Рабочая программа по по учебному курсу «Математика» (Школа России)
рабочая программа по математике

Березина Ирина Евгеньевна

Рабочая программа по предмету «Математика» начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. №373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241,от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12. №1060),  в соответствии с Примерной основной образовательной программой 2013г., Примерной программы по учебному предмету  «Математика», Образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_matematika_1-_4_kl.doc193.5 КБ
Файл КТП 1 класс33.85 КБ
Файл КТП 2 класс29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №15 н.п. Нивский»

«Утверждаю»

Приказ №

от

Директор школы

______В.Л.Кузнецова

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____З.М. Боклаг

«Рассмотрено»

Протокол заседания МО

Руководитель МО

_____

Рабочая программа

по математике

1-4 классов

разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

                                                                             Учитель: Березина Ирина Евгеньевна

н.п. Нивский

2018г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математика» начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. №373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241,от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12. №1060),  в соответствии с Примерной основной образовательной программой 2013г., Примерной программы по учебному предмету  «Математика», Образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский».

  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена для общеобразовательных классов начальной школы. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаков символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
  • освоение начальных математических знаний — пони мание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

  1. Место курса в учебном плане

         В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч (500ч по примерной программе и 40 ч резервных, которые включены в раздел «Арифметические действия»): в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).

  1. Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям учебной задачи, на понимание оценок учителей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни.

Выпускник получит возможность для формирования:

  •   выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
  • овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
  • умения планировать, контролировать и корректировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения математики на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. 

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с несколькими источниками информации.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • формулировать несложные выводы; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную информацию.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения математики на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно ­ графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно ­ двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини ­ зарядку);

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш­карты);
  • собирать числовые данные в естественно­научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные.

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты своей собственной деятельности и деятельности группы.

Предметные результаты

В результате изучения курса математики и информатики обучающиеся на ступени начального общего образования овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки.

Числа и величины

Выпускник научится:

  • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
  •  устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

Выпускник получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
  • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия

Выпускник научится:

  • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием

таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять действия с величинами;
  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).

Работа с текстовыми задачами

Выпускник научится:

  • устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
  • решать задачи в 3—4 действия;
  • находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения.

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться 

  • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Выпускник научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться 

  • вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

Работа с информацией

Выпускник научится:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • заполнять несложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;
  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
  • составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).                  

Связь предмета с УУД

«Математика и информатика». На ступени начального общего образования этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково­символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.

Вклад каждого предмета в формирование ИКТ­компетентности обучающихся (примерный вариант)

«Математика и информатика». Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Представление причинно­следственных и временных связей с помощью цепочек. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов

  1. Содержание учебного предмета

Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.

Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше(меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние:куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2,дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов (и; не; если… то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые); истинность утверждений.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

  1. Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Числа и величины (70 часов)

Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

 Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вмести мости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Числа. Счет предметов. Порядок следования чисел при счете. Число «нуль». Классы и разряды. Образование многозначных чисел. Запись и чтение чисел от 1 до   1000000. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на порядок следования чисел при счете, с помощью действий вычитания, деления). Сравнение многозначных чисел. Группировка чисел. Упорядочение чисел. Составление числовых последовательностей.

Величины Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вмести мости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Сравнивать числа по классам и разрядам.

 Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Составлять модель числа. Группировать числа по задан ному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу. 

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин

Арифметические действия  (190часов+40 резервных часов=230ч)

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

  Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.

Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).

Сложение и вычитание. Сложение. Слагаемые, сумма. Знак сложения. Таблица сложения. Сложение с нулем. Перестановка слагаемых в сумме двух чисел. Перестановка и группировка слагаемых в сумме нескольких чисел.

Вычитание. Уменьшаемое, вы читаемое, разность. Знак вычитания. Вычитание нуля.

 Взаимосвязь сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания. Устное сложение и вычитание чисел в пределах ста (и в случаях, сводимых к выполнению действий в пределах ста).

Отношения «больше на…», «меньше на…». Нахождение числа, которое на несколько единиц (единиц разряда) больше или меньше данного.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Умножение и деление Умножение. Множители, про изведение. Знак умножения. Таблица умножения. Перестановка множителей в произведении двух чисел. Перестановка и группировка множителей в произведении нескольких чисел. Умножение на нуль, умножение нуля. Деление. Делимое, делитель, частное. Знак деления. Деление в пределах таблицы умножения. Внетабличное деление в пределах ста. Деление нуля. Деление с остатком, проверка правильности выполнения действия. Взаимосвязь умножения и сложения, умножения и деления. На хождение неизвестного компонента умножения, деления. Устное умножение и деление в пределах ста (и в случаях, сводимых к выполнению действий в пределах ста). Умножение и деление суммы на число.

Отношения «больше в … раз», «меньше в … раз». Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное, двузначное, трехзначное число.

Числовые выражения.  Чтение и запись числового выражения. Скобки. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без скобок. Проверка правильности нахождения значения числового  выражения (с опорой на правила установления порядка действий, прикидку результата).

Свойства арифметических действий: переместительное свойство сложения и умножения, сочетательное свойство сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения, относительно вычитания. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Способы проверки правильности вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

Использовать различные приемы проверки правильности на хождения значения числового выражения

Работа с текстовыми задачами (110часов)

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, куплипродажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.  Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Задача. Условие и вопрос задачи. Установление зависимости между величинами, представленными в задаче. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач. Примеры задач, решаемых разными способами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление); понятия «увеличить на (в)…», «уменьшить на (в)…»; сравнение величин. Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (скорость, время, пройденный путь при равномерном прямолинейном движении), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчета (цена товара, количество, общая стоимость).

Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Решение текстовой задачи в несколько действий разными способами. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).Предметное представление о доле. Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и т. п.); задачи на нахождение доли целого и целого по значению его доли. Решение задач логического характера и способами их решения.

Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Самостоятельно выбирать способ решения задачи.

Использовать геометрические образы для решения задачи.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры  (50часов)

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, пирамида, цилиндр, конус.

Пространственные отношения.  

Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: выше—ниже, слева— справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между.          Геометрические фигуры

Распознавание и называние геометрической фигуры: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная (замкнутая и незамкнутая), угол (прямой, острый, тупой), многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг.  Распознавание и называние: куб, шар, пирамида, цилиндр, конус. Выделение фигур на чертеже.

Изображение фигуры от руки.

Построение отрезка заданной длины, прямоугольника с определенными длинами сторон с помощью чертежных инструментов (линейки, чертежного угольника) на бумаге в клетку. Построение окружности с помощью циркуля.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур,  преобразовывать модели.

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами.

Характеризовать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры по форме).

Геометрические величины (40 ч)

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Длина отрезка. Периметр. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр; соотношения между ними. Переход от одних единиц длины к другим. Измерение длины отрезка. Длина ломаной. Периметр. Измерение и вычисление периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, произвольного многоугольника.

Площадь

Представление о площади геометрической фигуры.

Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр; соотношения между ними. Измерение площади геометрической фигуры с помощью палетки. Вычисление площади прямоугольника, квадрата. Оценка размеров геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз)

Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру).

Классифицировать геометрические фигуры.

Находить геометрические величины разными способами.

Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений

Работа с информацией  (40 ч)

Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («…и/ или…», «если…, то…»»., «верно/неверно», что…», «каждый», «все», «неистинность»); утверждений.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация  данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка)

Формулирование проблемы для поиска информации, составление простейшего алгоритма (или плана) поиска, отбор источников информации, выбор способа представления результатов.

Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («…и/ или…», «если…, то…»»., «верно/неверно», что…», «каждый», «все», «неистинность»); утверждений.

Сбор информации. Поиск информации в математических текстах, содержащих рисунки, таблицы, схемы. Описание предметов, объектов, событий на основе полученной информации. Таблица. Чтение и заполнение строк, столбцов несложной готовой таблицы. Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий. Выявление соотношений между значениями величин в таблице.

Диаграмма. Чтение столбчатой диаграммы. Представление значений одной величины в виде столбчатой диаграммы.

Работать с информацией: осуществлять сбор, обобщение и представление данных (с помощью и самостоятельно); находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе. Интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать, обобщать данные, формулировать выводы и прогнозы).

Понимать информацию, представленную разными способами (текст, таблица, схема, диаграмма и др.)

Использовать информацию для установления количественных  и пространственных отношений, причинно-следственных связей. Строить и объяснять простейшие логические выражения.

Находить общее свойство группы предметов, чисел, геометрических фигур, числовых выражений и пр.; проверять его выполнение для каждого объекта группы.

Сравнивать и обобщать ин формацию, представленную в строках таблицы.

Тематическое распределение количества часов

п/п

Разделы

Примерная

программа

Рабочая программа

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Числа и величины

70

70

17

18

18

17

2.

Арифметические действия

190

230

72

52

53

53

3.

Работа с текстовыми задачами

110

110

21

30

30

29

4.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

50

50

11

13

13

13

5.

Геометрические величины

40

40

7

11

11

11

6.

Работа с информацией

40

40

4

12

11

13

Изучается на основе содержания всех других разделов курса

Резерв

40

-

-

-

-

-

ИТОГО

540

540

132

136

136

136

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для реализации программного материала используется

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Моро М. И., Волкова С.И., Степанова СВ. и др. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы – М.: Просвещение, 2012.

1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 1 класс.

2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 2 класс.

3. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 3 класс.

4. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 4 класс.

Рабочие тетради и пособия:

1. Моро М.И., Волкова С.И. Рабочая тетрадь по математике. 1 класс.

2. Моро М.И., Волкова С.И. Рабочая тетрадь по математике. 2 класс.

3. Моро М.И., Волкова С.И. Рабочая тетрадь по математике. 3 класс.

4. Моро М.И., Волкова С.И. Рабочая тетрадь по математике. 4 класс.

Печатные пособия

1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

2. Словари по русскому языку.

3. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

4. Детские книги разных типов из круга детского чтения.

5. Портреты поэтов и писателей

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Наборы счетных палочек.

2. Наборы муляжей овощей и фруктов.

3. Набор предметных картинок.

4. Наборное полотно.

Компьютерные и иформационно-коммуникативные средства

Электронное приложение   к учебнику «Математики» М.И. Моро. 1-4 класс

Технические средства обучения

1. Аудиторная доска с набором приспособлений для

крепления карт и таблиц.

2. Экспозиционный экран.

3. Персональный компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

5. Фотокамера цифровая

Размер не менее 150 х 150 см.

С диагональю не менее 72 см.

Демонстрационные пособия

1. Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

2. Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).

3. Демонстрационный циркуль.

4. Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади):

5. Палетка, квадраты, наборы геометрических фигур, модели геометрических фигур и тел и др.

6. Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по математике 1 класс.

п/п

Раздел

Кол-во

часов

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Стр.

1.

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления.

8 ч.

1. Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.

Счет предметов.

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели

Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.

Характеризовать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры по форме, величине (размеру).

Классифицировать геометрические фигуры.

Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей. Строить и объяснять простейшие логические выражения.

Находить общие свойства группы предметов; проверять его выполнение для каждого объекта группы.

с.2-3

2. Счет предметов.

с.4-5

3. Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева».

с.6-7

4. Пространственные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом».

с.8-9

5. Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше».

с.10-11

6. Сравнивание групп предметов. «На сколько больше? На сколько меньше?».

с.12-13

7. Сравнивание групп предметов. «На сколько больше? На сколько меньше?».Пространственные представления.

с.14-15

8. Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел»

с.16-20

2.

Числа от 1 до 10 и число 0:   нумерация.

28 ч.

9. Много и один.

Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.

Составлять модель числа.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру).

Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры.

Находить

геометрическую величину разными способами.

Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений.

с.22-23

10. Число и цифра 2.

с.24-25

11. Число и цифра 3.

с.26-27

12. Знаки «+»,«–»,«=»

с.28-29

13. Число и цифра 4.

с.30-31

14. Длиннее, короче.

с.32-33

15. Число и цифра 5.

с.34-35

16. Числа от 1 до 5. Состав числа 5.

с.36-37

17. Страничка для любознательных.

с.38-39

18. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.

с.40-41

19. Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины.

