«Составная задача»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Кусаева Алина Эльбрусовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matam_1_kl.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Составная задача»

Цели урока:

  • формировать понятие «составная задача»
  • научиться решать составную задачу;
  • совершенствовать умения решать текстовые задачи;

Задачи урока:

Образовательные: отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос; учиться переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; выбирать схему к задаче; составлять выражение, находить значение выражения.

Развивающие: развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку, выступать в роле эксперта; навык работы в парах; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике.

Воспитательные: воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные:

- уметь решать задачи на нахождение части, когда целое неизвестно;

- знать алгоритм решения задачи;

- решать задачи изученных видов.

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем:

    -использовать алгоритм при решении задач;

-постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи.

Регулятивные:

- слушать собеседника и вести диалог;

- принимать и сохранять учебную задачу,

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.       

Оборудование: 

компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально.

Образовательные ресурсы:

учебник, рабочая тетрадь,  учебное наглядные пособия «состав числа 10», составные части задачи,  учебно-методическое пособие.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I.Организационный момент.

Будь внимательный, дружок,

Начинается урок.

Предстоит тебе опять

Решать, отгадывать, считать.    (Слайд 1)

-Закрыли глаза и мысленно сказали: « Я внимателен, я могу, у меня всё получится!»

-Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

– Покажем нашим гостям, как мы умеем работать?

Слушают учителя.

Проверяют наличие учебных принадлежностей


Регулятивные УУДумеют организовывать своё рабочее место.

Личностные УУДпроявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе.

II. Актуализация знаний.

1. Устный счет.

-Дополните числа до 10.

8

6

2

5

4

1

3

Детям показываются окошки, учащиеся дополняют карточку с цифрами.

2. Разгадывание математических загадок.

- Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать и записать только ответ. (Слайды 2, 3, 4, 5)

  1. 1.Дама сдавала в багаж
    Диван, чемодан, саквояж,
    Картину, корзину, картонку
    И маленькую собачонку.
    Сколько неживых предметов?
  2. 2.Вот восемь зайчат по дорожке идут,
    За ними вдогонку двое бегут.
    Так сколько ж всего по дорожке лесной
    Торопится очень зайчишек домой?(10)
  3. 3.Шесть щенков в футбол играли, 
    Одного домой позвали. 
    Он глядит в окно, считает: 
    Сколько их теперь играет? (5)

4.Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две Матрёшки на окошке,

Две Алинки на перинке,

Две Танюшки на подушке,

А петрушка в колпаке

На дубовом сундуке.

(Сколько всех?)

– А сейчас проверьте свои ответы. (На экране появляются ответы 6, 10, 5, 7.) (Слайд 6)
– Поднимите руки, те детки у кого получилось так как на экране.
– Во второй строке запишите эти числа в порядке возрастания. Проверьте свои ответы на экране.

3. Повторение состава числа 10.

– Как вы считаете, какое число лишнее в этом ряду и почему?

(1-й ученик. Это число 10, так как все числа идут друг за другом, а 10 после 7 увеличивается на 3.

2-й ученик. Число 10 – двузначное, остальные однозначные.)

 В гости к нам пришли и наши друзья Заяц, Петушок  и белка. И они принесли нам подарки – это воздушные шары. (Появляются сначала друзья, потом воздушные шары) (Слайды 7, 8)

– Сосчитайте, сколько всего шаров принесли нам ребята?
– Разбейте эти шары на группы, по каким признакам вы их разобьете?– 5 и 5, 6 и 4, 8 и 2 – состав какого числа?
– А как еще получить число 10, каких пар не хватает? (7 и 3, 9 и 1)

5 и 5;
6 и 4;
7 и 3; домик (язычок ± на время)
8 и 2;
9 и 1 – какая закономерность в этих парах? (Слайд 9)

– Итак, состав, какого числа мы с вами повторили?

3. Пальчиковая гимнастика (состав числа 10)

  1. Повторить геометрический материал (на доске нарисованы фигуры)

- Какие линии вы видите?

- На какие группы их можно разделить?

- Сколько здесь незамкнутых ломаных линий?

- Как измерить длину ломаной?

- Сколько здесь многоугольников?

- Назовите и покажите их?

Дети показывают цифры на веере.

Записывают ответы в тетрадь

6 предметов

10 зайчишек

5 щенков

7 кукол

( 6,10, 5, 7. )

– по форме 5 и 5;
– по цвету 6 и 4;
– по размеру 8 и 2; состав числа 10

(Первое число увеличивается на 1, а второе уменьшается на 1

(Ломаные)

Замкнутые и не замкнутые) (многоугольники).

(две)

(нужно измерить длину каждого отрезка и сложить получившиеся результаты)

(три)

Доска

Регулятивные УУДпланируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом).

Познавательные УУДустанавливают закономерность.

Коммуникативные УУДаргументируют свою точку зрения.

Познавательные УУДстроят рассуждение, доказательство своей точки зрения; решают возникшую проблему

 Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.  

 Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУДумение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

III. Самоопределение к деятельности

- Что мы повторили в ходе устных упражнений?

- Какое упражнение помогло повторить то, что нам известно о геометрических фигурах?

Знание геометрических фигур; состав числа 10

IV. Физминутка

А теперь могу считать-

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте)

Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево - вправо)

Математику я знаю,

И поэтому с утра

Я кричу: Ура! Ура! (Хлопаем в ладоши.)

Выполнение упражнений детьми

V. Формулирование темы урока.

  1. Постановка учебной задачи. (Проблема, побуждающий диалог.)

