Конспект урока по математике «Закрепление. Сложение и соответствующие случаи вычитания»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Гордеева Кристина Васильевна

Конспект урока по математике «Закрепление.  Сложение и соответствующие случаи вычитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probnyj_matan.docx292.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

УМК «Школа России»

1 класс

Тема: «Закрепление.

Сложение и соответствующие случаи вычитания»

Цель урока: создать условия для закрепления и усвоения приемов сложения и вычитания числа 3 и закрепления умения анализировать и решать задачи.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • выполнять сложение и вычитание вида □ ± 3;
  • решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
  • совершенствовать умения составлять и решать задачи, записывать ответ.

Метапредметные:

  • умение оценивать результат своей работы на уроке;
  • умение организовывать работу самостоятельно;  
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • умение осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков;
  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения текстовых задач.

Личностные:

  • умение проявить по назначению приобретенные математические способности.

Оборудование: учебник «Математики»1 класс М. И. МОРО, С. И. Волкова, С. В. Степанова (1 часть), доска.

Ход работы

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Встаньте, пожалуйста. Давайте посмотрим, все ли у вас на парте: учебник по математике, тетрадь, ёжик, подставка под учебник, веер? Отлично.

Учитель: А сейчас проверим, кто из вас сядет тише. Первыми тихо садятся девочки, теперь мальчики. - Молодцы, все сели тихо.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Начнем сегодняшний урок с устного счета.

1. Упражнение в счете от 1 до 10. (с помощью веера)

– Покажите число, которое на два больше пяти. (7)

– Покажите число, которое на один меньше четырех. (3)

– Какое число больше пяти на три? (8)

– Увеличьте восемь на один. (9)

– Уменьшите число девять на три. (6)

– Какое число меньше пяти на три? (2)

– К 5 прибавьте 1. Увеличьте результат на 3. (9)

– Первое слагаемое четыре, второе слагаемое три. Найдите значение суммы. (7)

2. Игра «Ромашка»

Учитель: Какой знак действия вы видите?

Ученики: Минус.

Учитель: А действие какое будем выполнять?

Ученики: Вычитание.

Учитель: По сколько будем вычитать?

Ученики: По 3.

Учитель: Сейчас я вам буду показывать на число, а вы показываете с помощью веера только ответ.

(На лепестках записаны числа 4,5,6,7). – ответы детей.

(Учитель меняет знак на +)

Учитель: Что изменилось?

Ученики: Знак изменился на плюс.

Учитель: Каким действием будем решать?

Ученики: Сложением.

Учитель: По сколько будем прибавлять?

Ученики: По 3.

(На лепестках записаны числа 4,5,6,7). – ответы детей.

https://pp.userapi.com/c834302/v834302761/3dfa8/io3b1LvBa7w.jpg

  1. Самоопределение к деятельности

Учитель: Ромашка нам помогала считать. Как мы прибавляли?

Ученики: Прибавляли по 3.

Учитель: Как вычитали?

Ученики: Вычитали по 3.

Учитель: Давайте вспомним, а как мы прибавляем по 3?

Ученики: Присчитать по одному; можно сначала прибавить 2, потом еще 1; можно прибавить 1, потом еще 2).

  1. Работа по теме урока

Самостоятельная работа в тетрадях.

Учитель: На доске записаны примеры.  

5+3 = (8)    8-3 = (5)          

6-3 = (3)     10-3 = (7)        

Учитель: На какие 2 группы можно разделить все примеры?

Ученики: Примеры на сложение и примеры на вычитание.

Учитель: Мы с вами только что повторили как по-разному можно прибавить к числу 3. Но не сказали, как можно по-разному вычесть из числа 3. Кто мне скажет, как можно разными способами вычесть из числа 3.

Ученики: Отсчитывать по одному; вычесть сначала два, а потом один, или наоборот, сначала один, а потом два.

Учитель: Откройте тетради и запишите эти примеры самостоятельно.

Учитель: Отступаем вниз 4 клетки, записываем примеры в 2 столбика. Не забываем пропускать вправо между столбиками 4 клетки.

Учитель: Давайте проверим какие ответы у вас получились (учитель пишет на доске ответы, если у ребенка правильно решены примеры, то он поднимает обе руки). Прочитайте примеры, используя названия компонентов и результатов.

Учитель: Поднимите вверх обе руки те ребята, кто все примеры решил правильно – погладьте себя по головке. Молодцы!

  1. Физкультминутка

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи –

Столько мы присесть должны. 

(7хлопков, по 4раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)

  1. Повторение и закрепление изученного материала

Работа по учебнику. Решение задач.

Учитель: Откройте учебник на странице 112. Найдите №1 (Коллективная работа)

Учитель: Сколько синих бусин? (1)

Учитель: По сколько будем прибавлять? (по 3)

Учитель: Присчитывайте по 3. 

Ученики: К 1 прибавим 3, получится 4, к 4 прибавим 3 получится 7, к 7 прибавим 3, получится 10.

Учитель: На каких карточках оказались ответы? 

Ученики: На розовых карточках.

Учитель: А теперь отсчитывайте от 10 по 3. 

Ученики: Из 10 вычесть 3, получится 7, из 7 вычесть 3, получится 4, из 4 вычесть 3, получится 1.

Учитель: На каких карточках оказались ответы? 

Ученики: На розовых карточках.

Учитель: Посмотрите на №2 с. 112. Прочитайте примеры, которые уже решены. А теперь устно решите оставшиеся примеры. Кто по-другому решил примеры? (10 = * + * (8+2)  и   * = * + * (7=4+3)) Как вы решили?

5 + 3 =8               7 + 3 =10                    6 + 3 = * (9)

8 = 5 +3               10 = * + * (8+2)         * = * + * (7=4+3)

Учитель: Смотрим на №3. с. 112. Прочитайте задание.

Ученики: Ваня сначала сделал 6 флажков, а потом еще три флажка. Придумай вопрос и реши задачу.

Учитель: А можно ли этот текст назвать задачей?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Нет вопроса.

Учитель: Что предлагают нам выполнить авторы? 

Ученики: Придумать вопрос и решить задачу.

Учитель: А что такое задача?

Ученики: Задача - это математический рассказ, в котором есть условие, вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, её нужно решить.

Учитель: Что является условием в нашей задаче? Прочтите.

Ученики: Ваня сначала сделал 6 флажков, а потом еще три флажка.

Учитель: Какой вопрос можно поставить? 

Ученики: Сколько всего флажков сделал Ваня?

Учитель: Отступите в тетради от примеров три клетки вниз и 11 клеток вправо. На 12 клетке напишите с заглавной буквы слово «Задача №3 с. 112» Далее отступите две клетки вниз и на этой строке от края отступите две клетки. Составьте графический чертеж к задаче, обозначив флажки красными и синими треугольниками.

Учитель: Каким действием будете решать задачу? 

Ученики: Сложением.

Учитель: Какие слова подсказали выбор действия? 

Ученики: Сколько всего.

Учитель: Отступив от графического чертежа клетку вниз и две клетки с края. Запишите решение задачи (6 + 3 = 9)

Учитель: Прочитайте ответ задачи. Подчеркните ответ карандашом двумя чертами. Что не хватает после примера? (наименования). С какой буквы начинается слово «флажки»? (с буквы «ф». Запишите в скобочках букву «ф» - это наименование.

Учитель: Ребята, посмотрите на задачу. Полностью ли мы ее решили?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему вы думаете, что мы ее не решили?

Ученики: Мы не записали ответ.

Учитель: Хорошо. Запишите слово «Ответ» с заглавной буквы прописью под цифрой 6 отступив 1 клетку вниз. А что мы должны в ответе написать?

Ученики: 9 флажков.

  1. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Вправо- влево повернулся,

Вниз- вверх посмотрел

И на место тихо сел.

  1. Работа по учебнику. Самостоятельная работа

Учитель: А теперь проверим, а как же вы решите сами задачу. Но для начала прочтем ее.

Учитель: О чём говорится в задаче? (о воробьях)

 Учитель: А кто такие воробьи? (птицы – зимующие, т.е. на юг не улетают).

 Учитель: Что в задаче известно о воробьях? (8 воробьев сидели на кусте)

 Учитель: А известно сколько улетело? (да, улетело 2 воробья)

 Учитель: Что нужно узнать? (сколько воробьев осталось)

Учитель: Сейчас от ответа отступите 3 клетки вниз и 11 клеток с края. На 12 клетки пишем с заглавной буквы слово «Задача №4 с. 112». Далее отступите две клетки вниз и на этой строке от края отступите две клетки.  Нарисуйте чертеж, запишите решение и ответ самостоятельно (один человек работает у доски).  

Учитель: Проверим решение задачи.  У кого так же решена задача. Похлопайте в ладоши.

Учитель: А сейчас задание для самых любознательных. Найдите упражнение на полях страницы. В этом упражнении мы должны решить ребусы. Мы должны вставить знак действия и число так, чтобы получилось верное неравенство или равенство.

Учитель: 4 было оно должно стать больше чем 5.

Ученики: Нужно к 4 прибавить 2 получится 6, а 6 больше 5.

Учитель: Кто по-другому составил неравенство?

Ученики: Нужно к 4 прибавить 4 получится 8, а 8 больше 5.

Учитель: Хорошо. Следующий ребус - 9 должно быть равно 7.

Ученики: Мы должны из 9 вычесть 2 получится 7, 7=7.

Учитель: 8 должно стать меньше чем 10.

Ученики: К 8 прибавим 1 получится 9, а 9 меньше 10.

Учитель: К какому-то числу нужно прибывать или вычесть число 2 так, чтобы получилось 8.

Ученики: Нужно из 10 вычесть 2 получится 8, 8 =8.

Учитель: А кто по-другому составил ребус?

Ученики: Можно к 6 прибывать 2 получится 8, 8=8.

Учитель: Молодцы!

  1. Итог урока и рефлексия

Учитель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке?

Учитель: Как прибавить число 3?

Учитель: Как вычесть число 3?

Учитель: Что такое задача?  Что есть всегда в задаче? (числа и вопрос)

Учитель: В задаче всегда есть условие и вопрос.

Учитель: Из чего состоит задача?

Ученики: Из графического чертежа, решения, ответа.

Учитель: Какая работа на уроке вам особенно понравилась?

Учитель: Что для вас было трудным?

 Учитель: Молодцы, вы хорошо потрудились, спасибо за работу на уроке.

 C:\Users\Кристина\Desktop\Практика (2)\Матем\Безымянный.png

Самоанализ зачетного урока математики в 1 классе

УМК «Школа России»

Тема: «Закрепление.  Сложение и соответствующие случаи вычитания»

Данный урок по типу является урок закрепление изученного материала. Построение урока соответствует содержанию и поставленной цели.

Урок достиг поставленной цели, так как учащиеся входе урока показывали, что они умеют выполнять сложение и вычитание вида □ ± 3, а также правильно ответили на итоговые вопросы учителя.

На уроке не только велась работа со счетом, но и с решением задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.  Ученики повторяли как правильно оформлять решение задачи, что такое задача, различать условие задачи и вопрос, составлять схему к рисунку.

На всех этапах урока приоритетная роль отводится заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы, в парах. Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый. Использовались различные виды контроля: ученик – ученик (при групповой работе), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске). Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы.

 На уроке был создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования различного занимательного материала.  Велась работа над преобладанием нагрузки на мышление над нагрузкой на память учащихся.  Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности, а также проведены физкультминутки общего воздействия.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике во 2 классе. Сложение и вычитание трехзначных чисел. Даты и числа из истории Москвы.

Специфика экспериментальной деятельности предполагает преобразование всего учебного процесса, его форм, методов, содержания, отношений его субъектов. Внедрение проекта в учебную деятельнос...

Конспект урока «Умножение семи и на 7, соответствующие случаи деления»

Тема: «Умножение семи и на 7, соответствующие случаи деления»Урок математики 3 класс  Цели урока: составить таблицы умножения семи и на 7; рассмотреть соответствующие случаи деления. За...

Конспект урока по математике «Закрепление приёмов вычисления для случаев вида 37+53»

Конспект урока по математике «Закрепление приёмов вычисления для случаев вида 37+53»...

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа...

Конспект урока по математике. Тема: «Примеры вычислений для случаев вида 36+2; 36+20»

Конспект урока по математике.Тема: «Примеры вычислений для случаев вида 36+2; 36+20»...

Конспект урока по математике на тему "Приёмы сложения и вычитания для случаев вида +1 и -1

Урок из раздела "Нумерация чисел от 1 до 10". Используются игровые технологии, парные и групповые формы работы....

Урок по математике. Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 100.

Презентация урока математики для закрепления изученного материала по теме " Сложение и вычитание в пределах 100"...