с.42-43

20. Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 5 получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры.

с.44-45

21. Знаки: «>»,«<», «=»

с.47-47

22. Равенство. Неравенство.

с.48-49

23. Многоугольник.

с.50-51

24. Числа 6, 7. Письмо цифры 6.

с.52-53

25. Числа 6, 7. Письмо цифры 7.

с.54-55

26. Числа 8, 9. Письмо цифры 8.

с.56-57

27. Числа 8, 9. Письмо цифры 9.

с.58-59

28. Число 10. Запись числа 10.

с.60-61

29. Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10».Проверочная работа.

с.62-63

30. Наши проекты.

с.64-65

31. Сантиметр – единица измерения длины.

с.66-67

32. Увеличить на ... Уменьшить на ...

с.68-69

33. Число 0.

с.70-71

34. Сложение с 0. Вычитание 0.

с.72-73

35. Страничка для любознательных.

с.74-75

36. Закрепление. Что узнали. Чему научились.Проверочная работа.

с.76-78

3.

Числа от 1 до 10:    сложение и вычитание.

59 ч.

37. Защита проектов.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия

(сложения, вычитания).

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения (с опорой на алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).

Планировать решение задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решений.

Действовать по заданному плану решения задачи.

Использовать геометрические образы для решения задачи.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.

Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов

(отрезок, прямоугольник и др.).

Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения.

Характеризовать явления и события с использованием величин.

38. Приёмы вычислений: □ +1, □ –1

с.80-81

39. Приёмы вычислений: □ –1-1, □ +1+1    

с.82-83

40. Приёмы вычислений: □  +2, □   -2

с.84-85

41. Слагаемое. Сумма.

с.86-87

42. Задача: условие, вопрос

с.88-89

43. Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку

с.90-91

44. Таблица сложения и вычитания с числом 2.

с.92-93

45. Присчитывание и отсчитывание по 2

с.94-95

46. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

с.96-97

47. Закрепление. Странички для любознательных.

с.98-99

48. Закрепление. Что узнали. Чему научились.Проверочная работа.

с.100-101

49. Странички для любознательных.Самостоятельная работа.

с.102-103

50. Приёмы вычислений: □ +3, □- 3

с.104-105

51. Прибавление и вычитание числа 3.

с.106-107

52. Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков. Проверочная работа.

с.108-109

53. Таблица сложения и вычитания с числом 3.

с.110-111

54. Присчитывание и отсчитывание по 3.

с.112-113

55. Решение текстовых задач в одно действие на сложение

с.114-115

56. Решение текстовых задач в одно действие на вычитание

с.116-117

57. Странички для любознательных.

с.118-119

58. Что узнали. Закрепление.

с.120-121

59. Чему научились. Закрепление.

с.122-123

60. Закрепление изученного. Решение задач.

с.124-125

61. Закрепление изученного. Решение примеров.Самостоятельная работа.

с.126-127

62. Проверочная работа за 1 полугодие.

Ч.2

63. Закрепление изученного.  Таблица сложения.

64. Закрепление изученного.  Прибавить и вычесть 1, 2, 3.

65. Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9.

с.4

66. Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

с.5

67. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

с.6-7

68. Приёмы вычислений: □ + 4, □ - 4

с.8

69. Закрепление изученного.  Прибавить и вычесть число 4.

с.9

70. На сколько больше? На сколько меньше?

с.10

71. Решение задач  на разностное сравнение.

с.11

72. Таблица сложения и вычитания с числом 4.

с.12

73. Решение задач  на разностное сравнение. Закрепление.

с.13

74. Перестановка слагаемых.

с.14

75. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида  □ +5, 6, 7, 8, 9

с.15

76. Таблица для случаев вида □ +5, 6, 7, 8, 9.

с.16

77. Состав чисел в пределах 10.

с.17

78. Состав чисел в пределах 10.Закрепление.

с.18

79. Закрепление изученного. Решение задач.

с.19

80. Что узнали. Чему научились. Закрепление.

с.20-23

81. Закрепление изученного. Проверка знаний.

с.24-25

82. Связь между суммой и слагаемыми.

с.26

83. Связь между суммой и слагаемыми. Закрепление.

