Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива» Тема " Число и цифра 3. Треугольник"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Лозина Галина Павловна

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.     Цель:  формирование образовательной  мотивации  посредством  метапредметного мышления на основе предметных  знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива»

                                                                                     Число и цифра 3. Треугольник.

Галина ЛОЗИНА,  учитель начальных классов

  первой квалификационной категории  школы №39 г.Казани

Тип:  урок ознакомления с новым материалом.

Цель:  формирование образовательной  мотивации  посредством  метапредметного мышления на основе предметных  знаний.

Задачи:

  • учить определять под руководством учителя учебную задачу урока (личностная)
  • учить планировать выполнение учебной задачи урока (личностная, регулятивная)
  • учить работать в парах (коммуникативные навыки)
  • формировать знания о способах образования натуральных чисел  (предметная)
  • учить отличать треугольник от других фигур  (метапредметная)
  • учить чертить треугольник и давать ему имя буквами алфавита (метапредметная, личностная )
  • научить писать цифру 3 (предметная)

Планируемые результаты

Предметные:

  • Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа
  • Определять место каждого числа в этой последовательности
  • Писать цифры от 1 до 3
  • Соотносить цифру и число 3
  • Образовывать следующее число прибавлением 1 к  предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.
  • Составлять  числа от 2 до 3 из пары чисел.

Метапредметные:

регулятивные -  учится принимать  учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

познавательные -  ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрация)), понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения.

коммуникативные -  использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

  • проявлять положительное отношение к учебному предмету
  • проявлять интерес к новому учебному материалу.
  • проявлять уважительное отношения к иному мнению
  • проявлять самостоятельность, личную ответственность за свои поступки
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества;

Ресурсы урока: учебник «Математика» (1 класс, часть 1),  Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б., Рабочая тетрадь по математике (часть 1), электронное приложение к учебнику «Математика», репродукция картины Ф. Васнецова «Три богатыря»

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, классная доска  с набором приспособлений для крепления наглядности, магнитная доска,  компьютер с монитором, индивидуально у каждого учащегося  веер с цифрами, счетные палочки

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

  1. Организационный момент

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация необходимых знаний

Мотивация познавательной деятельности. Постановка проблемы

Устный счет

а)

  1. Какое сегодня число?
  2. Какой месяц? Время года?
  3. Назовите третий по счету осенний месяц.
  4. Назовите третий по счету день недели.
  5. Сколько богатырей на картине Ф.Васнецова «Три богатыря»? Кто такие богатыри?
  6. Покажите число, следующее при счете за числом 1
  7. Покажите число, предшествующее при счете числу 4
  8. Покажите число, которое на 1 меньше, чем число 2.
  9. Покажите число, которое на 1 больше, чем число 2.
  10. Назовите «соседей» числа 3.
  11. Числа «заблудились». Расположи числа в порядке возрастания:  2,1,4, 5,7,6, 8,9,10
  12. Какое число пропущено? 3
  13. Счет от 3до 10 и обратно.

б) Задачи в стихах:

В класс вошла Арина,

А за ней Полина,

А потом вошел Игнат,

Сколько в класс вошло ребят?      1+1+1=3

 

На полянке у дубка

Крот увидел 2 грибка,

А подальше у осин

Он нашел нще один.

Кто ответить нам готов?

Сколько крот нашел грибов?   2+1=3

На забор взлетел петух.

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?         1+2=3

Сколько ушей у 3 мышей?  2+2+2=6

В корзине 3 яблока. Как разделить между тремя детьми яблоки, чтобы всем досталось по яблоку, а одно осталось лежать в корзине?

(одному отдать яблоко вместе с корзиной)

Какое число в устном счете встречалось чаще других?

Догадались ли вы, какая тема нашего урока?

На уроке мы узнаем, как образуется число 3, научимся писать цифру 3, будем составлять числовые выражения и равенства с числом 3.

Отвечают на вопросы, для ответа используют сигнальные карточки с цифрами

Восстанавливают последовательность чисел на доске

Устный счет хором, по рядам, индивидуально, в парах

Число 3

Число и цифра три.

  1. Физкультминутка (метапредметность). Скороговорки. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

                                                                                                   Три сороки тараторки тараторили на горке.

  1. «Открытие» нового знания детьми

Работа в тетради. Графический диктант.

  1. Нарисуй фигуры:
  • Поставь точку, не отрывая карандаша, проведи линии по инструкции: 1 клеточка вниз, три клеточки вправо, 1 клеточка вверх, три клеточки влево. Какая фигура получилась? (прямоугольник, все углы прямые) Как по другому можно назвать? (четырехугольник, 4 стороны, 4 угла, 4 вершины)
  • От нижнего правого угла четырехугольника отсчитай вправо  3 клеточки, поставь точку и, не отрывая карандаш, проведи следующие линии: 2 клеточка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево.

Какая  фигура получилась? (6-ти угольник)

  • Рассмотрите фигуры. Что интересного заметили?

Что общего? Чем отличаются?

  • Как можно получить число 3?
  • 1+1+1 , 2+1 или 1+2  - запись на доске
  • Можно ли между этими выражениями поставить знак =? Да

  • Придумай свою фигуру из трех клеточек.

   

  • Чертят фигуры в тетради

Сравнивают фигуры:

  • Обе фигуры состоят из 3 клеточек, но образованы разным способом.

  • 1+1+1 , 2+1 или 1+2  
  • Запись в тетради: 1+1+1=2+1=1+2

Физкультминутка  ( варианты: сайт, учитель, ответственный).

                                                                                              Пример:

Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за парту сесть опять.

  1. Первичное закрепление

Работа с ЭП к учебнику

Задание № 1

Образование числа три

Сравнение печатной и письменной цифры 3

Письмо по образцу цифры 3 в тетради (сначала смотря мультимедийную презентацию «Письмо цифры 3»,

Учитель оказывает  индивидуальную помощь

Учебник стр. 58

  • Рассмотрите картинки вверху страницы.  

Три  цыпленка стоят.

На скорлупки глядят.

7 яичек в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей,

Сколько будет цыплят

У наседки моей?  

  • Сколько цыплят вылупилось сначала?
  • Сколько цыплят вылупилось потом?
  • Сколько всего цыплят вылупилось?
  • Найди в числовом ряду цифру 3. Назови числа, которые  меньше 3 (они расположены левее цифры 3)
  • Где еще можно увидеть цифру 3?
  • Рассмотри множество точек в овале
  • Сколько всего точек в множестве? 3
  • На сколько частей разделено множество точек? На 2 части: множество синих и множество красных точек.
  • Сколько из них синих точек?
  • Сколько из них красных точек?
  • Какие числовые равенства можно составить по рисунку?

2+1=3

1+2=3

3-1=2

3-2=1

Формулируем вывод:

  • если сложить части, получим целое,
  • из целого отнять одну часть, останется другая часть

Задание №1стр. 58 в учебнике

Счет тройками.  Тройка лошадей.

Какие предметы удобно считать тройками? (по три)

Сколько троек? Сколько всего предметов?

Треугольник. Работа с палочками.

  • Возьмите одну счетную палочку
  • Сколько палочек нужно взять, чтобы стало 3?
  • Как получили три палочки?
  • Как еще можно получит три палочки?
  • Какую фигуру можно сложить из 3 палочек? Сложите
  • Какую фигуру называют треугольником? Показывает стороны, углы, вершины треугольника на чертеже
  • Возьмите еще три палочки. Сколько всего палочек?
  • Составьте из 6 палочек треугольник
  • Сравните треугольники? Чем похожи? Чем отличаются?

Физкультминутка.

 Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Практическая работа.

Начертить в тетради треугольник, следуя инструкции учителя:

Поставьте точку в углу клеточки, отсчитайте вправо 4 клетки, поставьте вторую точку, от первой точки отсчитайте вправо 2 клетки и три клетки вверх, поставьте третью точку, соедините точки по линейке отрезками.

Проверь себя по образцу (образец на интерактивной доске)

Обозначьте треугольник печатными буквами А, Б, В

Физкультминутка. Упражнения для глаз

Выполнение заданий №2,№3,№.4,№5 + проверочная работа  в ЭП

8. Итог урока. Рефлексия.

 Какие новые знания вы получили?

Где в жизни эти знания вам могут пригодиться?

Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог….
Я попробую…
Было интересно…
Было трудно…

- Все старались сегодня на уроке. Спасибо за работу. Молодцы!  

Регулятивные УД:

1.Дисциплинарная установка на перемену.

2.Напоминание о следующем уроке.

3.Рекомендации для домашнего повторения

Смотрят, проговаривают, пишут в воздухе за учителем, прописывают цифру 3 самостоятельно по образцу из учебника стр. 59

3 да 7 всего 10

  • 1 цыпленок

  • 2 цыпленка
  • 1 да 2 всего 3 цыпленка

  • 1 и 2. Эти числа меньше 3. Они расположены левее цифры 3 в числовом ряду

  • На часах, всего 3 точки в овале, 3 цыпленка

  • 3 точки всего

  • На 2 части: множество синих и множество красных точек

  • 2 синих точки
  • 1 красная точка

  • Пишут в тетради:

2 + 1 = 3

1 + 2 = 3

3 – 1 = 2

          3 – 2 = 1

 

Повторяют вывод, состав числа три

  • 2 палочки
  • к 1 палочке прибавили еще 2
  • к 2 прибавить 1, или 1+1+1
  • треугольник, составляют из 3 палочек треугольник

  • составляют треугольник из 6 палочек
  • сравнивают: треугольники  похожи по форме, но отличаются по размеру, количеству палочек в составе

Чертят треугольник в тетради и обозначают печатными буквами

(проверочная работа  выполнятся коллективно – правильный ответ «хлопают», неправильный – тишина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная презентация к уроку математики 1 класс на тему "Число и цифра 8."

Презентация к уроку математики в 1 классе по системе"Школа 2100"....

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"

Конспект урока математики по теме "Число 4. Цифра 4" по программе "Школа 2100"...

Урок математики 1 класс по теме "Число и цифра 7" УМК "Перспектива" автор учебника Л.Г. Петерсон

Урок разработан в технологии системно-деятельностного подхода,ориентирован на формирование умения учиться, а также готовности к саморазвитию и самовоспитанию. На уроке открытия нового знания особое вн...

Урок математики 1 класс УМК ПНШ. Число и цифра 3

Технологическая карта и презентация к уроку...

Урок математики 1 класс "Перспектива" .Тема "Число и цифра 1"

Первый урок в теме. Учащиеся в игровой форме знакомятся с числом и цифрой 1. Учатся оценивать всою учебную деятельность....

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число и цифра 4"

Конспект урока математики в 1 классе по умк "Перспективная начальная школа " Урок проводился во 2 четверти учебного года .  Тема урока "Число и цифра 4" Цели:1.Учить правильно писать цифру 4...

Разработка урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"

Разработка урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4". Представлен подробный конспект урока по УМК "Перспектива"...