– Послушайте и сравните два текста

(Слайд 10)

На лесной полянке выросли четыре маленькие ромашки, а большие на 2 меньше. Сколько всего ромашек выросло на поляне?”

“На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Красивые были цветы?”

– Как вы думаете, какой из этих текстов можно найти в учебнике математике, а какой – в азбуке, или другой книге по чтению?

– Как в математике называется этот текст?

-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

-Что нужно узнать сначала?

-Каким действием узнать это?

-Запишите решение.

-Можно теперь найти ответ на вопрос задачи?

-Запишите решение.

-Как записать ответ задачи?

2. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: Составная задача. (Слайд 11)

Цель нашего урока: Повторить и обобщить все, что мы знаем о задаче.

 (Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.)

(Задача.)

(Нет)

(Сколько выросло больших ромашек)

(Да)

Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации.

Регулятивные УУД:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные УУД:

-находить и выбирать способ решения.

-прогнозировать результат вычисления.

-использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

VI. Работа над новым материалом на доске и в рабочих тетрадях.

К нам в гости пришли зайцы. У них случилась беда. Давайте им поможем.

Задача

Мама зайчиха принесла 5 больших морковок, а маленьких на 2 больше. Сколько всего морковок принесла мама зайчиха?

Составляем план решения задачи. Краткая запись.

- О ком задача? (записываем) – о зайчихе, которая принесла большую и маленькую морковь.

- Сколько было больших морковок?

- Что сказано о маленьких морковках?

- Как это показать в условии задачи?

- Прочитаем вопрос задачи. Сколько вопросов?

Чтобы ответить на второй вопрос мы должны в условии задачи поставить большую квадратную скобочку. И знак вопроса.

Запись решения задачи по действиям (можем ли мы сразу ответить на главный вопрос?)

Такие задачи в которых нельзя сразу ответить на главный вопрос и решить одним действием, называются составными. (составные задачи бывают в два, три и более действий). Мы будем решать такие задачи на протяжении всей начальной школы.

(пять)

(неизвестно, на две больше)

(два)

VII. Закрепление изученного материала.

 Заяц, Петушок  и Белка составили свои задачи. Давайте прочитаем, какие задачи составили наши гости.

Задание: кто правильно составил текст задачи. (Слайд 12)

1. Кто правильно составил текст задачи?

Заяц: Сколько карандашей у Димы?
Петушок: У Коли 2 мяча, а у Саши 3 мяча.
Белка: У Лены 5 яблок, 2 яблока она подарила. Сколько яблок осталось?

1. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.
2. Работа в парах.
3. Выслушивание классом различных мнений.
4. Экспертная оценка.
5. Самооценка.

– Внимательно ли ты слушал товарища?
– Смог ли доказать правильность своего выбора?
– Если нет, то почему?
– Что получилось, что было трудно? Почему?
– Что нужно сделать, чтобы работа была успешной
?

Итог:

– Из каких двух частей состоит текст задачи? (Слайд 13)
– Что мы называем условием задачи?
– Что такое вопрос?

– Значит, текст задачи состоит из условия и вопроса, так почему этот текст не является задачей? “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая незабудка.
Красивые были цветы?”– Может ли задача начинаться с вопроса? Например?

2. Составление задачи по картинке. Работа в парах (Слайд 14)

– Ребята, наши друзья очень просят вас показать, как вы умеете составлять задачи.

Итак, задание: составить задачи по картинке.

– Молодцы, вы придумали очень хорошие задачи. 

( Из условия и вопроса.)

(То, что известно в задаче.)

(То, что надо найти.)

(Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сделать вычисления.)

(Дети в парах составляют задачи)

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные УУД:

Умение распознавать задачу.

VIII. Подведение итогов.

1. Закончи предложение.

- Какие задачи мы научились решать сегодня на уроке?

- Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме.

-Давайте «пошушукаемся». Ключевая фраза: «Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствовали на уроке».(Слайд 15)

Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Анализируют, формулируют конечный результат своей работы.

Коммуникативные УУДпонимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы ( работы в паре), распределять функции в группе (паре)при выполнении заданий.

если на ошибки указывают другие

VIIII. Рефлексия.

3. Рефлексия. (Слайд 16)

(«Проверь себя» (учебник с. 62). Работа в парах. Вариант 1 – первое действие, вариант 2 – второе действие. Проверка. К доске выходят два ученика и называют решение, остальные проверяют.)

-Как вы разобрались в новом материале?
– Я надеюсь, что вы очень хорошо наточили свой ум.
– Кому помогло знание состава числа 10?

- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».

Самооценка учащихся

Регулятивные УУД:

-оценивать свою работу

                                         Директор школ                                                                      В.М.Арчегова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Решение составных задач.

Тема: Решение составных задач. Задача урока: формировать умение решать составные задачи; развивать способность моделирования через перевод текста задачи в схему....

Простые и составные задачи на умножение.

Совершенствовать навыки в решении простых и составных задач;Обобщить знания табличного умножения и деления;Отрабатывать устные и письменные вычислительные навыки;Закрепить навык применения прави...

Конспект урока по математике 2 класс "Знакомство с составными задачами"

Урок во 2 классе по теме Знакомство с составными задачами" по УМК "Гармония"...

Урок математики "Решение простых и составных задач"

Урок математики  разработан по учебнику И. Аргинской 2 класс.  На уроке закрепляется знания табличного умножения, отрабатываются вычислительные навыки. Учащиеся решают  простые и состав...

Памятка по решению составных задач ( 2 класс ).

Памятка по решению составных задач ( 2 класс )....

Решение задач. Составная задача.

Решение задач. Составная задача....