклассное мероприятие "Как сохранить нашу планету" для учеников начальной школы....

Конспект внеклассного мероприятия «С приветом по планетам!» (1 класс)

Тема: "С приветом по планетам"Цель: развитие общей эрудиции и интеллектуальных способностей младших школьников.Оборудование: проектор, компьютер, колонки, учебная презентация, раздаточный ма...