урок по математике
план-конспект урока по математике (3 класс)

Арсанова Наталья Михайловна

 Связь умножения и сложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_3_klass.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Связь умножения и сложения

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

обеспечить усвоение детьми способа умножения на основе способа сложения;

способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.

Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи и закрепить знания учащихся о связи между компонентами и результатом умножения.

Развивать речь, творческую активность, мышление.

Воспитывать чувство коллективизма при работе в парах.

Задачи урока:

Образовательные:

повторить смысл действия умножения.

научиться заменять сложение умножением. Решать задачи на нахождение произведения и обратные задачи.

способствовать совершенствованию вычислительных навыков.

совершенствовать навыки вычислительных умений

Развивающие:

способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации)

развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

формирование основных компонентов УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

формировать навыки самоанализа.

Формировать навыки восприятия нового материала

Планируемые результаты:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке

уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника

уметь работать по коллективно составленному плану

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

слушать и понимать речь других

учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

уметь использовать в речи термины «действие умножения», «действие сложения».

уметь заменять сложение умножением

уметь составлять и решать обратные задачи


 

Ход урока

1.Организационный момент(1 мин)

Цель: проверка готовности учащихся,

их настроя на работу

Приветствие:

2. Мотивационный

Цель: создание мотивационной основы учебной деятельностиподведение детей к формулированию темы

и постановке задач урока.

Давайте прочитаем слова, записанные на слайде:

Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,

Все пути нам, ребята, открыты,

Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям,

Мы – искатели, мы – следопыты.

-Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке?

Ответы детей:

( Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.)

2.1.Актуализация знаний

1.Индивидуальная работа (задания на карточках)

(Несколько учеников получаю карточку с заданием)

 х – 17 = 45 ,            35 + х = 94,            48 – х =16

2. Устный счет

Сравните. Поставьте знаки >, <, =

4 см 4 мм * 40 см

3 дм 7 см * 3 см

2 м * 22 см

(Устные ответы детей)

-Для развития мышления давайте посчитаем.

- Найдите сумму чисел 36 и 50. (86)

– Увеличьте 36 на 4. (40)

– Уменьшите 60 на 12. (48)

– Вычитаемое 27, разность 23. Чему равно уменьшаемое? (50)

– К какому числу нужно прибавить 79, чтобы получилось 80? (1)

– На сколько нужно уменьшить 90, чтобы получилось70? (на 20)

– Первое слагаемое 26, второе 35.Найдите

сумму? (71)

– К какому числу нужно прибавить 43, чтобы получилось 67? (24)

- Из каких одинаковых чисел можно составить число 14. (Из 7.)

2.2. Создание ситуации затруднения

Самоопределение к деятельности

-Посмотрите на выражения.

28+26+22

35+ 17+13+15

3+3+3+3

- Какая сумма лишняя и почему?

- Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?

- Замените.

- Что обозначает первое число?

- Что обозначает второе число?

Ответы детей.

(Последняя, т.к. складываются одинаковые слагаемые, а в остальных разные)

(Умножением)

3*4=12

–Какое число является слагаемым

–Сколько раз повторяется слагаемое

2.3. Целеполагание

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

-Какие цели мы поставим на уроке?

(1.Научиться заменять сумму одинаковых слагаемых умножением. 2. Научиться, решать задачи действием …………. (умножения)

(Говорить о связи умножения и сложения.)

3. Поисковый

Цели:

-выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выбору способа действий с информацией

Построение проекта ликвидации причин затруднения

Работа в паре

Вспомните правила работы в паре

Послушайте задачу.

В классе 18 человек, они объединились в группы по 3 человека. Необходимо узнать, сколько групп получилось. У вас на партах лежат листы. На них вы будете делать расчёты. Видите, точками обозначено количество человек в классе. Объедините их в группы по три человека.

Давайте запишем, что у вас получилось

А как записать умножением?

-Ребята, что вы знаете об умножении? Что это?

-Посмотрите на слайд

3 * 4

6 * 5

 Что означает каждое число в записи двух чисел со знаком умножения 3 * 4,  6 * 5
– Что обозначает число 3? 

– Что обозначает число 4? 

–Замените произведение суммой и вычислите

 (3 * 4 = 3 + 3 + 3 + 3 = 12, 6 * 5= 6 + 6 + 6 + 6 + 6 = 30)
– Сделайте вывод. Что такое умножение? 

– Всегда ли сложение можно заменить умножением?

(Называют правила работы в паре)

3+3+3+3+3+3=18

3*6=18

(3, 6 – это какое число повторяется)
(4, 5 – сколько раз оно повторяется)

(Сложение одинаковых чисел)


(Нет, только, когда все слагаемые одинаковые)

4. Практический

Цели: усвоение нового способа действий

4.1.Первичное закрепление

Организует работу с учебником

- Откройте учебник на стр. 18.

Выполним №1.

- Как получилось умножение?

- Почему сложение можно заменить умножением?

- Что показывает каждое число в записи умножения?

Организует работу в тетради.

Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

-Сейчас давайте вычислим выражения с объяснением.

Стр.18, № 2 (1 ст.)

Чем интересны эти записи? 

– Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? 

- Все слагаемые одинаковые.

-Первое число — какое число повторяется, второе число — сколько раз оно повторяется

(Учащиеся по цепочке называют знаки и доказывают свой выбор.)

(Слева записаны суммы, справа произведения)


 (Заменить умножение сложением или умножение сложением)

Физминутка

4.2. Самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу по карточкам.

- У вас на партах лежат карточки. Самостоятельно выполните задание в них.

Задания по уровням:

уровень «А»- легкий, уровень

«Б»- средний по трудности

уровень «В» - сложный.

- Вы можете выбрать, задания какого уровня вы будете выполнять. Можно решить задания и двух уровней.

-Оцените свою работу (самопроверка)

- Оцените теперь работу своего товарища.

Взаимопроверка (обмен тетрадей)

4.3. Включение в систему знаний и повторение

Организует работу над задачей № 5

- Рассмотрите рисунок. 
-Что изображено на рисунке? Расскажите, о чём должны помнить, когда в природе видим похожую картину? (Не трогать птиц руками.)

-Прочитайте задание.

-Составьте по рисунку задачу.

- О ком говорится в задаче?

- Что известно?

- Что нужно найти?

- Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

- Какие задачи называются обратными?

Составьте 2 задачи, обратные данной и решите их.

Рассматривание рисунка. 

(Дети составляют задачу)

В четырех гнездах сидят по два птенца. Сколько всего птенцов?

Решают задачу:

Составляют задачи, решают их.

(Вывелись 8 птенцов, по 2 в каждом гнезде. В скольких гнездах вывелись птенцы ?)

8:2=4 (гн.)

(В 4 гнёздах вывелись 8 птенцов, причём в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде?

8:4=2 (пт.)

5. Рефлексивный

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом; самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

Подведение итогов урока

Итак, ребята, давайте подведём итог.

Вернёмся к началу урока.

-Какие цели мы ставили?

- Как вы думаете, достигли  ли мы целей урока?

– Что нового вы сегодня узнали?
– Что такое умножение? (Сложение одинаковых чисел)
– Что показывает первое число в записи умножения? (Какое число является слагаемым)
– Что показывает второе число в записи умножения? (Сколько раз повторяется слагаемое)

- Кого из одноклассников вы хотите похвалить и за что?
– Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

Рефлексия учебной деятельности

6.Домашнее задание

-Запишите домашнее задание..

-Стр. 18 , №5, №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Урок-наблюдение. «Математика в мире природы». Закрепление. Деление на двузначное число. Решение задач"

Дети закрепляют умение делить на двузначное число, решать задачи, повторяют нумерацию многозначных чисел, выполняя занимательные задания. Урок позволяет решать экологические задачи, используя краеведч...

Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России») (урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...