календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс)

Каргинова Марина (Эльвира) Борисовна

                                                                                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математика 1 класс48.06 КБ

Предварительный просмотр:

Математика.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе:

  1. примерной программы по математике, проекта ФГОС общего образования второго поколения,
  2. образовательной программы «Школа России»
  3. программы М.И. Моро и др. «Математика» для 1 – 4 классов,
  1. учебника математики М.И. Моро для 1  класса, Просвещение 2013 г
  2. рабочей программы и тематического планирования по математики для 1 класса авторов М.И. Моро и др.  
  1. учебного плана  школы на 2019-2020 год.

Данный вариант рабочей программы разработан для курса математики в 1  классе по традиционной образовательной системе образовательной программы «Школа России» .  Учебно-методический комплект по математике для 1класса авторов М.И. Моро, Волковой С.И. Степановой С.В.  позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения в области математики. Изучение начального курса математики создаёт прочную основу для обучения в последующих классах.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Цель курса – формировать систему первоначальных математических знаний, воспитывать у обучающихся интерес к математике, умственной деятельности.

Задачи обучения:

  • формирование у обучающихся элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Общая характеристика  учебного предмета.

В основу построения программы положен концентрический принцип, связанный с последовательным расширением материала, который позволяет  соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности содержания курса, и создаёт хорошие условия для совершенствования ЗУН и способов деятельности.

Каждая тема раскрывается в определенной последовательности:

  • постановка проблемы, цели и ее анализ учащимся совместно с учителем;
  • самостоятельная и с помощью учителя формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий и т.д.
  • уточнение сформулированных учащимся обобщений (правил, способов действий и определений понятий) по учебнику;
  • введение соответствующей терминологии;
  • выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение знаний и способов деятельности по теме.

Основные структурные компоненты учебной деятельности:

  1. постановка учебной задачи (в форме вопросов или создания проблемных ситуаций, наличие которых повышает личностную мотивацию),  
  2. подведение  учащиеся к самостоятельным выводам и обобщениям, обучение выбору наиболее эффективные способы выполнения задания, овладению новыми приемами познания,  
  3. учёт возрастных особенностей детей и соблюдение принципа постепенного перехода от преобладания совместной деятельности учителя и ученика  к деятельности детей в парах (небольших группах) и к усилению самостоятельной деятельности учащихся в процессе постановки учебных задач и определения видов учебной деятельности при их решении.
  4. контроль и оценка (система заданий под рубрикой «Проверим себя и оценим свои успехи», которая размещается в конце второй части учебника и позволяет ученику систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, расширяя сферу его познавательных действий).

Организации учебных действий школьников:  

  1. Задания, направленные на формирование у обучающихся универсальных интеллектуальных действий, таких как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов; по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлении его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в другие условия.
  2. Задания, направленные на раскрытие связей математики с реальной действительностью, с другими учебными предметами и использованием в них знаний, полученных на уроках математики.
  3. Задания, требующие умений работать в паре, - это дидактические игры, задания по поиску и сбору информации, выполнение которых предполагает распределение ролей, умение сотрудничать и согласовывать действия в процессе выполнения задания.
  4. Задания, предполагающие взаимную проверку результатов выполнения тех или иных поставленных задач, что будет способствовать развитию коммуникативных учебных действий.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счета, о принципе образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся будут учиться выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известным компонентам; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приемы проверки выполненных вычислений.  

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время), их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в нее элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию, видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (на первых порах - по действиям, а в дальнейшем — составлять выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения; самостоятельно составлять задачи.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания; создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Место курса в учебном плане.

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан: в первом классе — 132 часа (33 учебные недели).

Результаты обучения в 1 классе.

Личностные результаты обучающихся. К концу учебного года у первоклассника будут сформированы:

  • основные физические качества, потребность в двигательной активности; умение самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;
  • представление о себе, составе семьи и родственных взаимоотношениях, семейных традициях; собственной принадлежности к своей стране, посёлку;
  • эмоциональная отзывчивость на мир природы, произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения; сопереживание близким людям, друзьям, персонажам художественных произведений;
  • любознательность; способность самостоятельно действовать, а в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к взрослому; принимать заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; способность соблюдать правила поведения на улице (ПДД) (в рамках изученного) и в общественных местах (в школе, магазине, во время представления, экскурсии);

Метапредметные результаты обучающихся.  К концу учебного года у первоклассника будут сформированы:

Общепознавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
  • отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
  • группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Регулятивные УУД:        

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
  • использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Коммуникативные УУД: 

  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу на уроках, во время игр, практических действий, на экскурсиях; действовать по правилу и образцу, под руководством учителя, с возрастающей долей самостоятельности;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
  • слушать и понимать речь других;
  • участвовать  в паре.

Календарно-тематическое планирование по математике

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Роль математики в жизни

1

02.09.

2

Счет предметов

1

03.09.

3

Вверху, внизу, слева, справа.

1

04.09.

4

Раньше, позже, сначала, потом.

1

05.09.

5

Столько же. Больше. Меньше.

1

09.09.

6-7

На сколько больше? На сколько меньше?

2

10.09.

8

Что узнали. Чему научились.

1

11.09.

9

Много. Один. Число и цифра 1.

1

12.09.

10

Число и цифра 2. Как получить число 2.

1

16.09.

11

Число и цифра 3. Как получить число 3.

1

17.09.

12

Знаки « + » (прибавить), « – » (вычесть), « = » (получится)

1

18.09.

13

Число и цифра 4.

1

19.09

14

Длиннее. Короче.  Одинаковые по длине.

1

23.09.

15

Число и цифра 5.

