1 класс Математика. Конспект урока по теме: "Числа от 1 до 20. Нумерация. Название и последовательность чисел"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Кузьмина Светлана Викторовна

Урок "открытия" новых знаний. УМК "школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1kl_mat_11-20.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Пушкинская ООШ №22"

Урок математики

1 класс

Тема:

«Числа от 1 до 20. Нумерация.

Названия и последовательность чисел».

Учитель: Кузьмина Светлана Викторовна

                                                     Мичурино - 2018

Тип урока: урок «открытия» новых знаний. 12.03.2018.

УМК «Школа России». 

Оборудование:  мультимедийный проектор, карточки с числами первого десятка; карточки с заданиями для индивидуальной работы.  

Учебник:  «Математика» для 1 класса начальной школы  М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Цели:

-формировать  понятие о десятке;

-ввести термины «однозначные  числа», «двузначные числа»;

- познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.

Задач

-познакомить детей  с числами второго десятка: с  особенностями чтения, и записи; с  десятичным составом каждого числа от 11 до 20;

-повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять обучающихся  в  решении задач.

Планируемые результаты:

 Обучающиеся научатся

     Предметные:

1)  Образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа;

2) Сравнивать числа в пределах 20;

3) Решать задачи;

4) Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

УУД:    

      Личностные :

самоопределение , смыслообразование,  оценивать результаты своей работы на уроке.

      Регулятивные:

 -моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

  • воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения    арифметических действий;
  • прогнозировать результаты вычислений;
  • контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
  • оценивать правильность предъявленных вычислений;
  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

            Коммуникативные:

 формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль.

Числа от 1 до 20. Нумерация. Название и последовательность чисел

 1.Организационный этап. (Слайд 1)

Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.

           Учитель: Сегодня у нас необычный урок.    Мы с вами  отправимся в Математическую страну. Жители  этой страны приготовили для вас разные задания. Путешествие наше далёкое, трудное, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных математиков.  А есть среди вас такие? (Да)  Это мы сейчас проверим.

(Слайд 2) Тема урока: «Числа от 1 до 20. Нумерация. Название и последовательность чисел»

(Слайд 3) Цели урока:

  1. повторить нумерацию и состав  чисел до 10;
  2. познакомить с  понятием «десяток»;
  3.  формировать знания в образовании чисел второго десятка;
  4.  коррекция  логического  мышления и внимания

(Слайд 4) Учитель: А сейчас отгадайте загадку:

Два кольца , но без конца,

Посередине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я? (8) Щелчок

(Слайд 5) Минутка чистописания - цифра 8.

 2.Этап актуализации знаний.

 Цель: актуализация субъективного опыта обучающихся.

(Слайд 6) Учитель: Мы оказались с вами перед домом, в котором живет число 8. В каждой строке найдите два числа, при сложении которых получалось число 8.

                     

6

3

2

6

7

1

3

5

2

4

2

4

Щелчок на каждую строку.

Учитель:  Вспоминаем состав числа 7(На доске по 1 человеку, остальные за партами. Кто быстрее?)

             7

2

       

3

 5

 

1

4

(Слайд 7)

Учитель:  Отгадаем загадки. 

Два щенка-баловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей? (5)
Щелчок

Три гуся летят над нами,
Три других за облаками.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей? (8)
 Щелчок

Пошла курица гулять,
Собрала своих цыплят.
Семь бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сколько было цыплят? (10)
 Щелчок

Я нашёл в дупле у  белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка. (6)  
Щелчок

3.Этап мотивации (самоопределения ) к деятельности.

Цель: обеспечить мотивацию изучения нового материала.

Учитель: Посмотрите на  эти числа.

Какое из них отличается от остальных?

Дети:  10. Его можно назвать лишним.

Учитель: Почему вы назвали число 10?

Дети: оно не такое, как остальные.

Учитель:  Оно- двузначное, а остальные - однозначные.  ( Для его записи нужно две цифры - два знака).

Учитель: Давайте вспомним, что такое десяток?

Дети: Десять единиц составляют десяток.

Учитель:  Ребята, а сейчас мы с вами раскроем секрет образования чисел.

(Слайд 8)

Учитель:  Помните стишок про 0?    

«Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки…» 

Учитель: Если ж слева рядом с ним единицу примостим - он побольше станет весить, потому что будет десять.

 А теперь давайте попробуем в числе 10 заменять цифру 0 любой другой цифрой.

(Доска с карточками на магнитах.)

1

*

Учитель: Образуйте число 12,   16,   18,   15,  19     и т. д.

- Сколько знаков мы используем для записи этих чисел? (2)

- Как мы называем числа, в записи которых используются 2 знака? (Двузначными)  

 4. Практическая работа. «Открытие» новых знаний

-Отсчитайте десять палочек и свяжите их  в пучок.

-Сколько палочек в пучке? (10)

-Прибавьте к десятку ещё одну палочку.

-Сколько палочек стало?  (11)

-Сколько десятков палочек?  (1 десяток)

-Сколько ещё есть отдельных палочек?  (1)

-Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11?  (1 десяток и одна единица).

Слово «одиннадцать» состоит из частей «один» «на» «дцать».

Словом «дцать» в старину называли число 10. Значит, мы положили одну палочку на 10.

-Положите на десяток (на «дцать») ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке? (2)

-Сколько всего палочек? (12)

-Сколько десятков и сколько отдельных палочек? Сколько десятков и сколько единиц в числе 12?

-Итак, сделайте вывод: что в названии чисел от 11 до 20 обозначает первая часть слова? (число единиц)

-Что значит «на дцать»? ( мы складываем отдельные палочки на десять).

- На каком месте пишутся единицы, а на каком десятки?

Физминутка:

- Ребята, выполняйте столько упражнений, сколько увидите на экране:

(Слайд 9) Столько кивков головой;

(Слайд 10) Столько приседаний;

(Слайд 11) Столько хлопков в ладоши;

(Слайд 12) Столько раз потопать ногами.

5. Этап первичного закрепления нового материала.  

Цель: установить правильность и осознанность понимания нового материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести их коррекцию.

 Работа с учебником

Учебник:  стр.46 №1, №2(коллективное выполнение)

                  стр.47 №3, №4 (коллективное выполнение)

Учитель: Ребята, давайте повторим название чисел второго десятка

 (повторяют хором).  (Лента цифр на доске 11-20)

А теперь запишем эти числа в тетрадь: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20.

Игра «Покорми рыбок»

Назовите соседей числа 15.

Какое число предшествует числу 20.

Какое число следует за числом12.

Решение задачи. (Слайд 13)

Учитель: Ребята, как зовут этого сказочного героя?

Дети: Это Винни - Пух.

Учитель: Винни- Пух не может решить задачу.

Давайте поможем ему.

Задача. (Слайд 14)

Пятачок подарил Винни-Пуху  на День рождения 3 горшочка меда.   А Тигруля подарил 5 горшочков.

     Сколько всего горшочков мёда подарили Винни-Пуху?

    1.Чтение задачи обучающимися.

    2.     Анализ задачи по вопросам.

       - Что известно?

       - Что надо узнать?

Пятачок – 3 г.

Тигруля – 5 г.

Всего-?г.

- Как узнать, сколько горшочков подарили Винни-Пуху?

- Надо к 3 прибавить 5.

- Запишем решение.

- Ответили мы на вопрос задачи?

- Да.

- Запишем ответ.

6 .Этап подведения итогов урока.

Цель: совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.

Учитель:

- Что в названии чисел от 11 до 20 обозначает первая часть слова? (число единиц)

-Что значит «на дцать»? ( мы складываем отдельные палочки на десять).

в названии чисел второго десятка?

7.  Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: инициировать рефлексию обучающихся по вопросу  эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Учитель: - Вот мы и закончили путешествие по математической стране.

Что нового вы узнали из него? Что вам понравилось?

Довольны ли вы результатами своей работы на уроке?

На столах у вас лежат «Смайлики». Они разные - грустный, весёлый. Возьмите один и покажите, какое у вас настроение было на уроке.

Спасибо за работу на уроке.

Самоанализ урока в 1 классе 12.03.2018

Тема урока: «Числа от 1 до 20. Нумерация. Название и последовательность чисел»

  Данный  урок  предполагает формирование понятия о десятке, о «двузначных числах», о десятичном составе чисел.

  Цель урока: познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.

   Форму урока составляли структурные компоненты современного урока в рамках ФГОС.

Организационный момент имел мобилизующий характер.

Устный счёт включал в себя задания на повторение состава числа.  Решение задач на сложение в пределах 10 был проведён в форме фронтального опроса.

  На  этапе мотивации (самоопределения ) к деятельности были проведены упражнения на развитие внимания ( нахождение "лишнего" числа, добавление пропущенных чисел).  

    Работа над новым материалом была проведена с помощью практического задания – составлением  чисел от 11 до 20.

   Первичное закрепление нового   материала было проведено с помощью таких упражнений: счёт от 11-20 и обратно, нахождение соседей числа, название следующих и предшествующих чисел.  

  Данный тип урока предполагает формирование и закрепление умения решать задачу. Подробно была рассмотрена задача на увеличение числа на несколько единиц.  

    Закрепление пройденного  материала было проведено в форме игры «Покорми рыбок». Игра была проведена в форме дифференцированной работы,  в которую были включены задания на развитие мышления.

   Закрепление нового материала было проведено с использованием слайдов. Цель: закрепить знания по образованию чисел второго десятка, развитие умения записывать эти числа.

На уроке происходило формирование контрольно-оценочной деятельности  обучающихся.

   Все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока.

На уроке царила атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта, которую создавали стиль и тон отношений учителя с учениками.

  Считаю поставленные цели и  задачи достигнутыми. (Это доказывает активность детей на уроке.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Закрепление изученного по теме: числа от 1 до 20. Нумерация"

Урок математики проводился в 1 классе в конце 3 четверти по программе «Школа России».Форма проведения урока -игровая.Цели:   повторить  изученные приёмы  сложения и вычитания,...

Математика, 3 класс. Информационная карта урока по теме"Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание"

Информационная карта урока математикипо теме"Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание", разработанная для детей с ОВЗ...

1 класс Презентация к уроку: "Числа от 1 до 20. Нумерация. Название и последовательность чисел" УМК "Школа России"

Презентация включает в себя тему и цели урока, задания на знания состава чисел, минутку чистописания, задачу...

конспект урока по теме: "Число 14. Обозначение. Название. Образование."

Вспомнить место каждого числа в числовом ряду, правило получения предыдущего и следующего числа до 13.Познакомиться с новым числом 14. Рассмотреть случаи образования числа 14. Отрабатывать вычислитель...

Конспект урока по математике "Контрольная работа по теме «Числа от 11 до 20. Нумерация»" (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Контрольная работа по теме «Числа от 11 до 20. Нумерация»Цели деятельности учителя: осуществить педагогический контроль изучения темы «Числа от 11 д...