Конспект урока по теме:Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технология деятельностного метода обучения,

игровая технология,

обучение в сотрудничестве,

технология  дифференцированного обучения .

 

Методы:
-созданий проблемной ситуации( затруднение в выполнении действий),

-методы контроля и самоконтроля,

-практический

 -дифференцированная работа с проверкой по эталону

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарная работа. Тетрадь, платок, пенал, Москва, коньки, пальто, лисица

Слайд 2

Тема: Имена существительные, которые употребляются только в одном числе. Познакомимся.... Будем учиться находить... И правильно использовать ... .

Слайд 3

Тема: Имена существительные, которые употребляются только в одном числе. Познакомимся с именами существительными, которые имеют форму только числа. Будем учиться находить их среди других существительных. Правильно использовать их в речи.

Слайд 4

Продукты

Слайд 7

Прочитайте предложения. Все ли существительные записаны в них верно? Исправь найденные ошибки. 1.В магазине я купил шахмату. 2.Сочи – столица зимних Олимпийских игр. 3.У Коли красивая кроссовка. 4. Дима защищает ворота своей команды. 5. После уроков я каждый день катаюсь на коньке. шахматы

Слайд 8

1 уровень. Подпиши над существительными число. Подчеркни существительные, которые имеют только форму множественного числа. Финиш, прыжки, бег, прятки, санки, кроссовки, вратарь, скакалки, ворота. 2 уровень Прочитайте предложения. Все ли существительные записаны в них верно? Исправь найденные ошибки. 1.В магазине я купил шахмату. 2.Сочи – столица зимних Олимпийских игр. 3.У Коли красивая кроссовка. 4. Дима защищает ворота своей команды. 5. После уроков я каждый день катаюсь на коньке. шахматы красивые кроссовки. коньках.

Слайд 9

1 уровень. Подпиши над существительными число. Подчеркни существительные, которые имеют только форму множественного числа. Финиш, прыжки, бег, прятки, санки, кроссовки, вратарь, скакалки, ворота. 2 уровень Прочитайте предложения. Все ли существительные записаны в них верно? Исправь найденные ошибки. 1.В магазине я купил шахматы. 2.Сочи – столица зимних Олимпийских игр. 3.У Коли красивые кроссовки. 4. Дима защищает ворота своей команды. 5. После уроков я каждый день катаюсь на коньках. ед.ч. мн.ч. шахматы красивые кроссовки. коньках. шахматы

Слайд 10

садовник столяр тренер швея повар

Слайд 11

Итоги урока Сегодня я познакомился… Я научился… Я научился правильно использовать ... Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… У меня получилось… Я смог …

Слайд 12

Рефлексия - справился с работой – работал хорошо, но ещё в неполную силу – были сложности



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе». 2 класс

Тип урока: урок освоения нового.

Цели

предметные:

познакомить учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа;

совершенствовать умение изменять имена существительные по числам.

метапредметные:

регулятивные - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

познавательные – учить осуществлять классификацию по самостоятельно найденному основанию;

ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию,

коммуникативные - продолжать развивать у учащихся умение вести диалог с учителем, формировать умение работать в паре, находить общее решение.

личностные: развивать положительное отношение учащихся к изучению русского языка интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению знаний по русскому языку.

предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять число имён существительных (единственное и множественное), изменять существительные по числам; знакомы с формами имён существительных, употребляемых в одном числе: единственном или множественном и могут подобрать примеры таких имён существительных.

Оборудование:

Для учителя:

  • Учебник для второго класса. Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
  • Компьютер, экран, мультимедийный проектор
  • Указка, мел, доска.

Для учеников:

  • Тетрадь.
  • Учебник.
  • Ручка, карандаш, линейка
  • Карточки для парной работы, карточки с дифференцированными заданиями, листы самооценки.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I Мотивация к учебной деятельности.

настрой на работу.

У нас сегодня гость, Кто это? Он пришёл к вам с хорошим настроением и дарит вам свою улыбку. Подарите и вы свои улыбки ему. Обратите внимание, как он одет. Кто же он? С каким пожеланием он пришёл?

Учащиеся настраиваются на работу.

Это заяц. Он занимается спортом.

Призывает нас заниматься спортом.

Рисунок Зайца в спортивной одежде и на коньках.

II. Актуализация знаний: повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»

Картинный диктант

Учитель показывает рисунки с изображением предметов.

Тетрадь, платок, пенал, Москва, коньки, пальто, лисица.

Пишем.

Как называем эти слова?

-Почему мы называем их словарными?

Самопроверка

Тетрадь, платок, пенал, Москва, коньки, пальто, лисица

Проверь себя.

Самооценка

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте в листе самооценки 3 балла

У кого одна ошибка 2 балла

У кого две ошибки и больше 1 балл.

3. Самоопределение к деятельности.

-Какой части речи являются все слова? Повторить всё о существительном.

-Что такое имя существительное?

-Назовите одушевленное имя существительное.

-Назовите собственные имена существительные.

- Какое слово можно считать лишним? (коньки – не относится к общей теме стоит во множественном числе.)

-Что вы знаете о числе имен существительных?

Дети записывают слова.

Это словарные слова.

Дети проверяют записанные слова по слайду на доске

Оценивают свою работу в листе самооценки.

Это имена существительные.

Имя существительное – это часть речи.

Лисица.

Москва.

Коньки стоит во множественном числе, а все остальные слова стоят в ед.ч.

Имена существительные изменяются по числам. Если имя существительное стоит в ед.ч., то обозначает один предмет Если имя существительное стоит в мн.ч., то обозначает два или несколько предметов.

Картинки с изображением предметов.

Тетрадь, платок, пенал, Москва, коньки, пальто, лисица.

Слайд№1

III. Постановка учебной проблемы: выявить место затруднения и зафиксировать в речи причину затруднения

Теперь предлагаю поработать в паре

У вас на столе карточки со словами Прочитайте их.

Можно ли эти слова назвать именами существительными.

По какому признаку они распределены в два столбика

дом стена

стол круги

добро дрова

листва духи

Попробуйте образовать от существительных 1 столбика форму единственного числа, а от существительных 2 столбика форму множественного числа.

Проверим, как у вас получилось?

Самооценка (умение работать в паре)

Существительные ед ч……. Сущ мн.ч……….

Открытие нового знания

Что вы заметили?

Подумайте, почему не получается изменить форму числа некоторых имён существительных?

Какое открытие вы для себя сделали?

– Какова же тема нашего урока?

– Сформулируйте цель, используя слова: познакомимся...., научимся находить... и правильно использовать ... .

Мы уже знаем, что есть существительные, которые имеют только форму множественного числа. Как отличить такие существительные?

У некоторых слов не получается изменить форму слова.

Наверное. в русском языке есть существительные, которые употребляются только во мн.ч или только в ед.ч.

Открытие есть существительные, которые имеют только ед. числа

Открытие: в русском языке есть имена сущ., которые имеют форму только мн. числа.)

Имена существительные, которые употребляются только в одном числе.

Познакомимся с именами существительными, которые употребляются только в ед.ч и с

именами существительными, которые употребляются только во мн.ч.

научимся находить их среди других имён существительных и правильно использовать их в речи

Научимся понимать важность занятий спортом

– Надо попытаться образовать от существительного две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то...

Слайд №2,3

Физминутка

Суперфизминутка

Первичное закрепление: уточнить тему урока Применение своих знаний на практике

Попробуем применить свои умения на практике. сейчас я предлагаю зайти в магазин спорттовары и совершить покупки. Но покупая в одну корзину мы будем складывать предметы, имеющие форму только множественного числа, а в другую – форму мн.ч

Мяч , обручи, лото, коньки, перчатки, ролики, брюки, трико, шашки, домино

Проверка по слайду

Какой можно сделать вывод?

Сравнить своё мнение с правилом в учебнике, С. 64

Выполним упражнение 111.

Прочитайте слова ,исходя из темы урока, какое задание нам нужно выполнить?

3 ученика работают у доски.

Проверка.

Самооценка

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте в листе самооценки 3 балла

У кого одна или 2 ошибки 2 балла

У кого две ошибки и больше 1 балл.

Карточками распределяют в 2столбика.Остаются два слова: мяч и обручи.

ВЫВОД в русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа или только в форме единственного числа.

Читают по учебнику правило.

Нужно распределить эти слова в 3 столбика. (существительные, которые употребляются только во мн.ч.; существительные, которые употребляются только в ед.ч. и, существительные, которые изменятся по числам.)

Изменяются по числам: тетрадь доска торты стаканы банты снежинки гербы

Только в ед.ч солнце сахар молоко метро творог

Только во мн.ч санки ножницы очки весы

Оценивают свою работу в листе самооценки.

карточки со словами ( на доске)

На слайд №4 магазин и спортивные товары

Самостоятельная работа с проверкой по эталону организовать оценку собственной деятельности

Разноуровневые задания

Оцените свои возможности и выберите задания

На голубых карточках задания более лёгкие, анна оранжевых немного посложнее.

Проверка самостоятельно по эталону

Какая тема объединяет эти слова и предложения?

Какая польза от занятий спортом?

-Если мы занимаемся спортом, тогда мы вырастем здоровыми и сильными, выносливыми. Никогда не болеем. Значит нужно заниматься спортом.

Проверка дополнительного задания.

-А кто из вас занимается спортом и каким видом спорта?

Работают по карточкам разного уровня сложности

Если мы занимаемся спортом, тогда мы вырастем здоровыми и сильными, выносливыми. Никогда не болеем. Значит нужно заниматься спортом

Карточки разного уровня сложности

Кто успеет выполнить задание дополнительное задание на слайде: составьте 1-2предложения на тему «Я и спорт»

Подведение итогов Рефлексия урока организовать оценку собственной деятельности

Что узнали сегодня на уроке?

Работа с листами самооценки

- Поднимите руки, кто не допустил ошибки в словарных словах.

-Кому нужно ещё повторить

- Кто умеет работать а паре?

Поднимите руки, у кого получается находить имена существительные, которые употребляются только в одном числе.

Кто ещё затрудняется?

С такими именами мы начали только знакомиться . На уроках русского языка мы ещё будем повторять их и познакомимся ещё и с другими подобными существительными.

Довольны ли вы своей работой на уроке и с каким настроением вы заканчиваете урок. Покажите

Полоски разного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Число имен существительных»

Цель публикации: показать возможности использования ЭОР из Единой  коллекции ЦОР...

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"...

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"

Конспект урока "Кому и в чем подчиняются имена существительные"...

Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 3 класс

Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие  на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать у...

Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс

Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 классЦель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать ...