Обобщение опыта по теме "Формирование базовых учебных действий на уроках математики в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ."
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Черниченко Валентина Михайловна

В данном опыте раскрывается система работы учителя по формированию БУД при работе с детьми с ОВЗ, подробно рассматривается мониторинг результативности опыта за 3 года работы в рамках ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx397.81 КБ

Предварительный просмотр:

Черниченко Валентина Михайловна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Формирование базовых учебных действий на уроках математики в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ.

Черниченко Валентина Михайловна,

учитель начальных классов

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная

 школа-интернат».

Алексеевка

2019

Содержание

Пояснительная записка                                                     3

Тематическая серия уроков                                              10

Список литературы                                                           29

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» современная система образования предполагает внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом, его особенностями здоровья адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

Данный опыт решает одно из основных противоречий – между  требованиями, которые общество предъявляет к каждому члену, обусловленные особенностями социально-экономического развития страны и возможностями индивидуума к адаптации в данном обществе, обусловленные индивидуальными особенностями  здоровья. Для ребёнка с развитыми в соответствии с возрастом физиологическим, психо-физическими, умственными качествами процесс социализации будет происходить равномерно, в соответствии с принятыми нормами в обществе. Для детей же, имеющих особенности, ограничение хотя бы в одной области процесс взаимодействия с окружающими будет иметь свои особенности, и отличаться от такого взаимоотношения со своими сверстниками. В зависимости от степени и вида ограничения возможностей обучаемого строиться система работы по его обучению и воспитанию.    

Основная идея опыта – идея максимальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекции их психофизиологических, умственных способностей.

Цель:

Создание условий для осуществления максимального развития детей и их социализации в обществе в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья в рамках реализации ФГОС НОО.

Основные задачи, которые решаются в ходе реализации данного опыта:

  1. Учёт интеллектуальных способностей и возможностей каждого конкретного ученика
  2. Формирование базовых учебных действий необходимых для успешного обучения на следующей ступени школы, для успешной социализации обучаемых с ограниченными возможностями здоровья;
  3. Развитие положительной учебной мотивации;
  4. Обеспечение оптимальной степени трудности содержания излагаемого материала и оптимального темпа обучения на уроке;
  5. Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ.
  6. Активизация личностного опыта и творческого потенциала обучающихся.

В своей работе я исхожу из того, что успешность усвоения базовых учебных действий в начальной школе закладывает основы успешного обучения в основной школе и служит основой успешной социализации обучаемого в социуме. Степень и качество освоения БУД зависит от сочетания методов и приёмов, современных технологий, степени учёта возрастных, индивидуальных и психологических особенностей ребёнка, а также принципов, заложенных в основу практического освоения адаптированных общеобразовательных программ, таких как:

коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса, принцип практической направленности на формирование деятельности и воспитывающего обучения, преемственности и целостности содержания образования, сотрудничества с семьёй. Достижению максимального результата служит и использование дифференцированного и деятельностного подхода, в зависимости от индивидуальных особенностей интеллектуального, физического состояния обучаемого.

В зависимости от того, в какой степени проявились отклонения умственного развития, насколько легко, прочно и глубоко овладевают дети новыми знаниями, обучаемые делятся на 4 группы. Это необходимо знать и учитывать  при организации образовательного процесса с детьми с умственной отсталостью, чтобы достичь максимального результата в оптимальное время.

I группу составляют ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.

II группа испытывает небольшие трудности. Они понимают фронтальное объяснение учителя,  запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать выводы, обобщения не в состоянии. Они нуждаются в помощи учителя.

К III группе относятся дети, с трудом усваивающие программный материал и нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Они нуждаются в дополнительном объяснении, индивидуальной помощи, после чего обычно могут работать самостоятельно.  

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом АООП на самом низком уровне. Фронтального обучения для них  недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Знания усваивают чисто механически.

Математика относится к предметам, которые более всех остальных является наукоёмкой и особенно сложной в усвоении детьми с проблемами умственного развития. В простейшем своём представлении и понимании ребёнок раньше остальных наук встречается с математикой ещё до школы.  Так, не встретишь сейчас малыша, который не столкнулся с простейшим счётом, сравнением предметов (например, тех же игрушек), их количества, размеров, цвета в домашней обстановке, на улице.    

 В начальной школе обучение математике строится на принципах коррекционно-развивающей направленности. Изучение любой темы пронизывает принцип переноса усвоенных знаний, умений и навыков, сформированных в учебных условиях, в различные жизненные ситуации, что обеспечивает готовность ребёнка ориентироваться и активно действовать в реальном мире.

На каждом уроке выделяются конкретные базовые учебные действия, которые необходимо сформировать.

Данный опыт  представляет собой стройную систему методов и приёмов для достижения поставленных целей и задач, показывает чёткую последовательность системы заданий, текстовых задач, коррекционно-развивающих упражнений, которые позволяют самым оптимальным путём достичь результата при сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

В данном опыте используются элементы компьютерных технологий,  здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного, личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, технологии поэтапного обучения П.Я.Гальперина, Д.Э.Эльконина, Л.С. Выготского.

Построение учебных занятий данного опыта. Выбор этапов зависит от типа урока.

Этапы урока.

Формирование базовых учебных действий.

Примечание (технологии)

  1. Организационный момент. Психологический настрой на занятие, активизация внимания.

Формирование личностных, регулятивных учебных действий.

Фронтальная работа

2.        Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Формирование личностных, познавательных учебных действий.

3.        Пальчиковая зарядка. Подготовка к письму.

Формирование личностных, регулятивных учебных действий.

Здоровьесберегающие технологии

4.        Письмо за конторками- дата, чистописание.

4. Формирование личностных, регулятивных учебных действий.

Здоровьесберегающие технологии

5.        Сообщение темы урока .

Формирование личностных, познавательных учебных действий.

6.        Изучение новой темы. Знакомство с образцом деятельности.

Формирование познавательных, личностных, коммуникативных учебных действий.

технологии поэтапного обучения, компьютерные технологии

  1. Работа с настенной сюжетной картиной.

Формирование познавательных, коммуникативных учебных действий.

Здоровьесберегающие технологии

  1. Физкультминутка, офтальмологическая зарядка.

Формирование личностных, коммуникативных учебных действий.

Здоровьесберегающие технологии

9.        Изучение новой темы. Закрепление действий по образцу во фронтальной работе.

Формирование познавательных, личностных, коммуникативных  учебных действий.

технологии поэтапного обучения, личностно-ориентированного обучения

10.        Изучение новой темы. Отработка навыка (самостоятельная работа).

Формирование личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий.

технологии поэтапного обучения, личностно-ориентированного обучения

11.        Изучение новой темы. Проверка самостоятельной работы-выявление пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Формирование личностных, познавательных, регулятивных учебных действий.

технологии поэтапного обучения, компьютерные технологии

12.        Изучение геометрического материала - формирование личностных, познавательных, регулятивных учебных действий.

Изучение геометрического материала - формирование личностных, познавательных, регулятивных учебных действий.

технологии поэтапного обучения, личностно-ориентированного обучения, компьютерные технологии.

13.        Итог урока.

Формирование регулятивных учебных действий.

14.         Рефлексия.

 Формирование личностных, регулятивных учебных действий.

технологии личностно-ориентированного обучения

15.         Домашняя работа.

Формирование познавательных, личностных, регулятивных учебных действий.

технологии личностно-ориентированного обучения

Результативность опыта.

   

 

Названия УД

Личностные  

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

 ФИ   Класс

1 КЛ

2 КЛ

3 КЛ

1 КЛ

2 КЛ

3 КЛ

1 КЛ

2 КЛ

3 КЛ

1 КЛ

2 КЛ

3 КЛ

Берестовой В.

17 н

25 н

39с

5 н

11 с

16 с

13 с

20 с

25 с

4 н

7 н

8 н

Веникова С.

11 н

14 н

20 н

3 н

6 н

8 с

8 н

1 с

13с

2 н

4 н

4 н

Горьков Д.

22 н

35с

47с

6 н

13 с

15 с

18с

27с

27с

7 н

12 с

16 с

Дурносвистов Д.

19 н

42 с

53 с

6 н

12 с

17 с

18 с

27 с

30 в

4 н

6 н

10 с

Евдокимов М.

17 н

22 н

33 с

5 н

7 н

10 с

11 н

17 с

22 с

4 н

6 н

8 н

Кочерга А.

37 с

47 с

70 в

11 с

22в

26 в

23с

30в

35в

11 с

15 с

20 с

Лопатин Д.

37 с

47 с

70в

11 с

21 с

24в

22с

30в

34в

11 с

15 с

21 с

Лебедев А.

14 н

19 н

29

4 н

11

11

14

20

23

0

1 н

1 н

Шпакова А.

36 с

44 с

64 с

10 с

15 с

17 с

21 с

30в

35в

14 с

19 с

Мониторинг БУД за 1-3 классы. 2017-2019 уч.годы.

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

Уровень УД

Наименование

низ кий

сред ний

высо кий

низ кий

сред ний

высо кий

низ кий

средний

высокий

Личностные УД

6

3

0

4

5

0

1

6

2

Коммуникативные УД

6

3

0

2

6

1

0

7

2

Регулятивные УД

2

7

0

7

2

0

5

4

Познавательные УД

7

2

0

5

4

0

4

5

0

Участие в конкурсах.

ФИ

Предмет

Год

Название конкурса, уровень

Результат

Берестовой Виталий

2019

«Час экологии и энергосбережения» от проекта «Инфоурок»

3 место

Веникова Софья

2019

«Час экологии и энергосбережения» от проекта «Инфоурок»

2 место

Кочерга Андрей

Математика 2019

Международный дистанционный конкурс «Звёздный час»

Диплом 1 степени

Шпакова Альбина

Математика 2019

Международный дистанционный конкурс «Звёздный час»

Диплом 3 степени

№1

Тема:  Знак умножения. Умножение чисел 2,3,4,5.

Цель: сформировать представление о новом математическом действии

Задачи: 

Регулятивные УУД:

- учить принимать учебную задачу, работать по образцу;

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- учиться осуществлять самоконтроль и самооценку.

Личностные УУД:

- формировать положительную учебную мотивацию, понимание смысла учебной деятельности;

-воспитывать самостоятельность, трудолюбие;

-учить простым способам рефлексии;

- формировать ценностное отношение к своему здоровью.

Коммуникативные УУД:

- формировать умения учебного сотрудничества через работу в паре;

-развивать навык сотрудничества с учителем.

Предметные УУД:

- познакомить со знаком и записью действия умножения;

-раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых;

-научить пользоваться новым математическим действием на практике;

-развивать вычислительные навыки.

Оборудование: конторки, магнитная доска, карточки для групповой работы, подвижные кресты, кубики, предметные картинки, смайлики для самооценки,  счётные палочки, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация,  

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I.Орг. Момент. Психологический настрой.

- Добрый день, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку.

 Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу,

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я примусь.

-Сегодня на уроке нас ждёт новое открытие, старайтесь быть внимательными, активными!  

Ориентация во временах года:

-Какое сейчас время года?

-Какое время года было до этого? Какое будет после?

-Какой сейчас месяц?

-Какое сегодня число? Молодцы!

II.  Актуализация знаний. Подготовка к активной деятельности на уроке.

Развитие вычислительных навыков. При затруднении обучаемые III и IV групп пользуются счётными палочками.

а) Игра «Математическая цепочка»

5+3=..-2=..+6=..-4=..+10=..-8=

-Какие математические действия вы выполняли?

б) Устный счет.

-1-е слагаемое-10, 2-е слагаемое-3, найдите сумму;

-уменьшаемое-15, вычитаемое-2, найдите разность (остаток);

-7 увеличьте на 3;                

- уменьшите 18 на 10;

-к 10 прибавьте 10;              

-от 12 отнимите 2.

- Молодцы! Какие математические действия вы выполняли?

III. Пальчиковая гимнастика:  построение из палочек  ёлочки, домика.

Здоровьесберегающие технологии: 3 человека работают за конторками.

Запись числа в тетрадь.

Минутка чистописания: 1 4

IV. Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация.

   На магнитной доске выставлены 4 карточки с изображением вазы с 2 цветками.

 - В четыре вазы поставили по  2 цветка. Сколько  всего цветов в вазах?     

 -  О чем говорится в задаче? (о вазах и цветах )

 - Сколько цветов в одной вазе? (2)

 - Сколько таких ваз? (4)

- Как решить эту задачу? (нужно по 2 взять 4 раза)

Записываю на доске: 2+2+2+2=8      

- Удобно записывать так? (нет, слишком длинная запись)

V. Сообщение темы урока.  

     - Решение этой задачи можно записать по-другому:  2 х 4. Знак х называется умножить, а действие называется умножение.

Читаем так: два умножить на четыре или по два взять четыре раза.

- Откройте учебник. Назовите тему нашего сегодняшнего урока? Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? - Что нам нужно запомнить?

(Чтение правила на с.73)

 -Прочитайте и скажите, что такое умножение?

-Как пишется знак умножения?

-Как читается пример со знаком умножения?

 - С каким новым действием мы сегодня будем знакомиться?

VI. Изучение новой темы.

  1. Знакомство с образцом.

-Посмотрите на рисунок на с.73  и объясните, как можно посчитать сапоги? (сложением-дети читают пример, умножением-пример читают несколько человек разными способами)

-Каким действием это сделать удобнее?

-Зачем нужно действие умножение? (чтобы считать быстрее, удобнее)

-Положите на парту палочки, как показано в учебнике на с.74. Как узнать, сколько палочек всего?

-Запишите пример на сложение. Прочитайте его: по 3 взяли 4 раза.

-Можем мы заменить этот пример и решить удобнее, короче? Как? (3х4)

-Прочитайте пример. Как называется действие? Как называются компоненты?

Названия компонентов проговаривают 2-3 человека.

-Прочитайте следующий пример. Можем заменить его умножением?

Запишите в тетрадь пример на сложение и умножение, вычислите результат.

Прочитайте пример на сложение. Назовите сумму.

Прочитайте пример на умножение. Как называются числа при умножении? Чему равно произведение?

- Посмотрите на первый пример, какое число повторяется?

- Значит, на первое местно в нашем выражении запишем цифру 2. Далее ставим знак х . Сколько раз повторяется? На второе место пишем число 4.

- Читаю 2 умножить на 4 или по 2 взяли 4 раза.

(следующий два примера выполняются на доске, последний пример самостоятельно, взаимопроверка)

  1. Закрепление действия по образцу.

Запишите самостоятельно примеры на сложение по рисункам на с.74 №4.

Замените сложение умножением.

  1. Проверка действий по образцу.  СЛАЙД

4+4+4=12       3+3+3+3+3+3=18

4х3=12            3х6=18

-У кого по  - другому записано или не получилось записать? Что не получилось?

VII. Физминутка

Б) офтальмологическая зарядка. Подвижные кресты. На 3 крестах разные геометрические фигуры, в том числе по 2 кубика.

-Найдите глазами кубики. Сколько их в классе? Как посчитали?

а) «Утром бабочка проснулась,

  Потянулась, улыбнулась…»

  VIII. Отработка навыка замены суммы чисел на умножение.

А.Работа в группах. Решение примеров  по карточкам.

- Замените сложение примерами на умножение, где это возможно:

6+6+6               4+4+4                2+2+2+2+2                          

5+5+5+5          3+3                     3+3+3  

4+4+3               2+3+3                 3+2+3

Б. Проверка работы групп. СЛАЙД

Дети читают примеры, их результаты.

На слайде полное решение примеров.

- Почему последний пример не заменили умножением?

IX. Геометрический материал.

Начертите отрезок 3 см, второй на 3 см больше. I и II группа чертят третий отрезок на 3 см больше второго.

-Какова длина второго отрезка? Третьего?

X. Итог урока.

- Что узнали нового на уроке? Какое открытие мы сделали?

- Чему учились на уроке? Зачем нужно уметь умножать? Какое задание было самым интересным?

XI. Рефлексия.

- Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке! Кому было интересно и легко на уроке, выберите  весёлого смайлика, кому было интересно, но трудно, сложно выберите смайлика без улыбки, кто не понял, что такое умножение выберите грустного смайлика.

XII. Домашнее задание. с.76, № 12

                                          I, II группа  1-3 столбик,  III, IV группа 1 столбик

№2

Тема Таблица умножения числа 2.

Цель: познакомить с таблицей умножения на 2.

Задачи: 

Регулятивные УУД: 

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем;

 -формировать умение работать по предложенному плану;

-объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

- учить соотносить свои действия с образцом, выявлять недочёты в своей работе.

Коммуникативные УУД: 

- учить слушать и понимать речь своих товарищей;

- развивать умения принимать различные роли (ведущего, ведомого) в группе, в паре;

- умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Личностные УУД: 

- формировать положительную учебную мотивацию;

-воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к предмету.

 Предметные УУД:

-формировать знания обучающихся таблице умножения на 2;

-учить применять ее на практике;

-закреплять понимание смысла действия умножения как замены суммы слагаемых;

-развивать навык устного счёта;

-тренировать умение решать задачи. 

