Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах
статья (2 класс) на тему

Пискунова Любовь Павловна

Материал посвящён формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_matematiki.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

г. Балаково Саратовской области

Формирование универсальных учебных действий

на уроках математики в начальных классах

Доклад учителя начальных классов

Пискуновой Любови Павловны

        Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит на разных учебных предметах и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

1 слайд     ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ направлен на  достижение следующих целей:

-         развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; 

-       освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

- воспитание интереса к математике;

2 слайд   Математика в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических.

Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь).

В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения.  

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. Школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
 

3 слайд     Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

 • 1 этап — вводно-мотивационный.

 Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации. На этом этапе обучающиеся должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить. (Используется технология проблемного обучения.)

 • 2 этап — открытие математических знаний.

 На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

 • 3 этап — формализация знаний.

 Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.

 • 4 этап — обобщение и систематизация.

 На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему.

Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС, обеспечивающие формирование познавательных универсальных действий на уроках математики.

Технологии

  Методы                                                                 

Формируемые УУД


 

Проблемное обучение       

Создание проблемной ситуации

Познавательные:

общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение

Познавательные: логические универсальные действия

Индивидуально – дифференцированный подход

Разноуровневые задания              

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия

Компетентно – ориентированное обучение

Исследовательская работа, проектная деятельность

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия

Информационно – коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.


 

Виды универсальных действий

Виды заданий

Личностные

• Участие в проектах

• Подведение итогов урока

• Творческие задания, имеющие практическое применение

• Самооценка событий

Познавательные

• «Найти отличия»

• «Поиск лишнего»

• «Лабиринты»

• «Цепочки»

• Составления схем-опор

• Работа с разными видами таблиц

• Составления и распознавание диаграмм

• Работа со словарями

Регулятивные

• «Преднамеренные ошибки»

• Поиск информации в предложенных источниках

• Взаимоконтроль

• Диспут

• «Ищу ошибку»

• Контрольный опрос на определенную проблему

Коммуникативные

• Составь задание партнеру

• Отзыв на работу товарища

• Групповая работа

• «Подготовь рассказ на тему…»

• «Объясни …»

 

  Приведу несколько заданий, которые позволяют оптимизировать уроки математики, сместив акцент с фронтального опроса на самостоятельную исследовательскую деятельность младших школьников.

Слайд 9   Из всех выражений выпишите и найдите значения тех выражений, в которых сложение надо выполнить:

а) первым, б) вторым, в) третьим действием:

4 •7+3          90-52+18              70-(10+15) • 2

37+26-16       15+45:5-12        45:9+5• 3

24+6 •3           (30+70):10• 2      40+60:5•2

Слайд 10 Расставьте в выражениях скобки несколькими способами и вычислите значения получившихся выражений:

а) 76-27-12+6                    б) 78-18:3 •2

Слайд 11 Поставьте скобки в выражениях так, чтобы оно имело указанное значение

16:4:2=8

24-16:4:2=1

24-16:4:2=16

-Раздели числа на две группы: 15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40

При выполнении этого задания очень важно обратить внимание детей на то, что признак разделения заданных чисел на группы не задан и им предстоит определить его самим. Числа могут быть разделены на две группы по разным признакам, но необходимо следить за тем, чтобы все числа были распределены по группам и не случилось так, что одно и то же число попало в обе группы.

-Для повышения эффективности обучения и развития учащихся большое внимание заслуживают задачи, допускающие не одно возможное решение, а несколько ( здесь имеются в виду не разные способы нахождения одного и того же ответа, а существование разных решений-ответов и их поиск). Задача в этом случае не сковывает ученика жесткими рамками одного решения, а открывает ему возможность для поисков и размышлений, исследований и открытий, пусть на первый раз и маленьких. Например

Слайд №12  Незнайка пытался записать все примеры на сложение трёх однозначных чисел, чтобы в результате каждый раз получалось 20 (некоторые слагаемые могут быть одинаковыми), но он всё время ошибался. Помогите ему решить задачу.

Решение.

1) 9+9+2=20               5) 8+8+4=20

2) 9+8+3=20               6) 8+7+5=20

3) 9+7+4=20               7) 8+6+6=20

4) 9+6+5=20                8) 7+7+6=20

Как видим, задача имеет восемь решений. Чтобы не пропустить ни одного из них, необходимо записывать решения в определённой последовательности.

Приведенные задания способствуют развитию познавательных способностей детей, расширению их математического кругозора, помогают глубже и прочнее овладевать программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения математического образования.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.
  2. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. – практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С.46-54.
  3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
  4. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 .
  5. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М., 2002.
  6. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. – М., 2008.

Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000» / под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. , 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Развитие УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения...