Главные вкладки

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах
    статья (2 класс) на тему

    Пискунова Любовь Павловна

    Материал посвящён формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_uud_na_urokah_matematiki.docx23.18 КБ

    Предварительный просмотр:

          Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 28»

    г. Балаково Саратовской области

    Формирование универсальных учебных действий

    на уроках математики в начальных классах

    Доклад учителя начальных классов

    Пискуновой Любови Павловны

            Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит на разных учебных предметах и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

    1 слайд     ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ направлен на  достижение следующих целей:

    -         развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; 

    -       освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

    - воспитание интереса к математике;

    2 слайд   Математика в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических.

    Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь).

    В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения.  

    Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. Школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
     

    3 слайд     Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

     • 1 этап — вводно-мотивационный.

     Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации. На этом этапе обучающиеся должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить. (Используется технология проблемного обучения.)

     • 2 этап — открытие математических знаний.

     На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

     • 3 этап — формализация знаний.

     Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.

     • 4 этап — обобщение и систематизация.

     На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему.

    Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС, обеспечивающие формирование познавательных универсальных действий на уроках математики.

    Технологии

      Методы                                                                 

    Формируемые УУД


     

    Проблемное обучение       

    Создание проблемной ситуации

    Познавательные:

    общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы

    Педагогика сотрудничества

    Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение

    Познавательные: логические универсальные действия

    Индивидуально – дифференцированный подход

    Разноуровневые задания              

    Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия

    Компетентно – ориентированное обучение

    Исследовательская работа, проектная деятельность

    Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия

    Информационно – коммуникативные технологии

    Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

    Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.


     

    Виды универсальных действий

    Виды заданий

    Личностные

    • Участие в проектах

    • Подведение итогов урока

    • Творческие задания, имеющие практическое применение

    • Самооценка событий

    Познавательные

    • «Найти отличия»

    • «Поиск лишнего»

    • «Лабиринты»

    • «Цепочки»

    • Составления схем-опор

    • Работа с разными видами таблиц

    • Составления и распознавание диаграмм

    • Работа со словарями

    Регулятивные

    • «Преднамеренные ошибки»

    • Поиск информации в предложенных источниках

    • Взаимоконтроль

    • Диспут

    • «Ищу ошибку»

    • Контрольный опрос на определенную проблему

    Коммуникативные

    • Составь задание партнеру

    • Отзыв на работу товарища

    • Групповая работа

    • «Подготовь рассказ на тему…»

    • «Объясни …»

     

      Приведу несколько заданий, которые позволяют оптимизировать уроки математики, сместив акцент с фронтального опроса на самостоятельную исследовательскую деятельность младших школьников.

    Слайд 9   Из всех выражений выпишите и найдите значения тех выражений, в которых сложение надо выполнить:

    а) первым, б) вторым, в) третьим действием:

    4 •7+3          90-52+18              70-(10+15) • 2

    37+26-16       15+45:5-12        45:9+5• 3

    24+6 •3           (30+70):10• 2      40+60:5•2

    Слайд 10 Расставьте в выражениях скобки несколькими способами и вычислите значения получившихся выражений:

    а) 76-27-12+6                    б) 78-18:3 •2

    Слайд 11 Поставьте скобки в выражениях так, чтобы оно имело указанное значение

    16:4:2=8

    24-16:4:2=1

    24-16:4:2=16

    -Раздели числа на две группы: 15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40

    При выполнении этого задания очень важно обратить внимание детей на то, что признак разделения заданных чисел на группы не задан и им предстоит определить его самим. Числа могут быть разделены на две группы по разным признакам, но необходимо следить за тем, чтобы все числа были распределены по группам и не случилось так, что одно и то же число попало в обе группы.

    -Для повышения эффективности обучения и развития учащихся большое внимание заслуживают задачи, допускающие не одно возможное решение, а несколько ( здесь имеются в виду не разные способы нахождения одного и того же ответа, а существование разных решений-ответов и их поиск). Задача в этом случае не сковывает ученика жесткими рамками одного решения, а открывает ему возможность для поисков и размышлений, исследований и открытий, пусть на первый раз и маленьких. Например

    Слайд №12  Незнайка пытался записать все примеры на сложение трёх однозначных чисел, чтобы в результате каждый раз получалось 20 (некоторые слагаемые могут быть одинаковыми), но он всё время ошибался. Помогите ему решить задачу.

    Решение.

    1) 9+9+2=20               5) 8+8+4=20

    2) 9+8+3=20               6) 8+7+5=20

    3) 9+7+4=20               7) 8+6+6=20

    4) 9+6+5=20                8) 7+7+6=20

    Как видим, задача имеет восемь решений. Чтобы не пропустить ни одного из них, необходимо записывать решения в определённой последовательности.

    Приведенные задания способствуют развитию познавательных способностей детей, расширению их математического кругозора, помогают глубже и прочнее овладевать программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения математического образования.

    Список литературы:

    1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.
    2. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. – практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С.46-54.
    3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
    4. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 .
    5. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М., 2002.
    6. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. – М., 2008.

    Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000» / под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. , 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

    Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

    Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

    Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

    В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

    В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

    В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

    Развитие УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения...