"Окружность и круг" конспект урока по математике
план-конспект урока по математике (4 класс)

Клюева Алевтина Александровна

Цель: расширить представления детей о круге, формировать представление об окружности и её элементах: центре, радиусе, диаметре.

 

Задачи

Предметные:

- познакомить с циркулем – инструментом для вычерчивания окружностей;

- формировать умение строить окружность с помощью циркуля;

- отрабатывать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи.

Личностные:

- формировать интерес и положительное отношение к урокам математики;

- отрабатывать навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности.

Метапредметные:

   регулятивные:

- учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимать активное участие в групповой и коллективной работе;

- контролировать соблюдение техники безопасности во время работы с циркулем;

- отрабатывать осуществление пошагового контроля под руководством учителя и самостоятельно.

  познавательные:

- способствовать развитию внимания, памяти, мышления;

- учить проводить разносторонний анализ объекта (окружности), проводить классификацию объектов и делать выводы.

 коммуникативные:

- учить активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okruzhnost.zip284.61 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пушкино»

                    Пушкинского муниципального района

            Конспект урока по математике

                    для учащихся 4 класса

                «Окружность и круг»

               

                                                         подготовила

                                                                            учитель начальных классов

                                                                       Клюева Алевтина Александровна

   

                        Пушкино   2017

Тип №1: Урок открытия новых знаний

Цель: расширить представления детей о круге, формировать представление об окружности и её элементах: центре, радиусе, диаметре.

Задачи

Предметные:

- познакомить с циркулем – инструментом для вычерчивания окружностей;

- формировать умение строить окружность с помощью циркуля;

- отрабатывать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи.

Личностные:

- формировать интерес и положительное отношение к урокам математики;

- отрабатывать навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности.

Метапредметные:

   регулятивные:

- учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимать активное участие в групповой и коллективной работе;

- контролировать соблюдение техники безопасности во время работы с циркулем;

- отрабатывать осуществление пошагового контроля под руководством учителя и самостоятельно.

  познавательные:

- способствовать развитию внимания, памяти, мышления;

- учить проводить разносторонний анализ объекта (окружности), проводить классификацию объектов и делать выводы.

 коммуникативные:

- учить активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата.

                                       Ход урок

  1. Мотивация учебной деятельности

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Ваши правильные  ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

  1. Актуализация знаний и первое пробное действие

- Итак, проведём математическую разминку.

- Решим «круговые примеры». А какие примеры называют «круговыми»? (Ответ последнего примера является началом  

                          первого)

  - Решая примеры, не забывайте о порядке выполнения действий.

Задание 1.

1.

100 – 7х11=

 

65:13+72:18=

   

27х5+50х2=

23х4 – 27 =

(235+365):6=

9х40:360+26=

 (Проверяем, на доске ученик выкладывает карточки с выражениями по кругу)

- В выражениях подчеркните круглые числа. (100, 50, 40, 360)

- Какие числа называются «круглыми»? (Оканчивающиеся нулями)

- Как выполненные задания связаны с темой сегодняшнего урока?

(Будем говорить о круге)

- Да, мы будем говорить о круге. Но с этой геометрической фигурой вы хорошо знакомы. Мы будем наши знания расширять и знакомиться с новыми понятиями.

- Посмотрите на рисунок.

- Что необычного в этом забавном слонёнке?

(Он состоит из одних кругов)

- Как  вы действовали, если бы вам нужно было нарисовать такого слонёнка?

(Можно обвести какой-нибудь круглый предмет. Например, монетку, пластмассовую крышку, дно стаканчика и т. д.)

- Давайте сделаем это.

  1. Выявление места и причины затруднения

Задание 2.

Место, где ученики чертят круг при помощи подручного предмета (монеты, крышки и др.)

- Заштрихуйте круг. Эта часть называется область.

- Обведите круг. Что вы провели? (границу)

                           - Эта граница называется окружностью.

                               Слайд 1, 2

- Вы начертили круг с помощью подручных средств. Обводили его от руки. А как же построить идеально правильную окружность? ( С помощью циркуля)

  1. Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения

Сообщение учеников о циркуле.

                                     Изобретение циркуля

   О том, как появился циркуль, кратко повествуют легенды Древней Греции. Каждый из нас знает историю Дедала и его сына Икара. Но немногие слышали о том, что у Дедала был ещё племянник Талос, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг, с помощью которого люди стали изготовлять посуду. Скелет рыбы навёл его на мысль сделать первую на свете пилу. А ещё Талос оставил после своей гибели два одинаковых стержня, соединённых между собой с помощью шарнира и способных вычерчивать идеальную окружность. Это и был первый циркуль.

    Легенда легендой, а циркуль и линейка, наверное, самые старые чертёжные инструменты на земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних Вавилонии и Ассирии нарисованы такие прямые линии и такие правильные круги, что без циркуля и линейки их просто невозможно провести! А существовали эти государства около 3-ёх тысяч лет назад!

     Самый старый циркуль найден во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет.  Много бронзовых циркулей нашли под пеплом, засыпавшим  древнеримский  город  Помпеи.    

       Само слово циркуль происходит от латинского circulus – «круг, окружность, кружок» и от латинского же circus – «круг, обруч, кольцо».

     - Давайте вспомним ещё об одном древнегреческом «изобретении».

   Пламя полыхает, пять колец сияют,

   Праздник для народа раз в четыре года.

   Праздник тот спортивный,

   Древний, яркий, дивный.

 Физкульминутка ( выполняем круговые движения)

                                         Слайд 3.

- Итак, давайте рассмотрим циркуль. Он состоит из двух ножек, скрепленных между собой. На конце одной ножки – иголочка, на конце другой – грифель (карандаш). А также есть головка – держатель.

- Циркуль – это чертёжный инструмент для вычерчивания окружностей. В переводе с латинского «циркус» - круг.

- С каким словом созвучно слово «циркус»? (цирк)

- Да, действительно в цирке арена круглая. Это нужно, чтобы зрителям с любого места выступления артистов были хорошо видны.

- С циркулем нужно работать очень осторожно. Почему?

- Познакомимся с техникой безопасности  при работе с циркулем.

                                          Слайд 4.   

  1. Реализация плана, разрешение возникшего затруднения.

- Отметим точку О.

- Поставим иголку циркуля в точку О и проведём замкнутую линию.

- Эта линия называется окружность, а точка О – центр окружности.

- Отметьте на окружности точки А и В; соедините их с точкой О, т.е. с центром окружности.

- Измерьте длину отрезков ОА и ОВ. Что вы можете про них сказать?

- Попробуйте сформулировать определение радиуса.

- Радиус – слово латинское и означает «луч». Древнегреческие учёные говорили просто «Прямая из центра».

      Слайды  5, 6, 7, 8

                     Практическая работа.

- Возьмите круг, сложите его пополам.

- Найдите линию сгиба, обведите её цветным карандашом.

- Что вы начертили? (отрезок)

- Отрезок, проходящий через центр и соединяющий две точки на окружности, называется диаметром.

- Давайте проведём диаметр АС на нашем чертеже. Слайд 10.

-Что такое ОС? ( Это тоже радиус)

- Какой можно сделать вывод? (Диаметр равен двум радиусам, или диаметр в 2 раза больше радиуса)

- Давайте ещё раз прочитаем определения в учебнике.

                            Физкультминутка.

- Сейчас мы поиграем, посмотрим, на сколько вы внимательны. Я буду называть предметы. Если они имеют форму круга – вы поднимаете руки вверх, а если форму окружности – руки вперёд.

- Тарелка, баранка, монета, крышка, кольцо, обруч, колесо, пуговица, бублик, пяльца.

  1. Первичное закрепление нового знания

  1. Фронтальная работа.

Задание 3.

- Начертите окружность радиусом 2 см.

- Отметьте центр окружности и проведите её радиус.

- Обозначьте точками.

- Проведите диаметр той окружности, измерьте его длину.

- Во сколько раз диаметр окружности больше её радиуса?

2) Групповая работа

Задание 4.

А) Не нарушая закономерностей,           Б) Выберите на рисунке   ту окружность, в которой

 построй радиусы в последних                проведен диаметр.

окружностях:

http://festival.1september.ru/articles/411439/fig6.jpg

                                                     

  1. Самостоятельная работа с самоконтролем

Задание 5.  Решите задачу стр. 47 № 3

- Назовите главный вопрос задачи.

- Что нам ещё должно быть известно, чтобы мы могли узнать, сколько ящиков нужно для 120 кг?  ( Сколько кг в одном ящике)

- Как это узнать?

- Что узнаем сначала?   (Массу ящика)

- Что узнаем вторым действием? (Сколько кг в одном ящике)

- Что узнаем третьим действием? (Сколько понадобится ящиков)

Дети записывают самостоятельно решение задачи. Затем – взаимная проверка.

  1. Рефлексия и самооценка

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне понравилось…

- Было интересно…

Домашнее задание – с. 47 № 4, 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике и конструированию в 3 классе по теме "Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг."

Интегрированный курс «Математика и конструирование» представляет большой простор для творческой инициативы и фантазии учителя.Познавательные возможности детей младшего школьного возраста значительно в...

Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг. (урок с использованием ИКТ)

Методические приемы урока:Ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра.Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.Словесные (рассказ, объяснение, беседа,...

План - конспект интегрированного урока по математике для 2 класса с элементами экологии «Окружность» ОС "Школа 2100"

План - конспект интегрированного урока по математике для 2 класса с элементами экологии «Окружность» ОС "Школа 2100" Цель  урока: формирование  умения распознавать среди замкнутых линий...

Конспект урока по математике "ОКРУЖНОСТЬ. КРУГ" +презентация

ОКРУЖНОСТЬ. КРУГЦели: познакомить учащихся с кругом и окружностью, а также с элементами окружности и круга: центром, радиусом, диаметром; учить чертить окружность с помощью циркуля; закреплять решение...

Открытый урок по математике в 4 классе по теме "Окружность. Круг. Радиус. Диаметр" УМК "Перспектива"

В данной разработке урока,  составленному с соответствии с ФГОС для 4 класса по УМК "Перспектива", представлены конспект урока, презентация, карточки с самостоятельной работой и лист индивидуальн...

Конспект урока по математике по теме "Окружность. Круг." 3 класс Моро

Конспект урока по математике в 3 класее по теме "Окружность. Круг."  Моро. УМК "Школа России"...