Оборудование: компьютер, магнитная доска,  дидактические карточки, карточки для работы в парах, 3 полоски бумаги для измерения.

Тип урока: изучение нового материала.

I.Орг. Момент. Психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята! Как называется наш урок?

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Ориентация во времени дней недели:

-Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера?

-Какой день недели будет завтра?

-Сколько всего дней в неделе?

-С каким математическим действием мы познакомились на прошлом уроке? Сегодня мы раскроем ещё один секрет математики. А какой, узнаете на уроке, если будете внимательны и терпеливы. У вас на партах карточки двух цветов. Поднимите ту карточку, какой цвет соответствует вашему настроению.

II.  Актуализация знаний. Подготовка к активной деятельности на уроке.

а) Игра «Математическая ромашка».

На учительском столе лежат лепестки ромашки. Дети берут по лепестку, решают пример и прикрепляют на магнитную доску. При затруднении дети пользуются числовой линией на доске. Получается ромашка.

3+3   12+3   15+3     4+4      20-4     12-4   8-4       6-6      9-3    

Б) Устный счёт. 

- Давайте вспомним, что такое умножение. Зачем нужно действие умножения?

Прочитайте примеры.  

7+7                           7-7

6+6+7                       5+5+5

    4+4-4                        7+7-6

-Какие из них можно заменить умножением? Замените устно.

- Какие нет, почему? (разные слагаемые, вычитание не заменяем умножением)

–Прочитайте примеры.

3х3                       5х2

2х5                       4х3

-Как называются числа при умножении? Что нужно найти?

-Что нужно сделать, чтобы посчитать? (Заменить сложением)

3) Установить соответствие. На доске запись:  2х3          3х2

-Возле школы 2 клумбы. На каждой росло по 3 розы. Сколько всего роз росло на двух клумбах? (3х2)

-На лесной опушке жили 3 ёжика. Под дикой яблоней они нашли по 2 яблока. Сколько всего яблок нашли ёжики? (2х3)

-Почему выбрали это решение? Почему второй пример не подходит? Какое число пишем на первом месте?

III. Пальчиковая гимнастика

-Какое сегодня число? Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Дети берут пальцами одной руки другую, начиная с мизинца, а затем меняют руки.

- «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, этот пальчик я. Вот и вся моя семья.»

3 человека работают за конторками. Запись числа в тетрадь.

Минутка чистописания: 3 8

IV. Самоопределение  к деятельности. Проблемная ситуация.

Работа на магнитной доске.

-В вазе 2 цветка. Сколько цветов в 4 вазах? в 6 вазах? в 9?

-Давайте подумаем, когда нам нужно применить действие умножения. Например, в столовой стоит 3 стола, на каждый стол поставили по 2 тарелки. Вам нужно посчитать, сколько нужно взять тарелок.  А если столов 5? 7? 2?

-Каким действием будем решать задачу? Как записать решение?

На доске появляется запись:

2х3           2х5        2х7        2х2  

-Прочитайте примеры. Что особенного заметили? Легко и удобно каждый раз считать, прибавляя по 2.

V. Сообщение темы урока.  

-Чтобы каждый раз не начинать прибавлять сначала придумали удобные таблицы. Их нужно запомнить и сразу называть ответ.

VI. Изучение новой темы.

  1. Знакомство с образцом.

Объясняю с использованием дидактического материала - карточек с изображением 2 цветов в вазе.  

Алгоритм работы:

-Сколько ваз? Сколько цветов в вазе? Сколько раз взяли по 2?

Записываю пример на доске, дети в тетрадях.

2х1=2            2х6=12          

2х2 =4           2х7=14

2х3=6            2х8=16

2х4 =8           2х9=18

2х5=10          2х10=20

-Удобно теперь будет сразу посчитать, сколько цветов в 4 вазах? В 6?

-Откройте учебник на с.81. Найдите таблицу, прочитайте в учебнике и сравните с вашими записями в тетради.

-У всех одинаково с учебником? Эту таблицу надо запомнить и каждый раз не прибавлять по два.

 Для закрепления дети выборочно читают примеры.

2.        Отработка навыка использования таблицы умножения на 2.

1.Фронтальная работа. Дети записывают решение задач на доске и в тетрадях.

-Во дворе школы 2 клумбы. На каждой клумбе 2 розы. Сколько всего роз на клумбах?

- На день рождения к Коле пришли 3 друга, каждому мама положила по 2 кусочка пирога. Сколько всего кусочков пирога положила мама?

-К новому учебному году Свете купили 4 карандаша, каждый стоил 2 рубля. Сколько рублей потребовалось, чтобы купить карандаши?

- На уроке рисования учитель дал ребятам по 2 альбомных листа. Сколько всего листов потребовалось учителю, если в классе 8 учеников?

3. Закрепление действия по образцу. Самостоятельная работа.

-А теперь откройте учебник с.83 № 6.1. Кто изображён на рисунке? Что у каждого ребёнка? По сколько конфет? Что нужно найти? Запишите решение самостоятельно.

4.        Проверка самостоятельной работы.

-Прочитайте решение. Сколько всего конфет у ребят? Каким действием решали? Каким удобнее, быстрее решить задачу?

-Кому было трудно? Что не получилось?

  VII. Физминутка

а) зарядка для глаз:

«Волшебный круг»

голову держать прямо, ровно глазами смотрим по кругу: окно - пол -дверь -потолок, затем обратно: дверь-потолок - окно- пол. Повторить три раза.

Три раза зажмуриться.

На настенной сюжетной картине найти мышку, найти и посмотреть на дворец, на лебедь, на дуб.

б) «Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.»

VIII. Закрепление навыка замены суммы чисел на умножение. Работа в парах.

А) Работа по учебнику с.82 № 3.

Коллективное чтение задачи. Анализ:

-О ком говорится в задаче? Сколько козлят было у козы? Что принесла коза? Что ещё известно в задаче? Что нужно узнать? Запишите решение самостоятельно.

