Конспект урока: "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел."
план-конспект урока по математике (4 класс)

Пистун Оксана Александровна

Задачи урока:  обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, формирование вычислительные навыков, закрепление письменных приёмов сложения и вычитания, развитие логического мышления.

Цели урока:

1. актуализировать знания устной и письменной нумерации многозначных чисел, разрядного состава числа, соотношения между соседними разрядными единицами;

2. тренировать устные приемы сложения и вычитания, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3. вывести способ сложения и вычитания многозначных чисел в столбик на основе изученных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел;

4.тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

5. развивать навыки взаимопомощи и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Математика 4 класс. Пистун Оксана Александровна. МОУ «Разуменская СОШ№2»

Тема: Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.

Тип урока: закрепление изученного материала

Задачи урока:  обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, формирование вычислительные навыков, закрепление письменных приёмов сложения и вычитания, развитие логического мышления.

Цели урока:

1. актуализировать знания устной и письменной нумерации многозначных чисел, разрядного состава числа, соотношения между соседними разрядными единицами;

2. тренировать устные приемы сложения и вычитания, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3. вывести способ сложения и вычитания многозначных чисел в столбик на основе изученных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел;

4.тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

5. развивать навыки взаимопомощи и сотрудничества. 

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий

Формировать УУД:

- Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне.

- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Методы и формы обучения: Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

        фронтальная работа;

        работа в парах;

        индивидуальная работа.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

УУД

I. Организационный момент. 1.Психологический настрой на деятельность.

 Самоопределение к учебной деятельности.

2.Минутка чистописания

3. Устный счёт

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть Вас мы очень рады.

- Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне, нашим гостям, улыбнитесь друг другу .

- Я желаю, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока. Всем большой удачи. Итак, начинаем.

- Записываем число и классная работа.

Помните ли вы сказку «Золушка»? Кто её автор? Назовите главных героев этой сказки? Как ,вы, охарактеризовали бы Золушку?  Мачеху и её дочерей?

Старшая дочка любила покушать. Особенно ей нравились пироженные эклеры Утром она съедала 11 эклеров, в обед 13 эклеров, это составило 1/2 часть всех эклеров, которые она съела за день. Сколько всего эклеров она съедала за день? (48)

- Сколько всего эклеров она съедала за день? (48) (запишите это число

-Что бы вы сказали про  её  питание?

-Каким должно быть правильное питание? (разнообразным, витаминизированным, умеренным)

-Давайте устно с вами посчитаем. Повторим устные приемы сложения трехзначных чисел. (Ответы записаны на овощах и фруктах и развешены по классу.)

320+70         120+120

260+40           605+5

300+90          400+250

500+200      715+20

- Нужно кушать больше фруктов и овощей. В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья.

Настраиваются на работу.

Ответы записаны на фруктах и овощах по классу

Личностные (нравственно-этическая ориентация)

II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

III. Работа по теме урока

III. Постановка проблемы. 

Работа  по учебнику

Физминутка

Сестры любили покушать и повредничать, а ещё были очень ленивые и не любили учиться. Им предложили поработать с многозначными числами, помогите им

1) Чтение и запись многозначных чисел.

- Прочитайте числа…

- Запишите числа под диктовку:

5 млн. 6 тыс. 72;  2 млрд. 34 млн. 1;  7 млрд. 409 тыс.

- Сколько единиц в разряде сотен тысяч в 1 числе? Во 2 числе? В 3 числе? (В 1 числе 0 сотен тысяч; во 2 числе – 0 сотен тысяч; в 3 числе – 4 сотни тысяч.)

2) Сравнение многозначных чисел.

4.308 … 4.083;  94.809 …  9.999;  1 тыс. … 10 сот.

- Что общего в записях? (Это задания на сравнение многозначных чисел.)

Ученик у доски вставляет нужные знаки и объясняет свой выбор.

- Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание многозначных чисел.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Мы будем отрабатывать сложение и вычитание многозначных чисел) - Значит, какую цель нам надо поставить перед собой? (Научиться складывать и вычитать многозначные числа.)

В учебнике на странице 60 вверху есть два решенных примера. Попробуйте объяснить, как выполнено сложение и вычитание. В случае необходимости оказывает педагогическую поддержку

Работа в группах

34.257 + 15.641       68.243 + 8.646      

24.785 – 6.674           60.884 – 4.653

        56.342+12.132        93.678 - 33.124

Положите ручки. Назовите ваши ответы. ( проверяем.)

В случае несовпадения ответов, дети проговаривают соответствующий вычислительный прием.

- Какое правило здесь нужно? (Правило сложения и вычитания натуральных чисел.)

- Сделайте вывод. (Приемы сложения и вычитания многозначных чисел аналогичны приемам сложения и вычитания трехзначных чисел: смысл действий остается тот же, но увеличивается количество разрядов.) Работа по учебнику. С.61 №273

Один у доски, остальные в тетрадях

Применение знаний. Работа с многозначными числами.

Выдвигают цель и тему

Отвечают на поставленные вопросы.

  

Познавательные (выполнение логических операций: анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий)

Регулятивные ( начинать и заканчивать действия в требуемый момент)

Регулятивные (понимание и принятие учащимися цели, поставленной учителем, преобразование в практическую задачу)

Работа в парах

Найди верную краткую запись и реши задачу  

-Золушке приходилось мыть полы у сестёр в комнатах.

-Посчитайте,  какую всего площадь ей приходилось убирать, если 1 комната- 45  м2 ,  2 комната - составляла  1/3    часть первой.

  1. 1 комната -  45  м2            ? м2  

             2 комната- 3 м2          

2.

 1 комната -    45  м2             ? м2  

2 комната-  ? м2        ч   от                    

3.

1 комната -    45  м2     

2 комната- ? м2       ч   от          

45:3 х 1 +45 =60 (м2 )

Ответ: 60 м2

- Вы должны помнить, что для сохранения здоровья необходимо соблюдать гигиену тела и жилища.

-Кто помогает дома проводить  уборку в доме?

-Молодцы! Соблюдать чистоту нужно не только дома, но и в школе , и на улице.

Систематизируют знания, выбирают ответы.

IY. Проектирование и фиксация нового знания.

«И вот как-то раз сын короля, принц, устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с жёнами и дочерьми. Золушкины сёстры и мачеха тоже получили приглашение. Они очень обрадовались и сейчас же заставили Золушку  шить платья для бала».

*8)Составьте по краткой записи задачу и решите ёё (Работа у доски)

Мачеха —300 см        

Мл. дочь - ?см  в 3 раза меньше, чем         ? см        

Ст. дочь - ? см на 100 см больше, чем мл. дочери

Решение:

  1. 300 : З = 100 (см) — на платье младшей дочери.
  2. 100 + 100= 200 (см)- на платье старшей дочери.
  3. 300 + 100+ 200 = 600 (см)=6 (м)- ткани на  все платья.

         Ответ: 6 м ткани.

Проверка .

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, анализ объекта)

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)

Y. Первичное закрепление.

YI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

     И вот, наконец, долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали, а Золушка сидела и горько плакала, работы было много. Золушка понимала, что не успеет сделать все до начала бала. В этот момент появилась крестная мать Золушки. Фея сказала ей: «Что ж, будь умницей, а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце!».

Когда Золушка  вошла в зал,  принц и гости не сводили с нее глаз, до того она была красива! Золушка и принц танцевали весь вечер, что Золушка забыла обо все на свете и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь.

Золушка сразу убежала, принц побежал за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

Как же найти красавицу? Думал принц. Помогите принцу, решите  примеры.

Соревнование по рядам по одному выбегают к доске и решают пример по классам и разрядам.

34251132

 +

15641121

 63793012

    +

 86491231

 24123412

      +  54323122

      

-Какие правила записи в столбик надо помнить, чтобы избежать ошибок? (Числа записываются в столбик поразрядно, начиная с низшего разряда.)

- С какого разряда начинаем действие? (Тоже с низшего.)

Личностные (взаимопомощь)

Регулятивные (управление своей деятельностью)

Коммуникативные ( навыки сотрудничества)

 Применяем новые знания.

Игра-соревнование

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: управление поведением – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные:

Использование полученных знаний.

Регулятивные: работа по намеченному плану.

YII. Включение нового содержания в систему знаний и повторение.

«Арифметические ребусы.

 Решение уравнений с использованием приемов сложения и вычитания многозначных чисел.

- Попробуем применить наши знания при решении уравнений. (2 ученика работают на скрытой доске с помощниками, остальные - в тетрадях.)

х-12560=18200    30760-х=12560

Решение уравнений

Познавательные (работа с учебными моделями)

Регулятивные (управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность)

YIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- С какой проблемой мы столкнулись вначале урока? (Нам не удалось выполнить сложение и вычитание многозначных чисел.)

- Нам удалось решить эту проблему? (Да.)

- Как мы это сделали? (Мы стали записывать решение столбиком, используя те же приемы, что и при сложении и вычитании в столбик двузначных и трехзначных чисел.)

Продолжите предложения.

  1. Сегодня я сумел…
  2. На этом уроке я похвалил бы себя за …
  3. На этом уроке я похвалила бы одноклассников…
  4. Больше всего мне понравилось…
  5. Для меня было открытием …

Какое у вас сейчас настроение?

 Ведь положительные эмоции положительно влияют на состояние здоровья.

- Урок закончен. Всем спасибо.

Подводят итоги урока.

Оценивают свою работу.

Анализируют свою работу.

Регулятивные (контроль и оценка результатов деятельности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел", 4 класс.

Данный урок построен на основе развивающего метода по программе "Школа России". Целью данного урока является не только закрепление знаний и умений, но и создание условий для развития логического мышле...

Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел

Тема урока математики -закрепление письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел. На данном уроке детям предоставляется возможность в игровой форме повторить и закрепить знания письменных...

Контрольная работа 4 класс «Начальная школа XXI века» «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел»

Работа проводится, как контрольусвоения знаний уч-ся по теме: «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел»...

Приёмы сложения и вычитания многозначных чисел

Цель: познакомить учащихся с письменными приемами сложения и вычитания многозначных чисел....

Контрольная работа №2 «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел»

Контрольная работа №2 «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел» с ответами...

Письменный приём сложения и вычитания многозначных чисел

Презентация составлена к уроку математики по теме "Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел". 3 класс УМК "Гармония"....