с.27

84. Решение задач на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного.

с.28

85. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

с.29

86. Приёмы вычислений: 6 -□, 7 -□ . Состав чисел 6, 7

с.30

87. Закрепление приёма вычислений вида: 6 -□, 7 -□.Решение задач.

с.31

88. Вычитание вида: 8 - □, 9 – □

с.32

89. Закрепление приёма вычислений вида: 8 -□, 9 -□.Решение задач.

с.33

90. Вычитание вида: 10 – □

с.34

91. Закрепление изученного. Решение задач на нахождение остатка.

с.35

92. Единица массы: килограмм

с.36-37

93. Единица массы: литр

с.38

94. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного.

с.39-41

95. Проверочная работа «Сложение и вычитание чисел первого десятка».

с.42-43

4.

Числа от 1 до 20 нумерация.

14 ч.

96. Названия и последовательность чисел от 11 до 20

Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.

Составлять модель числа.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую

последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и их упорядочения.

Характеризовать явления и события с использованием чисел.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

С46-47

97. Образование чисел второго десятка.

с.48-49

98. Запись и чтение чисел второго десятка.

с.50

99. Единица длины: дециметр

с.51

100. Сложение и вычитание вида: 10 + 7,  17 – 7, 17 – 10.

с.52

101. Сложение и вычитание вида: 10 + 7,  17 – 7, 17 – 10.

с.53

102. Странички для любознательных.

с.54-55

103. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного.

с.56-59

104. Проверочная работа«Сложение и вычитание в пределах 10».

105. Закрепление изученного. Работа над ошибками.

с.60

106. Подготовка к решению задач в два действия.

с.61

107. Повторение. Подготовка к решению задач в два действия.

с.61

108. Составная задача.

с.62

109. Составная задача. Закрепление.

с.63

5.

Числа от 1 до 20:  сложение и вычитание.

23 ч.

110. Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания).

Моделировать

изученные арифметические зависимости.

Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения (с опорой на алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).

Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решений.

Действовать по заданному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения).

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.

Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).

Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решений.

Действовать по заданному и самостоятельному плану решения задачи.

с.64

111. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток  вида: □ +2, □ +3

с.65-66

112. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток  вида: □ +4

с.67

113. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток  вида: □ +5

с.68

114. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток  вида: □ +6. Проверочная работа (10 мин)

с.69

115. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток  вида: □ +7

с.70

116. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток  вида: □ +8, □ +9

с.71

117. Таблица сложения.Тест

с.72

118. Таблица сложения. Закрепление изученного.

с.73

119. Странички для любознательных.

с.74-75

120. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного.

с.76-79

121. Общий прием вычитания с переходом через десяток.

с.80-81

122. Вычитание вида:  11 - □

с.82

123. Вычитание вида: 12 -□. Самостоятельная работа.

с.83

124. Вычитание вида:  13-□.

с.84

125. Вычитание вида: 14 -□.

с.85

126. Вычитание вида:    15 - □.

с.86

127. Вычитание: 16 - □.  

с.87

128. Вычитание вида: 17 - □ ,18 - □

с.88-89

129. Закрепление изученного. Странички для любознательных.

с.90-91

130. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного.

с.92-95

131.Итоговая контрольная работа за год.

с.96-97

132. Наши проекты

с.98-99



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по математике 2 класс.

п/п

Раздел

Кол-во

часов

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Стр.

1.

Числа от 1 до 100. Нумерация

19 ч

                               

1. Числа от 1 до 20.

Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Сравнивать числа по классам и разрядам. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Составлять модель числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

с.4

                       

2. Числа от 1 до 20.

с. 5

3. Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

с.6

4. Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100. Устная нумерация чисел от 11 до 100. Сравнение чисел.

с.7

5 Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100. Письменная нумерация чисел до 100

с.8

6. Однозначные и двузначные числа. Поместное значение цифр. Число 100.

с.9

7. Единица измерения длины - миллиметр.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Сравнивать числа по классам и разрядам. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Составлять модель числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Работать с информацией: находить и представлять данные.

Планировать решение задач. Объяснять выбор арифметического действия для решения задачи. Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера. Решение задач логического характера

Работать с информацией: находить и представлять данные. Моделировать разнообразные ситуации

с.10

8. Единица измерения длины - миллиметр.

с.11

9. Входная контрольная работа №1 по теме: «Однозначные и двузначные числа»

10. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых

с.12

11. Единица измерения длины - метр. Таблица единиц длины.

с.13

12. Замена двузначного числа суммой

разрядных слагаемых. Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5.

с.14

13. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5.

с.15

14. Единицы стоимости: рубль, копейка. Соотношения между ними.

с.16

15. Единицы стоимости: рубль, копейка. Соотношения между ними.

с.17

16. Закрепление. Числа от 1 до 100. Страничка для любознательных. Задачи-расчёты.

с.18-19

17. Закрепление. Числа от 1 до 100. Страничка для любознательных. Работа на вычислительной машине, которая меняет цвет вводимых в неё фигур, сохраняя их размер и форму.

с.20-21

18.  Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100»

19. Работа над ошибками. Числа от 1 до 100.

с.24

2.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

45ч

20. Решение и составление задач, обратных заданной.

Планировать решение задач. Объяснять выбор арифметического действия для решения задачи. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера. Решение задач логического характера

с.26

21. Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого.

с.27

22. Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

с.28

23. Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

с.29-30

24. Время. Единицы времени: час, минута. Определение времени по часам.

с.31-32

25. Длина ломаной. Сумма и разность отрезков.

с.33-34

26. Закрепление. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.

с.35

27.  Контрольная работа № 3 по теме «Решение задач»

28. Работа над ошибками. Решение задач.

с.36-37

29. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки.

Составлять модель числа. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

с.38-39

30. Решение задач разных видов. Числовое выражения. Сравнение числовых выражений.

с.40

31. Решение задач разных видов Сравнение числовых выражений.

с.41

32. Периметр многоугольника.

с.42-43

33. Сочетательное свойство сложения.

Составлять модель числа.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.

Моделировать изученные арифметические зависимости

Работать с информацией: находить и представлять данные.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

с.44-45

34. Применение переместительного и

сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.

с.46-47

35. Геометрические фигуры.     Знакомство с проектом «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» 

с.48-49

36. Закрепление.  Страничка для любознательных. Работа с информацией. Составление высказываний с логическими связками если…, то...; не; все; задания на сравнение длины, массы объектов.

с.50-53

37.  Итоговая контрольная работа в тестовой форме за 1 четверть. № 4

38. Работа над ошибками. Работа с информацией. Работа на вычислительной машине, изображённой в виде графа и выполняющей действия сложение и вычитание.

с.54-55

 39. Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.

Моделировать изученные арифметические зависимости

Планировать решение задач. Объяснять выбор арифметического действия для решения задачи. Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера. Решение задач логического характера

Составлять модель числа.

Решение задач логического характера

Работать с информацией: находить и представлять данные.

Моделировать разнообразные ситуации

с.56-57

40. Приемы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18.

с.58

41. Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20.

с.59

42. Приемы вычислений для случаев вида 26+4,36-20.

с.60-61

43. Приемы вычислений для случаев вида 60-24.

с.62-63

44. Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание. Запись решения задачи выражением.

с.64-65

45. Приемы вычислений для случаев вида 26+7.

с.66-67

46. Приемы вычислений для случаев вида 35-7.

с.67-69

47. Закрепление изученных приемов вычислений.

с.72-73

48. Контрольная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»

49. Работа над ошибками. Чтение и заполнение строк, столбцов несложной готовой таблицы. Работа с информацией.

с.74-75

50. Буквенные выражения с переменной вида а+28, 43-в,  b − 15,

с.76-77

51. Закрепление. Буквенные выражения.

с.78-79

52. Уравнение. Решение уравнений способом подбора.

с.80-81

53. Решение уравнений. Закрепление.

с.82-83

54. Проверка сложения.

с.84-85

55. Проверка вычитания.

с.86-87

56. Решение задач. Проверка сложения и вычитания.

с.88-89

57.  Итоговая контрольная работа за I полугодие. № 6

58. Работа над ошибками. Проверка сложения и вычитания.