Б) Проверка работы в парах. Дети обсуждают решение с товарищем по парте.

-Сколько стаканов молока выпили козлята? Прочитайте решение. Каким действием вы узнали?

-А теперь давайте сравним, как решили эту задачу ваши одноклассники из другой школы.

Ваня решил задачу так: 7х2=14

Катя решила задачу так: 2х7=14

Ответ получился одинаковый. Как вы считаете, и Ваня и Катя решили задачу верно? Почему? Что должно быть на первом месте, первый множитель?

  1. Геометрический материал.

- У вас на партах лежат полоски бумаги. Возьмите и измерьте самую маленькую полоску? Сколько сантиметров? Сколько сантиметров самая большая полоска? Что можно сказать о третьей полоске? Сравните её с маленькой полоской, с большой? (она больше маленькой, но меньше большой).

4 см < 12 см                        8 см > 4 см

12 см > 4 см                        8 см<12 см

X. Итог.

-  Молодцы! Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке!

- Что узнали нового на уроке? Какой секрет математики мы узнали? Что понравилось на уроке?

- Чему учились на уроке? Зачем нужна таблица  умножения на 2?

XI. Рефлексия.

Показывают карточку в соответствии с их настроением в конце урока.

Проследить, как изменилось эмоциональное состояние детей в процессе занятия.

XII. Домашнее задание.   1, 2 группа – с. 86 № 17

                                          3 группа – с.85 № 14, 2-й столбик

                                          4 группа – с.85 № 14, 1-й столбик

   

                                                         

№3

Тема. Решение примеров и задач на умножение, сложение и вычитание в пределах 20.

Цель: закрепить навык применения действия умножения на практике.

Задачи:

Регулятивные УУД:  

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение;

- учиться осуществлять самоконтроль и самооценку;

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Личностные УУД: 

- формировать положительную учебную мотивацию;

 -сформировать понимание необходимости знаний в жизни;

-воспитывать аккуратность, усидчивость;

-развивать устойчивость внимания.

Коммуникативные УУД:

-учится слушать товарища, уважать мнение другого.

-развивать навык сотрудничества с одноклассниками, с учителем, обращаться за помощью и принимать помощь;

-уметь контролировать свои действия

Предметные УУД:

-упражнять в  применении таблицы умножения на 2 при решении текстовых задач;

-закреплять  умения применять действие  умножения на практике, отличать его от других математических действий;

- тренировать умение учеников решать задачи по краткой записи;

-развивать память и внимание.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация,  магнитная доска,  сигнальные карточки, индивидуальные карточки с примерами, сюжетные иллюстрированные картинки, дид. раздаточный материал,

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

I.Орг. Момент. Психологический настрой.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Нас оно торопит в класс-

Математика у нас.

Ориентация во времени.

-Какой сейчас урок?

- Какой по счёту урок?

-Какой будет следующий урок?

-Какой был урок перед этим?

II.  Актуализация знаний. Подготовка к активной деятельности на уроке.

а) Игра «Математическое лото». Закрепление таблицы умножения на 2.

А) У детей карточки с ответами таблицы умножения на 2. Играем по принципу лото.  

Б) Устный счёт.

   1. Заполните пробелы. Работа с сигнальными карточками.

   2х1=..            2х6=..          

2х.. =4           2х7=..

2х3=..            2х..=16

2х4 =8           2х..=18

2х..=10          2х10=..

2) Что лишнее? Объясните почему?

2х4      5х3      3+7    3х6

III. Пальчиковая гимнастика.

- Давайте подготовим наши пальчики к работе.

«Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту трём, трём

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмём, жмём»

Минутка чистописания: 3 человека работают за конторками.

Запись числа в тетрадь.

Минутка чистописания: 6 9

IV. Самоопределение  к деятельности. Проблемная ситуация.

   На доске примеры:  2+7        2х7            7-2

-Прочитайте примеры. Как называется каждое действие? (сумма, произведение, разность)

Выберите нужное действие:

- В цирке у клоуна было 7 шаров. Два он подарил детям. Сколько шаров осталось у клоуна? Как узнали, каким действием?

Подчёркиваем на доске соответствующий пример, и один ученик  записывает результат на доске.

- У клоуна было 7 синих шара и 2 красных. Сколько всего шаров было у клоуна?

Дети называют действие, подчёркивают на доске и записывают результат.

-Клоун дал 7  ребятишкам по 2 шарика. Сколько всего шариков было у клоуна?

Дети подчёркивают последний пример, называют действие, результат.

-Посмотрите внимательно, что общего в этих примерах? (цифры 7 и 2) Чем они отличаются? Что мы находили в первом примере? (сумму) Что во втором? (произведение) Что в третьем? (разность).

V. Сообщение темы урока.  

-Чтобы  хорошо различать эти математические действия мы будем сегодня с вами решать много задач и совершим поход в зоопарк.

VI. Изучение новой темы.

1.        Знакомство с образцом.  Задачи в стихах. Фронтальная работа. Каждую задачу комментирует один ученик. Решение записать в тетрадь.

-Какие животные живут в зоопарке? Зачем нужны зоопарки? Кто из вас был в зоопарке и каких животных видели?

-Итак, в клетке 2 тигрёнка, у каждого тигрёнка по 4 лапки. Сколько всего лапок у двух тигрят? СЛАЙД

- Как узнали?

- Какое арифметическое действие использовали?

   Папа – слон слону – сынишке  СЛАЙД

Подарил двенадцать книжек.

Их слонёнок прочитал

И друзьям своим раздал.

Книгу дал он бегемоту,

Две – морскому кашалоту.

Сколько книг осталось у слонёнка?

Восемь маленьких зайчат СЛАЙД

На лужайке в ряд сидят.

Прискакали к ним три брата.

Им зайчата очень рады.

Прибежал ещё один.

Сосчитать мы всех хотим.

Сколько же всего зайчат

На лужайке в ряд сидят?

В зоопарке я бывала, СЛАЙД

Обезьянок там видала:

7 сидели на песке,

5 качались на доске,

А ещё 3 спинки грели.

Сосчитать вы всех успели?

-Покормим животных.

У Кузьмы в руках корзина,

В ней лежат два апельсина,

Сливы две и две хурмы.

Сколько фруктов у Кузьмы?

-Каких животных можно покормить этими фруктами?

 

Сколько насекомых в воздухе кружат? СЛАЙД

Сколько насекомых в ухо мне жужжат?

2 жука и 2 пчелы,

Мухи 2, 2 стрекозы,

2 осы, 2 комара.

Называть ответ пора.

4х2=8   12-1-2=9   8+3+1=12        7+5+3=15        2+2+2=2х3=6      2х6=12

Вывод: какими арифметическими действиями мы решали задачи? Каких животных мы повстречали? Как люди относятся к животным в зоопарке?

2.  Закрепление действия по образцу.  Отработка навыка решения задач.

Решение задач из учебника на с.84-85 № 13.

Условие по рисунку составляем коллективно. Проговаривают 2-3 человека.

-Что нужно узнать в задаче? Каким действием узнаем? Можно заменить умножением? Почему?

2+3+2

Работа в паре. Решение задачи № 2.

После проверки задаю вопрос:

-Можно задачу решить умножением? Как?

Уточняющий вопрос: 2х3  или 3х2?

Дети объясняют: по 2 щенка у 3 собак.

VII. Физминутка

А)Зарядка для глаз.

-Найдите на нашей картине животных, птиц, которых можно встретить в зоопарке. Назовите их. (Волк, медведь, лиса, лебедь.)

- Почему в зоопарке не встретите кота? (это домашнее животное, а в зоопарке только дикие животные)

Б) «Утром бабочка проснулась,

  Потянулась, улыбнулась,

  Раз – росой она умылась,

  Два – изящно покружилась,

  Три – нагнулась и присела,

  На четыре – улетела.»

VIII. Закрепление навыка.

Работа в группах.  Решение задачи.

  Для животных в зоопарк на обед привезли 11 килограмм яблок, моркови на 5 кг меньше, чем яблок. Капусты привезли на 13 кг больше, чем моркови. Сколько килограмм капусты привезли в зоопарк?

Дети обсуждают условие группами, записывают краткое условие, решение и ответ.

Проверка работы в группах. Сравниваем, как решили задачу 1 группа и 2 группа.

IX. Геометрический материал. СЛАЙД

Для животных в зоопарке построили домики, вольеры.  Какую форму они имеют? Что строят, располагают внутри клеток? Зачем? Вычислите длину прямоугольной клетки, если стороны равны 3м и 5м.

X. Итог.

- Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали на уроке! 

Выставление оценок.

XI. Рефлексия.

- Чему учились на уроке? Что нового узнали? Зачем нужна таблица  умножения? Что понравилось на уроке?

Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

У учащихся 3 смайлика. Они показывают смайлик в соответствии с их настроением.

XII. Домашнее задание.   1 и 2 группа - с.87 № 22

                                            3 и 4 группа – с.87 №24 а

№4

Тема. Деление на равные части. Знак  деления.

Цель: сформировать представление о новом математическом действии-делении.

Регулятивные УУД:  

-учить работать по образцу, соотносить свои действия с предложенным планом, выявлять недочёты в своей работе;

-отрабатывать умение произвольно включаться в деятельность и работать в общем темпе.

Личностные УУД: 

-способствовать освоению личностного смысла учения;

- формирование положительной учебной мотивации, понимание смысла учебной деятельности;

-воспитывать самостоятельность, личную ответственность за результат, учить простым способам рефлексии.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать речь учителя, своих товарищей;

-воспитывать взаимопомощь, умение сопереживать;

Предметные УУД:

-уметь делить четные числа поровну на части;

-сформировать понимание математического действия деления, учиться применять его на практике;

 - познакомить со знаком и записью действия деления, уметь отличать от других математических знаков;

 - развивать умение решать текстовые задачи.

Оборудование: счётные палочки, треугольники, карточки 3-х цветов, «Волшебный сундучок» и письмо от Буратино, конторки, тренажёр восьмёрка на потолке, карточки для групповой работы.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний

I.Орг. Момент. Психологический настрой.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Добрый день, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку. Сегодня на уроке нас ждёт новое открытие, старайтесь быть внимательными, активными! Ориентация во времени.

- Назовите месяцы осени?

-Какой сейчас месяц?

-День недели?

-Какое сегодня число? Молодцы!

-Я желаю вам на уроке удачи, хорошо потрудиться, чтобы узнать и понять новое и показать свои знания, умения. А что нужно для этого? (Внимание, старание, терпение и знания). Что вы хотите пожелать друг другу на уроке?

II. Актуализация знаний. Подготовка к активной деятельности на уроке.

а) Игра «Математическая цепочка»

5+6-7х2+6-9х2-10=0

-Какие математические действия вы выполняли?

б) Выберите правильный ответ.

2х7      8-5     2х4      2+8             2х9

-по 2 взяли 4 раза  

-по 2 взяли 7 раз

- к 2 прибавили 8

- из 8 вычесть 5

-по 2 взяли 9 раз

Дети выходят и подчёркивают соответствующий пример.

в) Устный счет.

    -Выберите правильный ответ

2х4=   6  8

2х9=  18  12

3х6= 16  18

4х3= 16 12

3х5=13  15

г)-Поставьте нужный знак

2  2=0

2  5=10

6  2=4

- Молодцы! Какие математические действия вы выполняли?

III. Пальчиковая гимнастика.  Работа за конторками.

Вот помощники мои.

Их как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Чок-чок-чок-чок

Скачет резвый каблучок!

3 человека работают за конторками.

Запись числа в тетрадь.

Минутка чистописания: 8 0

IV. Самоопределение  к деятельности. Проблемная ситуация.

-Ребята, у меня есть волшебный сундучок и сегодня в нём необычное задание - письмо от Буратино. Давайте прочитаем его.

 «Дорогие ребята! Вы знаете, как Мальвина любит задавать уроки. Вот и сейчас она задала такие трудные задачки. Помогите мне их решить. Я очень хочу к папе Карло.

-За столом к обеду собрались Мальвина, Пьеро, Артемон  и Буратино. К чаю подали  8 кусочков сахара. Сколько нужно взять каждому, чтобы у всех было поровну?

-После обеда Мальвина дала задание нарисовать сад и раздала 9 карандашей поровну Пьеро, Артемону и Буратино. Сколько карандашей получил каждый?»

-Поможем Буратино?

Задача 1.

-О чём говорится в задаче? Сколько героев сказки сидело за столом? Сколько кусочков сахара подали?

К доске выходят 4 ученика, ещё один берёт 8 палочек и раздаёт каждому сначала по 1 палочке.

-Остались палочки?  Давайте ещё раздадим по 1. Закончились палочки?  Сколько  палочек у каждого получилось? По 2.

V. Сообщение темы урока.  

    - Решение этой задачи записываем так 8 : 4=2. Знак : называется деление, и действие называется деление.

Читаем так: восемь разделить на четыре получится 2. По 2 кусочка сахара получит каждый.

Задача 2.

К доске выходят 3 ученика, ещё один берёт 9 палочек и раздаёт каждому сначала по 1 палочке.

-Остались палочки?  Давайте ещё раздадим по 1. Закончились палочки? Раздаём, пока палочки не закончатся.

- Сколько  палочек у каждого получилось? По 3.

- Решение этой задачи записываем так 9:3=3.

- Откройте учебник. Назовите тему нашего сегодняшнего урока? Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?  

(Чтение правила на с.89)

 - Что нам нужно запомнить? Прочитайте и скажите, что такое деление?

-Как пишется знак деления?

-Как читается пример со знаком деления?

VI. Изучение новой темы.

  1. Знакомство с образцом.

-Посмотрите на рисунок на с.89  и объясните, как можно посчитать, сколько яблок достанется каждому мальчику?  Посчитайте, сколько яблок? Что сделать, чтобы каждому досталось одинаково?

Один ученик берёт 10 кружочков и раздаёт их 2 одноклассникам. Остальные наблюдают.

-Что мы делали с числом 10? (делили). Первое число в примере на деление называется делимое, мы его делим. На сколько частей делим, называется делитель. Результат называется частное, потому что каждый мальчик получил часть от общего числа.

-Посчитайте, по сколько получилось у каждого мальчика?

-Какое действие мы выполняли?

-Зачем нужно действие деление?

Обращаю внимание, что делим на равные части.

  1. Закрепление действия по образцу.

Аналогично к доске выходят 2 ученика поочерёдно, выполняют и объясняют решение следующих задач:

Учитель раздал 12 тетрадей 3 ученикам поровну. Сколько тетрадей получил каждый ученик?

В библиотеке 8 книг поставили на 2 полки поровну. Сколько книг поставили на каждую полку?

-Какое действие выполняем? Как записать решение?

VII. Физминутка

А) зарядка для глаз -восьмёрка на потолке.

Дети обводят глазами сначала красный круг, затем зелёный и по синим восьмёркой.

Б) «Утром бабочка проснулась,

  Потянулась, улыбнулась,

  Раз – росой она умылась,

  Два – изящно покружилась,

  Три – нагнулась и присела,

  На четыре – улетела.

  Покачайтесь, покружитесь,

  Потянитесь, распрямитесь,

  Поскачите, пошагайте,

  Наклонитесь, приседайте,

  И закончив упражненье,

  Прекращаем мы движенье.

VIII. Отработка навыка выполнения действия деления. При решении используют счётные палочки.

  1. Работа в группах.

Решение текстовых задач на с. 94 № 16.1-1 группа и №16.2-2 группа.

2. Проверка работы групп.

Один ученик из группы объясняет, как записали решение задачи и как считали.

- У кого не получилось? Что не получилось?

IX. Геометрический материал.

Работа с треугольниками. С.95, № 21- дети показывают прямой угол у треугольника и у каждой фигуры определяют, есть прямой угол или нет, и сколько прямых углов.

-Как называется фигура, у которой все углы прямые?

-Сколько таких фигур? Назовите номер.

X. Итог урока.

- Что узнали нового на уроке?  Чему учились? Зачем нужно уметь делить? Когда вы встречались с такими примерами, действиями? (в семье поровну разделить сладости, в классе поровну разделить игрушки, разложить в столовой ложки, расставить на праздник посуду)

XI. Рефлексия.

- молодцы! Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке! Чья работа на уроке вам сегодня понравилась? Какое задание было самым интересным?

Самооценка с помощью трёхцветных карточек:

Красная –всё хорошо получилось, без ошибок; зелёная – были небольшие замечания и недочёты; синяя – были ошибки.

XII. Домашнее задание.  С.95 № 20, повторить таблицу умножения на 2.

№5

Тема. Таблица деления на 2.

Цель: познакомить с таблицей деления на 2.

Регулятивные УУД:

 - учить формулировать тему и цель урока с помощью учителя, принимать учебную задачу;

- учиться осуществлять самоконтроль и самооценку;

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Личностные УУД:

- формировать положительную учебную мотивацию, понимание смысла учебной деятельности;

-воспитывать ответственность, самостоятельность;

- учить навыкам самоконтроля, усидчивости, выдержке;

 Коммуникативные УУД: 

- учить обращаться за помощью и принимать помощь от одноклассников, учителя;

-воспитывать умение считаться с чужим мнением, взаимодействовать с людьми.

