Конспект урок на тему "Конкретный смысл умножения"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Юлия Вадимовна Хотарева

Конспект урок на тему "Конкретный смысл умножения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_umnozhenie.docx43.92 КБ
Файл umnozhenie_-_matematika.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока математики

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Математика

Класс

2

Тема урока

Конкретный смысл действия умножения

Дидактическая цель

Создать условия для организации деятельности обучающихся с целью ознакомления с конкретным смыслом действия умножения как сложение одинаковых слагаемых.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1:Уметь придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачью;

Л2: Иметь положительную мотивацию к процессу обучения на уровне понимания смысла обучения;

Л3: Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

Л4: Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека.

МП1: Уметь давать устный и письменный ответ в фиксированной форме;

МП2:Уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

МП3:  Уметь планировать последовательность действий для реализации замысла, поставленной задачи;

МР1: Уметь выделять учебную задачу самостоятельно, после предварительного обсуждения ;

МР2:  Уметь концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений;

МР3: Уметь соотносить свое действие с ориентиром предложенным учителем;

МК1:  Уметь высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

П1:   Знать такое математическое понятие как «умножение»;

П2: Понимать способ записи действия умножения;

П3:  Научиться заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием – умножением;

Учебная задача урока

Как применять действие умножение?

Основные понятия, изучаемые на уроке

«умножение»

Образовательные технологии

Диалоговая технология, здоровьесберегающая, технология ТРКМ (прием кластер)

Виды используемых на уроке средств ИКТ

Видео, презентация

Образовательные ресурсы

Учебник - «Математика» для 2 класса УМК «Школа России»;   тетрадь с печатной основой М.И.Моро 2 класс, карточки с геометрическими фигурами;  карточка «Продолжи предложения»; раздаточный материал

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент.

У: Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте, встанем и поздороваемся друг с другом. Меня зовут Юлия Вадимовна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Повернитесь  к нашим гостям и поздоровайтесь.

У: Спасибо, присаживайтесь. Проверьте, чтобы у вас на парте лежал учебник по математике, рабочая тетрадь и тетрадь на печатной основе.

У: Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, запишите дату и вид работы «классная работа». Кто справился, закройте их и отложите в сторону, они нам еще пригодятся.

У: Сегодня на уроке мы убедимся, что в математике есть еще много интересного и таинственного, но прежде чем окунуться в этот мир, предлагаю провести разминку для ума.

У: У вас на партах для каждого лежат небольшие карточки скрепленные скрепкой. Снимите скрепку и разложите их.

Что вы видите на них?

Актуализация знаний.

Устный счет.

У: Правильно числа. Они помогут вам быстро отвечать на мои вопросы. Ваша задача поднимать карточку с тем числом, которое соответствует ответу.

У: Давайте, начнем:

- Я задумала число. Если к нему прибавить 14, то получится 21.

Давайте, разберем, как вы считали.

(Спрашивает  ребенка, у которого ошибочный результат, выслушивает его, а потом просить помочь того, у кого верный ответ. Если у всех верно,  то спрашивает на выбор.)

- Сумма двух чисел равна 17. Первое слагаемое 8. Чему равно второе слагаемое?

 Давайте, разберем, как вы считали.

(Спрашивает  ребенка, у которого ошибочный результат, выслушивает его, а потом просить помочь того, у кого верный ответ. Если у всех верно,  то спрашивает на выбор.)

- Я задумала число, вычла из него 6 и получила 24. Какое число я задумала?

Давайте, разберем, как вы считали.

(Спрашивает  ребенка, у которого ошибочный результат, выслушивает его, а потом просить помочь того, у кого верный ответ. Если у всех верно,  то спрашивает на выбор.)

- Разность двух чисел равно 8. Вычитаемое равно 9. Чему равно уменьшаемое?

Давайте, разберем, как вы считали.

(Спрашивает  ребенка, у которого ошибочный результат, выслушивает его, а потом просить помочь того, у кого верный ответ. Если у всех верно,  то спрашивает на выбор.)

- Из какого числа надо вычесть 25, чтобы получить 30?

Давайте, разберем, как вы считали.

(Спрашивает  ребенка, у которого ошибочный результат, выслушивает его, а потом просить помочь того, у кого верный ответ. Если у всех верно,  то спрашивает на выбор.)

- Какое число больше 9 на 7?

Давайте, разберем, как вы считали.

(Спрашивает  ребенка, у которого ошибочный результат, выслушивает его, а потом просить помочь того, у кого верный ответ. Если у всех верно,  то спрашивает на выбор.)

- Увеличьте 8 на 17?

Давайте, разберем, как вы считали.

(Спрашивает  ребенка, у которого ошибочный результат, выслушивает его, а потом просить помочь того, у кого верный ответ. Если у всех верно,  то спрашивает на выбор.)

- Уменьшите 33 на 8.

Давайте, разберем, как высчитали.

(Спрашивает  ребенка, у которого ошибочный результат, выслушивает его, а потом просить помочь того, у кого верный ответ. Если у всех верно,  то спрашивает на выбор.)

- Найдите сумму чисел 16 и 5.

Давайте, разберем, как вы считали.

(Спрашивает  ребенка, у которого ошибочный результат, выслушивает его, а потом просить помочь того, у кого верный ответ. Если у всех верно,  то спрашивает на выбор.)

- Найдите разность чисел 82 и 51. 

Давайте, разберем, как вы считали.

(Спрашивает  ребенка, у которого ошибочный результат, выслушивает его, а потом просить помочь того, у кого верный ответ. Если у всех верно,  то спрашивает на выбор.)

У: Прекрасно! Поднимите руку, кто справился без единой ошибки.

Спасибо, мне очень приятно. (Учитель раздает бонусные жетончики)

У: Раз вы так хорошо умеете считать и знаете математические термины, тогда вы без труда справитесь со следующим заданием.

У: Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и приготовьтесь записывать.

У вас на партах лежат карточки под номером один, переверните их.

У: Что вы видите на них?

У: Вы правы, это задачи. Думаю, вы уже догадались, что надо сделать?

Решение задач.

У: Конечно же, решить их. Ознакомьтесь, пожалуйста, с условием задач и решите их самостоятельно в тетради.

Задачи:

  1. На одной клумбе растет 5 цветов. Сколько цветов растет на 3 клумбах?
  2. В одном ящике 7 кг яблок. Сколько килограммов яблок в трех таких же ящиках? В семи? В девяти?

У: Ну что ж все готовы, поэтому поменяйтесь тетрадями с соседом и приготовьте простой карандаш для проверки.

 (Учитель еще раз перечитывает  первую задачу или просит кого-нибудь из обучающихся.)

(Учитель записывает задачу на доску)

У: О чем говорится в задаче?

У: Что известно в задаче?

У: Что необходимо найти?

У: Как вы вычисляли?

У: Какой ответ получился? Те, у кого правильно поставьте «+» на полях.

(Учитель записывает задачу на доску)

(Учитель еще раз перечитывает вторую задачу или просит кого-нибудь из обучающихся)

У: О чем говорится в задаче?

У: Что известно в задаче?

У: Что необходимо найти? (останавливаемся на первом вопросе)

У: Как вы вычисляли?

У: Какой ответ получился? Те, у кого правильно поставьте «+» на полях.

У: Какие еще вопросы стоят в данной задаче?

Давайте, попросим двоих ребят выйти к доске и написать решение.

У: Спасибо, что активно приняли участие в решении задач, поменяйтесь обратно тетрадями.

Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. (Учитель раздает бонусные жетончики)

У: А кто мне скажет, что общего между выражениями  каждой из этих задач?

У: Вы правы, у них общие слагаемые.

У: А как вы думаете, можно ли данные выражения записать как-либо иначе?

У: Запомните это, мы еще вернемся на уроке к этому вопросу.

Постановка учебной проблемы

У: Сегодня мы с вами попробуем совершить математическое открытие.

У: На партах у вас есть листочки с геометрическими фигурами. Назовите их.  

У: Как можно узнать, сколько всего фигур изображено на листе?

У: Попробуйте это сделать.

У: Сколько получилось фигур?

Можно ли по-другому сосчитать треугольники?

У: Давайте попробуем сосчитать геометрические фигуры группами. Возьмите простой карандаш и обведите треугольники  в овалы по 9 фигур в каждом.

У: Сколько получилось групп с треугольниками?

 (На слайде дублируется группировка)

Как было быстрее считать по одному или группами?

У: Давайте запишем наши действия на математическом языке.

У: Что мы сделали сначала?

У: А каким знаком мы показываем объединение?

Запишите выражение в виде суммы.

У: Сколько групп треугольников получилось?

У: Послушайте, что тогда получается

по 9 взяли 5 раз (учитель показывает все группы по отдельности еще раз)

Поиск решения проблемы.

У: Посмотрите ещё раз на вашу запись. Как вам кажется, удобно ли так записывать?

Что можно сказать о всех этих слагаемых, какие они?

У: Как по-другому можно записать эти выражения?

У: Оказывается, в математике существует специальный знак для того, чтобы удобнее записывать сумму одинаковых слагаемых.

Кто знает, как называется этот знак?  

(Знак показывается на слайде)

Какое математическое действие мы с вами сегодня открыли?

У: Давайте, попробуем сформулировать цель нашего урока.

У: Кто тогда осмелится, выйти к доске, чтобы записать сумму треугольников с помощью действие умножение?

9·5=45    

Первичное закрепление правила во внешней речи.

У: Как называется такая запись?

У: А что означает точка в этой записи?              

У: Такая запись называется умножением, а точка это знак умножения.

У: Для чего нужно умножение?

У: Прочитать это выражение можно так: 9 умножить на 5 или по 9 взять слагаемым 5 раз (фразы вешают на доску)

Учитель: Повторите.  

У: Какую запись вы считаете верной?

9 * 5 = 45

5 * 9 = 45

У: Сколько треугольников у нас в группе?

У: Значит по 9 треугольников взяли 5 раз.

У: Вернитесь, пожалуйста, к нашим задачам, можно ли, эти выражения заменить на умножение?

Почему?

У: Проговорите, как бы вы записали это?

(Учитель спрашивает несколько человек на каждую задачу)

У: Какое открытие мы сделали?

Для чего нужно умножение? (Сложение заменяют умножением для удобства записи и счёта.) 

Физкультминутка (видео)

У: Откройте, пожалуйста, учебники на странице 48. Прочитайте текст рядом с красной чертой.

(Учитель выбирает ребенка)

У: Сравните выводы, которые сделали мы с теми, которые написаны в учебнике. Есть ли у вас вопросы?

У: Посмотрите на номер один. Прочитайте его. Что в нем просят сделать?

У: Обсудите вместе с соседом, а потом мы сделаем общий вывод все вместе.

У: Что обозначает первая запись?

5+5+5=15

Что обозначает вторая запись?

5x3=15

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

У: Отложите пока учебники и откройте тетрадь на печатной основе на странице 43.

Прочитайте задание. Что необходимо сделать в нем?

У: Работайте самостоятельно, если есть вопросы, то обратитесь к соседу.

У: Ребята, давайте проверим, что у вас получилось. Какие выражения вы выбрали?

У: У кого такой ответ, поднимите руки. (учитель раздает жетоны)

А почему вы выбрали именно их? Чем они похожи друг на друга?

У: А что мы уже знаем про сумму с одинаковыми слагаемыми?

У: Совершенно верно. Рядом карандашом запишите выражения действием умножение.

У: Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №2 на с.40.

Работа по учебнику.

1. Задача.

- Прочитайте задачу про себя.

-Запишем её кратко.

О чем говорится в задаче?

Что известно в задаче?

-Что нужно узнать?

Какие опорные слова мы запишем в краткой записи? (Краткую запись учитель записывает сам под диктовку обучающихся)

Поставьте разные вопросы к задаче.

Каждый выбирает свой вопрос и решает задачу

-Проверим. Назовите вопрос и решение задачи. (обязательно спрашивает задачи на все три вопроса)

Подведение итогов урока

У: Предлагаю повторить все, о чем мы сегодня говорили, а для этого мы составим кластер.

Итак, у нас есть умножение (вешает карточку со словом «умножение»)

У: Теперь нам надо вспомнить, что мы о нем знаем. Опорные вопросы вы можете увидеть на доске. (Что? Зачем? Каким?)

У: Вопрос «Что?», что такое умножение? (крепит карточку с ответом)

У: Вопрос «Зачем?», зачем нужно умножение? (крепит карточку с ответом)

У: И вопрос «Каким?», каким знаком показываем на письме? (крепит карточку с ответом)

У: Прекрасно, я рада, что вы многое запомнили.

Рефлексия.

Как оцените работу всех детей на уроке?

А можете оценить свою работу?

У вас на партах лежат карточки, продолжите на них фразы: (пример фраз выводится на экран)

  • Продолжите предложение.
  • На сегодняшнем уроке я узнал….
  • На этом уроке я похвалил бы себя за….
  • Сегодня я сумел….
  • После урока мне захотелось….

У: Я очень рада за вас , рада тому как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали.  Молодцы!

А домашнее задание будет такое:  для тех, кто не боится трудностей нужно составить задачу под №3,с.40. решение примеров под№6,с.40 – для всех.

Обучающиеся здороваются с учителем и гостями.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Обучающиеся готовятся к устному счету, раскладывают карточки – ответы.

- Числа.

Обучающиеся отвечают на вопросы устного счета с помощью карточек.

- Получатся 7, потому что 14 – это известное слагаемое, а 21 сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. 21 – 14 = 7.

- Получается 9, потому что нам известно первое слагаемое – 8 и сумма – 17. Чтобы найти второе слагаемое надо их суммы вычесть первое  слагаемое. 17 – 8 = 9.

- Получается 30, потому что 6 – это вычитаемое, 24 – разность, неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти уменьшаемое надо к разности прибавить вычитаемое.

24 + 6 = 30.

- Получается 17, потому что 9 – вычитаемое, а 8 – это разность, неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти его надо к разности прибавить вычитаемое. 8 + 9 = 17.

- Получается 55, потому что 25 – вычитаемое, а 30 – это разность, неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти его надо к разности прибавить вычитаемое.

25 + 30 = 55.

- Получается 16, потому что «на 7 больше» - это столько же да еще плюс 7. Поэтому чтобы узнать число, которое больше 9 на 7, надо к 9 прибавить 7, получаем 16.

- Получается 25. «Увеличить 8 на 17» - это значит к 8 прибавить 17, получается 25.

- Получается 25, потому что «уменьшить на 8» - это значит вычесть из числа 8, поэтому надо из 33 вычесть 8, получается 25.

- Получается 21, потому что «найти сумма» - это значит прибавить первое слагаемое ко второму. 16 + 5 = 21.

- Получается 31, потому что «найти разность» - это значит вычесть из одного числа другое. Поэтому из уменьшаемого 82 вычитаем вычитаемое 51, получаем разность чисел 31.

 

Обучающиеся поднимают руки и получают жетоны.

Обучающиеся подготавливают карточки под номером 1.

- Задачи.

- Решить.

Обучающиеся самостоятельно решают задачи в рабочих тетрадях.

Обучающиеся готовятся к проверке тетради соседа.

- О цветах и клумбах.

- На одной клумбе растет 5 цветов.

- Сколько цветов растет на 3 клумбах.

- 5 + 5 + 5 = 15 (цв.)

Обучающиеся ставят «+», если задача решена верно.

- О яблоках и ящиках.

- В одном ящике 7 кг яблок.

- Сколько кг яблок в 3 ящиках

- 7 + 7 + 7 = 21 (кг)

- Сколько кг яблок в 7 ящиках

- Сколько кг яблок в 9 ящиках

7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 49 (кг)

7+7+7+7+7+7+7+7+7 = 63 (кг)

Обучающиеся просматривают свои ошибки и поднимают руки, если работа полностью решена верно.

- У них у всех одинаковые слагаемые.

- Не знаем. (нет)

- Треугольники.

- Сосчитать.

Обучающиеся считают фигуры.

- 45 треугольников.

- Да, сгруппировать.

Обучающиеся объединяют треугольники в группы по 9 штук.

- 5.

- Удобнее вести счёт группами

- Объединили фигуры в группы по 9

- Сложением.

9+9+9+9+9 (Обучающиеся записывают в тетради, тот, кто справился, записывает на доске)

- 5

- Нет, очень длинно.

- Одинаковые.

- Умножение.

- Умножение.

- Цель: познакомиться с действием умножение.

Один из обучающихся записывает сумму треугольников с помощью действия умножение.

- 9 * 5 = 45

- Умножение.

- Это знак умножения.

- Сложение заменяют умножением для удобства записи и счёта.

- Обучающиеся хором повторяют фразы.

- Да.

- Потому что это сумма с одинаковыми слагаемыми.

- 5 * 3; 7 * 3; 7 * 7; 7 * 9.

- Если складываем одинаковые слагаемые, то можем заменить сложение умножением

- Сложение заменяют умножением для удобства записи и счёта.

Один из ребят читает с остановками текст рядом с красной чертой.

 Задают вопросы в случае затруднения.