с.90-91

59. Практические работы №1:

 Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

60. Практические работы №2:

 Измерение длины ломаной и построение ломаной.

61. Практические работы №3:

Периметр. Измерение и вычисление периметра прямоугольника, квадрата.

62. Практические работы №4:

 Периметр. Измерение и вычисление периметра треугольника, произвольного многоугольника. Работа с информацией.

63. Закрепление по теме «Решение задач»

с.92-93

64. Закрепление по теме «Решение задач»

с.94-95

3.

Сложение и вычитание  (письменные вычисления)

23 ч

65. Письменный прием сложения двузначных чисел без перехода через десяток вида 45+23.

Составлять модель числа.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.

Моделировать изученные арифметические зависимости

Ч 2.

с.4

66. Письменный прием вычитания двузначных чисел без перехода через десяток вида 57-26.

с.5

67. Письменный прием вычитания двузначных чисел без перехода через десяток вида 57-26.

с.6

68. Закрепление изученных приемов вычислений.

с.7

69. Прямой угол. Построение прямого угла

Практические работы № 5

Распознавание и называние геометрических фигур.

Работать с информацией: находить и представлять данные.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера. Решение задач логического характера. Распознавание и называние геометрической фигуры. Выделение фигур на чертеже. Изображение фигуры от руки. Построение отрезка заданной длины, прямоугольника с определенными длинами сторон с помощью чертежных инструментов (линейки, чертежного угольника) на бумаге в клетку

с.8

70. Прямой угол. Построение прямого угла

Практические работы № 6 

Угол. Виды углов: прямой, тупой, острый.

с.9

71. Закрепление изученного по теме «Письменный приём сложения и вычитания»

с.10-11

72. Письменные приёмы сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37+48.

с.12-13

73. Письменные приёмы сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37+53.

с.14-15

74. Письменные приёмы сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 87+13.

Составлять модель числа.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.

Моделировать изученные арифметические зависимости

с.16-17

75. Письменные приёмы вычитания двузначных чисел с переходом через десяток вида 40-8, 50-24.

с.18-19

76. Контрольная работа № 7 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания».

77. Работа над ошибками. Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания с переходом через десяток.

с.22-23

78. Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. Квадрат.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера. Решение задач логического характера. Распознавание и называние геометрической фигуры. Выделение фигур на чертеже. Изображение фигуры от руки. Построение отрезка заданной длины, прямоугольника с определенными длинами сторон с помощью чертежных инструментов (линейки, чертежного угольника) на бумаге в клетку

с.32-33

79. Практическая работа№7  

Построение прямоугольника на клетчатой бумаге с определенными длинами сторон с помощью чертежных инструментов. Использование свойств прямоугольника для решения задач.

с.34-35

80. Прямоугольник. Построение прямоугольника

с.36-37

81. Свойства противоположных сторон прямоугольника. Сравнение длин объектов. Решение логических задач и задач повышенного уровня сложности.

Распознавание и называние геометрической фигуры: прямоугольник. Выделение фигур на чертеже. Изображение фигуры от руки. Построение прямоугольника с определенными длинами сторон с помощью чертежных инструментов (линейки, чертежного угольника) на бумаге в клетку

с.38-39

82. Свойства противоположных сторон прямоугольника. Сравнение длин объектов. Решение логических задач и задач повышенного уровня сложности.

с.40-41

83. Квадрат.

Работать с информацией: находить и представлять данные. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера.

с.42-43

84. Построение квадрата.

с.44-45

85. Закрепление изученного по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания»

с.46

86. Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.

Моделировать изученные арифметические зависимости

87. Работа над ошибками. Таблица как средство описания предметов.

4.

Умножение и деление

49 ч

88. Конкретный смысл действия умножения. Связь умножения со сложением.

Планировать решение задач. Объяснять выбор арифметического действия для решения задачи. Решение задач логического характера

с.48-49

89. Решение текстовых задач, раскрывающих смысл действия умножение.

с.50-51

90. Периметр прямоугольника.

с.52

91. Периметр прямоугольника.

с.52

92. Приемы умножения единицы и нуля.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.

Моделировать изученные арифметические зависимости

С. 53

93. Названия компонентов и результата умножения.