Предметные УУД:

-формировать знания обучающихся таблице деления на 2, учить применять ее на практике;

-осуществлять коррекцию и развитие памяти (кратковременной и долговременной);

- упражнять в выполнении действия деления.

Оборудование: мячики с разным наполнителем, магнитная доска,  конторки, настенная сюжетная картина, карточки для индивидуальной работы.

Тип урока: изучение нового материала.

I.Орг. Момент. Психологический настрой.

 «Мы внимательны.

 Мы старательны.

Мы хорошо учимся.

И все у нас получится ».

- Добрый день, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку. Сегодня на уроке нас ждёт новое открытие, старайтесь быть внимательными, активными!    

-Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра?

Молодцы!

II.  Актуализация знаний. Подготовка к активной деятельности на уроке.

а) Игра «Не подведи друга»

К доске выходят по 2 человека. Один пишет ответ на данный пример,  второй — на следующий. 2х4       2х7           2х2     2х1      2х9

                           8, 10;    14, 16;      4, 6;    2,4;     18, 20.

б) Устный счет.

       -Какие математические действия вы знаете? Назовите.

+   -   х   :

Подставьте нужное действие:   13  5=        

Уменьшаемое13, вычитаемое 5, найти разность.

Первый множитель 2, второй множитель 8, чему равно произведение?

Первое слагаемое 6, второе слагаемое 4, найдите сумму.

Делимое 6, делитель 2. Найти частное.

Последний пример считают с опорой на наглядность.  

- Молодцы! Какие математические действия вы выполняли?

III. Пальчиковая гимнастика. Работа с мячами с разными наполнителями.

-Сегодня мы поработаем с мячиками. Сколько человек в классе? Если каждый возьмёт по одному мячику, сколько всего мячиков надо, чтобы провести зарядку? А если каждому дать по два мячика, сколько всего надо мячиков? Сколько мячей у ребят первого ряда? А второго7

Сжимание мячиков в руках. Один мячик катают между ладошками, между пальчиков. Затем ладошкой одной руки по тыльной стороне второй руки и наоборот.

3 человека работают за конторками.

Запись числа в тетрадь.

Минутка чистописания: 1 4

IV.Самоопределение  к деятельности. Проблемная ситуация.

-Давайте вспомним, с каким математическим действием мы познакомились на прошлом уроке? Вспомните названия компонентов при делении?

Ребята, если нам надо 6 карандашей разложить в 2 коробки поровну, как это нужно сделать? А если 10 стаканов на 2 стола? 4 цветка высадить на 2 клумбы поровну?  Удобно нам каждый раз брать палочки или картинки и делить?

V. Сообщение темы урока.  

    - Для того, чтобы нам быстро делить на нужное количество равных частей и знать результат существуют таблицы. На сколько частей мы делили в каждой задаче?

Кто догадался, какую таблицу мы будем сегодня составлять и запоминать?

- Откройте учебник. Назовите тему нашего сегодняшнего урока. Что нам нужно запомнить?

VI. Изучение новой темы.

1.Работа по учебнику на с.96.

- Вспомните, как называются числа при делении. Назовите делимое в каждом примере первого столбика? Чем они отличаются? Назовите делитель?

-Назовите частные? Чем они отличаются?

Записать самостоятельно таблицу деления на с.96 №1.

Прочитать несколько примеров вслух.

  1. Закрепление действий по образцу.

Пользуясь таблицей деления записать решение текстовых задач №4 на с.97.

3.Проверка действий по образцу.  

- Как записали решение задач? У кого возникли затруднения?

VII. Физминутка

А) «Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.»

Б) офтальмологическая зарядка. Работа с настенной сюжетной картиной:

-Назовите героев известных вам сказок?

Машенька испекла 8 пирожков и разделила дедушке и бабушке поровну. По сколько пирожков получили дедушка и бабушка?

VIII. Отработка навыка использования таблицы деления на 2.

А. Решение примеров  по карточкам.

12:2=              6:2=                   2:2=

16:2=              8:2=                   4:2=

20:2=             12:2=                10:2=

Б. Проверка работ.

Дети читают примеры, их результаты.

На слайде полное решение примеров.

IX. Геометрический материал.

Работа по учебнику с 98 № 9. Начертить треугольник по точкам.

X. Итог урока.

- Что узнали нового на уроке? Как вы думаете, быстрее теперь будет выполнять деление на 2?

XI. Рефлексия.

- Кому было интересно и легко на уроке, выберите  весёлого смайлика, кому было интересно, но трудно, сложно выберите смайлика без улыбки, кто не понял, что такое умножение выберите грустного смайлика.- молодцы! Сегодня вы очень хорошо поработали на уроке!

XII. Домашнее задание. С.98, № 6, 1,2 группа-2-й столбик;

                                                             3,4 группа -1-й столбик.

Список литература:

1.Алышева Т.В.Учебник «Математика» в 2-х частях, 3 класс./ .В.Алышева .-М.: Просвещение, 2018 го-.

2.Кульневич С.В, Лакоценина Т.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие./ С.В.Кульневич, Т.В.Лакоценина -Воронеж. «Учитель», 2001 год-173 с.

3.Лысенкова. Когда легко учиться/ С.Н.Лысенкова.- М.: «Педагогика», 1981 год-44с.

4.Лысенкова. Методом опережающего обучения./ С.Н.Лысенкова- М.: «Просвещение», 1988 год -192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.

Показаны возможности формирования познавательных логических универсальных учебных действий в начальной школе....

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах

Материал посвящён формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться....

Формирование базовых учебных действий на уроках в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ.

Социализаця детей с ограниченными возможностями здоровья является важной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваюся современные подходы к решению данной проблемы на основе разнооб...