Конспект урока по математике "Единицы массы.Грамм"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Данный конспект урока будет полезен учителям,работающим в 3 классе по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinitsy_massy.gramm_.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 102                                                                                                    Дата ______________

Тема урока: Единицы массы. Грамм.

Цели урока:

  1. познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом;
  2. познакомить с римскими цифрами;
  3. закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов;
  4. прививать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

  1. взвешивать предметы и сравнивать их по массе;
  2. решать задачи изученных видов;
  3. анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Математический диктант.

1. Запишите число, соседи которого числа 499 и 501.

2. Запишите самое маленькое трехзначное число.

3. Запишите самое большое трехзначное число.

4. Запишите число, которое:

а) на 1 меньше, чем самое маленькое четырехзначное число;

б) на 1 сотню больше, чем самое большое двузначное число;

в) в 100 раз больше, чем самое большое однозначное число;

г) на 600 больше, чем самое маленькое однозначное число;

д) в 100 раз меньше самого маленького трехзначного числа;

е) на 100 меньше самого маленького трехзначного числа.

5. Запишите соседей числа, в котором 3 сотни.

2. Римская нумерация.

Как люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков.

Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывались с помощью соответствующего количества палочек.

-  Запишите этим способом числа 1, 2, 3. (Три ученика выходят к доске и записывают.)

  I, II, III.

-  А число 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число 15, ставили подкову и 5 палочек.

-  Запишите этим способом число 17.

-  Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о римских цифрах?

(Учитель показывает часы, книги, на корешке которых изображены римские цифры.)

Римские цифры довольно часто употребляются и в наши дни.

-  Где вы уже встречались с этими цифрами?

-  Чем похоже это письмо на египетское?

Мы с вами уже знаем, как записать римскими цифрами числа 1, 2, 3.

(Учитель закрепляет на доске карточки с этими цифрами.)

- А как записать число 5? Внимательно посмотрите на свою руку.

(Учитель поднимает свою руку, сомкнув четыре пальца, и большой отогнув, затем закрепляет на доске карточку: V.)

-  Как вы думаете, как записать число 10? Из чего оно состоит? (Из двух цифр 5.)

(Учитель поднимает две руки, затем закрепляет на доске карточку: X.)

-  Как же записать цифру 4, используя предыдущие цифры? (Ответы детей.)

Запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой «пять».

-  Кто догадался, как записать цифру 4, и может показать на доске?

(Желающий ученик выходит к доске и записывает. Если таких не найдется, учитель закрепляет карточку: IV.)

Запись цифр 6, 7, 8 основана на арифметическом действии сложении: нужное количество палочек приписывали справа.

(Один ученик записывает цифры на доске: VI, VII, VIII.)

-  Подумайте, как записать число 9. (От 10 отнять 1.)

(Один ученик записывает на доске: IX.)

III. Самоопределение к деятельности.

(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету.)

-  Сравните эти два предмета. (Они разного цвета.) (Учитель показывает два предмета, разных по форме и одинаковых по цвету.

-  Чем отличаются эти предметы?(Они разной формы.)

(Учитель показывает два пакета, одинаковых по цвету и форме, но разных по размеру.)

-  Чем отличаются эти предметы? (Они разного размера.)

(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме, размеру и цвету, но разных по массе (массу взять точную, например 3 кг и 4 кг).)

-  Чем отличаются эти предметы?

(Учащиеся затрудняются с ответом. Учитель вызывает одного ученика к доске и просит взять предметы в разные руки. Ученик говорит, что один предмет тяжелее, а другой – легче.)

-  Как называется величина, которая позволяет сравнить, какой предмет тяжелее, а какой легче? (Масса.)

-  В чем измеряется масса? (В килограммах.)

(Учитель взвешивает предметы и записывает их массу. Затем он показывает два предмета, например два яблока, которые трудно сравнить по массе, взяв их в руки. Несколько учеников по очереди выходят к доске и пытаются определить, какое яблоко легче, а какое тяжелее.)

-  Как определить массу каждого яблока? (Нужно взвесить их.)

-  Могу ли я использовать для этого гирю в 1 кг? (Нет, так как яблоки весят меньше 1 кг.)

-  Что же делать? (Нужно использовать гири меньше 1 кг.)

-  А кто из вас знает, как называется единица массы меньше килограмма? (Ответы детей.)

-  Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

-  Прочитайте теоретический материал на с. 54.

-  Какие единицы измерения массы вы теперь знаете? (Гр и килограмм.)

-  Сколько граммов в 1 кг? (1 кг = 1000г.)

-  Что можно измерять в килограммах?

-  Массу каких предметов можно измерить с помощью гирь меньше килограмма?

(Можно провести практическую работу по взвешиванию мелких предметов: ручки, книги, пенала и т. д.)

№ 1 (с.54). (Устное выполнение.)

№ 2 (с. 54).

-  Прочитайте условие задачи.

-  Какие вопросы можно поставить к этому условию?

(Учащиеся ставят вопросы по типам задач: на нахождение суммы двух произведений, на разностное сравнение, на кратное сравнение. Далее каждый ученик самостоятельно решает свою задачу. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 5 (с. 54).)

V. Физкультминутка.

Раз, два – стоит ракета.(Руки вверх.)

Три, четыре – самолет. (Руки в стороны.)

Раз, два – хлопок в ладоши. (Хлопки в ладоши.)

А потом на каждый счет. (Шаги на месте.)

Раз, два, три, четыре – (Хлопки в ладоши.)

Руки выше, плечи шире. (Руки вверх, затем вниз.)

Раз, два, три, четыре – (Хлопки в ладоши.)

И на месте походили. (Шаги на месте.)

VI. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

№ 3 (с. 54).

-  Что неизвестно в уравнениях? Как вы будете искать?

-  Решите уравнения самостоятельно.

(Три ученика работают у доски. Взаимопроверка.)

VII. Рефлексия.

«Проверь себя» (учебник, с. 54).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

-  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока.

-  С какой единицей измерения мы познакомились на уроке?

-  Кто хорошо понял тему?

-  Чем вам запомнился сегодняшний урок?

-  Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание.

№ 4 (с. 54).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики «Единицы массы. Грамм» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Единицы массы. Грамм» Цель урока: создать условия для расширения и углубления знаний детей о единицах измерения массы и формирования понятия «грамм».План...

Конспект урока математики "Единица массы. Грамм" (3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом. Планируемые результаты:  Предметные:- знать, что такое масса е...

Конспект урока математики "Единицы массы. Грамм" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание ситуации для знакомства с новой единицей массы – граммом. Планируемые результатыПредметные:знать, что такое граммуметь сравнивать килограммы и граммы...

Технологическая карта урока математики «Единицы массы. Грамм», (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока: «Единицы массы. Грамм» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование понятий «единицы массы», «грамм»; закрепление ...

Технологическая карта урока математики "Единицы массы. Грамм." (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: знакомство с новой единицей массы-граммом и соотношением между килограммом и граммом Задачи урокаДидактические:      Дидактические: Познакомить учащихся с нов...

Урок математики. Единицы массы. Грамм.

Урок математики для 3 класса....