1

24.09

16

Числа от 1 до 5. Состав числа 5.

1

25.09.

17

Странички для любознательных.

1

26.09.

18

Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Луч.

1

10.10

19

Ломаная линия. Звено, вершина ломаной.

1

14.10.

20

Состав чисел от 2 до 5.

1

15.10.

21

Знаки сравнения  > (больше),  < (меньше),  = (равно).

1

16.10.

22

Равенство. Неравенство.

1

17.10.

23

Многоугольник.

1

21.10.

24-25

Числа и цифры 6, 7.

2

22.10.

26-27

Числа и цифры 8, 9.

2

23.10.

24.10.

28

Число 10. Запись числа 10.

1

04.11.

29

Числа от 1 до 10.  

1

05.11.

30

Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.

1

06.11.

31

Увеличить на …   Уменьшить на …

1

07. 11.

32-33

Число и цифра 0. Свойства 0.

2

11.11.-12.11

34

Странички для любознательных.

1

13.11.

35-36

Что узнали. Чему научились.

2

14.11-18.11.

37

Сложение и вычитание вида  □ + 1, □ – 1.  

1

19.11.

38

Сложение и вычитание вида  □ + 1 + 1,  □ – 1 – 1.  

1

20.11.

39

Сложение и вычитание вида  □ + 2,  □ – 2.  

1

21.11.

40

Слагаемые. Сумма.  

1

25.11.

41

Задача. Структура задачи (условие, вопрос).

1

26.11.

42

Составление задач  .

1

27.11.

43

Составление таблицы □ ±  2.  

1

28.11.

44

Присчитывание и отсчитывание по 2.

1

02.12.

45

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

1

03.12.

46

Странички для любознательных.

1

04.12.

47-48

Что узнали. Чему научились.

2

05.12.-09.12.

49

Странички для любознательных.

1

10.12.

50-51

Сложение и вычитание вида  □ + 3,  □ – 3.    

2

11.12.

52

Сравнение длин отрезков.

1

12.12.

53

Составление таблицы □ ±  3

1

16.12.

54-55

Присчитывание и отсчитывание по 3.  

2

17.12.

56

Закрепление. Решение задач.

1

18.12.

57-58

Решение задач.  

2

19.12.

59

Странички для любознательных

1

23.12.

60-61

Что узнали. Чему научились.

2

24.12.

62-63

Закрепление изученного.

2

25.12.

64

 Проверочная работа.

1

26.12.

65

□ ±  1,  □ ± 2,  □ ±  3. Повторение и обобщение.  

1

13.01.

66

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

1

14.01.

67

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

1

15.01.

68-69

Сложение и вычитание вида  □ + 4,  □ – 4.  

2

16.01.

70

Задачи на разностное сравнение чисел.

1

20.01.

71

Составление таблицы □ ±  4.  Решение задач.

1

21.01.

72-73

Перестановка слагаемых   для случаев □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.

2

22.01.

74-75

Составление таблицы □ + 5,  □ + 6,  □ + 7,  □ + 8,  □ + 9.    

2

23.01.

76

Решение задач.

1

27.01.

77

Странички для любознательных.

1

28.01.

78

Что узнали. Чему научились.

1

29.01.

79-80

Связь между суммой и слагаемыми.

2

30.01.-

03.02.

81

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

1

04.02.

82-83

Состав чисел 6, 7. Вычитание вида  6 –  □, 7 – □.  

2

05.02.-

06.02.

84-85

Состав чисел 8,9Вычитание вида  8 -□, 9 - □.  

2

17.02.

18.02.

86-87

Вычитание вида  10 – □.

2

19.02.

20.02.

88

Килограмм.

1

24.02.

89

Литр.

1

25.02.

90

Что узнали. Чему научились.

1

26.02.

91

Проверочная работа

1

27.02.

92

Названия и последовательность чисел  от 11 до 20.

1

02.03.

93

Образование чисел второго десятка  

1

03.03

94

Запись и чтение чисел.

1

04.03.

95

Дециметр. Соотношение дециметра и сантиметра.

1

05.03.

96

Случаи сложения и вычитания  вида 10+7, 17-7 17-10.

1

09.03.

97

Подготовка к изучению таблицы сложения чисел в пределах 20.

1

10.03.

98

Странички для любознательных.

1

11.03.

99

Что узнали. Чему научились.

1

12.03.

100-102

  Решение задач в 2 действия.

3

16.03.

17.03.

18.03.

103

Проверочная работа.

1

19.03.

104

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

1

01.04.

105

□ + 2, □ + 3.

1

02.04.

106

□ + 4.

1

06.04.

107

□ + 5.

1

07.04.

108

□ + 6.

1

08.04.

109

□ + 7.

1

09.04.

110

□ + 8, □ + 9.

1

13. 04.

111-112

Таблица сложения.

2

14. 04.

15. 04.

113

Странички для любознательных.

1

16. 04.

114-115

Что узнали. Чему научились.

2

20. 04.

21. 04.

116-117

Общий прием вычитания с переходом через десяток.

2

22. 04.

23. 04.

118

11 – □.

1

27. 04.

119

12 – □.

1

28. 04.

120

13 – □.

1

29. 04.

121

14 – □

1

30. 04.

122

15 – □

1

04.05.

123

16 – □

1

05. 05.

124

17 – □, 18 – □.

1

06. 05.

125

Закрепление

1

12. 05.

126

Странички для любознательных.

1

13.05.

127-128

Что узнали. Чему научились.  

2

14.05

18.05.

129

 Контрольная работа.

1

19.05.

131

Закрепление изученного.

1

20.05

132

Чему научились в 1 класс?

1

21.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....