Сложение и вычитание чисел 2 и 3
учебно-методический материал по математике (1 класс)

Маташева Марина Сергеевна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_23.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Сложение и вычитание чисел 2 и 3».

Цели урока:

1. Закрепить знания и умения сложения и вычитания чисел 2 и 3, повторить состав чисел, закрепить умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

2.Развивать внимание, усидчивость, наблюдательность, формировать умение решать проблемы, совершенствовать процесс мышления

3.Прививать любовь к предмету, к природе окружающей нас, воспитывать доброго отношения к окружающему миру, чуткость, стремление к взаимовыручке.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.

Вид урока: заочная математическая экскурсия к знакомой зелёной ели, с постановкой творческих заданий.

Методы обучения: сочетание диалогического и практического.

Методы преподавания: информационно-объяснительный, побуждающий, стимулирующий

Методы учения: практический, репродуктивный, игровой

Методы воспитания: игра, беседа, творческие задания.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебники, тетради, индивидуальные карточки, изображения птиц, муляжи грибов, геометрический материал, записи музыки, письмо, костюм Деда Мороза, искусственная ель, новогодние игрушки, словарь Ожегова, цифрики.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Доброе утро ребята! Что означают слова - доброта, доброе, добрый?

ответы детей)

Учитель: - В словаре Ожегова это слова комментируется так. . .

(даётся полное толкование слова – доброта)

Выйдем из-за парт, встанем в круг, возьмёмся за руки, пожелаем

друг другу что-то очень искреннее, важное, доброе.

взявшись за руки, дети высказывают свои пожелания друг другу)

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: -Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшую экскурсию в лес, к

нашей знакомой зелёной ели, но это будет непростая экскурсия, а заочно -

математическая. Здесь вам пригодятся знания, полученные на уроке

математики и окружающего мира.

- Кто мне ответит, а что обозначает слово - экскурсия?

- Какое время года мы наблюдаем в природе?

( ответы детей)

А что вы можете сказать о зиме?

дети вспоминают признаки прихода этого времени года)

А какой самый радостный праздник мы встречаем зимой?

Дети: - Новый год!

А что самое важное на этом празднике?

Дети: - Ёлка! Дед Мороз! Подарки!

Учитель: - И так, мы отправляемся в зимний лес, к нашей старой знакомой ели, что

бы нарядить её в самый красивый новогодний наряд.

Слайд 1. На доске появляется изображение леса, а рядом появляется старичок –

лесовичок.

- На протяжении всей экскурсии нас ждёт немало интересных встреч. По-

смотрите ребята, кто-то встречает нас около леса.

Учитель: - Чтобы войти в лес, мы должны показать старичку - лесовичку, умение правильно считать, отвечать на его вопросы

3. Устный счет.

Слайд 2. Вопросы старичка – лесовичка.

-  сумма чисел 4 и 3.

-  7 увеличь на 3

-  соседи числа 8.

-  4 без 2.

-  Из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получилось 8?

-  Какое число меньше 5 на 2?

-  Сколько предметов в одной паре?

-  Назови числа больше 5?

-  Как нужно вести себя в зимнем лесу?

дети работают с индивидуальными «цифриками»)

Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием. Доказали старичку, что мы

умеем считать, и знаем правила поведения в лесу. Он разрешает нам войти

в лес.

Слайд 3. На фоне леса появляются слова: « Добро пожаловать!»

4.Основная часть урока.

Учитель: - Мы с вами в зимнем лесу. Посмотрите, что случилось с этим

деревом?

Слайд 4. На экран рядом с изображением леса, помещают изображение дуба.

- Ветер дунул, лист сорвал, и ещё один упал.

А потом упало 5, кто их может сосчитать?

Дети: - Упало 7 листьев.

Учитель: - Как называется это дерево, и что вы знаете об этом дереве?

Дети: - Это лиственное дерево. Дуб последний из деревьев теряет свои листья.

Последний лист может упасть в середине зимы. Это лечебное дерево. Из

веток дуба заготавливают веники, а из коры настаивают лечебные настои,

плоды так же используются в пищу.

Слайд 5. Лес. Дерево. ЁЖ.

Учитель: - Кто расположился рядом с деревом

Дети : - Это ёж с маленькой корзинкой.

Учитель: - Ежик, ёжик, где ты шёл?

Где ты рыжиков нашёл?

8 положил в корзинку,

Остальные все на спинку.

Посчитайте поскорей,

Сколько угостит друзей?

Дети: - Он угостит 9 друзей (показ на цифриках)

Учитель: - Ребята, а можно ли встретить ежа зимой?

Дети: - Нет. Зимой он впадает в спячку.

Учитель: - А грибы, которые принёс ёж, можем встретить в лесу?

Дети: - Нет, они появляются в лесу только летом и осенью.

Учитель: - Молодцы, а какие грибы знаете вы?

дети перечисляют грибы, которые они знают)

Учитель: - На какие 2 группы можно их разделить?

Слайд 6. Появление на экране названных грибов.

Дети: - Съедобные и несъедобные.

Учитель: - У нас на выставке расположились муляжи грибов, посмотрите, возьмите в

руки и запомните их.

Дети подходят к выставке, берут в руки, произносят названия муляжа гриба.)

Слайд 7. Снова на экране лес, учитель обращает внимание на следующее дерево, в зимнем лесу, здесь нас кто-то встречает. На экране появляется белочка.

Учитель: - Кто это? Что она здесь делает?

Дети: - Это Белочка. Она запасает себе корм.

Учитель: - Давайте поможем набрать ей шишек. Но каждая шишка с секретом.

(На доске, рядом с экраном, разместили корзиночку. Дети по очереди берут настоящие шишки, достают записки с примерами из шишек и решают их. При правильном ответе, шишку кладут в корзиночку белочке.)

Учитель: - Замечательно! Теперь у белки есть свои запасы.

- А что ещё запасает белка на зиму?

Дети: - Грибы, орехи, жёлуди.

Учитель: - Может, поможем нашей белочке сосчитать жёлуди и грибы? Но с начало вспомним, из каких частей состоит задача?

Дети: - Условие, вопрос, решение, ответ.

Задача: У Белки было 4 гриба и 3 жёлудя. Два гриба она отдала своей подруге. Сколько грибов и желудей у неё осталось?

Слайд 8. По схеме, данной на экране, составляют и решают задачу.

дети самостоятельно работают в тетрадях, проверка.)

Решение: (4-2)+3=5 ( шт.)

Ответ: осталось 5 грибов и желудей.

Учитель: - Много запасов теперь у нашей белочки, ей не страшен самый сильный

мороз. Но наш путь лежит дальше, к нашей зелёной ели.

Физкультминутка: Мы шагаем друг за другом.

Лесом и заснеженным лугом.

(Ходьба на месте)

Крылья пёстрые мелькают

Это птички всё летают.

Взмахи руками)

Раз, два, три, четыре, пять

Можем птичками мы стать.

(Кружатся на месте)

Полетели, закружились

И на место опустились.

Взмахи руками)

Учитель: - Каких птиц можно увидеть зимой?

Дети: - Дятел, синица, снегирь, зимородок, клёст…

Слайд 9. Появляются изображения этих птиц.

Учитель: - Как можно назвать этих птиц, одним словом?

Дети : - зимующие

- Что вы знаете о дятле?

Дети: - Его называют лесным доктором, т. к. он питается насекомыми, которые

вредят деревьям в лесу.

Слайд 10. Изображение дятла на дереве.

Учитель: - Произошло странное происшествие на нашем пути. Дятел так увлёкся

своей работой, что даже наши примеры пострадали. Нужно их восстановить.

Вместо точек расставить больше, меньше, равно

(Дети работают по индивидуальным карточкам)

7 * 9, 7+ 2 * 7, 5-2 * 3, 4-1 * 2

Учитель: - А как вы думаете, трудно ли птицам зимой?

Дети: - Конечно, очень трудно. Корма мало, он весь под снегом.

Учитель: - А как мы им поможем?

Дети: - Мы построим им кормушки и положим корм.

Учитель: - Верно, тогда они не погибнут от холода и голода. Посмотрите на экран.

Слайд 11. На экране появляются различные геометрические фигуры.

Учитель: - Назовите формы этих фигур.

Дети: - Треугольник, квадрат, овал, ромб, прямоугольник, пятиугольник,

трапеция.

Разделите прямоугольную кормушку так, чтобы получилось 4

треугольника.

На партах лежат заготовки, дети с помощью линейки и карандаша делят прямоугольники.)

Учитель: - За увлекательной беседой, за решением примеров и задач мы незамено

подошли к ели. Давайте посмотрим на нашу красавицу!

Слайд 12. Снова на экране лес, а вместо ели стоит пенёк.

Ребята, беда! Нет ели, а вместо неё пенёк. Что же случилось? Куда исчезла ель? Как же нам нарядить её?

(В класс незаметно подкидывается письмо. Учитель зачитывает его.)

Письмо- загадка: - Здесь я была.

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Пушистый хвост - краса,

А зовут меня…

Дети: - лиса.

Учитель: - Как вы понимаете слова - хитрая плутовка?

ответы детей)

-Она приготовила нам задания, хочет, чтобы мы выполнили их и тогда

ёлочка к нам вернётся.

( Выполняются групповые задания на логическое мышление, но елочки нет)

Учитель: - Настоящая обманщица.

-Ребята, а обманывать кого-то, это хорошо или плохо?

ответы детей)

-Почему?

Дети: - Человеку бывает очень плохо и грустно. Пропадает настроение. Не

хочется ничего делать.

Учитель: - А у вас я смотрю, то же пропало настроение.

Может, послушаем волшебную музыку и оно появится у нас?

Закрываем глаза и слушаем.

(Звучит музыка, в класс входит Дед Мороз)

Дед Мороз:- Здравствуйте детишки, озорники и шалунишки!

Учитель: - Что ты, Дед Мороз, в нашем классе только хорошие ребята обучаются.

Дед Мороз:- А почему скучные, не весёлые ребята в этом классе?

Дети: - Лиса украла нашу ёлочку, которую мы хотели нарядить сегодня.

Дед Мороз: - Это не беда, что-нибудь придумаем!

- Вот мешок, да не простой, а волшебный, стоит сказать волшебные слова,

что ни пожелаешь, то и появится здесь.

Дед Мороз: - Сосулька, снежинка, метла, несите ель скорее сюда!

повторяют слова)

( Из мешка, Дед Мороз вытаскивает искусственную ель)

Слайд 13. На экране то же появляется ель.

Дед Мороз: - Вот ваша красавица ель. Из каждого непростого положения есть выход,

только нужно ребята, хорошо подумать!

5.Итог урока.

Учитель: - Дедушка Мороз, я приготовила игрушки, которые мы развесим на нашу

елочку. Каждый из вас, кто будет брать игрушку в руки, должен вспом-

нить и рассказать, чем занимались на уроке, кого встретили на математи-

ческой экскурсии? Только тогда разрешается повесит игрушку на елочку.

(Дети рассказывают, встают возле искусственной ели и развешивают игрушки.)

Дет Мороз: - Вот теперь можно встречать Новый год! Ребята постарались, ёлочку на

рядили. Получите от меня подарки, за хорошую работу.

( Дед Мороз раздаёт маленькие подарочки детям за работу на уроке)

Дед Мороз: - Пора ребята, проститься нужно. Всем я желаю от души - хорошего

новогоднего настроения, счастья, хороших отметок, а главное - крепкого

здоровья вам и вашим семьям.

Звучит музыка. Дети провожают Деда Мороза)

Учитель: - Ёлочку нарядили, дедушку проводили. Всё запомнили, что он нам пожелал?

На этом наш урок-экскурсия в лес, к знакомой ели, закончен. Мы возвра-

щаемся в класс.

Все дети возвращаются на свои рабочие места)

Учитель: - ребята, давайте ещё раз пожелаем друг другу что-то очень важное, доброе и хорошее на этот новый год!

( Дети встают и произносят пожелания под звуки музыки.)

6.Домашнее задание (творческое ):

- Зарисовать на альбомных листах лес, и тех, с кем встретились мы на этой математической экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК математики в 3 классе .Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Прибавление чисел 2,3,4.

Урок математике по теме сложение и вычитание чисел в пределах 20 для детей коррекционной школы 3 класса. Разработан и посвящен теме зимней Олимпиады в городе Сочи.На уроке дети знакомятся с символами ...

Конспект урока по математике на тему "Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. " (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....

Конспект урока математики на тему:" Сложение и вычитание чисел первого десятка . Состав чисел 7,8,9."

Конспект урока математики на тему:" Сложение и вычитание чисел первого десятка . Состав чисел 7,8,9." Учащиеся научатся выполнять  арифметические действия с опорой на знание состава чисел....

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа...

Урок математики «Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Прибавление и вычитание числа 4».

Пров            Урок математики в 1 А классе относится к разделу «Числа от 1 до 10.  Сложение и вычитание в пределах 10. Тема урока: «Прибавить и вычесть...

Технологическая карта урока ««Сложение и вычитание непересекающихся множеств, свойства и аналогия со сложением и вычитанием чисел».

Урок математики в 4 классе по программе Петерсон по теме "Сложение и вычитание непересекающихся множеств, свойства и аналогия со сложением и вычитанием чисел"....