Урок математики в 4 классе ПНШ "Нахождение времени по известным расстоянию и скорости"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Урок разработан с использованием электронных образовательных ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

Тема: Нахождение времени по известным расстоянию и скорости.

Автор:Бархатова Вера Серафимовна,

учитель начальных классов МАОУ «Лицей №28 имени Н. А. Рябова».

 Образовательные ресурсы:

- учебник:  Чекин А. Л. Математика, 4 класс, в 2-х частях.(УМК «Перспективная начальная школа»);

- образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей uchi.ru •  • 

- ЭФУ - http://www.akademkniga.ru/projects/efu/

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формирование умений решать задачи на движение, на нахождение времени  с использованием формулы:  t = s :v .

Планируемые результаты.

Предметные: 

обучающиеся

- будут знать формулу нахождения времени:  t = s :v,  уметь применять её  при решении задач и  работать по алгоритму;

- научатся решать задачи  на нахождение времени по известным расстоянию и скорости, устанавливать зависимость между величинами, характеризующие процессы движения. 

Личностные УУД: (с помощью учителя)

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- дифференцировать известное и неизвестное;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- находить необходимую информацию;

-работать со знаково-символическими средствами;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- контролировать, корректировать действия партнёра в соответствии с ситуацией;

- создавать устные высказывания.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности .

-Здравствуйте, ребята!

Мы  отправимся  в путешествие по стране «Математика» за новыми знаниями.

- Какие слова с таким же смыслом мы можем подобрать к слову путешествие? (путь, дорога)

Ученик читает девиз урока:

 «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»

- Ребята , начнем мы путешествие с математической разминки.

 «Математическая  разминка»  

а) Логические задачи:

- Илья  ехал  из Тамбова в Мичуринск  2 часа, а обратно 120 минут. Как объяснить разницу?

- Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

б)Устный счёт  ( читаю задания, числа на слайде)

150(В)  1. Найти значение суммы чисел 130 и  20  

50(Е)  2.  На сколько 80 больше, чем 30 

20(Е)  3. Во сколько раз 180 больше, чем 9

120(И)   4. Сторона квадрата равна 30 дм. Найти периметр

800(Д)   5.  Найти значение разности чисел 900 и 100

80(Ж)   6.  Найти значение произведения чисел 20 и 4 

30 (И) 7.  Найти значение частного чисел 60 и 2

40 (Н)    8.  Найти площадь прямоугольника со сторонами 20 см и 2 см  

800(Д)   150(В) 120(И)  80(Ж)   50(Е)   40 (Н)    30 (И) 20(Е) 

в) Расположите получившиеся числа при устном счёте в порядке убывания,  а  буквы подскажут о чем пойдет речь на уроке. Прочитайте слово. (ДВИЖЕНИЕ)

Проверим по слайду. (Самопроверка)

Есть такое высказывание, которое впервые произнес французский  поэт XVIII века  Вольтер «Движение –это жизнь». Мы сегодня будем рассматривать процесс движения с точки зрения математики.

- Наша с вами математическая разминка – это тоже было движение мысли.


Невероятные рекорды скорости: нервный импульс в человеческом теле передвигается со скоростью примерно 90 метров в секунду.

2. Актуализация знаний и фиксирование  затруднения. 

а)

- Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?  Тема нашего урока «Решение задач на движение»

- Чему будем учиться на уроке?

- Как вы думаете, зачем нам надо уметь решать задачи на движение? Приведите примеры из жизни, где нам это понадобится.

- Что для достижения цели мы должны вспомнить?

б)

- Повторим, как  связаны между собой величины.  

Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей

uchi.ru •  • 

D:\Мои документы\КУРСЫ 2019\Screenshot_2019-04-16 Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей (2).png

- Расстояние. Что обозначает это слово.

(Это путь, который проделал объект от одного пункта назначения до другого.)

- Запишем формулу вычисления расстояния.

- Скорость. Расшифруйте ее название.

(Скорость – это величина, которая показывает какое расстояние проделал объект за единицу времени)

Запишем, по какой формуле вычисляется скорость.

Время.

- Что же обозначает в математике понятие «время»?

(Это продолжительность движения).

- По какой формуле будем находить время движения?

в) Соотнесите единицы измерения с этими величинами. ( карточки у каждого)

Карточка:

мм/мин, м/с, м/ мин, км/с, км/ч –

с, мин, ч, сутки, неделя, месяц, год, век –

мм, см, дм, м, км –

 (фронтальная проверка)

- Какими единицами измерения будем пользоваться, чтобы измерить расстояние?

– В каких единицах измеряется скорость ?

- Назовите единицы измерения времени.

г) Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей

uchi.ru •  • 

        

https://screenshotscdn.firefoxusercontent.com/images/b3e70e47-ad34-4ebe-bc52-178a7b9e96ac.png

Найдите ответ на первый вопрос. (Ученик у доски)

3. Выявление места и причины затруднения.

 - Какое  выражение является решением задачи. Аргументируйте ответ.

(Ребята,  проверяют решённую задачу учеником  и видят, что она вызвала затруднение.)

Формулировка правила вычисления времени по известным расстоянию и скорости.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Электронное пособие на сайте http://www.akademkniga.ru/projects/efu/

Заполнить пропуски, используя формулы вычисления скорости, времени и расстояния.

5. Физминутка.

Если я называю объект движения, то вы шагаете. Если нет, то приседаете. Будьте внимательны.

(Автомобиль, стол, дом, собака, портфель, ласточка, кенгуру, берег, ракета.)

6. Реализация построенного проекта.  

 Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Издавна люди мечтали о полетах в небе, как птицы. Поэтому в народных сказках есть сказочные летающие предметы.  Какие? (ступа, ковер-самолет) Решите по выбору одну сказочную задачу самостоятельно.

Задача 1.

Баба-Яга на ступе пролетела  270 км  со скоростью 90 км/ч. Сколько времени  она была в пути?

Задача 2.

Ковер-самолет пролетел 600 км  со скоростью 200 км/ч. Сколько времени он был в пути?

Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.

Проверка.

v                   t                    s

90 км/ч        3 ч             270 км

200 км/ч      3 ч             600 км

Вывод: время одинаковое, скорость увеличивается, что происходит с расстоянием?

Значит, за одно и то же время с большей скоростью можно проехать большее расстояние.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вычислите значение времени по данным таблицы.

8. Включение в систему знаний и повторение .

Работа в группах. (По уровням)

  1. В учебнике с. 39 № 137 - первый уровень.


  1.  Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей – второй уровень.

uchi.ru •  • 

 

  1. Решение составной задачи – третий уровень.

 Составьте задачу по краткой записи и решите.

V

t

S

П.

? км/ч

8 ч

576 км

Авт.

?, на 15 км/ч меньше

5 ч

? км/ч

Создание проблемной ситуации.

- А теперь представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро. Что вы выберите: велосипед или автомобиль?( автомобиль)

- Почему?(т.к. движется быстрее, с большей скоростью)

- Значит что мы  сравниваем  при выборе транспорта?(скорость движения)

- А как определить скорость автомобиля?( в машинах есть спидометр)

Вывод: если скорость движения больше, то одно и то же расстояние можно преодолеть за меньший промежуток времени.

11. Рефлексия учебной деятельности.

- Давайте посмотрим насколько мы достигли цели урока, выполним тест(записывают буквы в ряд)

ТЕСТ.

1.Выбери среди данных обозначений единицы измерения скорости.

к). кг           м). км/ч                   п). дм2

2.Выбери правильный ответ.

б). Скорость – это расстояние между двумя точками.

п). Скорость – это быстрая езда.

о). Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.

3.Выберите букву, которая обозначает скорость:

л). V               с). t                   к). S

4.Выберите букву, которая обозначает время:

д).V                о). t               ж). S

5.Выберите букву, которая обозначает расстояние:

э). t                  а). V                 д). S

6. Пешеход за 3 часа прошел 12 км. Какова скорость пешехода?

в). 4 км                  е). 4 км/ч                      е). 36 км/ч

7. Лодка проплыла 36 км со скоростью 9 км/ч. Сколько часов лодка была в пути?

ц). 4 ч                а). 25 ч                    о). 4 км

Учащиеся читают вопрос и выбирают букву ответа. Отмечают букву ответа в бланке. Собирают слово: МОЛОДЕЦ

- Достигли мы цели урока?

- Чему учились на уроке? Что узнали?

-Решение каких задач мы с вами закрепили?

-Как взаимосвязаны между собой скорость, время, расстояние?

Какими словами закончим урок?

  «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»

 Оценки.

Д. з. : составить задачи, используя интересные сведения из рубрики «Невероятные рекорды скорости», и решить их. (Карточки)

Невероятные рекорды скорости.


1. Самую большую скорость среди животных развивает сапсан при пикировании на добычу - - 322км/ч.

2. Нервный импульс передвигается со скоростью примерно 90 метров в секунду.

3. Когда самолет передвигается со скоростью 1000 километров в час, его длина увеличивается на один сантиметр по сравнению с его длиной в состоянии покоя.

4. Трёхпалый ленивец передвигается со скоростью 2 метра в минуту.

5. Маленькие антилопы способны разогнаться до 100 километров в час.


6. Гепард – самое быстрое наземное животное на нашей планете. Он способен развивать скорость до 121 километра в час. На такой скорости он может пробежать до 500 метров и разогнаться от 0 до 100 километров в час за 5 секунд (показатель, который превосходит большинство спортивных автомобилей).





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 3 класс "Еиницы времени - минута"

Урок математики в 3 классе по Образовательной системе "Школа 2100". Н аданном уроке дети знакомятся с новой единицей измерения времени, закркпляют умение находить длю числа и число по его доле....

Презентация к уроку математики 3 класс "Измерение времени" УМК "Начальная школа XXI века"

Презентация к уроку математики  по теме "Измерение времени"...

Урок математики 4 класс. Единицы времени. Год. Век.

Урок математики в 4 классе, на котором учащиеся знакомятся с новой единицей времени - веком, учатся преобразовывать года в века и наоборот, записывать века римскими цифрами, повторят знакомые единицы ...

Презентация к уроку математики 4 класс. Единицы времени. Год. Век.

Презентация к уроку математики в 4 классе, на котором учащиеся знакомятся с новой единицей времени - веком, учатся преобразовывать года в века и наоборот, записывать века римскими цифрами, повторят зн...

Урок математики 4 класс "Единицы времени" УМК "Перспектива"

Разработка урока математики в 4 классе по теме "Единицы времени" УМК "Перспектива"Архив содержит презентацию к уроку и карточки необходимые для работы на уроке....

Урок математики 3 класс "Единицы времени"

Конспект урока по теме "Единицы времени"...

Технологическая карта урока математики 4 класс единицы времени

Технологическая карта урока математики 4 класс единицы времени...