с.54-55

94. Переместительное свойство умножения. Название компонентов и результата деления.

с.56

95. Переместительное свойство умножения. Название компонентов и результата деления.

с.57

96. Задачи, раскрывающие смысл действия деление.

Планировать решение задач. Объяснять выбор арифметического действия для решения задачи. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера. Решение задач логического характера

с.58-59

97. Решение задач на деление.

с.60-61

98. Название компонентов и результата деления

с.62-63

99. Связь между компонентами и результатом умножения

с.64-65

100. Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения

с.66-67

101. Итоговая контрольная работа № 9 за 3 четверть.

102. Работа над ошибками. Конкретный смысл действия деления.

с.68-69

103. Связь между компонентами и результатами умножения.

с.72-73

104. Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения.

с.74

105. Приемы умножения и деления 10 и на 10.

с.75

106. Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.

с.76

107. Решение задач на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

с.77

108. Решение задач на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

с.78-79

109. Умножение числа 2 и на 2. Работа с таблицей

Составлять модель числа.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.

Моделировать изученные арифметические зависимости

Планировать решение задач.

Объяснять выбор арифметического действия для решения задачи. Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера. Решение задач логического характера

Планировать решение задач.

Объяснять выбор арифметического действия для решения задачи. Прогнозировать результат вычисления.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера. Решение задач логического характера

Распознавание и называние геометрической фигуры: прямоугольник, квадрат. Выделение фигур на чертеже. Изображение фигуры от руки. Построение отрезка заданной длины, прямоугольника с определенными длинами сторон с помощью чертежных инструментов (линейки, чертежного угольника) на бумаге в клетку

с.80-81

110. Деление на 2

с.82-83

111. Закрепление таблицы умножения и деления на 2.

с.84-85

112.  Контрольная работа № 10 по теме «Конкретный смысл умножения и деления».

113. Работа над ошибками. Решение задач.

с.86-87

114. Закрепление. Решение задач в 1 действие на умножение и деление.

с.88-89

115. Умножение числа 3 и на 3. Работа с таблицей

с.90-91

116. Деление на 3.

с.92

117. Закрепление таблицы умножения и деления на 3.

с.93

118. Порядок выполнения действий в числовых выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок).

с.94

119. Закрепление. Решение задач на умножение и деление.

С95

120. Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление на 2, 3».

121. Работа над ошибками. Решение задач.

с.96-97

122. Нумерация чисел в пределах 100. Числовые и буквенные выражения. Таблица сложения. Работа с информацией

с.98

123. Нумерация чисел в пределах 100. Числовые и буквенные выражения. Таблица сложения. Работа с информацией

с.99

124. Нумерация чисел в пределах 100. Числовые и буквенные выражения. Таблица сложения. Работа с информацией

с.100

125. Нумерация чисел в пределах 100. Числовые и буквенные выражения. Таблица сложения. Работа с информацией

с.101

126. Решение задач.

с.106

127. Решение задач.

с.107

128. Решение задач.

с.108

129. Решение задач.

с.108

130. Итоговая контрольная работа № 12. 

131. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач

132. Повторение по теме «Числовые выражения».

с.103

133. Повторение по теме «Сложение и вычитание. Свойства сложения»

с. 104-105

134. Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 100

135. Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»

136. Повторение по теме «Умножение и деление»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога по учебному курсу "Математика-2" (УМК "Школа России").

Рабочая программа учебного курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения по учебнику "Математика" М. И. Моро и др....

Рабочая программа для 1 класса по математике.Школа России.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика»(авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова и др.)для 1 класса...

Рабочая программа для 3 класса по математике Школа России

Рабочая программа для 3 класса по математике Школа России...

Рабочая программа для 4 класса по математике Школа России

Рабочая программа для 4 класса по математике Школа России...

Рабочая программа и КТП по курсу "Математика" для 3 класса (тип класса: общеобразовательный) УМК «Школа России» 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по математике разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания лич...

Рабочая программа для 1 класса по математике .Школа России

Данная программа поможет составить рабочую программу коллегам, работающим в 1 классе....

Рабочая программа для 3 класса по математике "Школа России"

Рабочая программа по математике для 3 класса "Школа России"...