- Рассмотреть рисунок и объяснить записи.

Обучающиеся обсуждают рисунок с соседом.

-Треугольники сгруппировали по 5. Сложили группы и получили результат.

-По 5 взяли три раза. Умножили 5 на 3.

Обучающиеся открывают тетрадь.

Обучающиеся читают про себя задание.

- Необходимо одним цветом подчеркнуть выражения, которые чем-то похожи друг на друга.

- 6+6+6+6; 3+3+3; 19+19; 5+5; 23+23+23; 36+36.

- В каждом из них одинаковые слагаемые.

- Ее можно заменить на действие умножение.

Обучающиеся работают самостоятельно. Кто готов выходит к доске и записывает одно выражение. (6*4; 3*3; 19*2; 5*2; 23*3; 36*2)

- О липах и аллее.

- На 1 аллее 12 лип, а на 2 на 4 меньше, чем на первой.

- Вопросы надо поставить самим.

- 1 алл.  - 12л.

 2 алл.  - ?   4 л. меньше, чем на первой.

Вопросы проговариваю вслух.

-Сколько лип росло на 2-ой аллее?

-Сколько лип росло на двух аллеях?

-На сколько лип росло на первой аллее больше, чем на второй?

Проговаривают решение своих задач.

- Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.

- Умножение нужно для удобства записи и счёта.

- Знак умножения – точка.

- Мы старательно выполняли все задания. Все  работали дружно.

Обучающиеся проводят рефлексивный анализ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 461 Урок по математике - 2 класс Выполнила Хотарева Юлия Вадимовна Санкт-Петербург 2019 г.

Слайд 2

Математическое Царство

Слайд 4

52 50 17 100 81 59 7 М Г П О Е Т И ПОМОГИТЕ!

Слайд 5

ЗАДАЧА №1 ПО 4 ВЗЯЛИ 2 РАЗА

Слайд 6

ЗАДАЧА №2 ПО 3 ВЗЯЛИ 4 РАЗА

Слайд 7

ЗАДАЧА №3 ПО 2 ВЗЯЛИ 3 РАЗА

Слайд 8

ЗАДАЧА ИЗ УЧЕБНИКА Вопросы к задаче: -Сколько лип росло на 2-ой аллее? -Сколько лип росло на двух аллеях?

Слайд 10

РАЗВИВАЕМ ЛОГИКУ

Слайд 11

РАЗВИВАЕМ ЛОГИКУ

Слайд 12

4 см 4 см Р = 4+4+4+4=16 (см) Р = 4·4=16 (см)

Слайд 14

12; 30; 35; 52; 64; 68; 79. 68 52 64 79 12 30 35 И Е В Ч Ц А Р ЦАРЕВИЧ

Слайд 15

Иван - Царевич ЧТО? ЗАЧЕМ? КАКИМ?

Слайд 16

3+3+3+3+3+3+3+3= 8+8+0 = 6+6+4= 5+5+5+5= 7-7-7-7= 8+8+8+8= 3·8 5·4 8·4

Слайд 17

Что такое умножение? Это умное сложение. Ведь умней умножить раз, Чем слагать всё целый час! Д.З.: Учебник – с. 48 № 3 (по желанию) Тетр . на печатной основе – с. 43 № 1, 2 (для всех)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по математике "Конкретный смысл умножения. Закрепление."

Интегрированный урок по математике на тему "Конкретный смысл умножения. Закрепление."...

Разработка урока математики "конкретный смысл умножения" с презентацией.

Разработка урока математики "конкретный смысл умножения" с презентацией. 2 класс. "Школа России"....

Конспект урока математики "Конкретный смысл действия умножения" ("Школа России" 2 кл. 2 ч.)

Конспект урока математики "Конкретный смысл действия умножения" ("Школа России" 2 кл. 2 ч.)...

Конспект урока. Тема: "Конкретный смысл действия умножения", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков математики....

Урок математики Конкретный смысл умножения 2 класс

Урок по математике "Конкретный смысл умножения" 2 класс "Белоснежка и семь гномов"...

Конспект урока математики: "Конкретный смысл умножения и деления." ( УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: Конкретный смысл умножения и деления.Цели деятельности учителя:   формирование умений заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; совершенствование вычислительных навыков и умений ...

Технологическая карта урока математики "Конкретный смысл умножения"

Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема: "Конкретный смысл действия умножения". Урок построен в форме путешествия....